• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Куратор выставки documenta: Я не хочу бесчувственного искусства виртуозов-оппортунистов

Выставки - Выставка DOCUMENTA

куратор выставки documenta:  я не хочу бесчувственного искусства виртуозов-оппортунистов




Куратору выставки documenta Рогеру-Мартину Бюргелю претят эстетические хлопушки больших экспозиций. Почему ему важно донести искусство до любительской публики, он рассказал в интервью DW-WORLD.DE.

16 июня в Касселе открылась двенадцатая по счету выставка современного искусства documenta. Она дебютировала в 1955 году, проводится каждые 5 лет и считается одной из самых значимых выставок произведений современного искусства.

В канун открытия documenta на вопросы нашего корреспондента ответил ее куратор Рогер-Мартин Бюргель (Roger-Martin Buergel).

DW-WORLD.DE: Господин Бюргель, когда вас назначили куратором documenta, вы пообещали организовать легко усваиваемую выставку без каталога чудовищного размера , чтобы не засорять мозги посетителям. Вы сдержите свое обещание?

Рогер-Мартин Бюргель: Мы очень старались сделать выставку, чувственно воспринимаемую посетителями. А каталог составили небольшой и простой в обращении.

- Список художников, работы которых будут выставляться, до сих пор окутан тайной молчания. Это выглядит как пиаровский ход. Рассматриваете ли вы свою выставку documenta как театральное представление, в котором прежде всего важна хорошая драматургия?

- Нет, поскольку я считаю, что выставка должна вернуться к своим истокам. Она не должна быть одновременно кинофестивалем, танцевальным конкурсом, художественной выставкой и научной конференцией. Такое зачастую происходит, поскольку массовые мероприятия всегда еще предоставляют шанс и для увлеченной борьбы за предпочтения публики и культурологические толкования.

До начала выставки я не буду оглашать полный официальный список художников, поскольку я не хочу играться в эти невротические игры. Концентрация внимания на именах деятелей искусства, ожидание взрыва эстетической хлопушки искажает взгляд на само искусство. Ведь речь идет не об отдельно взятых творческих деятелях, а о выставке в целом. Произведения искусства создают в выставочном комплексе свой собственный контекст. Именно на этом должен сконцентрироваться посетитель.

- Говорят, что вы выбрали не громкие на рынке искусства имена, а скорее новые лица . Особое – вместо узнаваемого. Возможна ли вообще организация такой выставки, как documenta, вне мейнстрима рынка искусства?

- В отличие от большинства искусствоведческих мероприятий новой буржуазии, мы не обязаны сервировать филейные кусочки рынка искусства на серебряном подносе. Конечно же, мы являемся своего рода лакмусом всемирной фабрики искусства, но что важно – не только им. Я бы никогда не позволил себе проведение ярмарки-распродажи параллельно с выставкой, как в этом году устроила Биеннале в Венеции.

Не имеет значения, Венеция ли это, Базель или Майями – все эти мероприятия фабрикуются на скорую руку, что по ним и видно. Но искусство требует времени, его нельзя делать с кондачка. Я не хочу выставлять обделенное любовью искусство виртуозов-оппортунистов, которые создают свои произведения за ночь, приписывая им при этом глубокий смысл и повторяя при этом свои трюки из года в год.

- Впервые в истории documenta вы хотите выставить в том числе и очень старые произведения. Почему?

- Чтобы понять современное искусство, нужно знать, где его истоки. Тогда можно определить, в каком направлении оно идет. Я хочу не зеркально отображать то, что является современным искусством, а, скорее, показать, откуда берутся определенные формы. В данном случае можно использовать экспонаты, созданные и ранее 1789 года.

Самым древним экспонатом на нашей выставке будет рисунок 14 века, который возник во время посещения персидскими художниками китайского царского двора. На примере этого рисунка мы видим, каким образом персы осваивали китайские художественные формы. В данном случае вы не смогли бы сказать, создал ли этот рисунок такой молодой художник как Кай Альтхофф или возникло ли художественное произведение в 14 веке. Вы бы не могли датировать этот рисунок.

Я хочу придать выставке новую глубину, чтобы дать шанс любительской публике самой контекстуализировать современное искусство. При этом я несу определенную ответственность, поскольку я перенял от предшественников миф об образовательной роли documenta.

- Концепция пространства играет для вас, похоже, особую роль. Вы построили в Касселе новые выставочные помещения, в которых соприкасаются друг с другом произведения искусства различных эпох и географических широт. Вы хотели создать пространство, которое выступает в роли активного посредника между произведением и публикой?

- Созерцатель вступает на поле, где произведения искусства общаются между собой. Он должен принять участие в этом общении. Такой способ коммуникативного обмена сильно зависит от способа презентации произведений искусства. Во всей дискуссии об архитектуре выставочного комплекса для меня важно одно: посетитель должен иметь возможность сконцентрироваться на самом основном – на искусстве.

- Понятие чистой жизни современного итальянского философа Джоржио Агамбена стоит в центре внимания выставки. При этом затрагиваются такие темы как миграция и бегство. В какой степени будет затронута тема пересечения искусства и политики на documenta в этом году?

- Смысл политической составляющей в искусстве выражается не в том, чтобы показать воюющих детей по видео, а в том, насколько удалось способствовать изменению мнения посетителя выставки в политических вопросах. В этом смысле выставка этого года высоко политична. Правда, в данном случае мы выбрали не понятие политики как таковой, а понятие образования, интеллектуальности масс.

- Во время выставки планируется показ 96 фильмов с докладами в кинозалах Касселя. Уделяется ли фильму как отдельному виду искусства больше внимания, чем это было на предыдущих documetna?

- Поскольку жанр фильма нам так дорог, мы не хотим запирать его в черные ящики на территории самого выставочного комплекса. С нашей точки зрения, фильм нашел свое достойное место, в кинотеатре Глориа , открытом как раз в год проведения первой по счету выставки documenta.

- В мире искусства постоянно говорится о скучающей публике , которая уже все давным-давно видела. Как можно перебороть это чувство у посетителя?

- У нас речь идет не о притягательной силе новизны, а скорее о том, чтобы показать уже известное в новом свете, а с неизвестным – познакомить. Мы хотим напомнить о том, что главное – вновь распознать сущность произведения искусства.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Зональная выставка произведений ленинградских художнико

«Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года», открытая в Центральном выставочном зале «Манеж» с 10 сентября по 9 ноября 1980...

News image

Выставка-акция

«Выставка-акция» — состоялась 25 августа 1974 года на Гоголевском бульваре, положила начало новому типу уличных выставок, ставших неотъемлемой часть...

News image

Выставка картин Олега Прокофьева «Возвращение»

Государственная Третьяковская галерея 11 июня - 8 августа 2010 года Олег Прокофьев (1928-1998) - уникальный художник. В 1950-60-х годах он о...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

Арт-персоны:

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

Веселый классик

News image

...в общем, надо написать, что Костя, Константин уже, не такой уж и плохой

Роджер Бюргель, арт-директор Documenta XII: Могу вам с

News image

Роджер Бюргель: Documenta XII – это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции,...

Арт-Ярмарка:

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Арт-Критика:

Дубликаты человеческих сущностей

News image

Каждый житель Земли – потенциальная антенна, а их сообщество может создать Поле притяжения . Так называется инсталляция б...

Переходный период

News image

В ЦСИ М'АРС открылась выставка Transfer Выставка Transfer , открывшаяся в московском центре современного искусства М...

Беспочвенный лэнд-арт

News image

В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся фестиваль ландшафтных объектов Архстояние - 2009. Лето . Единственны...