• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Куратор выставки documenta: Я не хочу бесчувственного искусства виртуозов-оппортунистов

Выставки - Выставка DOCUMENTA

куратор выставки documenta:  я не хочу бесчувственного искусства виртуозов-оппортунистов




Куратору выставки documenta Рогеру-Мартину Бюргелю претят эстетические хлопушки больших экспозиций. Почему ему важно донести искусство до любительской публики, он рассказал в интервью DW-WORLD.DE.

16 июня в Касселе открылась двенадцатая по счету выставка современного искусства documenta. Она дебютировала в 1955 году, проводится каждые 5 лет и считается одной из самых значимых выставок произведений современного искусства.

В канун открытия documenta на вопросы нашего корреспондента ответил ее куратор Рогер-Мартин Бюргель (Roger-Martin Buergel).

DW-WORLD.DE: Господин Бюргель, когда вас назначили куратором documenta, вы пообещали организовать легко усваиваемую выставку без каталога чудовищного размера , чтобы не засорять мозги посетителям. Вы сдержите свое обещание?

Рогер-Мартин Бюргель: Мы очень старались сделать выставку, чувственно воспринимаемую посетителями. А каталог составили небольшой и простой в обращении.

- Список художников, работы которых будут выставляться, до сих пор окутан тайной молчания. Это выглядит как пиаровский ход. Рассматриваете ли вы свою выставку documenta как театральное представление, в котором прежде всего важна хорошая драматургия?

- Нет, поскольку я считаю, что выставка должна вернуться к своим истокам. Она не должна быть одновременно кинофестивалем, танцевальным конкурсом, художественной выставкой и научной конференцией. Такое зачастую происходит, поскольку массовые мероприятия всегда еще предоставляют шанс и для увлеченной борьбы за предпочтения публики и культурологические толкования.

До начала выставки я не буду оглашать полный официальный список художников, поскольку я не хочу играться в эти невротические игры. Концентрация внимания на именах деятелей искусства, ожидание взрыва эстетической хлопушки искажает взгляд на само искусство. Ведь речь идет не об отдельно взятых творческих деятелях, а о выставке в целом. Произведения искусства создают в выставочном комплексе свой собственный контекст. Именно на этом должен сконцентрироваться посетитель.

- Говорят, что вы выбрали не громкие на рынке искусства имена, а скорее новые лица . Особое – вместо узнаваемого. Возможна ли вообще организация такой выставки, как documenta, вне мейнстрима рынка искусства?

- В отличие от большинства искусствоведческих мероприятий новой буржуазии, мы не обязаны сервировать филейные кусочки рынка искусства на серебряном подносе. Конечно же, мы являемся своего рода лакмусом всемирной фабрики искусства, но что важно – не только им. Я бы никогда не позволил себе проведение ярмарки-распродажи параллельно с выставкой, как в этом году устроила Биеннале в Венеции.

Не имеет значения, Венеция ли это, Базель или Майями – все эти мероприятия фабрикуются на скорую руку, что по ним и видно. Но искусство требует времени, его нельзя делать с кондачка. Я не хочу выставлять обделенное любовью искусство виртуозов-оппортунистов, которые создают свои произведения за ночь, приписывая им при этом глубокий смысл и повторяя при этом свои трюки из года в год.

- Впервые в истории documenta вы хотите выставить в том числе и очень старые произведения. Почему?

- Чтобы понять современное искусство, нужно знать, где его истоки. Тогда можно определить, в каком направлении оно идет. Я хочу не зеркально отображать то, что является современным искусством, а, скорее, показать, откуда берутся определенные формы. В данном случае можно использовать экспонаты, созданные и ранее 1789 года.

Самым древним экспонатом на нашей выставке будет рисунок 14 века, который возник во время посещения персидскими художниками китайского царского двора. На примере этого рисунка мы видим, каким образом персы осваивали китайские художественные формы. В данном случае вы не смогли бы сказать, создал ли этот рисунок такой молодой художник как Кай Альтхофф или возникло ли художественное произведение в 14 веке. Вы бы не могли датировать этот рисунок.

Я хочу придать выставке новую глубину, чтобы дать шанс любительской публике самой контекстуализировать современное искусство. При этом я несу определенную ответственность, поскольку я перенял от предшественников миф об образовательной роли documenta.

- Концепция пространства играет для вас, похоже, особую роль. Вы построили в Касселе новые выставочные помещения, в которых соприкасаются друг с другом произведения искусства различных эпох и географических широт. Вы хотели создать пространство, которое выступает в роли активного посредника между произведением и публикой?

- Созерцатель вступает на поле, где произведения искусства общаются между собой. Он должен принять участие в этом общении. Такой способ коммуникативного обмена сильно зависит от способа презентации произведений искусства. Во всей дискуссии об архитектуре выставочного комплекса для меня важно одно: посетитель должен иметь возможность сконцентрироваться на самом основном – на искусстве.

- Понятие чистой жизни современного итальянского философа Джоржио Агамбена стоит в центре внимания выставки. При этом затрагиваются такие темы как миграция и бегство. В какой степени будет затронута тема пересечения искусства и политики на documenta в этом году?

- Смысл политической составляющей в искусстве выражается не в том, чтобы показать воюющих детей по видео, а в том, насколько удалось способствовать изменению мнения посетителя выставки в политических вопросах. В этом смысле выставка этого года высоко политична. Правда, в данном случае мы выбрали не понятие политики как таковой, а понятие образования, интеллектуальности масс.

- Во время выставки планируется показ 96 фильмов с докладами в кинозалах Касселя. Уделяется ли фильму как отдельному виду искусства больше внимания, чем это было на предыдущих documetna?

- Поскольку жанр фильма нам так дорог, мы не хотим запирать его в черные ящики на территории самого выставочного комплекса. С нашей точки зрения, фильм нашел свое достойное место, в кинотеатре Глориа , открытом как раз в год проведения первой по счету выставки documenta.

- В мире искусства постоянно говорится о скучающей публике , которая уже все давным-давно видела. Как можно перебороть это чувство у посетителя?

- У нас речь идет не о притягательной силе новизны, а скорее о том, чтобы показать уже известное в новом свете, а с неизвестным – познакомить. Мы хотим напомнить о том, что главное – вновь распознать сущность произведения искусства.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Мартин-Гропиус-Бау предлагает современный взгляд на исл

с 5 ноября 2009 по 18 января 2010 года Берлин. Выставка представляет выбранные произведения исламского изобразительного искусства, а также выдающ...

News image

Выставка картин Мартины Анагосту под названием «Лествиц

20 февраля 2010 - 21 марта 2010 19 февраля в Московском музее современного искусства будет открыта выставка художницы из Греции Мартины Анагосту,...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1960 год

Выставка произведений ленинградских художников 1960 года , открытая в залах Государственного Русского музея, стала одним из крупнейших событий года...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Арт-персоны:

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

Арт-Ярмарка:

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Арт-Критика:

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...

Человек человеку – структура

News image

С целым отрядом проволочных персонажей в Москву прибыл известный британский скульптор Энтони Гормли, демонстрирующий в цен...

Уместное искусство: разговор с Энтони Гормли

News image

Британский скульптор Энтони Гормли открыл выставку в Гараже , а ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ выпила с ним кофе и отчего-то задумалась о с...


Warning: fopen(/var/www/p11205/data/www/artinterfest.ru/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11205/data/www/artinterfest.ru/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108