Реклама*
Биеннале Диалоги в Манеже
В Петербурге в Центральном выставочном зале Манеж открылась очередная биеннале Диалоги . Вступить в диалог с искусством попыталась и не смогла АННА Ъ-МАТВЕЕВА.
Биеннале – не просто обозначение выставки, которая проходит раз в два года, а кодовое слово, при звуке которого всяк любитель современного искусства делает стойку. Так получилось, что именно раз-в-двухлетние выставки стали эталонными смотрами достижений художественного хозяйства: за пару лет мир актуального искусства обновляет свои моды и тенденции – и раз в два года он пересматривает свои позиции. Главный чемпионат мира по искусству в Венеции тоже биеннале. В мире существует множество биеннале, от знаменитых – например в Стамбуле, Сан-Паулу или Сиднее – до совсем деревенских. Поэтому когда очередная повторяющаяся выставка называет себя этим модным словом, она тем самым претендует на роль выразительницы дум и определителя погоды на арт-сцене.
IХ Международная биеннале современного искусства Диалоги в Манеже – барометр явно неисправный. Она могла бы быть не девятой, а первой, пятой или пятнадцатой: стрелка застыла в положении великая сушь . Подвижки есть, пожалуй, лишь в том, что Манеж наконец осознал все уродство своих древних выставочных стендов, двадцать лет назад обитых холстиной, и решил исправить положение. В этом году стенды обшиты где цветной бумагой, а где – бурым упаковочным картоном, что, несомненно, является признаком прогресса, модернизации и демократизации всей экспозиции. Правда, от привычки развешивать экспонаты на бельевых веревках Манеж пока не может отказаться. Половине экспонатов не хватает этикеток с указанием имени художника и названия произведения, но это, если вдуматься, наверное, даже в чем-то авангардный ход. Когда зрители наклоняются до пола к белой бумажной наклейке и вместо названия работы видят логотип фирмы-изготовителя картона, которым обиты стенки, - это почти дадаистский перформанс. У входа зрителей встречает огромная волна из черепицы, созданная кубинским художником Умберто Диасом Пересом, но имя художника останется лишь в памяти тех, кто купил каталог. Сразу за волной, способной впечатлить хотя бы своими размерами, открывается подборка видео молодых польских художников, которые навсегда останутся безымянными для российского зрителя.
Но все это – о работах, которые хоть чем-то приметны. Их, увы, гораздо меньше, чем совершенно безликих, проходных картинок: таких как удручающе многочисленные холсты израильтянина Асада Ази, изображающие самого художника на фоне тех или иных моделей. Не то чтобы рисунок у Ази был совсем слаб – но выставлять банальную декоративную живопись, которой в любой художественной лавке полно на любой вкус и кошелек, как лицо современного искусства и выражение духа сегодняшнего дня? Фотографии, представленные немецким фотофестивалем Горизонты , - старательные ученические работы, заслуживают четверки с плюсом на экзамене, но на уровень международной выставки никак не тянут. И такой невнятицы – унылые погонные километры.
Вообще, создается такое впечатление, что кураторы Манежа (судя по их текстам в каталоге) вроде бы даже понимают цель биеннале – встать на острие нынешних художественных идей и попасть в ту точку, где искусство сталкивается с жизнью, но год за годом не могут ее ухватить. Так и тянутся к ней, как младенец к погремушке, каждые два года, и раз за разом промахиваются. Для несмышленого младенца это простительно и даже трогательно. Но манежной биеннале уже восемнадцать лет. Когда в таком возрасте не умеют обслужить себя и не владеют связной речью – это, увы, уже не детский лепет, а неутешительный диагноз.
| Читайте: |
|---|
Выставки прошлого:
![]() Выставка Народное актуальное. Пейзаж в наивном и совре10 марта – 6 апреля 2010 10 марта в арт-центре «Я галерея» будет открыта выставка, которая является продолжением проекта «Народное актуальное», р... |
![]() «Русские утопии» и «Футурология» в Центре современного5 марта – 24 мая 2010 5 марта в Центре современного искусства «Гараж» было открыто две выставки, которые проходят в рамках проекта «Россия-Франци... |
![]() Портрет современника. Пятая выставка ленинградских худоПятая выставка произведений ленинградских художников «Портрет современника», открытая в 1976 году в Ленинграде в залах Государственного Русского муз... |
|
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Международная художественная ярмарка современного искус![]() Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре![]() VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ... |
1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном![]() V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ![]() Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе![]() 29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу... |
Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н![]() Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ... |
Куда бегут собаки и художники![]() В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ... |




























































