• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Не толоконный лоб

Арт-проекты - Арт-Критика

не толоконный лоб




Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге

Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии открытия XVII Фестиваля российского кино Окно в Европу . Только в этот день все мы увидели на афишах вместо Преображения (именно таким образом фильм фигурировал в фестивальном каталоге и во всех программах) новое название – Поп . В основе картины – роман Александра Сегеня Поп . И прокатчики предложили именно этот вариант, как наиболее привлекательный для потенциального зрителя. Хотя у молодой аудитории могут быть музыкальные ассоциации, и Батюшка оказался бы ей понятнее. Дата выхода картины в прокат была еще не определена. Название же менялось несколько раз: от рабочего – На реках Вавилонских до Прощеного воскресенья , но тут появился сериал с тем же названием, пришлось срочно все менять, отказываться от сложившегося замысла титров. Псковская миссия началась в День Преображения, отсюда одно из последних названий фильма.

В 1995 году Владимир Хотиненко снял Мусульманина , который имел немалый резонанс не только в кинематографических кругах. Три года назад он поучаствовал в проекте Паломничество в Вечный город . И вот теперь сделан Поп .

Небывалый успех Острова Павла Лунгина до сих пор вызывает всякого рода дискуссии. Поразителен интерес широкого зрителя к заданной теме. Остров ярко продемонстрировал, в каком несведущем пространстве в вопросах веры пребывают наши соотечественники. Тяга прислониться к чему-то основательному, увидеть то, что способно разъяснить не вполне понятное, необходимость нравственной опоры – всем этим объясняется феномен Острова , который стал некоей подменой в вопросах веры для части зрителей, компенсировав им поход в храм. Церковь тоже оценила ту силу воздействия, какую имеет кино на массовое сознание. Остров она поддержала после некоторого первого замешательства и вот теперь едва ли не инициировала проект Владимира Хотиненко.

События происходят в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Вначале это буржуазная Латвия, село Тихое, где на момент 21 июня 1941 года, перед самым началом войны (по сути, это уже советская территория), служит герой Сергея Маковецкого – православный священник. Потом православные священники на территории Псковской области будут заниматься миссионерской работой, восстанавливая разрушенные в период советской власти храмы, поддерживая дух соотечественников в годы потерь и страданий. В центре повествования – отец Александр, некий идеальный представитель своего народа и Русской православной церкви. Вместе с матушкой Алевтиной он растит детей, оставшихся сиротами, потерявших все. Постоянно наведывается к военнопленным, снабжает их едой и одеждой, поддерживает словом Божьим.

Владимир Хотиненко посмотрел на события тех лет весьма прямолинейно, не брал во внимание некоторые сопутствующие отягчающие обстоятельства. Псковская миссия в его разработке – акт милосердия русского духовенства по отношению к своему народу, единения с ним, без иных нюансов. Находясь на оккупированной немцами территории, священники испытывали нравственные страдания, но сохраняли верность Родине, не поступаясь принципами, даже будучи вынужденными вступать в контакт с фашистами. История получилась красивая, прозвучавшая как гимн стойкости Церкви и ее отдельных представителей. Сам Владимир Хотиненко говорит, что прекрасно понимает, сколь неоднозначна была Псковская миссия, неоднородна по своему составу, но решил не погружаться во все перипетии, а рассказать лишь о судьбе одного ее представителя – Ионова, слегка изменив его судьбу. Человек, ставший прообразом героя Сергея Маковецкого, эмигрировал, а герой фильма остался на своей земле. Когда вернулась на Псковскую землю Советская армия, священников стали преследовать, вот и наш герой четверть века провел в лагерях. Их преследовали до войны и после, их поначалу поощряли фашисты, способствуя восстановлению церквей, снабжали даже стройматериалами, а потом карали за то, что те отказывались от молебнов во славу великой Германии. Жили как в тисках.

Задача для режиссера во всех смыслах непростая. И надо сказать, что Владимир Хотиненко с нею справился. Зал аплодировал стоя, и не только потому, что Хотиненко подтвердил свой режиссерский класс, но и потому, что вновь зрители нашли ответ на некоторые, часто невнятно для самих себя сформулированные вопросы. Трудно в принципе предъявить публике батюшку, который бы не вызывал на экране недоверие, а то и смех, не стал бы попом – толоконным лбом. Но Хотиненко и Маковецкому удалось избежать ловушек. Все вопросы и претензии, которые возникают по ходу фильма, связаны с сужением темы, отказом в показе неоднозначности происходившего. Но в рамках поставленной узкой задачи все сделано точно и весьма мощно (будем оценивать художника по тем законам, которые он для себя выработал). Во всяком случае, Поп навевает воспоминания о Хотиненко периода 90-х. Его режиссура жестка и ударна, эффектна, но не декоративна. При этом актерам дается возможность работать тонко. Роль изначально не писалась в расчете на Сергея Маковецкого. Требовался герой постарше, но кинематографические пути неисповедимы. В итоге сложился дуэт Маковецкого и Нины Усатовой – матушки Алевтины, каким он мог только быть у этих талантливых и умных актеров. На следующий за премьерой день мы увидели в документальном конкурсе фестиваля фильм Русский заповедник Валерия Тимощенко, где православный священник опекал нищую землю в деревне Жарки. И это было тоже некое идеальное пространство, объединяющее русских людей вокруг храма XVIII века. Как определили авторы фильма, именно так возникает национальный ландшафт. Сегодня воспроизведение подобной задачи в кинематографе можно расценивать как некий госзаказ. Интересно, что Владимир Хотиненко перед выходом своей предыдущей ленты 1612 все время говорил о том, что не выполнял никакого заказа, в том числе и на православие, даже когда никто ему подобных претензий не предъявлял. В данном случае, не хочется вовсе говорить ни о каких заказах, поскольку авторам удалось сделать убедительное высказывание, а в этих случаях все иные составляющие уходят на второй план. Вспоминаются только слова, сказанные в дни той премьеры самим Хотиненко: исторической правды не существует, есть лишь исторический миф.

Заканчивается Поп для кого-то эффектно, а для кого-то на грани китча. Под музыку Бони М появляется постаревший отец Александр, словно распугивая стаи птиц, собранных Хичкоком. Священникам, посмотревшим Попа , совсем не понравился батюшка, идущий под Бони М , но Хотиненко финал не переделал, он для него принципиально важен. Подъезжает автомобиль с совсем молодыми людьми, это из их машины орет во всю Ивановскую магнитофон, они вольно обращаются к священнику, а тот их пускает в церковь, а не гонит прочь. С самим Хотиненко когда-то произошла аналогичная история, когда он, со товарищи, совсем молодой, точно так же, под громкую современную музыку, встретил монаха. И эпизод этот навсегда остался в памяти. Наверняка теперь к Владимир Хотиненко будут обращаться, как к Павлу Лунгину, в надежде, что он может что-то сокровенное растолковать в вопросах веры. У нас кино всегда больше, чем кино.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка греческого христианского искусства (Государств

14 июля – 5 сентября 2010 года 13 июля состоялось официальное открытие выставки икон поствизантийского периода из коллекции Велимезиса (музей Бен...

News image

ВЫСТАВКИ 31 марта – 2 апреля

«Жемчуг Парижа». Ирина Алавердова. Живопись. ЦДХ, Крымский вал, 10, ст

News image

Бульдозерная выставка

«Бульдозерная выставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организов...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Государственная премия Инновация . Справка

News image

В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент...

Арт-персоны:

С блеском голодным в глазах

News image

Я думаю, что современное искусство от кризиса выигрывает больше всего. Именно теперь глаза знающих людей снова заблестели. Вперв...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний

News image

Один из лидеров молодого искусства Киева, группы Р.Э.П. ( Революционное экспериментальное пространство ), Никита КАДАН рассказ...

Арт-Ярмарка:

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Арт-Критика:

Прекрати-поле

News image

Деревне Никола-Ленивец поправили ландшафт В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел фестиваль АрхСтояние , сде...

Множественность в единстве

News image

Сразу после открытия VI Ширяевской биеннале современного искусства некоторые ее участники во главе с организаторами, Нелли и...

Беспочвенный лэнд-арт

News image

В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся фестиваль ландшафтных объектов Архстояние - 2009. Лето . Единственны...