• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Не толоконный лоб

Арт-проекты - Арт-Критика

не толоконный лоб




Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге

Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии открытия XVII Фестиваля российского кино Окно в Европу . Только в этот день все мы увидели на афишах вместо Преображения (именно таким образом фильм фигурировал в фестивальном каталоге и во всех программах) новое название – Поп . В основе картины – роман Александра Сегеня Поп . И прокатчики предложили именно этот вариант, как наиболее привлекательный для потенциального зрителя. Хотя у молодой аудитории могут быть музыкальные ассоциации, и Батюшка оказался бы ей понятнее. Дата выхода картины в прокат была еще не определена. Название же менялось несколько раз: от рабочего – На реках Вавилонских до Прощеного воскресенья , но тут появился сериал с тем же названием, пришлось срочно все менять, отказываться от сложившегося замысла титров. Псковская миссия началась в День Преображения, отсюда одно из последних названий фильма.

В 1995 году Владимир Хотиненко снял Мусульманина , который имел немалый резонанс не только в кинематографических кругах. Три года назад он поучаствовал в проекте Паломничество в Вечный город . И вот теперь сделан Поп .

Небывалый успех Острова Павла Лунгина до сих пор вызывает всякого рода дискуссии. Поразителен интерес широкого зрителя к заданной теме. Остров ярко продемонстрировал, в каком несведущем пространстве в вопросах веры пребывают наши соотечественники. Тяга прислониться к чему-то основательному, увидеть то, что способно разъяснить не вполне понятное, необходимость нравственной опоры – всем этим объясняется феномен Острова , который стал некоей подменой в вопросах веры для части зрителей, компенсировав им поход в храм. Церковь тоже оценила ту силу воздействия, какую имеет кино на массовое сознание. Остров она поддержала после некоторого первого замешательства и вот теперь едва ли не инициировала проект Владимира Хотиненко.

События происходят в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Вначале это буржуазная Латвия, село Тихое, где на момент 21 июня 1941 года, перед самым началом войны (по сути, это уже советская территория), служит герой Сергея Маковецкого – православный священник. Потом православные священники на территории Псковской области будут заниматься миссионерской работой, восстанавливая разрушенные в период советской власти храмы, поддерживая дух соотечественников в годы потерь и страданий. В центре повествования – отец Александр, некий идеальный представитель своего народа и Русской православной церкви. Вместе с матушкой Алевтиной он растит детей, оставшихся сиротами, потерявших все. Постоянно наведывается к военнопленным, снабжает их едой и одеждой, поддерживает словом Божьим.

Владимир Хотиненко посмотрел на события тех лет весьма прямолинейно, не брал во внимание некоторые сопутствующие отягчающие обстоятельства. Псковская миссия в его разработке – акт милосердия русского духовенства по отношению к своему народу, единения с ним, без иных нюансов. Находясь на оккупированной немцами территории, священники испытывали нравственные страдания, но сохраняли верность Родине, не поступаясь принципами, даже будучи вынужденными вступать в контакт с фашистами. История получилась красивая, прозвучавшая как гимн стойкости Церкви и ее отдельных представителей. Сам Владимир Хотиненко говорит, что прекрасно понимает, сколь неоднозначна была Псковская миссия, неоднородна по своему составу, но решил не погружаться во все перипетии, а рассказать лишь о судьбе одного ее представителя – Ионова, слегка изменив его судьбу. Человек, ставший прообразом героя Сергея Маковецкого, эмигрировал, а герой фильма остался на своей земле. Когда вернулась на Псковскую землю Советская армия, священников стали преследовать, вот и наш герой четверть века провел в лагерях. Их преследовали до войны и после, их поначалу поощряли фашисты, способствуя восстановлению церквей, снабжали даже стройматериалами, а потом карали за то, что те отказывались от молебнов во славу великой Германии. Жили как в тисках.

Задача для режиссера во всех смыслах непростая. И надо сказать, что Владимир Хотиненко с нею справился. Зал аплодировал стоя, и не только потому, что Хотиненко подтвердил свой режиссерский класс, но и потому, что вновь зрители нашли ответ на некоторые, часто невнятно для самих себя сформулированные вопросы. Трудно в принципе предъявить публике батюшку, который бы не вызывал на экране недоверие, а то и смех, не стал бы попом – толоконным лбом. Но Хотиненко и Маковецкому удалось избежать ловушек. Все вопросы и претензии, которые возникают по ходу фильма, связаны с сужением темы, отказом в показе неоднозначности происходившего. Но в рамках поставленной узкой задачи все сделано точно и весьма мощно (будем оценивать художника по тем законам, которые он для себя выработал). Во всяком случае, Поп навевает воспоминания о Хотиненко периода 90-х. Его режиссура жестка и ударна, эффектна, но не декоративна. При этом актерам дается возможность работать тонко. Роль изначально не писалась в расчете на Сергея Маковецкого. Требовался герой постарше, но кинематографические пути неисповедимы. В итоге сложился дуэт Маковецкого и Нины Усатовой – матушки Алевтины, каким он мог только быть у этих талантливых и умных актеров. На следующий за премьерой день мы увидели в документальном конкурсе фестиваля фильм Русский заповедник Валерия Тимощенко, где православный священник опекал нищую землю в деревне Жарки. И это было тоже некое идеальное пространство, объединяющее русских людей вокруг храма XVIII века. Как определили авторы фильма, именно так возникает национальный ландшафт. Сегодня воспроизведение подобной задачи в кинематографе можно расценивать как некий госзаказ. Интересно, что Владимир Хотиненко перед выходом своей предыдущей ленты 1612 все время говорил о том, что не выполнял никакого заказа, в том числе и на православие, даже когда никто ему подобных претензий не предъявлял. В данном случае, не хочется вовсе говорить ни о каких заказах, поскольку авторам удалось сделать убедительное высказывание, а в этих случаях все иные составляющие уходят на второй план. Вспоминаются только слова, сказанные в дни той премьеры самим Хотиненко: исторической правды не существует, есть лишь исторический миф.

Заканчивается Поп для кого-то эффектно, а для кого-то на грани китча. Под музыку Бони М появляется постаревший отец Александр, словно распугивая стаи птиц, собранных Хичкоком. Священникам, посмотревшим Попа , совсем не понравился батюшка, идущий под Бони М , но Хотиненко финал не переделал, он для него принципиально важен. Подъезжает автомобиль с совсем молодыми людьми, это из их машины орет во всю Ивановскую магнитофон, они вольно обращаются к священнику, а тот их пускает в церковь, а не гонит прочь. С самим Хотиненко когда-то произошла аналогичная история, когда он, со товарищи, совсем молодой, точно так же, под громкую современную музыку, встретил монаха. И эпизод этот навсегда остался в памяти. Наверняка теперь к Владимир Хотиненко будут обращаться, как к Павлу Лунгину, в надежде, что он может что-то сокровенное растолковать в вопросах веры. У нас кино всегда больше, чем кино.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Изобразительное искусство Ленинграда (выставка, 1976)

Выставка «Изобразительное искусство Ленинграда», показанная в 1976 году в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», стала одним из крупнейших с...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1960 год

Выставка произведений ленинградских художников 1960 года , открытая в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, стала одним из крупней...

News image

Время опьяняться прекрасным

В помещениях бывшего Московского завода виноградных вин и коньяков в сентябре откроется Центр современного искусства. – В настоящее время ликвид...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе

News image

29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Арт-персоны:

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

С блеском голодным в глазах

News image

Я думаю, что современное искусство от кризиса выигрывает больше всего. Именно теперь глаза знающих людей снова заблестели. Вперв...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Арт-Критика:

Железные люди

News image

Скульптуры Энтони Гормли в Гараже До открытия Третьей Московской биеннале еще два месяца, а ее специальные гости уже...

Захватить Галактику

News image

Завершился  Московский фестиваль вольных издателей Успех фестиваля boo. буквы, звуки, цацки удивил и организаторов, и...

Преображение Хотиненко

News image

Выборгский кинофестиваль Окно в Европу начал с религии Объявленный бюджет фестиваля – 11 млн. руб. По словам генераль...