Реклама*
Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге
Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии открытия XVII Фестиваля российского кино Окно в Европу . Только в этот день все мы увидели на афишах вместо Преображения (именно таким образом фильм фигурировал в фестивальном каталоге и во всех программах) новое название – Поп . В основе картины – роман Александра Сегеня Поп . И прокатчики предложили именно этот вариант, как наиболее привлекательный для потенциального зрителя. Хотя у молодой аудитории могут быть музыкальные ассоциации, и Батюшка оказался бы ей понятнее. Дата выхода картины в прокат была еще не определена. Название же менялось несколько раз: от рабочего – На реках Вавилонских до Прощеного воскресенья , но тут появился сериал с тем же названием, пришлось срочно все менять, отказываться от сложившегося замысла титров. Псковская миссия началась в День Преображения, отсюда одно из последних названий фильма.
В 1995 году Владимир Хотиненко снял Мусульманина , который имел немалый резонанс не только в кинематографических кругах. Три года назад он поучаствовал в проекте Паломничество в Вечный город . И вот теперь сделан Поп .
Небывалый успех Острова Павла Лунгина до сих пор вызывает всякого рода дискуссии. Поразителен интерес широкого зрителя к заданной теме. Остров ярко продемонстрировал, в каком несведущем пространстве в вопросах веры пребывают наши соотечественники. Тяга прислониться к чему-то основательному, увидеть то, что способно разъяснить не вполне понятное, необходимость нравственной опоры – всем этим объясняется феномен Острова , который стал некоей подменой в вопросах веры для части зрителей, компенсировав им поход в храм. Церковь тоже оценила ту силу воздействия, какую имеет кино на массовое сознание. Остров она поддержала после некоторого первого замешательства и вот теперь едва ли не инициировала проект Владимира Хотиненко.
События происходят в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Вначале это буржуазная Латвия, село Тихое, где на момент 21 июня 1941 года, перед самым началом войны (по сути, это уже советская территория), служит герой Сергея Маковецкого – православный священник. Потом православные священники на территории Псковской области будут заниматься миссионерской работой, восстанавливая разрушенные в период советской власти храмы, поддерживая дух соотечественников в годы потерь и страданий. В центре повествования – отец Александр, некий идеальный представитель своего народа и Русской православной церкви. Вместе с матушкой Алевтиной он растит детей, оставшихся сиротами, потерявших все. Постоянно наведывается к военнопленным, снабжает их едой и одеждой, поддерживает словом Божьим.
Владимир Хотиненко посмотрел на события тех лет весьма прямолинейно, не брал во внимание некоторые сопутствующие отягчающие обстоятельства. Псковская миссия в его разработке – акт милосердия русского духовенства по отношению к своему народу, единения с ним, без иных нюансов. Находясь на оккупированной немцами территории, священники испытывали нравственные страдания, но сохраняли верность Родине, не поступаясь принципами, даже будучи вынужденными вступать в контакт с фашистами. История получилась красивая, прозвучавшая как гимн стойкости Церкви и ее отдельных представителей. Сам Владимир Хотиненко говорит, что прекрасно понимает, сколь неоднозначна была Псковская миссия, неоднородна по своему составу, но решил не погружаться во все перипетии, а рассказать лишь о судьбе одного ее представителя – Ионова, слегка изменив его судьбу. Человек, ставший прообразом героя Сергея Маковецкого, эмигрировал, а герой фильма остался на своей земле. Когда вернулась на Псковскую землю Советская армия, священников стали преследовать, вот и наш герой четверть века провел в лагерях. Их преследовали до войны и после, их поначалу поощряли фашисты, способствуя восстановлению церквей, снабжали даже стройматериалами, а потом карали за то, что те отказывались от молебнов во славу великой Германии. Жили как в тисках.
Задача для режиссера во всех смыслах непростая. И надо сказать, что Владимир Хотиненко с нею справился. Зал аплодировал стоя, и не только потому, что Хотиненко подтвердил свой режиссерский класс, но и потому, что вновь зрители нашли ответ на некоторые, часто невнятно для самих себя сформулированные вопросы. Трудно в принципе предъявить публике батюшку, который бы не вызывал на экране недоверие, а то и смех, не стал бы попом – толоконным лбом. Но Хотиненко и Маковецкому удалось избежать ловушек. Все вопросы и претензии, которые возникают по ходу фильма, связаны с сужением темы, отказом в показе неоднозначности происходившего. Но в рамках поставленной узкой задачи все сделано точно и весьма мощно (будем оценивать художника по тем законам, которые он для себя выработал). Во всяком случае, Поп навевает воспоминания о Хотиненко периода 90-х. Его режиссура жестка и ударна, эффектна, но не декоративна. При этом актерам дается возможность работать тонко. Роль изначально не писалась в расчете на Сергея Маковецкого. Требовался герой постарше, но кинематографические пути неисповедимы. В итоге сложился дуэт Маковецкого и Нины Усатовой – матушки Алевтины, каким он мог только быть у этих талантливых и умных актеров. На следующий за премьерой день мы увидели в документальном конкурсе фестиваля фильм Русский заповедник Валерия Тимощенко, где православный священник опекал нищую землю в деревне Жарки. И это было тоже некое идеальное пространство, объединяющее русских людей вокруг храма XVIII века. Как определили авторы фильма, именно так возникает национальный ландшафт. Сегодня воспроизведение подобной задачи в кинематографе можно расценивать как некий госзаказ. Интересно, что Владимир Хотиненко перед выходом своей предыдущей ленты 1612 все время говорил о том, что не выполнял никакого заказа, в том числе и на православие, даже когда никто ему подобных претензий не предъявлял. В данном случае, не хочется вовсе говорить ни о каких заказах, поскольку авторам удалось сделать убедительное высказывание, а в этих случаях все иные составляющие уходят на второй план. Вспоминаются только слова, сказанные в дни той премьеры самим Хотиненко: исторической правды не существует, есть лишь исторический миф.
Заканчивается Поп для кого-то эффектно, а для кого-то на грани китча. Под музыку Бони М появляется постаревший отец Александр, словно распугивая стаи птиц, собранных Хичкоком. Священникам, посмотревшим Попа , совсем не понравился батюшка, идущий под Бони М , но Хотиненко финал не переделал, он для него принципиально важен. Подъезжает автомобиль с совсем молодыми людьми, это из их машины орет во всю Ивановскую магнитофон, они вольно обращаются к священнику, а тот их пускает в церковь, а не гонит прочь. С самим Хотиненко когда-то произошла аналогичная история, когда он, со товарищи, совсем молодой, точно так же, под громкую современную музыку, встретил монаха. И эпизод этот навсегда остался в памяти. Наверняка теперь к Владимир Хотиненко будут обращаться, как к Павлу Лунгину, в надежде, что он может что-то сокровенное растолковать в вопросах веры. У нас кино всегда больше, чем кино.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Выставка произведений ленинградских художников 1957 год3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л... |
Выставка картин Александра Шевченко в Государственной Т24 марта – 16 мая 2010 года 24 марта в Государственной Третьяковской галерее откроется выставка произведений Александра Шевченко, художника, кото... |
Мартин-Гропиус-Бау предлагает современный взгляд на ислс 5 ноября 2009 по 18 января 2010 года Берлин. Выставка представляет выбранные произведения исламского изобразительного искусства, а также выдающ... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( НационЭта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – CommeНа несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Выставка номинантов чиновничьей премииКонкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам... |
Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ... |
ИннополисОткрылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик... |