• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Не толоконный лоб

Арт-проекты - Арт-Критика

не толоконный лоб




Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге

Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии открытия XVII Фестиваля российского кино Окно в Европу . Только в этот день все мы увидели на афишах вместо Преображения (именно таким образом фильм фигурировал в фестивальном каталоге и во всех программах) новое название – Поп . В основе картины – роман Александра Сегеня Поп . И прокатчики предложили именно этот вариант, как наиболее привлекательный для потенциального зрителя. Хотя у молодой аудитории могут быть музыкальные ассоциации, и Батюшка оказался бы ей понятнее. Дата выхода картины в прокат была еще не определена. Название же менялось несколько раз: от рабочего – На реках Вавилонских до Прощеного воскресенья , но тут появился сериал с тем же названием, пришлось срочно все менять, отказываться от сложившегося замысла титров. Псковская миссия началась в День Преображения, отсюда одно из последних названий фильма.

В 1995 году Владимир Хотиненко снял Мусульманина , который имел немалый резонанс не только в кинематографических кругах. Три года назад он поучаствовал в проекте Паломничество в Вечный город . И вот теперь сделан Поп .

Небывалый успех Острова Павла Лунгина до сих пор вызывает всякого рода дискуссии. Поразителен интерес широкого зрителя к заданной теме. Остров ярко продемонстрировал, в каком несведущем пространстве в вопросах веры пребывают наши соотечественники. Тяга прислониться к чему-то основательному, увидеть то, что способно разъяснить не вполне понятное, необходимость нравственной опоры – всем этим объясняется феномен Острова , который стал некоей подменой в вопросах веры для части зрителей, компенсировав им поход в храм. Церковь тоже оценила ту силу воздействия, какую имеет кино на массовое сознание. Остров она поддержала после некоторого первого замешательства и вот теперь едва ли не инициировала проект Владимира Хотиненко.

События происходят в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Вначале это буржуазная Латвия, село Тихое, где на момент 21 июня 1941 года, перед самым началом войны (по сути, это уже советская территория), служит герой Сергея Маковецкого – православный священник. Потом православные священники на территории Псковской области будут заниматься миссионерской работой, восстанавливая разрушенные в период советской власти храмы, поддерживая дух соотечественников в годы потерь и страданий. В центре повествования – отец Александр, некий идеальный представитель своего народа и Русской православной церкви. Вместе с матушкой Алевтиной он растит детей, оставшихся сиротами, потерявших все. Постоянно наведывается к военнопленным, снабжает их едой и одеждой, поддерживает словом Божьим.

Владимир Хотиненко посмотрел на события тех лет весьма прямолинейно, не брал во внимание некоторые сопутствующие отягчающие обстоятельства. Псковская миссия в его разработке – акт милосердия русского духовенства по отношению к своему народу, единения с ним, без иных нюансов. Находясь на оккупированной немцами территории, священники испытывали нравственные страдания, но сохраняли верность Родине, не поступаясь принципами, даже будучи вынужденными вступать в контакт с фашистами. История получилась красивая, прозвучавшая как гимн стойкости Церкви и ее отдельных представителей. Сам Владимир Хотиненко говорит, что прекрасно понимает, сколь неоднозначна была Псковская миссия, неоднородна по своему составу, но решил не погружаться во все перипетии, а рассказать лишь о судьбе одного ее представителя – Ионова, слегка изменив его судьбу. Человек, ставший прообразом героя Сергея Маковецкого, эмигрировал, а герой фильма остался на своей земле. Когда вернулась на Псковскую землю Советская армия, священников стали преследовать, вот и наш герой четверть века провел в лагерях. Их преследовали до войны и после, их поначалу поощряли фашисты, способствуя восстановлению церквей, снабжали даже стройматериалами, а потом карали за то, что те отказывались от молебнов во славу великой Германии. Жили как в тисках.

Задача для режиссера во всех смыслах непростая. И надо сказать, что Владимир Хотиненко с нею справился. Зал аплодировал стоя, и не только потому, что Хотиненко подтвердил свой режиссерский класс, но и потому, что вновь зрители нашли ответ на некоторые, часто невнятно для самих себя сформулированные вопросы. Трудно в принципе предъявить публике батюшку, который бы не вызывал на экране недоверие, а то и смех, не стал бы попом – толоконным лбом. Но Хотиненко и Маковецкому удалось избежать ловушек. Все вопросы и претензии, которые возникают по ходу фильма, связаны с сужением темы, отказом в показе неоднозначности происходившего. Но в рамках поставленной узкой задачи все сделано точно и весьма мощно (будем оценивать художника по тем законам, которые он для себя выработал). Во всяком случае, Поп навевает воспоминания о Хотиненко периода 90-х. Его режиссура жестка и ударна, эффектна, но не декоративна. При этом актерам дается возможность работать тонко. Роль изначально не писалась в расчете на Сергея Маковецкого. Требовался герой постарше, но кинематографические пути неисповедимы. В итоге сложился дуэт Маковецкого и Нины Усатовой – матушки Алевтины, каким он мог только быть у этих талантливых и умных актеров. На следующий за премьерой день мы увидели в документальном конкурсе фестиваля фильм Русский заповедник Валерия Тимощенко, где православный священник опекал нищую землю в деревне Жарки. И это было тоже некое идеальное пространство, объединяющее русских людей вокруг храма XVIII века. Как определили авторы фильма, именно так возникает национальный ландшафт. Сегодня воспроизведение подобной задачи в кинематографе можно расценивать как некий госзаказ. Интересно, что Владимир Хотиненко перед выходом своей предыдущей ленты 1612 все время говорил о том, что не выполнял никакого заказа, в том числе и на православие, даже когда никто ему подобных претензий не предъявлял. В данном случае, не хочется вовсе говорить ни о каких заказах, поскольку авторам удалось сделать убедительное высказывание, а в этих случаях все иные составляющие уходят на второй план. Вспоминаются только слова, сказанные в дни той премьеры самим Хотиненко: исторической правды не существует, есть лишь исторический миф.

Заканчивается Поп для кого-то эффектно, а для кого-то на грани китча. Под музыку Бони М появляется постаревший отец Александр, словно распугивая стаи птиц, собранных Хичкоком. Священникам, посмотревшим Попа , совсем не понравился батюшка, идущий под Бони М , но Хотиненко финал не переделал, он для него принципиально важен. Подъезжает автомобиль с совсем молодыми людьми, это из их машины орет во всю Ивановскую магнитофон, они вольно обращаются к священнику, а тот их пускает в церковь, а не гонит прочь. С самим Хотиненко когда-то произошла аналогичная история, когда он, со товарищи, совсем молодой, точно так же, под громкую современную музыку, встретил монаха. И эпизод этот навсегда остался в памяти. Наверняка теперь к Владимир Хотиненко будут обращаться, как к Павлу Лунгину, в надежде, что он может что-то сокровенное растолковать в вопросах веры. У нас кино всегда больше, чем кино.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка греческого христианского искусства (Государств

14 июля – 5 сентября 2010 года 13 июля состоялось официальное открытие выставки икон поствизантийского периода из коллекции Велимезиса (музей Бен...

News image

Выставка произведений Михаила Ткаченко в музее «Духовны

30 апреля - 30 мая 2010 года 30 апреля в музее «Духовные сокровища Украины» открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения знаменитого...

News image

Весенняя выставка произведений ленинградских художников

23 мая 1954 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась «Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе

News image

29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Арт-персоны:

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Арт-Ярмарка:

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Арт-Критика:

Тропой кочевников

News image

Идет современное искусство на биеннале в Ширяеве Отметивший в нынешнем году десятилетний юбилей фестиваль современного ...

Исключив кураторский диктат

News image

Представлена программа Третьей Московской биеннале современного искусства В минувший понедельник в центре современной к...

Огород не хуже версальского

News image

Состоялся фестиваль Архстояние-2009 Фестиваль Архстояние проходит уже несколько лет. В нынешнем году форум состоялс...