• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Не толоконный лоб

Арт-проекты - Арт-Критика

не толоконный лоб




Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге

Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии открытия XVII Фестиваля российского кино Окно в Европу . Только в этот день все мы увидели на афишах вместо Преображения (именно таким образом фильм фигурировал в фестивальном каталоге и во всех программах) новое название – Поп . В основе картины – роман Александра Сегеня Поп . И прокатчики предложили именно этот вариант, как наиболее привлекательный для потенциального зрителя. Хотя у молодой аудитории могут быть музыкальные ассоциации, и Батюшка оказался бы ей понятнее. Дата выхода картины в прокат была еще не определена. Название же менялось несколько раз: от рабочего – На реках Вавилонских до Прощеного воскресенья , но тут появился сериал с тем же названием, пришлось срочно все менять, отказываться от сложившегося замысла титров. Псковская миссия началась в День Преображения, отсюда одно из последних названий фильма.

В 1995 году Владимир Хотиненко снял Мусульманина , который имел немалый резонанс не только в кинематографических кругах. Три года назад он поучаствовал в проекте Паломничество в Вечный город . И вот теперь сделан Поп .

Небывалый успех Острова Павла Лунгина до сих пор вызывает всякого рода дискуссии. Поразителен интерес широкого зрителя к заданной теме. Остров ярко продемонстрировал, в каком несведущем пространстве в вопросах веры пребывают наши соотечественники. Тяга прислониться к чему-то основательному, увидеть то, что способно разъяснить не вполне понятное, необходимость нравственной опоры – всем этим объясняется феномен Острова , который стал некоей подменой в вопросах веры для части зрителей, компенсировав им поход в храм. Церковь тоже оценила ту силу воздействия, какую имеет кино на массовое сознание. Остров она поддержала после некоторого первого замешательства и вот теперь едва ли не инициировала проект Владимира Хотиненко.

События происходят в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Вначале это буржуазная Латвия, село Тихое, где на момент 21 июня 1941 года, перед самым началом войны (по сути, это уже советская территория), служит герой Сергея Маковецкого – православный священник. Потом православные священники на территории Псковской области будут заниматься миссионерской работой, восстанавливая разрушенные в период советской власти храмы, поддерживая дух соотечественников в годы потерь и страданий. В центре повествования – отец Александр, некий идеальный представитель своего народа и Русской православной церкви. Вместе с матушкой Алевтиной он растит детей, оставшихся сиротами, потерявших все. Постоянно наведывается к военнопленным, снабжает их едой и одеждой, поддерживает словом Божьим.

Владимир Хотиненко посмотрел на события тех лет весьма прямолинейно, не брал во внимание некоторые сопутствующие отягчающие обстоятельства. Псковская миссия в его разработке – акт милосердия русского духовенства по отношению к своему народу, единения с ним, без иных нюансов. Находясь на оккупированной немцами территории, священники испытывали нравственные страдания, но сохраняли верность Родине, не поступаясь принципами, даже будучи вынужденными вступать в контакт с фашистами. История получилась красивая, прозвучавшая как гимн стойкости Церкви и ее отдельных представителей. Сам Владимир Хотиненко говорит, что прекрасно понимает, сколь неоднозначна была Псковская миссия, неоднородна по своему составу, но решил не погружаться во все перипетии, а рассказать лишь о судьбе одного ее представителя – Ионова, слегка изменив его судьбу. Человек, ставший прообразом героя Сергея Маковецкого, эмигрировал, а герой фильма остался на своей земле. Когда вернулась на Псковскую землю Советская армия, священников стали преследовать, вот и наш герой четверть века провел в лагерях. Их преследовали до войны и после, их поначалу поощряли фашисты, способствуя восстановлению церквей, снабжали даже стройматериалами, а потом карали за то, что те отказывались от молебнов во славу великой Германии. Жили как в тисках.

Задача для режиссера во всех смыслах непростая. И надо сказать, что Владимир Хотиненко с нею справился. Зал аплодировал стоя, и не только потому, что Хотиненко подтвердил свой режиссерский класс, но и потому, что вновь зрители нашли ответ на некоторые, часто невнятно для самих себя сформулированные вопросы. Трудно в принципе предъявить публике батюшку, который бы не вызывал на экране недоверие, а то и смех, не стал бы попом – толоконным лбом. Но Хотиненко и Маковецкому удалось избежать ловушек. Все вопросы и претензии, которые возникают по ходу фильма, связаны с сужением темы, отказом в показе неоднозначности происходившего. Но в рамках поставленной узкой задачи все сделано точно и весьма мощно (будем оценивать художника по тем законам, которые он для себя выработал). Во всяком случае, Поп навевает воспоминания о Хотиненко периода 90-х. Его режиссура жестка и ударна, эффектна, но не декоративна. При этом актерам дается возможность работать тонко. Роль изначально не писалась в расчете на Сергея Маковецкого. Требовался герой постарше, но кинематографические пути неисповедимы. В итоге сложился дуэт Маковецкого и Нины Усатовой – матушки Алевтины, каким он мог только быть у этих талантливых и умных актеров. На следующий за премьерой день мы увидели в документальном конкурсе фестиваля фильм Русский заповедник Валерия Тимощенко, где православный священник опекал нищую землю в деревне Жарки. И это было тоже некое идеальное пространство, объединяющее русских людей вокруг храма XVIII века. Как определили авторы фильма, именно так возникает национальный ландшафт. Сегодня воспроизведение подобной задачи в кинематографе можно расценивать как некий госзаказ. Интересно, что Владимир Хотиненко перед выходом своей предыдущей ленты 1612 все время говорил о том, что не выполнял никакого заказа, в том числе и на православие, даже когда никто ему подобных претензий не предъявлял. В данном случае, не хочется вовсе говорить ни о каких заказах, поскольку авторам удалось сделать убедительное высказывание, а в этих случаях все иные составляющие уходят на второй план. Вспоминаются только слова, сказанные в дни той премьеры самим Хотиненко: исторической правды не существует, есть лишь исторический миф.

Заканчивается Поп для кого-то эффектно, а для кого-то на грани китча. Под музыку Бони М появляется постаревший отец Александр, словно распугивая стаи птиц, собранных Хичкоком. Священникам, посмотревшим Попа , совсем не понравился батюшка, идущий под Бони М , но Хотиненко финал не переделал, он для него принципиально важен. Подъезжает автомобиль с совсем молодыми людьми, это из их машины орет во всю Ивановскую магнитофон, они вольно обращаются к священнику, а тот их пускает в церковь, а не гонит прочь. С самим Хотиненко когда-то произошла аналогичная история, когда он, со товарищи, совсем молодой, точно так же, под громкую современную музыку, встретил монаха. И эпизод этот навсегда остался в памяти. Наверняка теперь к Владимир Хотиненко будут обращаться, как к Павлу Лунгину, в надежде, что он может что-то сокровенное растолковать в вопросах веры. У нас кино всегда больше, чем кино.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставки в Москве в конце апреля

28–29 апреля Zoo. Художники работают в разных стилях и техниках, но рисуют в одинаковой черно-желтой гамме и только животных. Подкупает как оригина...

News image

Выставка картин Тараса Данилыча в галерее «Мистецька зб

5-30 мая 2010 года С 5 по 30 мая в галерее «Мистецька збірка» в Киеве будет проходить выставка произведений знаменитого художника Закарпатья Тара...

News image

Второе полугодие 2006 года

14-16 июля 2006 Scope Hamptons Здесь будут представлены 60 наиболее выдающихся международных галерей. США, Нью-Йорк http://www.scope-art....

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Арт-персоны:

Веселый классик

News image

...в общем, надо написать, что Костя, Константин уже, не такой уж и плохой

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Арт-Ярмарка:

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Арт-Критика:

Любить прекрасное по-русски

News image

Юбилей ПРО АРТЕ в ГЦСИ Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства ПРО АРТЕ , организующий выставки, п...

Замри, умри, воскресни

News image

Осенью в столице появятся скульптуры-слепки, сделанные с живых людей В Москве проходит выставка Энтони Гормли, одного из са...

У калужской деревни обнаружены внеземные творения зем

News image

Очередной фестиваль ландшафтных объектов Архстояние в деревне Никола-Ленивец в Калужской области прошел под лозунгом Вн...