Реклама*
Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четкого понимания, что такое современное искусство и в чем его значимость для развития культуры
В мировом профессиональном лексиконе есть два термина – modern art и contemporary art. Первый – современное искусство: это все, что делается в настоящее время, но в рамках традиционной эстетики. Второй – искусство актуальное: поиск новых направлений, инновационных концепций, стратегий, технологий. Актуальный художник занят работой с идеями, которые определят облик повседневной человеческой жизни в самой ближайшей перспективе. Пример – видеоарт. Появившись в начале 70−х в Америке, он стал сегодня основой всей видеоклиповой культуры: трудно представить жизнь телевидения без рекламных и музыкальных клипов.
В России актуальное искусство еще недавно с трудом воспринималось даже профессиональной средой. Сегодня наступает понимание: именно здесь – точка роста культуры.
Ежегодный всероссийский конкурс в области современного визуального искусства Инновация , учрежденный Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) в 2005 году, стал первой государственной наградой в области актуального искусства. Он подал знак: власть либерализует собственные эстетические воззрения. Итоги Второго конкурса Инновация , в котором соревновались 116 заявок из 27 городов России и зарубежья, уже позволяют говорить о тенденциях. Рассказывает эксперт премии Инновация , директор Екатеринбургского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова.
Спорная инновация
- Алиса, в чем вы видите главный смысл конкурса?
- Инновация – своего рода ВДНХ в современном искусстве: срез, остановленное мгновение . Для театральных работ есть Золотая маска , в кинематографе – Ника . Инновация также работает на утверждение в глазах общественного мнения статуса современного искусства. Это важно именно для России: здесь contempopary art только начинает выходить в люди , поэтому нужно будоражить амбиции бизнеса, убеждать власть, информировать, рассказывать, показывать – и чем больше, тем лучше.
Однако самой большой проблемой при отборе произведений и проектов для участия в конкурсе оказалось определение понятия инновация . Как я понимаю, организаторы, называя премию именно так, предполагали привлечь внимание именно к сфере актуального искусства, для которого это определяющая черта. Однако инновационность некоторых работ, вышедших в финал, вызывает сомнение. Они, конечно, достойные, но скорее беспроигрышные, уже занявшие свою нишу в искусстве. Надеюсь, это сознательная стратегия организаторов: желание постепенно приучать неподготовленных к восприятию крайних форм искусства зрителей. Но лично мне хотелось бы видеть больше неожиданных решений.
- О какой тенденции в развитии искусства можно говорить, сравнивая выставки двух лет?
- Я бы отметила зрелищность. Форма становится эстетически более привлекательной, художнику уже не надо шокировать зрителя, чтобы обратить на себя внимание и донести идею. Зрители, ставшие более опытными, смогут прочитать смысл и за гламурной оболочкой.
По сравнению с прошлым годом выставка более технологична – много экранов, проекций, компьютеров: тут у тебя под ногами идет поезд, там можно подсмотреть за дискуссией об искусстве в замочную скважину. Выбор инструментария оправдан: художник, живущий в технологизированном мире, обманет себя и зрителя, если ограничится средствами прошлых времен.
В традиционном искусстве тоже так: то, что может быть выражено через скульптурные формы, не поддается конвертации в живописные или графические. Сегодня искусство не воспринимается вне контекста информационных технологий и медиа. Они, к слову, – главное орудие на кухне власти. И здесь кстати придется Поваренная книга медиаактивиста – работа победителя конкурса Олега Киреева. Она расширяет темы современного искусствознания, вводит его в контекст технологий и экономики эпохи глобализации, социальных движений.
Еще одна тенденция – включение новых нетрадиционных пространств, например городского ландшафта (см. Искусство на улицах ). Для этого есть две предпосылки. Негативная – мало институций принимают и продвигают актуальные проекты, особенно в регионах, а музейные помещения просто не приспособлены для экспозиций: отсюда поиск новых мест и неожиданных ракурсов. Позитивная – художники хотят быть услышаны, желают площадности в противовес келейности .
Нежный индастриал
- Как вы оцениваете работы и итоги конкурса?
- Визуально тонкой, интеллектуальной видеоинсталляцией порадовал Владимир Логутов из Самары: очень жаль, что он не получил премии. Художник работает на стыке живописи и видео: с помощью цифрового монтажа сначала разделяет изображение на мельчайшие элементы, а после составляет из них новые, синтетические зрелища.
Интересен ежегодный фестиваль питерских кураторов Елены Коловской и Татьяны Быковской Современное искусство в традиционном музее : он буквально внедряет проекты актуальных художников в профильные музеи, а их в Петербурге больше двухсот. В номинации произведение визуального искусства я искренне поддерживаю группу Провмыза из Нижнего Новгорода с видеоинсталляцией Фуга . Художники продолжают тему тактильных ощущений, заявленную в проекте Idiot wind на прошлой Венецианской биеннале современного искусства: это видеофильм о концерте, где пришедшие слушать классическую музыку молодые люди вынуждены бороться с ветром, обрушивающимся на них со всех сторон.
В плане масштабности идей выделю проект 9000 км . Это огромная общероссийская акция куратора из Калининграда Евгения Уманского, поднимающая вопросы идентичности отдельных территорий. На примере уральской части проекта могу пояснить: Урал – опорный край державы когда-то звучало убедительно, потому что соответствовало реальности. Но молодые художники не видят будущего Урала в брутальной индустриальности. Отсюда романтизация промышленных ландшафтов (название нашей части – Нежный индастриал ), ироничное осмысление облика города – как в фотоколлажах Владимира Селезнева, где на месте Ленина на главной площади Екатеринбурга стоит грандиозных размеров Хозяйка медной горы.
В этом году введена номинация новая генерация – специально для художников до 35 лет. Но победителем стала 36летняя Елена Ковылина, автор огромного количества проектов мировой известности. Я бы отдала предпочтение Владимиру Логутову, о котором уже говорила, и Якову Каждану с его Зоопарком : вместо клеток у него плазменные экраны, а звери в них – бренды, от Chupa Chups до Apple Macintosh.
Очень ценю проект куратора Виктора Мизиано Искусство Центральной Азии. Актуальный Архив (Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан) . В странах бывшего СНГ вообще огромный потенциал той самой инновационности: это terra incognita в культурном отношении, там идут яркие, иногда болезненные процессы, что и отражается в работах. В видеоперформансе казахстанца Ербосына Мельдибекова Пол Пот , например, – головы живых людей, закопанных в землю. Это искусство гораздо чаще, чем лощеное и прилизанное московское, производит серьезное впечатление, звучит актуальнее именно на мировом уровне. Не случайно на прошлой Венецианской биеннале впервые в истории представленный павильон современного искусства Центральной Азии пользовался большой популярностью, а композиция Мельдибекова была вынесена на обложку путеводителя по выставке.
- Как вы видите перспективу развития Инновации ?
- Я жду от нее оживления арт-процесса, пусть пока на уровне очередной волны разговоров и пересудов. Так уж повелось в российском современном искусстве: любое событие и рывок в развитии долго готовятся огромными интеллектуальными, временными и финансовыми ресурсами. Но это работа на результат – тот самый инновационный продукт.
* * *
Основные номинации и победители
Произведение визуального искусства (премия 250 тыс. рублей) – Вадим Захаров (Москва), ретроспектива в Третьяковке и выставка в Stella Art Gallery.
Кураторский проект (200 тыс. рублей) – Виктор Мизиано (Москва), проект Искусство Центральной Азии. Актуальный архив (Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан) .
Теория, критика, искусствознание (150 тыс. рублей) – Олег Киреев (Москва), Поваренная книга медиаактивиста .
Региональный проект современного искусства (100 тыс. рублей) – Светлана Демьянова (Нижний Новгород), серия телепередач Арсенал современного искусства .
Новая генерация (100 тыс. рублей) – Елена Ковылина (Москва), проект Любовь после холодной войны ; перформанс Сними девочку .
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Выставка произведений ленинградских художников 1951 годВыставка произведений ленинградских художников 1951 года, открывшаяся в 22 ноября 1951 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея, ст... |
Выставка Оксаны Мась, галерея Татьяны Мироновой в КиевеОксана Мась – это украинская художница, которую очень хорошо знают за рубежом, ведь ее работы часто выставляются в галереях по всему миру. Однако в ... |
Осенняя выставка произведений ленинградских художниковОсенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года , открытая в залах Государственного Русского музея, стала одним из крупнейших собы... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – CommeНа несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Международная художественная ярмарка современного искусСовсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совреVII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
ИннополисОткрылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик... |
Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ... |
Государственная премия Инновация . СправкаВ Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент... |