• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




ВДНХ актуальных художников

Выставки - Конкурс ИННОВАЦИЯ

вднх актуальных художников




Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четкого понимания, что такое современное искусство и в чем его значимость для развития культуры

В мировом профессиональном лексиконе есть два термина – modern art и contemporary art. Первый – современное искусство: это все, что делается в настоящее время, но в рамках традиционной эстетики. Второй – искусство актуальное: поиск новых направлений, инновационных концепций, стратегий, технологий. Актуальный художник занят работой с идеями, которые определят облик повседневной человеческой жизни в самой ближайшей перспективе. Пример – видеоарт. Появившись в начале 70−х в Америке, он стал сегодня основой всей видеоклиповой культуры: трудно представить жизнь телевидения без рекламных и музыкальных клипов.

В России актуальное искусство еще недавно с трудом воспринималось даже профессиональной средой. Сегодня наступает понимание: именно здесь – точка роста культуры.

Ежегодный всероссийский конкурс в области современного визуального искусства Инновация , учрежденный Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) в 2005 году, стал первой государственной наградой в области актуального искусства. Он подал знак: власть либерализует собственные эстетические воззрения. Итоги Второго конкурса Инновация , в котором соревновались 116 заявок из 27 городов России и зарубежья, уже позволяют говорить о тенденциях. Рассказывает эксперт премии Инновация , директор Екатеринбургского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова.

Спорная инновация

- Алиса, в чем вы видите главный смысл конкурса?

- Инновация – своего рода ВДНХ в современном искусстве: срез, остановленное мгновение . Для театральных работ есть Золотая маска , в кинематографе – Ника . Инновация также работает на утверждение в глазах общественного мнения статуса современного искусства. Это важно именно для России: здесь contempopary art только начинает выходить в люди , поэтому нужно будоражить амбиции бизнеса, убеждать власть, информировать, рассказывать, показывать – и чем больше, тем лучше.

Однако самой большой проблемой при отборе произведений и проектов для участия в конкурсе оказалось определение понятия инновация . Как я понимаю, организаторы, называя премию именно так, предполагали привлечь внимание именно к сфере актуального искусства, для которого это определяющая черта. Однако инновационность некоторых работ, вышедших в финал, вызывает сомнение. Они, конечно, достойные, но скорее беспроигрышные, уже занявшие свою нишу в искусстве. Надеюсь, это сознательная стратегия организаторов: желание постепенно приучать неподготовленных к восприятию крайних форм искусства зрителей. Но лично мне хотелось бы видеть больше неожиданных решений.

- О какой тенденции в развитии искусства можно говорить, сравнивая выставки двух лет?

- Я бы отметила зрелищность. Форма становится эстетически более привлекательной, художнику уже не надо шокировать зрителя, чтобы обратить на себя внимание и донести идею. Зрители, ставшие более опытными, смогут прочитать смысл и за гламурной оболочкой.

По сравнению с прошлым годом выставка более технологична – много экранов, проекций, компьютеров: тут у тебя под ногами идет поезд, там можно подсмотреть за дискуссией об искусстве в замочную скважину. Выбор инструментария оправдан: художник, живущий в технологизированном мире, обманет себя и зрителя, если ограничится средствами прошлых времен.

В традиционном искусстве тоже так: то, что может быть выражено через скульптурные формы, не поддается конвертации в живописные или графические. Сегодня искусство не воспринимается вне контекста информационных технологий и медиа. Они, к слову, – главное орудие на кухне власти. И здесь кстати придется Поваренная книга медиаактивиста – работа победителя конкурса Олега Киреева. Она расширяет темы современного искусствознания, вводит его в контекст технологий и экономики эпохи глобализации, социальных движений.

Еще одна тенденция – включение новых нетрадиционных пространств, например городского ландшафта (см. Искусство на улицах ). Для этого есть две предпосылки. Негативная – мало институций принимают и продвигают актуальные проекты, особенно в регионах, а музейные помещения просто не приспособлены для экспозиций: отсюда поиск новых мест и неожиданных ракурсов. Позитивная – художники хотят быть услышаны, желают площадности в противовес келейности .

Нежный индастриал

- Как вы оцениваете работы и итоги конкурса?

- Визуально тонкой, интеллектуальной видеоинсталляцией порадовал Владимир Логутов из Самары: очень жаль, что он не получил премии. Художник работает на стыке живописи и видео: с помощью цифрового монтажа сначала разделяет изображение на мельчайшие элементы, а после составляет из них новые, синтетические зрелища.

Интересен ежегодный фестиваль питерских кураторов Елены Коловской и Татьяны Быковской Современное искусство в традиционном музее : он буквально внедряет проекты актуальных художников в профильные музеи, а их в Петербурге больше двухсот. В номинации произведение визуального искусства я искренне поддерживаю группу Провмыза из Нижнего Новгорода с видеоинсталляцией Фуга . Художники продолжают тему тактильных ощущений, заявленную в проекте Idiot wind на прошлой Венецианской биеннале современного искусства: это видеофильм о концерте, где пришедшие слушать классическую музыку молодые люди вынуждены бороться с ветром, обрушивающимся на них со всех сторон.

В плане масштабности идей выделю проект 9000 км . Это огромная общероссийская акция куратора из Калининграда Евгения Уманского, поднимающая вопросы идентичности отдельных территорий. На примере уральской части проекта могу пояснить: Урал – опорный край державы когда-то звучало убедительно, потому что соответствовало реальности. Но молодые художники не видят будущего Урала в брутальной индустриальности. Отсюда романтизация промышленных ландшафтов (название нашей части – Нежный индастриал ), ироничное осмысление облика города – как в фотоколлажах Владимира Селезнева, где на месте Ленина на главной площади Екатеринбурга стоит грандиозных размеров Хозяйка медной горы.

В этом году введена номинация новая генерация – специально для художников до 35 лет. Но победителем стала 36летняя Елена Ковылина, автор огромного количества проектов мировой известности. Я бы отдала предпочтение Владимиру Логутову, о котором уже говорила, и Якову Каждану с его Зоопарком : вместо клеток у него плазменные экраны, а звери в них – бренды, от Chupa Chups до Apple Macintosh.

Очень ценю проект куратора Виктора Мизиано Искусство Центральной Азии. Актуальный Архив (Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан) . В странах бывшего СНГ вообще огромный потенциал той самой инновационности: это terra incognita в культурном отношении, там идут яркие, иногда болезненные процессы, что и отражается в работах. В видеоперформансе казахстанца Ербосына Мельдибекова Пол Пот , например, – головы живых людей, закопанных в землю. Это искусство гораздо чаще, чем лощеное и прилизанное московское, производит серьезное впечатление, звучит актуальнее именно на мировом уровне. Не случайно на прошлой Венецианской биеннале впервые в истории представленный павильон современного искусства Центральной Азии пользовался большой популярностью, а композиция Мельдибекова была вынесена на обложку путеводителя по выставке.

- Как вы видите перспективу развития Инновации ?

- Я жду от нее оживления арт-процесса, пусть пока на уровне очередной волны разговоров и пересудов. Так уж повелось в российском современном искусстве: любое событие и рывок в развитии долго готовятся огромными интеллектуальными, временными и финансовыми ресурсами. Но это работа на результат – тот самый инновационный продукт.

* * *


Основные номинации и победители

Произведение визуального искусства (премия 250 тыс. рублей) – Вадим Захаров (Москва), ретроспектива в Третьяковке и выставка в Stella Art Gallery.

Кураторский проект (200 тыс. рублей) – Виктор Мизиано (Москва), проект Искусство Центральной Азии. Актуальный архив (Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан) .

Теория, критика, искусствознание (150 тыс. рублей) – Олег Киреев (Москва), Поваренная книга медиаактивиста .

Региональный проект современного искусства (100 тыс. рублей) – Светлана Демьянова (Нижний Новгород), серия телепередач Арсенал современного искусства .

Новая генерация (100 тыс. рублей) – Елена Ковылина (Москва), проект Любовь после холодной войны ; перформанс Сними девочку .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

С-Петербург, утеплитель для специальной одежды, по ценам производителя.

Выставки прошлого:

News image

Выставка произведений ленинградских художников «Живопис

2 марта 1996 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка «Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа»,...

News image

Персональная выставка Николая Мухина

Московский музей современного искусства 13.07– 22.08.2010 13 июля (вторник) в Московском музее современного искусства будет открыта выставка к...

News image

Картины И.П. Похитонова на выставке «Чародей-Художник»

3 марта – 23 мая 2010 года Лаврушинский, 10, залы № 46–48 Пресс-показ – 2 марта в 14.00 Вернисаж – 2 марта в 16.00 (по пригласительным) Илья...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Арт-персоны:

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Арт-Критика:

Поверх барьеров

News image

ТРАНСФЕР в Центре М'АРС Выставка Трансфер , прошедшая в Центре современного искуства М'АРС , – второй из семи ку...

Дубликаты человеческих сущностей

News image

Каждый житель Земли – потенциальная антенна, а их сообщество может создать Поле притяжения . Так называется инсталляция б...

Беспочвенный лэнд-арт

News image

В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся фестиваль ландшафтных объектов Архстояние - 2009. Лето . Единственны...