• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Парад звезд в тупике

Выставки - Арх-Москва

парад звезд в тупике




Арх-Москва показала скрытую российскую архитектуру

Заявленная главная тема проходящей в ЦДХ выставки Арх-Москва – Тупик - оказалась замечательным средством провокации. Все участники словно специально подготовили экспозиции для того, чтобы доказать: к ним тупик не относится. Рассказывает Григорий Ъ-Ревзин.

Арх-Москва проходит раз в году, а процесс развития нашей архитектуры в течение года последовательно вгоняет всех наблюдающих за ним в тяжелую депрессию.

Скандалы со сносами, скандалы с уничтожениями сколько-нибудь заметных проектов плюс выставки иностранных архитекторов, показывающие, что на самом деле все может быть иначе. Ситуация еще усугубляется малопристойными самонаграждениями начальников на фестивале Зодчество и вялотекущим конкурсом Золотое сечение , уверенно доказывающим, что мы, напрягшись до героического состояния, способны сделать среднеевропейскую пристойно-незаметную архитектуру. Есть отчего прийти к выводу, что мы в тупике.

След этого тупика присутствует на Арх-Москве в виде инсталляции Памяти памятников , созданной Музеем архитектуры совместно с Борисом Бернаскони, одним из двух кураторов Арх-Москвы . По названию здесь все ожидали длинного ряда разрушенных памятников, а вместо этого появились три могилы. На могильных плитах – три характерные фотографии на керамических овалах и три подписи: Манеж. 1817-2004 , Гостиница 'Москва'. 1937-2004 и Военторг. 1912-2004 . Давно кладбище не производило настолько сильного впечатления. Но это начало Арх-Москвы , а дальше – все иначе.

Николай Лызлов показывает свой Город яхт . Это жилой комплекс компании Капитал груп , расположенный рядом с микрорайоном Лебедь на Ленинградке, в свое время суперизвестным комплексом из четырех башен, построенным Андреем Меерсоном.

Господин Лызлов спроектировал еще одну башню, которая как бы упала на землю, превратившись в длинный горизонтальный дом, при этом часть башни лежит на земле, а ее верхушка повисла над водой, над заливом канала имени Москвы (под этой повисшей верхушкой и расположились стоянки для яхт). Проект настолько лаконичный, остроумный и наполненный разными смыслами (аттракцион, намек на упавший небоскреб), что он вполне может поспорить с комплексом Русский авангард голландца Эрика ван Эгерата, сделанным по заказу той же Капитал груп .

Фантастический проект показал Михаил Филиппов, который в последние два года как-то ушел в подполье и вообще ничего не показывал. Это дом, сделанный в форме римского Колизея, перекрытый срезающей его под 30° стеклянной кровлей. Отчасти это напоминает храмы, выстроенные в Швейцарии по проектам Марио Ботты, однако Филиппов добивается совершенно неожиданного эффекта, который у Ботты отсутствует. Его Колизей выглядит абсолютно античным, его стеклянная кровля – абсолютно космической. И классическую, и авангардную составляющую своего проекта он доводит до максимально артикулированного звучания, создавая эффект авангардизации классики, парадоксального сочетания остроты современности и аутентичности прошлого. Я не знаю современных западных архитекторов, которые могли бы добиваться таких эффектов.

Рядом с Михаилом Филипповым следует поставить и открытие Арх-Москвы этого года Максима Атаянца. Тоже петербуржец, он также разрабатывает тему классики, но строго античной. Его дом под Петербургом выглядит как явление параллельной истории. Так, будто римская колонизация где-то в III-IV веке не остановилась на границах Южной Европы, но прошла дальше, до болот, впоследствии ставших чухонскими. Он реконструирует античность так, будто потом не было ни Палладио, ни классицизма, создает абсолютно аутентичный образ, и глядя на этот дом, очень живо представляешь себе римского наместника, сидящего здесь и с некоторой меланхолией размышляющего о тщете проходящей на Капитолии политической борьбы.

Крайне интересен проект Дом на набережной-2 , представленный Михаилом Беловым. Он устроен как аттракцион вхождения в современность . Снаружи это довольно мрачные серые объемы, напоминающие монументальную торжественность своего прототипа. Серыми стенами этот комплекс выходит на реку, как-то очень точно улавливая меланхолическое настроение развалившейся империи, которое производят сегодня сталинские набережные Москвы. Но это только внешние стены, внутри комплекс выстроен по принципу светового взрыва, там какие-то бесконечные кубики любимого господином Беловым красного, желтого, синего, это выглядит как вернисаж кубика Рубика. В результате создается резкий контраст настроений, атмосфера тайны, внутрь хочется забраться, как в пещеру Али-бабы.

Но, пожалуй, самый фантастический проект выставил Михаил Хазанов. Это горнолыжный комплекс в Подмосковье, сделанный для одного известного любителя этого вида спорта. Комплекс представляет собой искусственную гору, выполненную из металлических сеток, отчасти напоминающих проекты Доминика Перро, но более неожиданных. Михаил Хазанов давно работает над темой архитектуры-ландшафта, но металлические сетки придают этому ландшафту какое-то компьютерное, виртуальное измерение. А при этом время от времени все это покрывается реальным снегом, так что возникает ощущение, будто в виртуальном мире пошел настоящий снег, что, по-моему, довольно точно соответствует ощущению полета на горных лыжах.

И отдельное спасибо Александру Бродскому, который, по-моему, является все же лучшим, тончайшим русским художником. Его Павильон для водочных церемоний просто великолепен. Этот сарай, сколоченный из старых оконных рам, оставшихся от разных реконструированных домов, кое-как закрашенных, сочетает в себе нечто совершенно несочетаемое. Это какое-то дзен-буддистское сосредоточенное потребление водки, в котором несчастный советский быт становится предметом медитации, изысканной, как японское хокку. Взгляд из закрашенного белой краской выброшенного больничного окна обретает поразительную красоту японской гравюры, водкопитие – глубину религиозной церемонии. Прямо поразительно, как возвышенно и глубоко мы жили в советское время.

Этот ряд можно продолжать, можно назвать еще десяток в высшей степени достойных проектов. Но я хочу сказать: главный вывод из Арх-Москвы заключается в том, что все у нас не так плохо. Где-то в глубине, как ни странно, скрытно у нас рождается совершенно звездная архитектура, которая составила бы честь любой международной выставке. Странно только, что рождается она как-то тайно, а на поверхности у нас сносы, запреты и скандалы плюс бесконечные здания Моспроекта-2 Михаила Посохина. Кстати, у Михаила Посохина тоже есть павильон на Арх-Москве . Маленький-маленький, два на два метра, и в нем все-все-все построенное им запихано. И это очень адекватный способ экспонирования. Жалко, что в реальном городе пропорции архитектуры несколько иные.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Международная выставка каллиграфии

Междунаро дная вы ставка каллигра фии — проект, организованный Современным музеем каллиграфии, при поддержке Национального Союза Каллиграфов и Музей...

News image

Выставка произведений Михаила Ткаченко в музее «Духовны

30 апреля - 30 мая 2010 года 30 апреля в музее «Духовные сокровища Украины» открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения знаменитого...

News image

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова в спецпроекте «Снежн

16 декабря 2009 - 1 августа 2010 С 16 декабря 2009 года и до 1 августа 2010 года в Третьяковской галерее будет представлен проект, который раскры...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н

News image

Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ...

Арт-персоны:

Жан-Юбер Мартен: «Я не согласен, что искусство не может

News image

Жан-Юбер Мартен. Очевидно, что имена художников я пока называть не стану..

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Арт-Критика:

Звездная карта

News image

Самые интересные события параллельной программы Венецианской биеннале Венецианская биеннале современного искусства, раз в д...

Не толоконный лоб

News image

Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии ...

Глагольная форма

News image

Энтони Гормли, очень известный британский скульптор, показал в Гараже художественные останки здравствующих ньюкасльцев –...