• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Среднеевропейская возвышенность

Арт-проекты - Арт-Критика

среднеевропейская возвышенность


Европейская мастерская в ЦДХ

В Центральном доме художника на Крымском Валу проходит выставка Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве , на которой представлены произведения финалистов конкурса современного искусства, организованного представительством Европейской комиссии в России по инициативе ее главы, большого ценителя искусства Марка Франко, чья миссия в Москве теперь завершилась, – выставка в ЦДХ стала его прощальным жестом. Идея устроить конкурс возникла потому, что 2009 год объявлен Европейской комиссией Годом творчества. А еще на этот год приходятся две знаменательные даты – 20-я годовщина падения Берлинской стены (1989) и 5-я годовщина расширения ЕС на восток (2004). Именно эти темы и были предложены для размышления художникам. Свои представления о едином европейском культурном пространстве участники должны были представить в форме инсталляции, а отбирать финалистов и таким образом сформировать выставку было призвано жюри во главе с Екатериной Деготь, в которое также вошли Анна Зайцева, Юлия Аксенова, Дарья Пыркина и Станислав Шурипа.

Европа , как ни странно, не слишком устойчивое понятие для местной ментальности, еще с советских времен привыкшей делить мир не столько по географической, сколько по политической модели на социалистический Восток и капиталистический Запад . Причем какая-нибудь Болгария при этом могла оказаться куда восточнее, чем, скажем, Япония. А главной персонификацией этого самого Запада, враждебного или соблазнительного, выступала, как правило, Америка . Так что конкурс, придуманный Европейской комиссией, практически не давал художникам возможности заняться более или менее привычным по поп - и соц-арту обыгрыванием стереотипов и клише массового сознания и поневоле заставил их разрабатывать новую культурную мифологию почти что с нуля и буквально открывать Европу .

Разумеется, выставка не обошлась без использования наиболее очевидных символов. Например, самого флага ЕС, чьи золотые звезды на синем фоне оказались почти столь же благодатным материалом, что и много раз мучимый как современным искусством, так и дизайном звездно-полосатый американский флаг. Молодой художник Степан Субботин построил в ЦДХ Тренировочную площадку , чьи образующие полосу препятствий снаряды были сделаны из оказавшихся устрашающе колючими желтых пятиконечных звезд. Работа получилась эффектная, но двусмысленная. Сам Субботин пишет о тренировках, которые позволят захватить Европу силовым путем. Но нарядная сине-желтая установка скорее напоминает собачью площадку, на которой дворняжек дрессируют быть воспитанными европейцами. Но так или иначе, Европа для художника остается антагонистом. Столь же далек от ощущения себя европейцем и живой классик Константин Звездочетов. Лукавый почвенник, он представил инсталляцию ДПИ из уморительно обрусевших примет европейской цивилизации или кустарно европеизированных предметов русского быта. Тут и самовар, расписанный под краснофигурную античную амфору, и деревянный ларец с надписью Camel , и бюстик Маркса, раскрашенный под народную игрушку.

Еще один неизбежный символ, который обыгрывают многие участники выставки – это, разумеется, Берлинская стена. Группа МишМаш представила ее в виде Белой стены , огромного чистого листа бумаги, предложив зрителю самостоятельно выяснить, что находится по ту сторону. Взяв в руки грифель, можно, заштриховывая лист в технике фроттажа , проявить контур Бранденбургских ворот. Давно живущий в Берлине Сергей Воронцов в соавторстве с Юлианой Бардолим наглядно представил последствия ее падения: инсталляция Свободная воля представляет собой лежащий на полу кусок стены, из-под которого торчат бутафорские ноги. Долгожданная свобода для кого-то открыла ход в новый мир, а кого-то накрыла собой, как одеялом, под которым уютно расположились те, кто видел в самом факте падения Стены конечную цель своего творческого существования , – поясняют свою работу авторы. А вот молодой автор из Сергиева Посада Андрей Малышкин показал новую стену, образовавшуюся после падения Берлинской. Наступление глобальной сферы на индивидуальную он проиллюстрировал эффектной инсталляцией Свободное пространство . Войдя внутрь бокса, зритель обнаруживает перед собой непроходимую стену, вдоль которой ему приходится протискиваться впритык, чтобы найти выход из инсталляции.

Для некоторых участников Европа, похоже, – понятие чисто юридическое, определенное законодательно. Так, Диана Мачулина в проекте Невыездные представляет собственный музей произведений известных русских художников, которые не могут быть представлены на европейских выставках в связи с новым российским законом, запрещающим вывоз биоматериалов , к каковым, например, можно отнести кровь и пепел, которые использовал Юрий Альберт для написания серии монохромных абстрактных полотен (художник брал только собственный биоматериал ). Мачулина связывает принятие этого закона с конспирологическими фантазмами о том, что Запад якобы разрабатывает биологическое оружие, способное уничтожить отдельно взятый этнос – русский народ. Параноидальную подоплеку законодательства выявляет и работа Валерия Чтака В Европе может быть опасно , предлагающая распространить правило, требующее размещения на сигаретных пачках предупреждения о вреде курения, и на все прочие продукты и товары, каждый из которых также таит в себе ту или иную опасность.

Конечно, на выставке есть и произведения, свидетельствующие о том, что их авторы чувствуют себя настоящими космополитами. Никита Алексеев представляет своего рода летопись собственных путешествий The Travelling Mirrors : названия городов, в которых довелось побывать художнику, написаны на поверхности маленьких карманных зеркал, складывающихся на полу ЦДХ в этакую тропинку, приглашающую зрителя устремиться по следам художника. Кирилл Преображенский сопоставляет две самые известные телебашни Европы – московскую и берлинскую – в изящной инсталляции Туризм-Суфизм , где скрученные из колючей проволоки макеты башен сочетаются с видеопанорамами, заснятыми с их вращающихся смотровых площадок. Ведь корень самого слова туризм содержит понятие вращения , которому предаются в своих ритуальных танцах дервиши-суфии. А Алексей Булдаков выражает озабоченность международной проблематикой упадка государственной власти, способной решать конфликты только методами грубой силы. Его инсталляция Монумент обреченности представляет валяющиеся на полу фигуры полицейских, скопированные с героев компьютерной игры Counter-Strike .

Но, пожалуй, наиболее европейским выглядит произведение молодой художницы Александры Ауэрбах – просто потому, что она, единственная из участников, считает российские проблемы и реалии частью европейских. Ее инсталляция, одноименная названию всей выставки, посвящена, собственно, ЦДХ и представляет собой внушительных масштабов макет здания Центрального дома художника, составленный из советской конторской мебели 1970-х годов. В Доме художника – и здании, выдержанном во вполне международном стиле неомодернизма, и в институции, впервые познакомившей еще советского зрителя с классиками европейского искусства ХХ века, – Александра Ауэрбах видит свидетельство того, что мы уже являемся частью Европы. А нависшую над ЦДХ угрозу – опасность сноса – трактует как угрозу нашей европейской идентичности.

Очень удачная экспозиция Европейской мастерской , в которой не слишком многочисленные работы финалистов были представлены без привычной скученности, в очень разреженном и просторном режиме, заставила лишний раз оценить все преимущества этой и на настоящий момент незаменимой выставочной площадки современного искусства. А лишним свидетельством того, что Европа всегда была гораздо ближе, чем нам казалось, стало выступление неожиданного гостя вернисажа. Культурный атташе посольства Болгарии в России, а в прошлом звезда социалистической эстрады и кумир советской публики Бисер Киров, решил тряхнуть стариной – и с большим чувством спел под гитару не только непременные Подмосковные вечера , но и битловскую Hey, Jude!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка произведений современных художников Колумбии в

8-25 апреля 2010 года 8 апреля 2010 года в московской галерее «Беляево» откроется выставка, на которой будут представлены произведения искусства...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1957 год

3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л...

News image

Весенняя выставка произведений ленинградских художников

Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года, открытая в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, стала одним из ...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Арт-персоны:

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Арт-Ярмарка:

Две российские галереи примут участие в ярмарке Frieze

News image

Седьмая по счету, ведущая мировая ярмарка современного искусства Frieze Art Fair открывается в четверг в Лондоне, в ней участвую...

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Арт-Критика:

Любить прекрасное по-русски

News image

Юбилей ПРО АРТЕ в ГЦСИ Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства ПРО АРТЕ , организующий выставки, п...

Искусство в природе человека

News image

Третья Московская биеннале современного искусства откроется в сентябре, ее тему Против исключений раскроет выставка в Г...

Кошачий вальс

News image

Завершился кинофестиваль Окно в Европу В Выборге закончился XVII фестиваль российского кино Окно в Европу . Главный пр...