• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Среднеевропейская возвышенность

Арт-проекты - Арт-Критика

среднеевропейская возвышенность


Европейская мастерская в ЦДХ

В Центральном доме художника на Крымском Валу проходит выставка Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве , на которой представлены произведения финалистов конкурса современного искусства, организованного представительством Европейской комиссии в России по инициативе ее главы, большого ценителя искусства Марка Франко, чья миссия в Москве теперь завершилась, – выставка в ЦДХ стала его прощальным жестом. Идея устроить конкурс возникла потому, что 2009 год объявлен Европейской комиссией Годом творчества. А еще на этот год приходятся две знаменательные даты – 20-я годовщина падения Берлинской стены (1989) и 5-я годовщина расширения ЕС на восток (2004). Именно эти темы и были предложены для размышления художникам. Свои представления о едином европейском культурном пространстве участники должны были представить в форме инсталляции, а отбирать финалистов и таким образом сформировать выставку было призвано жюри во главе с Екатериной Деготь, в которое также вошли Анна Зайцева, Юлия Аксенова, Дарья Пыркина и Станислав Шурипа.

Европа , как ни странно, не слишком устойчивое понятие для местной ментальности, еще с советских времен привыкшей делить мир не столько по географической, сколько по политической модели на социалистический Восток и капиталистический Запад . Причем какая-нибудь Болгария при этом могла оказаться куда восточнее, чем, скажем, Япония. А главной персонификацией этого самого Запада, враждебного или соблазнительного, выступала, как правило, Америка . Так что конкурс, придуманный Европейской комиссией, практически не давал художникам возможности заняться более или менее привычным по поп - и соц-арту обыгрыванием стереотипов и клише массового сознания и поневоле заставил их разрабатывать новую культурную мифологию почти что с нуля и буквально открывать Европу .

Разумеется, выставка не обошлась без использования наиболее очевидных символов. Например, самого флага ЕС, чьи золотые звезды на синем фоне оказались почти столь же благодатным материалом, что и много раз мучимый как современным искусством, так и дизайном звездно-полосатый американский флаг. Молодой художник Степан Субботин построил в ЦДХ Тренировочную площадку , чьи образующие полосу препятствий снаряды были сделаны из оказавшихся устрашающе колючими желтых пятиконечных звезд. Работа получилась эффектная, но двусмысленная. Сам Субботин пишет о тренировках, которые позволят захватить Европу силовым путем. Но нарядная сине-желтая установка скорее напоминает собачью площадку, на которой дворняжек дрессируют быть воспитанными европейцами. Но так или иначе, Европа для художника остается антагонистом. Столь же далек от ощущения себя европейцем и живой классик Константин Звездочетов. Лукавый почвенник, он представил инсталляцию ДПИ из уморительно обрусевших примет европейской цивилизации или кустарно европеизированных предметов русского быта. Тут и самовар, расписанный под краснофигурную античную амфору, и деревянный ларец с надписью Camel , и бюстик Маркса, раскрашенный под народную игрушку.

Еще один неизбежный символ, который обыгрывают многие участники выставки – это, разумеется, Берлинская стена. Группа МишМаш представила ее в виде Белой стены , огромного чистого листа бумаги, предложив зрителю самостоятельно выяснить, что находится по ту сторону. Взяв в руки грифель, можно, заштриховывая лист в технике фроттажа , проявить контур Бранденбургских ворот. Давно живущий в Берлине Сергей Воронцов в соавторстве с Юлианой Бардолим наглядно представил последствия ее падения: инсталляция Свободная воля представляет собой лежащий на полу кусок стены, из-под которого торчат бутафорские ноги. Долгожданная свобода для кого-то открыла ход в новый мир, а кого-то накрыла собой, как одеялом, под которым уютно расположились те, кто видел в самом факте падения Стены конечную цель своего творческого существования , – поясняют свою работу авторы. А вот молодой автор из Сергиева Посада Андрей Малышкин показал новую стену, образовавшуюся после падения Берлинской. Наступление глобальной сферы на индивидуальную он проиллюстрировал эффектной инсталляцией Свободное пространство . Войдя внутрь бокса, зритель обнаруживает перед собой непроходимую стену, вдоль которой ему приходится протискиваться впритык, чтобы найти выход из инсталляции.

Для некоторых участников Европа, похоже, – понятие чисто юридическое, определенное законодательно. Так, Диана Мачулина в проекте Невыездные представляет собственный музей произведений известных русских художников, которые не могут быть представлены на европейских выставках в связи с новым российским законом, запрещающим вывоз биоматериалов , к каковым, например, можно отнести кровь и пепел, которые использовал Юрий Альберт для написания серии монохромных абстрактных полотен (художник брал только собственный биоматериал ). Мачулина связывает принятие этого закона с конспирологическими фантазмами о том, что Запад якобы разрабатывает биологическое оружие, способное уничтожить отдельно взятый этнос – русский народ. Параноидальную подоплеку законодательства выявляет и работа Валерия Чтака В Европе может быть опасно , предлагающая распространить правило, требующее размещения на сигаретных пачках предупреждения о вреде курения, и на все прочие продукты и товары, каждый из которых также таит в себе ту или иную опасность.

Конечно, на выставке есть и произведения, свидетельствующие о том, что их авторы чувствуют себя настоящими космополитами. Никита Алексеев представляет своего рода летопись собственных путешествий The Travelling Mirrors : названия городов, в которых довелось побывать художнику, написаны на поверхности маленьких карманных зеркал, складывающихся на полу ЦДХ в этакую тропинку, приглашающую зрителя устремиться по следам художника. Кирилл Преображенский сопоставляет две самые известные телебашни Европы – московскую и берлинскую – в изящной инсталляции Туризм-Суфизм , где скрученные из колючей проволоки макеты башен сочетаются с видеопанорамами, заснятыми с их вращающихся смотровых площадок. Ведь корень самого слова туризм содержит понятие вращения , которому предаются в своих ритуальных танцах дервиши-суфии. А Алексей Булдаков выражает озабоченность международной проблематикой упадка государственной власти, способной решать конфликты только методами грубой силы. Его инсталляция Монумент обреченности представляет валяющиеся на полу фигуры полицейских, скопированные с героев компьютерной игры Counter-Strike .

Но, пожалуй, наиболее европейским выглядит произведение молодой художницы Александры Ауэрбах – просто потому, что она, единственная из участников, считает российские проблемы и реалии частью европейских. Ее инсталляция, одноименная названию всей выставки, посвящена, собственно, ЦДХ и представляет собой внушительных масштабов макет здания Центрального дома художника, составленный из советской конторской мебели 1970-х годов. В Доме художника – и здании, выдержанном во вполне международном стиле неомодернизма, и в институции, впервые познакомившей еще советского зрителя с классиками европейского искусства ХХ века, – Александра Ауэрбах видит свидетельство того, что мы уже являемся частью Европы. А нависшую над ЦДХ угрозу – опасность сноса – трактует как угрозу нашей европейской идентичности.

Очень удачная экспозиция Европейской мастерской , в которой не слишком многочисленные работы финалистов были представлены без привычной скученности, в очень разреженном и просторном режиме, заставила лишний раз оценить все преимущества этой и на настоящий момент незаменимой выставочной площадки современного искусства. А лишним свидетельством того, что Европа всегда была гораздо ближе, чем нам казалось, стало выступление неожиданного гостя вернисажа. Культурный атташе посольства Болгарии в России, а в прошлом звезда социалистической эстрады и кумир советской публики Бисер Киров, решил тряхнуть стариной – и с большим чувством спел под гитару не только непременные Подмосковные вечера , но и битловскую Hey, Jude!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

25 февраля 2007

Выставка «1917 год: Керенский и Ленин. На перекрестке исторических судеб» призвана заполнить огромные бреши в массовом осознании истории России....

News image

Время опьяняться прекрасным

В помещениях бывшего Московского завода виноградных вин и коньяков в сентябре откроется Центр современного искусства. – В настоящее время ликвид...

News image

Зональная выставка произведений ленинградских художнико

«Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года», открытая в Центральном выставочном зале «Манеж» с 10 сентября по 9 ноября 1980...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Арт-персоны:

Олег Кулик. Москва. ЦУМ

News image

Прежде всего, нужно помнить: если произведение искусства рассказывает о реальных событиях, оно от этого не превращается в докуме...

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Арт-Ярмарка:

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Арт-Критика:

Роман Абрамович и Даша Жукова привезли в Москву Энтони

News image

Английский скульптор отыскал Поле притяжения в Гараже Знаменитый английский скульптор, ни разу не выставлявшийся в ...

Искусство в природе человека

News image

Третья Московская биеннале современного искусства откроется в сентябре, ее тему Против исключений раскроет выставка в Г...

Культурно-политический комплекс

News image

В ЦДХ присмотрелись к 20-летней дате падения Берлинской стены Европейская мастерская: творчество в общем культурном простр...