Реклама*
Европейская мастерская в ЦДХ
В Центральном доме художника на Крымском Валу проходит выставка Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве , на которой представлены произведения финалистов конкурса современного искусства, организованного представительством Европейской комиссии в России по инициативе ее главы, большого ценителя искусства Марка Франко, чья миссия в Москве теперь завершилась, – выставка в ЦДХ стала его прощальным жестом. Идея устроить конкурс возникла потому, что 2009 год объявлен Европейской комиссией Годом творчества. А еще на этот год приходятся две знаменательные даты – 20-я годовщина падения Берлинской стены (1989) и 5-я годовщина расширения ЕС на восток (2004). Именно эти темы и были предложены для размышления художникам. Свои представления о едином европейском культурном пространстве участники должны были представить в форме инсталляции, а отбирать финалистов и таким образом сформировать выставку было призвано жюри во главе с Екатериной Деготь, в которое также вошли Анна Зайцева, Юлия Аксенова, Дарья Пыркина и Станислав Шурипа.
Европа , как ни странно, не слишком устойчивое понятие для местной ментальности, еще с советских времен привыкшей делить мир не столько по географической, сколько по политической модели на социалистический Восток и капиталистический Запад . Причем какая-нибудь Болгария при этом могла оказаться куда восточнее, чем, скажем, Япония. А главной персонификацией этого самого Запада, враждебного или соблазнительного, выступала, как правило, Америка . Так что конкурс, придуманный Европейской комиссией, практически не давал художникам возможности заняться более или менее привычным по поп - и соц-арту обыгрыванием стереотипов и клише массового сознания и поневоле заставил их разрабатывать новую культурную мифологию почти что с нуля и буквально открывать Европу .
Разумеется, выставка не обошлась без использования наиболее очевидных символов. Например, самого флага ЕС, чьи золотые звезды на синем фоне оказались почти столь же благодатным материалом, что и много раз мучимый как современным искусством, так и дизайном звездно-полосатый американский флаг. Молодой художник Степан Субботин построил в ЦДХ Тренировочную площадку , чьи образующие полосу препятствий снаряды были сделаны из оказавшихся устрашающе колючими желтых пятиконечных звезд. Работа получилась эффектная, но двусмысленная. Сам Субботин пишет о тренировках, которые позволят захватить Европу силовым путем. Но нарядная сине-желтая установка скорее напоминает собачью площадку, на которой дворняжек дрессируют быть воспитанными европейцами. Но так или иначе, Европа для художника остается антагонистом. Столь же далек от ощущения себя европейцем и живой классик Константин Звездочетов. Лукавый почвенник, он представил инсталляцию ДПИ из уморительно обрусевших примет европейской цивилизации или кустарно европеизированных предметов русского быта. Тут и самовар, расписанный под краснофигурную античную амфору, и деревянный ларец с надписью Camel , и бюстик Маркса, раскрашенный под народную игрушку.
Еще один неизбежный символ, который обыгрывают многие участники выставки – это, разумеется, Берлинская стена. Группа МишМаш представила ее в виде Белой стены , огромного чистого листа бумаги, предложив зрителю самостоятельно выяснить, что находится по ту сторону. Взяв в руки грифель, можно, заштриховывая лист в технике фроттажа , проявить контур Бранденбургских ворот. Давно живущий в Берлине Сергей Воронцов в соавторстве с Юлианой Бардолим наглядно представил последствия ее падения: инсталляция Свободная воля представляет собой лежащий на полу кусок стены, из-под которого торчат бутафорские ноги. Долгожданная свобода для кого-то открыла ход в новый мир, а кого-то накрыла собой, как одеялом, под которым уютно расположились те, кто видел в самом факте падения Стены конечную цель своего творческого существования , – поясняют свою работу авторы. А вот молодой автор из Сергиева Посада Андрей Малышкин показал новую стену, образовавшуюся после падения Берлинской. Наступление глобальной сферы на индивидуальную он проиллюстрировал эффектной инсталляцией Свободное пространство . Войдя внутрь бокса, зритель обнаруживает перед собой непроходимую стену, вдоль которой ему приходится протискиваться впритык, чтобы найти выход из инсталляции.
Для некоторых участников Европа, похоже, – понятие чисто юридическое, определенное законодательно. Так, Диана Мачулина в проекте Невыездные представляет собственный музей произведений известных русских художников, которые не могут быть представлены на европейских выставках в связи с новым российским законом, запрещающим вывоз биоматериалов , к каковым, например, можно отнести кровь и пепел, которые использовал Юрий Альберт для написания серии монохромных абстрактных полотен (художник брал только собственный биоматериал ). Мачулина связывает принятие этого закона с конспирологическими фантазмами о том, что Запад якобы разрабатывает биологическое оружие, способное уничтожить отдельно взятый этнос – русский народ. Параноидальную подоплеку законодательства выявляет и работа Валерия Чтака В Европе может быть опасно , предлагающая распространить правило, требующее размещения на сигаретных пачках предупреждения о вреде курения, и на все прочие продукты и товары, каждый из которых также таит в себе ту или иную опасность.
Конечно, на выставке есть и произведения, свидетельствующие о том, что их авторы чувствуют себя настоящими космополитами. Никита Алексеев представляет своего рода летопись собственных путешествий The Travelling Mirrors : названия городов, в которых довелось побывать художнику, написаны на поверхности маленьких карманных зеркал, складывающихся на полу ЦДХ в этакую тропинку, приглашающую зрителя устремиться по следам художника. Кирилл Преображенский сопоставляет две самые известные телебашни Европы – московскую и берлинскую – в изящной инсталляции Туризм-Суфизм , где скрученные из колючей проволоки макеты башен сочетаются с видеопанорамами, заснятыми с их вращающихся смотровых площадок. Ведь корень самого слова туризм содержит понятие вращения , которому предаются в своих ритуальных танцах дервиши-суфии. А Алексей Булдаков выражает озабоченность международной проблематикой упадка государственной власти, способной решать конфликты только методами грубой силы. Его инсталляция Монумент обреченности представляет валяющиеся на полу фигуры полицейских, скопированные с героев компьютерной игры Counter-Strike .
Но, пожалуй, наиболее европейским выглядит произведение молодой художницы Александры Ауэрбах – просто потому, что она, единственная из участников, считает российские проблемы и реалии частью европейских. Ее инсталляция, одноименная названию всей выставки, посвящена, собственно, ЦДХ и представляет собой внушительных масштабов макет здания Центрального дома художника, составленный из советской конторской мебели 1970-х годов. В Доме художника – и здании, выдержанном во вполне международном стиле неомодернизма, и в институции, впервые познакомившей еще советского зрителя с классиками европейского искусства ХХ века, – Александра Ауэрбах видит свидетельство того, что мы уже являемся частью Европы. А нависшую над ЦДХ угрозу – опасность сноса – трактует как угрозу нашей европейской идентичности.
Очень удачная экспозиция Европейской мастерской , в которой не слишком многочисленные работы финалистов были представлены без привычной скученности, в очень разреженном и просторном режиме, заставила лишний раз оценить все преимущества этой и на настоящий момент незаменимой выставочной площадки современного искусства. А лишним свидетельством того, что Европа всегда была гораздо ближе, чем нам казалось, стало выступление неожиданного гостя вернисажа. Культурный атташе посольства Болгарии в России, а в прошлом звезда социалистической эстрады и кумир советской публики Бисер Киров, решил тряхнуть стариной – и с большим чувством спел под гитару не только непременные Подмосковные вечера , но и битловскую Hey, Jude!
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() Туллио Ломбардо и венецианская скульптура ренессанса вСамые яркие акценты выставки – это барельеф, изображающий мужчину и женщину (ок. 1490/1495) и двойной портрет, вырезанный из мрамора «Бахус и Ариадн... |
![]() Главные выставки 14-20 апреля 2006 гГлаз Голдин В Музее современного искусства открылась выставка Нан Голдин. Откровенные снимки прославленной американки, живое и беспристрастное св... |
![]() Выставка «Василий Сумарев. Учитель и ученики» в Национа15 января 2010 - 15 февраля 2010 15 января 2010 года в Национальном художественном музее РБ состоялось открытие выставки под названием «Василий С... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Программа V Фестиваля коллекций современного искусства![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста![]() 19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы![]() 28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств![]() 16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к... |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme![]() На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма![]() Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |
Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ![]() Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот... |
Молодежное стало актуальным на старости лет![]() Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк... |