Реклама*
Экспозиционная цельность просматривается и в выставочных павильонах Манифесты 4. Сколь бы ни были разнообразны представленные здесь работы, но большей части из них присуще стремление к тому, что может быть названо fake'ом, т. е. фальшивым, поддельным, симуляционным. Так, в залах Манифесты можно увидеть стул, который оказывается пылесосом ( Блесс ), можно войти в дверь, которая ведет не в очередной экспозиционный зал, а в лабиринт (Моника Сосновская), можно оказаться вдруг в жилой комнате, где все предметы укорочены и вросли в пол (Массимо Бартолини), а если на крышах здесь стоят люди, то это – манекены (Антон Литвин), и если здесь показаны материалы политических манифестаций, то на самом деле – они инсценированы (Общество Радек ) и т. п.
Очевидно, что эта апология fake'а родилась из той же симптоматики, что и апология индивидуального этического усилия, на которой настаивает Окви Энвейзор. Идеологическая пустота, неисчерпаемая многосложность мира рождают как индивидуальное сверхусилие, так и сумуляционный жест. Поэтому если работы Документы многосложны до неисчерпаемости, то работы Манифесты естественно сводятся к быстро считываемому эффекту – приколу . Если, представляя произведения, Энвейзор апеллирует к паузе, к замедлению внутреннего ритма зрителя, то кураторы Манифесты рассчитывают на подвижное скольжение. Поэтому если в каталоге Документы каждый художник представлен самостоятельным текстом и двумя или даже тремя цветными разворотами, то в каталоге Манифесты материалы художников имеют оригинальную верстку и текстовой набор, т. е. представлены как авторский проект. Поэтому респектабельно буржуазный каталог Документы настраивает на внимательное чтение и просмотр, а каталог Манифесты, где переизбыток графической информации, заслоняет информацию текстовую, воспринимается как объект, как кунштюк. Если Документа сводится к апологии отдельной работы, то в журчащем ручейке манифестовской экспозиции индивидуальные произведения теряют индивидуальный смысл.
Наверное поэтому Антон Литвин, в течение многих лет настаивающий на escap'е, стал во Франкфурте медиальной звездой. Наверное, поэтому художники Общества Радек , воспитанники левого радикала Осмоловского, сделали для Манифесты новую версию своей работы Демонстрация . На этот раз они вышли на улицы Москвы с лозунгами на английском языке: так ситуационистский и анархистский по духу замысел в новой версии уподобился банальному угодничеству и конформизму, т. е. fake'у. Наконец, работа Людмилы Горловой, созданная как констатирующая социальный факт документация, в контексте Манифесты утратила исходный смысл: стихийная абсурдность русской жизни оказалась неотличимой от инсценировки, т. е. опять-таки от fake'а.
Если у Энвейзора нулевой уровень экспозиции компенсируется идеей коллективного интеллектуального форума, то у кураторского трио Манифесты он находит контрапункт в персональном нарциссизме. Если в каталоге Документы каждый из кураторов написал авторский текст, предъявляющий их интеллектуальное кредо, то кураторы Манифесты тексты писать не стали – ни вместе, ни по отдельности. Каждая из них пригласила себе собеседника-интервьюера: оказывается, им нечего сказать граду и миру , они могут лишь поболтать со старыми приятелями. Если составной частью проекта Манифесты 2 в Люксембурге была большая экспозиция издаваемых в Европе некоммерческих художественных изданий – каталогов, книг и периодики (одним из экспонатов выставки была, кстати, подшивка ХЖ ), то на Манифесте 4, как уже говорилось, кураторы предъявили материалы своего собственного curatorial research. Наконец, если каталог Документы открывается репортажной съемкой драматических коллизий современного мира, то каталог Манифесты предъявляет репортажную съемку кураторских поездок. Там нет, разумеется, никакой драмы, а только лишь fun. Если Энвейзор выводит выставку из широкой междисциплинарной дискуссии четырех Платформ , то Манифеста сопровождается серией лекций, на которые молодые кураторы пригласили своих сверстников и коллег. Говоря иначе, если Документа XI открыта широкой мировоззренческой и миростроительной перспективе, то Манифеста 4 сфокусирована лишь на профессиональном и экзистенциальном опыте ее кураторов и их взаимоотношениях с коллегами по цеху. Поэтому, в конечном счете, закрадывается подозрение, что нулевой уровень экспозиции Манифесты 4 – это не результат осознанной концепции, а результат того, что кураторов выставка просто мало интересовала.
Можно добавить, что, обретя в апологии fake'а тематический лейтмотив Манифесты, молодые кураторы одновременно предопределили и тип своего позиционирования по отношению к проекту Документы XI. Ситуация выглядит так, что если в Касселе идет серьезный разговор на взрослые темы, то Манифеста – это просто детский праздник, где разноплеменным подросткам позволено попаясничать.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
ВЫСТАВКИ 31 марта – 2 апреля«Жемчуг Парижа». Ирина Алавердова. Живопись. ЦДХ, Крымский вал, 10, ст |
Манеж (Санкт-Петербург)Здание построено годы правления Александра Первого, в 1804—1807 годах. Манеж относится к ряду последних творений архитектора Джакомо Кваренги. Здани... |
Фото из столаУрапатриотические снимки, которые делал Владимир Лагранж в 60-80-х годах прошлого столетия, будучи фотокорреспондентом помпезного журнала «Советский... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – CommeНа несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
Украинская неделя искусствМЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ... |
Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на палГалереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Инновация (конкурс)Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ... |
ИннополисОткрылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик... |
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письмаОчень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |