• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не представляли, во что это выльется

Арт-проекты - Арт-Персоны

евгений митта:  открывая  первую галерею , мы не представляли, во что это выльется

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на днях 15-летний юбилей. В 1989 году Айдан вместе с друзьями и однокурсниками по художественному институту Александром Якутом и Евгением Миттой открыли Первую галерею . Евгений Митта поделился с GiF.Ru воспоминаниями о прошлом и мыслями о настоящем.

Как все начиналось

Мы все художники, учились на одном курсе в Суриковском институте, занимались живописью и понимали, что в существующей системе для художника не очень много шансов, чтобы развиваться, показывать свои работы или приобрести какое-то независимое положение. Меня особенно интересовала тема галереи актуального искусства, и я поделился своими соображениями с Айдан и Сашей. В какой-то момент мы решили, что имеет смысл сделать что-то такое, чего еще не было – открыть первую частную галерею в нашей стране. Несмотря на некоторые теоретические знания, мы, конечно, не могли предположить, во что это выльется эта затея, а когда ее контуры стали проясняться, самой стойкой и целенаправленной оказалась Айдан – она включилась в процесс со всей энергией. Мы вместе продумывали стратегию, выбирали художников, делали экспозиции, но, безусловно, главная роль в развитии галереи принадлежит Айдан.

Что произошло потом

В какой-то момент стало очевидно, что три человека не могут вести одну галерею. И хотя это была не единственная причина – возникли и экономические трудности, но было очевидно, что рано или поздно эта история пришла бы к своему логическому завершению. Ситуация, когда три художника, имеющие свои представления об искусстве, топчутся на одной территории, несмотря на дружеские отношения, оказалась проблематичной. Все произошло само собой. Я уехал в Америку, в галерее возникли проблемы с арендой, к тому же Айдан, очевидно, хотела иметь свой собственный бизнес.

В настоящее время

Сейчас я занимаюсь дизайном – в нашу компанию Image Design Group входят Гия Абрамишвили и Андрей Яхнин – художники, которые являлись участниками арт-группы Чемпионы мира , мы занимаемся дизайнерскими и архитектурными проектами. Это напрямую не имеет отношения к современному искусству, которым я никогда не переставал интересоваться (последняя моя выставка как художника прошла в 1996 году в галерее XL, с тех пор я не делал персональных выставок, но для себя лично продолжаю работать), но определенная взаимосвязь существует. То, что мы смогли сделать в центре дизайна Artplay – первый удачный пример синтеза старой индустриальной архитектуры, современного дизайна и актуального искусства. Здесь, под одной крышей, расположились многие ведущие архитектурные бюро Москвы, проходят выставки и лекции, праздники и концерты, работают кафе.

Московские галереи сегодня

Все продолжает развиваться, наша страна с трудом пытается влиться в мировое арт-сообщество. Для такого мегаполиса, как Москва, галерей современного искусства очень мало. В России есть давняя традиция серьезного коллекционирования искусства, это не какая-нибудь модная вдруг возникшая тема. К сожалению, занятие современным искусством долгое время было бесперспективным в нашей стране, это привело к тому, что на этом поле работает очень мало людей и это – одна из главных причин сложившейся ситуации. Сейчас ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, появляются интересные молодые художники, расширяется круг коллекционеров, экспертов и ценителей.

Айдан сегодня

Айдан – галерея со своей историей, галерея с лицом . Это всегда визуальное искусство, искусство, которое можно вербально и четко сформулировать. За эти годы галерея наработала определенную репутацию среди коллекционеров и кураторов. Хотя всегда можно упрекнуть галерею в том, что она более коммерческая по сравнению с другими, и представляет искусство, которое легче продать, но у каждой галереи своя стратегия. У Айдан нет миллиардера-мужа или каких-нибудь там запасов недвижимости, которые позволяли бы ей не думать о том, что искусство нужно продавать и поэтому она продает высококачественное современное искусство, которое люди хотят иметь в своих коллекциях.

Есть мнение, что художника делает куратор или/и галерист

Я радикально с этим не согласен. По крайней мере, те художники, которые чего-то стоят, сделали себя сами – Виноградов и Дубосарский, Олег Кулик, Константин Звездочетов и так далее. А история художника, которого сделал галерист, не будет долговечной – это и на Западе, и везде. Длинную карьеру может выдержать человек, который серьезно на это настроен, которым что-то движет и он не останавливается на достигнутом, не занимается самоповторением. И никакой куратор за художника эту работу не сделает. Что касается галереи, то – да, она может показать художника коллекционеру, собственно, она призвана выполнять эти две функции – пропагандировать искусство, и, по возможности, его продавать. У нас же получилось так, что галерей мало, и галеристы, как экзотические персонажи, заметны – это узнаваемые люди, хотя, по-хорошему, в первую очередь в галерее должны быть заметны художники.

Художник-галерист

Айдан, которая, как художник работает с галереей XL, демонстрирует внятную и четкую эволюцию. Она жестко выдерживает свою тему, и все, что она делает – всегда изобретательно и профессионально. Айдан чувствует свою профессиональную основу и понимает инструмент, с которым она работает. В ее арсенале есть традиционная живопись, видеоарт и инсталляции, и можно сказать, что в отечественном искусстве Айдан является пионером феминистского дискурса. Еще в конце 80-х годов она затрагивала такие темы как женская самоидентификация и телесность.

Галерист-художник

Мне кажется, это внутреннее строение личности. Ты либо можешь заниматься такими вещами, и тебя к этому тянет, либо нет. Это сложно воспитать в себе или развить. И нельзя сказать, хорошо это или плохо. Но все же, для художника – выполнять еще и социальную функцию – наверное, хорошо. Да, это отвлекает от творческой работы, зато это дает иной взгляд на ситуацию, ты выходишь из своей собственной раковины и можешь посмотреть на мир со стороны. Зачастую художник, находясь исключительно в своей среде, теряет ощущение некоей объективности. Когда галерея становиться серьезным бизнесом, могут возникнуть некоторые проблемы – ведь ты связан обязательствами с художниками, ответственен за их профессиональную карьеру. Это такой аспект, в котором нужно понимать, что ты не просто куратор, сделал выставку – и все. Люди тебе доверяют, делают ставку на тебя как на профессионала, который будет серьезно помогать в их дальнейшем росте.

Равнение на Запад

Галерея уже вышла на европейский уровень и может свободно конкурировать с западными институциями, но самое главное – это все-таки создание своего собственного рынка. Именно это дает возможность правильных коммуникаций с западным арт-миром, потому что никто не хочет иметь дело с галереей из страны, которая имеет расплывчатую картину на своем арт-поле. Если ситуация будет развиваться правильно, то интерес к русскому современному искусству будет расти автоматически. Выход на европейскую сцену – совсем не первостепенная задача. Это важно и нужно, но это вторично.

Отец-основатель Первой галереи сегодня

Идея галереи Papeworks, которой я сейчас занимаюсь – показывать современное искусство на бумаге. Это довольно четкий формат, современный и перспективный – именно в смысле искусства, и к тому же, гораздо более доступный для коллекционирования. У нас проходили выставки Дмитрия Плавинского, Виноградова и Дубосарского, Павла Пепперштейна, Олега Кулика, Дмитрия Топольского, Николая Олейникова. В новом сезоне мы планируем выставки Никиты Алексеева, снова Виноградова и Дубосарского, Юлии Заставы, Вячеслава Мизина – многие уже не помнят или не знают, что он занимался бумажной архитектурой в 80-е годы.

В настоящее время я работаю над киноантологией современного искусства России. Это будет десять часовых документальных фильмов про художников, начиная с конца 80-х годов по сегодняшний день.

Планы на будущее

Возможно откроем еще одну галерею – допустим, для инсталляций. Меня очень привлекает жанр cross over – это очень перспективно. Сегодня как никогда дизайн, архитектура и современное искусство связаны между собой и, важно двигаться в направлении их полного взаимодействия и осмысления. Наглядный пример взаимодействия дизайнеров, архитекторов и художников – выставка Легкость бытия на Клязьме (Виноградов и Дубосарский в сотрудничестве с Юрием Аввакумовым). Да и недавняя экспозиция Олега Кулика и Бориса Бернаскони – образец того, как дизайн и современное искусство вместе дают качественно иной результат.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1951 год

Выставка произведений ленинградских художников 1951 года, открывшаяся в 22 ноября 1951 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея, ст...

News image

Выставка произведений Рене Лалика в Музее Кремля (Москв

16.09.2010 - 09.01

News image

ВЫСТАВКИ в апреле 2006

7-8 апреля Александр Андрианов. Необычайно экспрессивный мир живописца Адрианова притягивает, интригует и делает зрителя невольным соучастником п...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

Арт-персоны:

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний

News image

Один из лидеров молодого искусства Киева, группы Р.Э.П. ( Революционное экспериментальное пространство ), Никита КАДАН рассказ...

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Василий Бычков, АРТ МОСКВА: В этом году ярмарка в перв

News image

В ЦДХ в 11-й раз проходит ежегодная ярмарка современного искусства АРТ МОСКВА Проходит второй день работы 11-й международной ...

Арт-Ярмарка:

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Арт-Критика:

Множественность в единстве

News image

Сразу после открытия VI Ширяевской биеннале современного искусства некоторые ее участники во главе с организаторами, Нелли и...

Пятеро в лодке, не считая коллекционера

News image

От Фаворского до Тишкова: художники разных поколений и даже разных эпох объединены общей экспозицией Мастера книжной граф...

Любить прекрасное по-русски

News image

Юбилей ПРО АРТЕ в ГЦСИ Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства ПРО АРТЕ , организующий выставки, п...