• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не представляли, во что это выльется

Арт-проекты - Арт-Персоны

евгений митта:  открывая  первую галерею , мы не представляли, во что это выльется

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на днях 15-летний юбилей. В 1989 году Айдан вместе с друзьями и однокурсниками по художественному институту Александром Якутом и Евгением Миттой открыли Первую галерею . Евгений Митта поделился с GiF.Ru воспоминаниями о прошлом и мыслями о настоящем.

Как все начиналось

Мы все художники, учились на одном курсе в Суриковском институте, занимались живописью и понимали, что в существующей системе для художника не очень много шансов, чтобы развиваться, показывать свои работы или приобрести какое-то независимое положение. Меня особенно интересовала тема галереи актуального искусства, и я поделился своими соображениями с Айдан и Сашей. В какой-то момент мы решили, что имеет смысл сделать что-то такое, чего еще не было – открыть первую частную галерею в нашей стране. Несмотря на некоторые теоретические знания, мы, конечно, не могли предположить, во что это выльется эта затея, а когда ее контуры стали проясняться, самой стойкой и целенаправленной оказалась Айдан – она включилась в процесс со всей энергией. Мы вместе продумывали стратегию, выбирали художников, делали экспозиции, но, безусловно, главная роль в развитии галереи принадлежит Айдан.

Что произошло потом

В какой-то момент стало очевидно, что три человека не могут вести одну галерею. И хотя это была не единственная причина – возникли и экономические трудности, но было очевидно, что рано или поздно эта история пришла бы к своему логическому завершению. Ситуация, когда три художника, имеющие свои представления об искусстве, топчутся на одной территории, несмотря на дружеские отношения, оказалась проблематичной. Все произошло само собой. Я уехал в Америку, в галерее возникли проблемы с арендой, к тому же Айдан, очевидно, хотела иметь свой собственный бизнес.

В настоящее время

Сейчас я занимаюсь дизайном – в нашу компанию Image Design Group входят Гия Абрамишвили и Андрей Яхнин – художники, которые являлись участниками арт-группы Чемпионы мира , мы занимаемся дизайнерскими и архитектурными проектами. Это напрямую не имеет отношения к современному искусству, которым я никогда не переставал интересоваться (последняя моя выставка как художника прошла в 1996 году в галерее XL, с тех пор я не делал персональных выставок, но для себя лично продолжаю работать), но определенная взаимосвязь существует. То, что мы смогли сделать в центре дизайна Artplay – первый удачный пример синтеза старой индустриальной архитектуры, современного дизайна и актуального искусства. Здесь, под одной крышей, расположились многие ведущие архитектурные бюро Москвы, проходят выставки и лекции, праздники и концерты, работают кафе.

Московские галереи сегодня

Все продолжает развиваться, наша страна с трудом пытается влиться в мировое арт-сообщество. Для такого мегаполиса, как Москва, галерей современного искусства очень мало. В России есть давняя традиция серьезного коллекционирования искусства, это не какая-нибудь модная вдруг возникшая тема. К сожалению, занятие современным искусством долгое время было бесперспективным в нашей стране, это привело к тому, что на этом поле работает очень мало людей и это – одна из главных причин сложившейся ситуации. Сейчас ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, появляются интересные молодые художники, расширяется круг коллекционеров, экспертов и ценителей.

Айдан сегодня

Айдан – галерея со своей историей, галерея с лицом . Это всегда визуальное искусство, искусство, которое можно вербально и четко сформулировать. За эти годы галерея наработала определенную репутацию среди коллекционеров и кураторов. Хотя всегда можно упрекнуть галерею в том, что она более коммерческая по сравнению с другими, и представляет искусство, которое легче продать, но у каждой галереи своя стратегия. У Айдан нет миллиардера-мужа или каких-нибудь там запасов недвижимости, которые позволяли бы ей не думать о том, что искусство нужно продавать и поэтому она продает высококачественное современное искусство, которое люди хотят иметь в своих коллекциях.

Есть мнение, что художника делает куратор или/и галерист

Я радикально с этим не согласен. По крайней мере, те художники, которые чего-то стоят, сделали себя сами – Виноградов и Дубосарский, Олег Кулик, Константин Звездочетов и так далее. А история художника, которого сделал галерист, не будет долговечной – это и на Западе, и везде. Длинную карьеру может выдержать человек, который серьезно на это настроен, которым что-то движет и он не останавливается на достигнутом, не занимается самоповторением. И никакой куратор за художника эту работу не сделает. Что касается галереи, то – да, она может показать художника коллекционеру, собственно, она призвана выполнять эти две функции – пропагандировать искусство, и, по возможности, его продавать. У нас же получилось так, что галерей мало, и галеристы, как экзотические персонажи, заметны – это узнаваемые люди, хотя, по-хорошему, в первую очередь в галерее должны быть заметны художники.

Художник-галерист

Айдан, которая, как художник работает с галереей XL, демонстрирует внятную и четкую эволюцию. Она жестко выдерживает свою тему, и все, что она делает – всегда изобретательно и профессионально. Айдан чувствует свою профессиональную основу и понимает инструмент, с которым она работает. В ее арсенале есть традиционная живопись, видеоарт и инсталляции, и можно сказать, что в отечественном искусстве Айдан является пионером феминистского дискурса. Еще в конце 80-х годов она затрагивала такие темы как женская самоидентификация и телесность.

Галерист-художник

Мне кажется, это внутреннее строение личности. Ты либо можешь заниматься такими вещами, и тебя к этому тянет, либо нет. Это сложно воспитать в себе или развить. И нельзя сказать, хорошо это или плохо. Но все же, для художника – выполнять еще и социальную функцию – наверное, хорошо. Да, это отвлекает от творческой работы, зато это дает иной взгляд на ситуацию, ты выходишь из своей собственной раковины и можешь посмотреть на мир со стороны. Зачастую художник, находясь исключительно в своей среде, теряет ощущение некоей объективности. Когда галерея становиться серьезным бизнесом, могут возникнуть некоторые проблемы – ведь ты связан обязательствами с художниками, ответственен за их профессиональную карьеру. Это такой аспект, в котором нужно понимать, что ты не просто куратор, сделал выставку – и все. Люди тебе доверяют, делают ставку на тебя как на профессионала, который будет серьезно помогать в их дальнейшем росте.

Равнение на Запад

Галерея уже вышла на европейский уровень и может свободно конкурировать с западными институциями, но самое главное – это все-таки создание своего собственного рынка. Именно это дает возможность правильных коммуникаций с западным арт-миром, потому что никто не хочет иметь дело с галереей из страны, которая имеет расплывчатую картину на своем арт-поле. Если ситуация будет развиваться правильно, то интерес к русскому современному искусству будет расти автоматически. Выход на европейскую сцену – совсем не первостепенная задача. Это важно и нужно, но это вторично.

Отец-основатель Первой галереи сегодня

Идея галереи Papeworks, которой я сейчас занимаюсь – показывать современное искусство на бумаге. Это довольно четкий формат, современный и перспективный – именно в смысле искусства, и к тому же, гораздо более доступный для коллекционирования. У нас проходили выставки Дмитрия Плавинского, Виноградова и Дубосарского, Павла Пепперштейна, Олега Кулика, Дмитрия Топольского, Николая Олейникова. В новом сезоне мы планируем выставки Никиты Алексеева, снова Виноградова и Дубосарского, Юлии Заставы, Вячеслава Мизина – многие уже не помнят или не знают, что он занимался бумажной архитектурой в 80-е годы.

В настоящее время я работаю над киноантологией современного искусства России. Это будет десять часовых документальных фильмов про художников, начиная с конца 80-х годов по сегодняшний день.

Планы на будущее

Возможно откроем еще одну галерею – допустим, для инсталляций. Меня очень привлекает жанр cross over – это очень перспективно. Сегодня как никогда дизайн, архитектура и современное искусство связаны между собой и, важно двигаться в направлении их полного взаимодействия и осмысления. Наглядный пример взаимодействия дизайнеров, архитекторов и художников – выставка Легкость бытия на Клязьме (Виноградов и Дубосарский в сотрудничестве с Юрием Аввакумовым). Да и недавняя экспозиция Олега Кулика и Бориса Бернаскони – образец того, как дизайн и современное искусство вместе дают качественно иной результат.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

5 декабря 1956 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась Осенняя выставка произведений ленинградских художников...

News image

Выставки 1–7 февраля

Следы. Бывший участник легендарного коллектива «Среднерусская возвышенность» (Артемий Троицкий называл ее лучшей русской рок–группой) Сергей Воронцо...

News image

Выставка-акция

«Выставка-акция» — состоялась 25 августа 1974 года на Гоголевском бульваре, положила начало новому типу уличных выставок, ставших неотъемлемой часть...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Победители Инновации

News image

GiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Арт-персоны:

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Роберт Уилсон: Тайна всегда на поверхности

News image

Монологи молчания В октябре фонд Екатерина примет русскую версию Портретов Voom Роберта Уилсона – это будет первый показ ...

Арт-Ярмарка:

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Две российские галереи примут участие в ярмарке Frieze

News image

Седьмая по счету, ведущая мировая ярмарка современного искусства Frieze Art Fair открывается в четверг в Лондоне, в ней участвую...

Арт-Критика:

Цветет гречиха в поле у Ротонды

News image

Фестиваль Архстояние превратил деревню Николо-Ленивец Калужской области в русский эстетский заповедный парк, становящийся ле...

Прекрати-поле

News image

Деревне Никола-Ленивец поправили ландшафт В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел фестиваль АрхСтояние , сде...

Коллекция с концепцией

News image

В ГЦСИ стартовал ежегодный III Международный фестиваль коллекций современного искусства Тема нового смотра – коллекция...