• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Беспочвенный лэнд-арт

Арт-проекты - Арт-Критика

беспочвенный лэнд-арт




В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся фестиваль ландшафтных объектов Архстояние - 2009. Лето . Единственный в России фестиваль лэнд-арта проходит с 2006 года, как правило, два раза в год – летом и в начале весны, на Масленицу, по традиции, заложенной художником Николаем Полисским, превратившим полузаброшенную и труднодоступную деревню в четырех часах езды от Москвы в место настоящего паломничества ценителей современного искусства, круг которых расширяется с каждым новым фестивалем. Полисский с друзьями построили дома в деревеньке на берегах Угры с поистине эталонным русским пейзажем – церковь, косогор и излучина реки – еще много лет назад. Потом бывший живописец начал возводить здесь сооружения, ставшие, по сути, первыми объектами русского лэнд-арта. И смог подсадить на современное искусство местных жителей, которые уже давно считают себя художниками и вместе с Полисским входят в объединение Никола-Ленивецкие промыслы .

А с 2006 года по инициативе бессменных кураторов Архстояния Юлии Бычковой и Антона Кочуркина специально для Никола-Ленивца стали создавать новые проекты ведущие российские и даже зарубежные художники, архитекторы и ландшафтные дизайнеры. Правда, столь массированному освоению девственной в культурном плане целины наконец воспротивилась администрация национального парка Угра , на территории которого располагается деревня. Так что последние два года участники фестиваля, как это не парадоксально для лэнд-артистов, пытаются оторваться от земли. Прошлым летом Архстояние спустилось на воду – фестиваль превратился в парад фантастических плотов, продефилировавших по Угре (они до сих пор стоят в чистом поле в качестве мемориальных объектов). А в этот раз устремилось в воздух: тема так и сформулирована – Вне земли .

Правда, полностью утратить почву под ногами Архстоянию не дали благоволящие искусствам администрации Калужской области и ее Дзержинского района, предоставившие фестивалю пустующее поле прямо за дорогой, по которой проходит граница заповедной территории. Освоением земель занялись зарубежные гости Архстояния (в этом году финансируемого не только постоянным партнером фестиваля ООО Агросфера , но даже Евросоюзом) – французское бюро ландшафтных архитекторов Atelier 710 , работавшее, в том числе, над проектами в самом знаменитом парке Франции – Версале. Никаких воздушных версальских замков французы возводить не стали, а, напротив, подошли к задаче практично и ответственно. Они разредили лес, обустроив в нем неприхотливые, но удобные зоны отдыха с сиденьями из вязанок сена и досок. И засеяли пустырь гречихой. Мы разрабатывали наш проект для Никола-Ленивца, стараясь учесть интересы трех лиц, действующих на этой территории, – собственно архитектурного фестиваля, национального парка и местных земледельцев. В качестве модели мы взяли английский парк XVIII века, который строился сообразно не декоративным, но практическим нуждам и, по сути, был эстетизированными сельскохозяйственными угодьями. Мы насадили гречишное поле – не ради урожая, но потому, что злаки помогут восстановить почву, на которой в следующем году можно будет сделать прекрасный луг. И сделали частью проекта стадо коров – и потому, что они отлично вписываются в пейзаж, и потому, что пастбищное животноводство до сих пор является вполне перспективной отраслью сельского хозяйства для данной местности , – рассказывает один из членов Atelier 710 Франсуа Ваделье.

Практичность французского проекта оказалась ничуть не в ущерб красоте. Тучное стадо составило отличную компанию оставшемуся еще с зимы деревянному Позолоченному тельцу Василия Щетинина. А розовато-белое цветущее гречишное поле стало восхитительным фоном для одного из самых масштабных проектов нынешнего Архстояния – Ротонды Александра Бродского. Это довольно высокое, овальное в плане строение, похожее не то на приземистый средневековый донжон, не то на небольшой римский Колизей, и своей архетипической простотой и в то же время некоторой театральностью напоминающее архитектурные сооружения на полотнах Де Кирико. В нижний этаж этого здания ведет множество дверей – разноцветных, разнокалиберных, выцветших, покрытых живописными кракелюрами и явно побывавших в употреблении. Из таких отслуживших свое дверей в России часто делают заборы – Александр Бродский же словно бы вновь открывает эти самые двери, уже побывавшие не входом, но преградой. Зайдя в Ротонду , можно подняться над землей на смотровую площадку и оттуда полюбоваться живописным видом.

Если Ротонда Бродского дает зрителю возможность посмотреть сверху вниз, то другие объекты нынешнего Архстояния заставляют его, напротив, задирать голову. Так, Механический лес петербуржца Оскара Мадеры представляет собой зависшее между деревьев хитроумное устройство, напоминающее механического паука и являющееся гидравлическим двигателем, заставляющим деревья качаться по немыслимой в природе траектории – клониться друг к другу, словно шушукающиеся заговорщики.

Сам Николай Полисский к нынешнему фестивалю завершил наконец внушительное сооружение Гиперболоидная градирня . Он вдохновлялся промышленной архитектурой, а именно охладительными башнями ТЭЦ. Однако его новый объект выглядит очередной экологической фантасмагорией – пятнадцатиметровой высоты конструкция, свитая, наподобие гнезда, из прутьев, напоминает этакий ствол гигантского дерева, например, древнего фикуса, а подпирающие ее плетеные же контрфорсы кажутся корнями. Впрочем, и это сооружение заставило-таки зрителей поднять глаза к небу – вечером из жерла Градирни вырвался, в качестве праздничного фейерверка, сноп дыма и пламени.

Отрыв от корней пошел Архстоянию только на пользу – в том числе и потому, что помог избавиться от ошибочно навязываемого фестивалю и Никола-Ленивецким промыслам русофильско-почвеннического имиджа. Воздушное пространство, в отличие от почвы, не имеет границ. Остроумным напоминанием о чем и стал проект Воздушный порт самых неожиданных гостей фестиваля – занимающейся новыми медиа группы Electroboutique (Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин, Ирина Астафьева). Прямо среди родных берез художники поставили электронное табло аэропорта с расписанием вылетов в Копенгаген и Касабланку, Марсель, Лион и Москву. Этим летом в Никола-Ленивце оно смотрелось не так уж абсурдно – среди аттракционов нынешнего фестиваля были и полеты на вертолетах, а шум пропеллеров только добавил Архстоянию воздушности.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Изобразительное искусство Ленинграда (выставка, 1976)

Выставка «Изобразительное искусство Ленинграда», показанная в 1976 году в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», стала одним из крупнейших с...

News image

Выйти из сумрака, чтобы вернуться

30 июня – 6 июля Вольно или невольно искусство всегда трансформируется в повседневность. Великие симфонии становятся рингтонами мобильных телеф...

News image

Искусство династии Мин: китайская эра великолепия в Ме

Экспонаты «Искусство династии Мин» составлены на основе материалов богатейших запасников музея Метрополитен: «китайская эра великолепия» демон...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе

News image

29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу...

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Арт-персоны:

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Арт-Ярмарка:

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Арт-Критика:

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...

Коллекция с концепцией

News image

В ГЦСИ стартовал ежегодный III Международный фестиваль коллекций современного искусства Тема нового смотра – коллекция...

Концептуалисты сдались в архив

News image

Коллекция Вадима Захарова в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) начался ежегодный фестиваль коллекц...