• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Беспочвенный лэнд-арт

Арт-проекты - Арт-Критика

беспочвенный лэнд-арт




В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся фестиваль ландшафтных объектов Архстояние - 2009. Лето . Единственный в России фестиваль лэнд-арта проходит с 2006 года, как правило, два раза в год – летом и в начале весны, на Масленицу, по традиции, заложенной художником Николаем Полисским, превратившим полузаброшенную и труднодоступную деревню в четырех часах езды от Москвы в место настоящего паломничества ценителей современного искусства, круг которых расширяется с каждым новым фестивалем. Полисский с друзьями построили дома в деревеньке на берегах Угры с поистине эталонным русским пейзажем – церковь, косогор и излучина реки – еще много лет назад. Потом бывший живописец начал возводить здесь сооружения, ставшие, по сути, первыми объектами русского лэнд-арта. И смог подсадить на современное искусство местных жителей, которые уже давно считают себя художниками и вместе с Полисским входят в объединение Никола-Ленивецкие промыслы .

А с 2006 года по инициативе бессменных кураторов Архстояния Юлии Бычковой и Антона Кочуркина специально для Никола-Ленивца стали создавать новые проекты ведущие российские и даже зарубежные художники, архитекторы и ландшафтные дизайнеры. Правда, столь массированному освоению девственной в культурном плане целины наконец воспротивилась администрация национального парка Угра , на территории которого располагается деревня. Так что последние два года участники фестиваля, как это не парадоксально для лэнд-артистов, пытаются оторваться от земли. Прошлым летом Архстояние спустилось на воду – фестиваль превратился в парад фантастических плотов, продефилировавших по Угре (они до сих пор стоят в чистом поле в качестве мемориальных объектов). А в этот раз устремилось в воздух: тема так и сформулирована – Вне земли .

Правда, полностью утратить почву под ногами Архстоянию не дали благоволящие искусствам администрации Калужской области и ее Дзержинского района, предоставившие фестивалю пустующее поле прямо за дорогой, по которой проходит граница заповедной территории. Освоением земель занялись зарубежные гости Архстояния (в этом году финансируемого не только постоянным партнером фестиваля ООО Агросфера , но даже Евросоюзом) – французское бюро ландшафтных архитекторов Atelier 710 , работавшее, в том числе, над проектами в самом знаменитом парке Франции – Версале. Никаких воздушных версальских замков французы возводить не стали, а, напротив, подошли к задаче практично и ответственно. Они разредили лес, обустроив в нем неприхотливые, но удобные зоны отдыха с сиденьями из вязанок сена и досок. И засеяли пустырь гречихой. Мы разрабатывали наш проект для Никола-Ленивца, стараясь учесть интересы трех лиц, действующих на этой территории, – собственно архитектурного фестиваля, национального парка и местных земледельцев. В качестве модели мы взяли английский парк XVIII века, который строился сообразно не декоративным, но практическим нуждам и, по сути, был эстетизированными сельскохозяйственными угодьями. Мы насадили гречишное поле – не ради урожая, но потому, что злаки помогут восстановить почву, на которой в следующем году можно будет сделать прекрасный луг. И сделали частью проекта стадо коров – и потому, что они отлично вписываются в пейзаж, и потому, что пастбищное животноводство до сих пор является вполне перспективной отраслью сельского хозяйства для данной местности , – рассказывает один из членов Atelier 710 Франсуа Ваделье.

Практичность французского проекта оказалась ничуть не в ущерб красоте. Тучное стадо составило отличную компанию оставшемуся еще с зимы деревянному Позолоченному тельцу Василия Щетинина. А розовато-белое цветущее гречишное поле стало восхитительным фоном для одного из самых масштабных проектов нынешнего Архстояния – Ротонды Александра Бродского. Это довольно высокое, овальное в плане строение, похожее не то на приземистый средневековый донжон, не то на небольшой римский Колизей, и своей архетипической простотой и в то же время некоторой театральностью напоминающее архитектурные сооружения на полотнах Де Кирико. В нижний этаж этого здания ведет множество дверей – разноцветных, разнокалиберных, выцветших, покрытых живописными кракелюрами и явно побывавших в употреблении. Из таких отслуживших свое дверей в России часто делают заборы – Александр Бродский же словно бы вновь открывает эти самые двери, уже побывавшие не входом, но преградой. Зайдя в Ротонду , можно подняться над землей на смотровую площадку и оттуда полюбоваться живописным видом.

Если Ротонда Бродского дает зрителю возможность посмотреть сверху вниз, то другие объекты нынешнего Архстояния заставляют его, напротив, задирать голову. Так, Механический лес петербуржца Оскара Мадеры представляет собой зависшее между деревьев хитроумное устройство, напоминающее механического паука и являющееся гидравлическим двигателем, заставляющим деревья качаться по немыслимой в природе траектории – клониться друг к другу, словно шушукающиеся заговорщики.

Сам Николай Полисский к нынешнему фестивалю завершил наконец внушительное сооружение Гиперболоидная градирня . Он вдохновлялся промышленной архитектурой, а именно охладительными башнями ТЭЦ. Однако его новый объект выглядит очередной экологической фантасмагорией – пятнадцатиметровой высоты конструкция, свитая, наподобие гнезда, из прутьев, напоминает этакий ствол гигантского дерева, например, древнего фикуса, а подпирающие ее плетеные же контрфорсы кажутся корнями. Впрочем, и это сооружение заставило-таки зрителей поднять глаза к небу – вечером из жерла Градирни вырвался, в качестве праздничного фейерверка, сноп дыма и пламени.

Отрыв от корней пошел Архстоянию только на пользу – в том числе и потому, что помог избавиться от ошибочно навязываемого фестивалю и Никола-Ленивецким промыслам русофильско-почвеннического имиджа. Воздушное пространство, в отличие от почвы, не имеет границ. Остроумным напоминанием о чем и стал проект Воздушный порт самых неожиданных гостей фестиваля – занимающейся новыми медиа группы Electroboutique (Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин, Ирина Астафьева). Прямо среди родных берез художники поставили электронное табло аэропорта с расписанием вылетов в Копенгаген и Касабланку, Марсель, Лион и Москву. Этим летом в Никола-Ленивце оно смотрелось не так уж абсурдно – среди аттракционов нынешнего фестиваля были и полеты на вертолетах, а шум пропеллеров только добавил Архстоянию воздушности.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

trusted tablets

Выставки прошлого:

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

5 декабря 1956 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась Осенняя выставка произведений ленинградских художников...

News image

Фото из стола

Урапатриотические снимки, которые делал Владимир Лагранж в 60-80-х годах прошлого столетия, будучи фотокорреспондентом помпезного журнала «Советский...

News image

Выставка произведений художников-женщин Ленинграда 1975

Выставка произведений художников-женщин Ленинграда, открытая в 1975 году в Ленинграде в залах Ленинградской организации Союза художников РСФСР, стал...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Арт-персоны:

Чаевые для художника

News image

Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как...

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

С блеском голодным в глазах

News image

Я думаю, что современное искусство от кризиса выигрывает больше всего. Именно теперь глаза знающих людей снова заблестели. Вперв...

Арт-Ярмарка:

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Арт-Критика:

Преображение Хотиненко

News image

Выборгский кинофестиваль Окно в Европу начал с религии Объявленный бюджет фестиваля – 11 млн. руб. По словам генераль...

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...

Искусство в природе человека

News image

Третья Московская биеннале современного искусства откроется в сентябре, ее тему Против исключений раскроет выставка в Г...