• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Беспочвенный лэнд-арт

Арт-проекты - Арт-Критика

беспочвенный лэнд-арт




В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся фестиваль ландшафтных объектов Архстояние - 2009. Лето . Единственный в России фестиваль лэнд-арта проходит с 2006 года, как правило, два раза в год – летом и в начале весны, на Масленицу, по традиции, заложенной художником Николаем Полисским, превратившим полузаброшенную и труднодоступную деревню в четырех часах езды от Москвы в место настоящего паломничества ценителей современного искусства, круг которых расширяется с каждым новым фестивалем. Полисский с друзьями построили дома в деревеньке на берегах Угры с поистине эталонным русским пейзажем – церковь, косогор и излучина реки – еще много лет назад. Потом бывший живописец начал возводить здесь сооружения, ставшие, по сути, первыми объектами русского лэнд-арта. И смог подсадить на современное искусство местных жителей, которые уже давно считают себя художниками и вместе с Полисским входят в объединение Никола-Ленивецкие промыслы .

А с 2006 года по инициативе бессменных кураторов Архстояния Юлии Бычковой и Антона Кочуркина специально для Никола-Ленивца стали создавать новые проекты ведущие российские и даже зарубежные художники, архитекторы и ландшафтные дизайнеры. Правда, столь массированному освоению девственной в культурном плане целины наконец воспротивилась администрация национального парка Угра , на территории которого располагается деревня. Так что последние два года участники фестиваля, как это не парадоксально для лэнд-артистов, пытаются оторваться от земли. Прошлым летом Архстояние спустилось на воду – фестиваль превратился в парад фантастических плотов, продефилировавших по Угре (они до сих пор стоят в чистом поле в качестве мемориальных объектов). А в этот раз устремилось в воздух: тема так и сформулирована – Вне земли .

Правда, полностью утратить почву под ногами Архстоянию не дали благоволящие искусствам администрации Калужской области и ее Дзержинского района, предоставившие фестивалю пустующее поле прямо за дорогой, по которой проходит граница заповедной территории. Освоением земель занялись зарубежные гости Архстояния (в этом году финансируемого не только постоянным партнером фестиваля ООО Агросфера , но даже Евросоюзом) – французское бюро ландшафтных архитекторов Atelier 710 , работавшее, в том числе, над проектами в самом знаменитом парке Франции – Версале. Никаких воздушных версальских замков французы возводить не стали, а, напротив, подошли к задаче практично и ответственно. Они разредили лес, обустроив в нем неприхотливые, но удобные зоны отдыха с сиденьями из вязанок сена и досок. И засеяли пустырь гречихой. Мы разрабатывали наш проект для Никола-Ленивца, стараясь учесть интересы трех лиц, действующих на этой территории, – собственно архитектурного фестиваля, национального парка и местных земледельцев. В качестве модели мы взяли английский парк XVIII века, который строился сообразно не декоративным, но практическим нуждам и, по сути, был эстетизированными сельскохозяйственными угодьями. Мы насадили гречишное поле – не ради урожая, но потому, что злаки помогут восстановить почву, на которой в следующем году можно будет сделать прекрасный луг. И сделали частью проекта стадо коров – и потому, что они отлично вписываются в пейзаж, и потому, что пастбищное животноводство до сих пор является вполне перспективной отраслью сельского хозяйства для данной местности , – рассказывает один из членов Atelier 710 Франсуа Ваделье.

Практичность французского проекта оказалась ничуть не в ущерб красоте. Тучное стадо составило отличную компанию оставшемуся еще с зимы деревянному Позолоченному тельцу Василия Щетинина. А розовато-белое цветущее гречишное поле стало восхитительным фоном для одного из самых масштабных проектов нынешнего Архстояния – Ротонды Александра Бродского. Это довольно высокое, овальное в плане строение, похожее не то на приземистый средневековый донжон, не то на небольшой римский Колизей, и своей архетипической простотой и в то же время некоторой театральностью напоминающее архитектурные сооружения на полотнах Де Кирико. В нижний этаж этого здания ведет множество дверей – разноцветных, разнокалиберных, выцветших, покрытых живописными кракелюрами и явно побывавших в употреблении. Из таких отслуживших свое дверей в России часто делают заборы – Александр Бродский же словно бы вновь открывает эти самые двери, уже побывавшие не входом, но преградой. Зайдя в Ротонду , можно подняться над землей на смотровую площадку и оттуда полюбоваться живописным видом.

Если Ротонда Бродского дает зрителю возможность посмотреть сверху вниз, то другие объекты нынешнего Архстояния заставляют его, напротив, задирать голову. Так, Механический лес петербуржца Оскара Мадеры представляет собой зависшее между деревьев хитроумное устройство, напоминающее механического паука и являющееся гидравлическим двигателем, заставляющим деревья качаться по немыслимой в природе траектории – клониться друг к другу, словно шушукающиеся заговорщики.

Сам Николай Полисский к нынешнему фестивалю завершил наконец внушительное сооружение Гиперболоидная градирня . Он вдохновлялся промышленной архитектурой, а именно охладительными башнями ТЭЦ. Однако его новый объект выглядит очередной экологической фантасмагорией – пятнадцатиметровой высоты конструкция, свитая, наподобие гнезда, из прутьев, напоминает этакий ствол гигантского дерева, например, древнего фикуса, а подпирающие ее плетеные же контрфорсы кажутся корнями. Впрочем, и это сооружение заставило-таки зрителей поднять глаза к небу – вечером из жерла Градирни вырвался, в качестве праздничного фейерверка, сноп дыма и пламени.

Отрыв от корней пошел Архстоянию только на пользу – в том числе и потому, что помог избавиться от ошибочно навязываемого фестивалю и Никола-Ленивецким промыслам русофильско-почвеннического имиджа. Воздушное пространство, в отличие от почвы, не имеет границ. Остроумным напоминанием о чем и стал проект Воздушный порт самых неожиданных гостей фестиваля – занимающейся новыми медиа группы Electroboutique (Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин, Ирина Астафьева). Прямо среди родных берез художники поставили электронное табло аэропорта с расписанием вылетов в Копенгаген и Касабланку, Марсель, Лион и Москву. Этим летом в Никола-Ленивце оно смотрелось не так уж абсурдно – среди аттракционов нынешнего фестиваля были и полеты на вертолетах, а шум пропеллеров только добавил Архстоянию воздушности.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Наш современник. Выставка ленинградских художников 1971

Выставка произведений ленинградских художников «Наш современник», открытая в 1971 году в Ленинграде в залах Государственного Русского музея, стала о...

News image

Ежегодная выставка новых произведений петербургских худ

История Выставка проходит в центральном выставочном зале Манеж (Санкт-Петербург) ежегодно с 1993 года. В выставке может принять участие любой худ...

News image

Бульдозерная выставка

«Бульдозерная выставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организов...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Арт-персоны:

Александр Шабуров: Мы – не гастарбайтеры

News image

Популярная арт-антропология Зачем художники стремятся в столицы? В юные годы мне довелось не единожды переосмыслять, что т...

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Василий Бычков, АРТ МОСКВА: В этом году ярмарка в перв

News image

В ЦДХ в 11-й раз проходит ежегодная ярмарка современного искусства АРТ МОСКВА Проходит второй день работы 11-й международной ...

Арт-Ярмарка:

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Арт-Критика:

Пятеро в лодке, не считая коллекционера

News image

От Фаворского до Тишкова: художники разных поколений и даже разных эпох объединены общей экспозицией Мастера книжной граф...

Роман Абрамович и Даша Жукова привезли в Москву Энтони

News image

Английский скульптор отыскал Поле притяжения в Гараже Знаменитый английский скульптор, ни разу не выставлявшийся в ...

Петербург выставился ни с чем

News image

Биеннале Диалоги в Манеже В Петербурге в Центральном выставочном зале Манеж открылась очередная биеннале Диалоги...