• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Беспочвенный лэнд-арт

Арт-проекты - Арт-Критика

беспочвенный лэнд-арт




В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся фестиваль ландшафтных объектов Архстояние - 2009. Лето . Единственный в России фестиваль лэнд-арта проходит с 2006 года, как правило, два раза в год – летом и в начале весны, на Масленицу, по традиции, заложенной художником Николаем Полисским, превратившим полузаброшенную и труднодоступную деревню в четырех часах езды от Москвы в место настоящего паломничества ценителей современного искусства, круг которых расширяется с каждым новым фестивалем. Полисский с друзьями построили дома в деревеньке на берегах Угры с поистине эталонным русским пейзажем – церковь, косогор и излучина реки – еще много лет назад. Потом бывший живописец начал возводить здесь сооружения, ставшие, по сути, первыми объектами русского лэнд-арта. И смог подсадить на современное искусство местных жителей, которые уже давно считают себя художниками и вместе с Полисским входят в объединение Никола-Ленивецкие промыслы .

А с 2006 года по инициативе бессменных кураторов Архстояния Юлии Бычковой и Антона Кочуркина специально для Никола-Ленивца стали создавать новые проекты ведущие российские и даже зарубежные художники, архитекторы и ландшафтные дизайнеры. Правда, столь массированному освоению девственной в культурном плане целины наконец воспротивилась администрация национального парка Угра , на территории которого располагается деревня. Так что последние два года участники фестиваля, как это не парадоксально для лэнд-артистов, пытаются оторваться от земли. Прошлым летом Архстояние спустилось на воду – фестиваль превратился в парад фантастических плотов, продефилировавших по Угре (они до сих пор стоят в чистом поле в качестве мемориальных объектов). А в этот раз устремилось в воздух: тема так и сформулирована – Вне земли .

Правда, полностью утратить почву под ногами Архстоянию не дали благоволящие искусствам администрации Калужской области и ее Дзержинского района, предоставившие фестивалю пустующее поле прямо за дорогой, по которой проходит граница заповедной территории. Освоением земель занялись зарубежные гости Архстояния (в этом году финансируемого не только постоянным партнером фестиваля ООО Агросфера , но даже Евросоюзом) – французское бюро ландшафтных архитекторов Atelier 710 , работавшее, в том числе, над проектами в самом знаменитом парке Франции – Версале. Никаких воздушных версальских замков французы возводить не стали, а, напротив, подошли к задаче практично и ответственно. Они разредили лес, обустроив в нем неприхотливые, но удобные зоны отдыха с сиденьями из вязанок сена и досок. И засеяли пустырь гречихой. Мы разрабатывали наш проект для Никола-Ленивца, стараясь учесть интересы трех лиц, действующих на этой территории, – собственно архитектурного фестиваля, национального парка и местных земледельцев. В качестве модели мы взяли английский парк XVIII века, который строился сообразно не декоративным, но практическим нуждам и, по сути, был эстетизированными сельскохозяйственными угодьями. Мы насадили гречишное поле – не ради урожая, но потому, что злаки помогут восстановить почву, на которой в следующем году можно будет сделать прекрасный луг. И сделали частью проекта стадо коров – и потому, что они отлично вписываются в пейзаж, и потому, что пастбищное животноводство до сих пор является вполне перспективной отраслью сельского хозяйства для данной местности , – рассказывает один из членов Atelier 710 Франсуа Ваделье.

Практичность французского проекта оказалась ничуть не в ущерб красоте. Тучное стадо составило отличную компанию оставшемуся еще с зимы деревянному Позолоченному тельцу Василия Щетинина. А розовато-белое цветущее гречишное поле стало восхитительным фоном для одного из самых масштабных проектов нынешнего Архстояния – Ротонды Александра Бродского. Это довольно высокое, овальное в плане строение, похожее не то на приземистый средневековый донжон, не то на небольшой римский Колизей, и своей архетипической простотой и в то же время некоторой театральностью напоминающее архитектурные сооружения на полотнах Де Кирико. В нижний этаж этого здания ведет множество дверей – разноцветных, разнокалиберных, выцветших, покрытых живописными кракелюрами и явно побывавших в употреблении. Из таких отслуживших свое дверей в России часто делают заборы – Александр Бродский же словно бы вновь открывает эти самые двери, уже побывавшие не входом, но преградой. Зайдя в Ротонду , можно подняться над землей на смотровую площадку и оттуда полюбоваться живописным видом.

Если Ротонда Бродского дает зрителю возможность посмотреть сверху вниз, то другие объекты нынешнего Архстояния заставляют его, напротив, задирать голову. Так, Механический лес петербуржца Оскара Мадеры представляет собой зависшее между деревьев хитроумное устройство, напоминающее механического паука и являющееся гидравлическим двигателем, заставляющим деревья качаться по немыслимой в природе траектории – клониться друг к другу, словно шушукающиеся заговорщики.

Сам Николай Полисский к нынешнему фестивалю завершил наконец внушительное сооружение Гиперболоидная градирня . Он вдохновлялся промышленной архитектурой, а именно охладительными башнями ТЭЦ. Однако его новый объект выглядит очередной экологической фантасмагорией – пятнадцатиметровой высоты конструкция, свитая, наподобие гнезда, из прутьев, напоминает этакий ствол гигантского дерева, например, древнего фикуса, а подпирающие ее плетеные же контрфорсы кажутся корнями. Впрочем, и это сооружение заставило-таки зрителей поднять глаза к небу – вечером из жерла Градирни вырвался, в качестве праздничного фейерверка, сноп дыма и пламени.

Отрыв от корней пошел Архстоянию только на пользу – в том числе и потому, что помог избавиться от ошибочно навязываемого фестивалю и Никола-Ленивецким промыслам русофильско-почвеннического имиджа. Воздушное пространство, в отличие от почвы, не имеет границ. Остроумным напоминанием о чем и стал проект Воздушный порт самых неожиданных гостей фестиваля – занимающейся новыми медиа группы Electroboutique (Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин, Ирина Астафьева). Прямо среди родных берез художники поставили электронное табло аэропорта с расписанием вылетов в Копенгаген и Касабланку, Марсель, Лион и Москву. Этим летом в Никола-Ленивце оно смотрелось не так уж абсурдно – среди аттракционов нынешнего фестиваля были и полеты на вертолетах, а шум пропеллеров только добавил Архстоянию воздушности.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Весенняя выставка произведений ленинградских художников

23 мая 1954 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась «Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1...

News image

Выставка картин Мартины Анагосту под названием «Лествиц

20 февраля 2010 - 21 марта 2010 19 февраля в Московском музее современного искусства будет открыта выставка художницы из Греции Мартины Анагосту,...

News image

Ликование художника ( выставки 18–22 апреля 2007)

Перед тем как приступить к работе, московский художник Александр Закальский досконально изучил храмовый комплекс Ангкор, расположенный в Камбодже. Д...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Победители Инновации

News image

GiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

Арт-персоны:

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Арт-Ярмарка:

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

Арт-Критика:

Картина должна восприниматься не умом, а животом

News image

Фильм режиссера Алексея Мизгирева Бубен, барабан получил две награды на кинофестивале в Локарно – приз за лучшую режиссуру и...

Между прошлым и будущим

News image

Фестиваль коллекций современного искусства, стартовавший в ГЦСИ, представляет две первые выставки из своей программы – арх...

Картинки без книжек

News image

В Литературном музее открылась выставка Мастера книжной графики Фестиваль коллекций современного искусства от ГЦСИ вс...