В ГЦСИ стартовал ежегодный III Международный фестиваль коллекций современного искусства
Тема нового смотра – коллекция художника – очевидно, подбиралась под одну из самых ожидаемых его выставок. Демонстрация Коллекции и архива Вадима Захарова стала хедлайнером фестиваля, организованного Государственным центром современного искусства (впереди – еще несколько выставок, круглые столы и лекции на разных площадках). Одновременно в малом зале ГЦСИ Игорь Шелковский представил свое Белое, красное, черное . Понятно, что фестиваль организован с перспективой войти в исторические анналы – ему и карты в руки.
Игорь Шелковский, лауреат Инновации нынешнего года (за парижский журнал неофициального русского искусства А-Я , издававшийся им вместе с Александром Сидоровым в начале 80-х), показывает деревянно-рельефный Город и другие работы последних лет. Художник играючи перемещается где-то между конструктивизмом, супрематизмом и игрой в кубики. Профиль города превращается в анфас, а красная грозовая молния – в абрис городской застройки. Это – мастерская, где происходят эксперименты с мутациями геометрического пластического мотива.
Сам из концептуалистов, Вадим Захаров не только практикует (например, акции в роли Пастора Зонда), но и собирает по крупицам уже около 30 лет сделанное коллегами по цеху и по убеждениям. Недаром он получил неофициальное звание главного архивариуса московского концептуализма. Получается весьма внушительно: Пригов, Пивоваров, Монастырский, Елагина и Макаревич, Лейдерман... Охват – 80-90-е, но с заходом в 70-е и в нулевые годы.
Один из первых аккордов выставки – висящие рядом рисунки Михаила Рогинского и Дмитрия Пригова. Можно счесть это данью памяти ушедшим художникам. А еще, пожалуй, можно себе представить, будто перед нами воображаемый портрет потенциального зрителя (или художника). Из мудреной приговской Схемы портрета с набором геральдических знаков и системой их взаимодействия , испещренной стрелками. И из типичной вещности Рогинского – портрета черного пальто, простого, как точка, и упрямого, как дорожный знак.
История захаровской коллекции переплетается с личными историями художников. Когда эмигрировал в Париж Никита Алексеев, Захарову достался эпос-комикс Краткая история современного искусства, или Жизнь и смерть черного квадрата . Рассказ, сразу видно, обстоятельный – с аллюзиями на кубофутуристическую оперу Матюшина и Крученых Победа над солнцем и со сбрасыванием с корабля современности Пушкина. И если бы хватило места, чтобы раскатать 36-метровый рулон до конца, нас бы ожидало немало подробностей о приключениях Черного квадрата и о contemporary art, поведанных в духе Колобка . Печальное фото Исход об эмиграции снял Игорь Макаревич, причем само собою получилось, что на прощание с семьей Эрастовых в Шереметьево наложились картины их покинутой квартиры.
Все вывешенное, расставленное, раскатанное и включенное как-то гармонично переплетается друг с другом внутренними связями. А в самом собрании отчетливо ощущается внимательный взгляд коллекционера, все это благолепие сохранившего. Художники друг друга портретируют, изображают Захарова и тут же отрекаются (Юрий Альберт для фотосерии Я не... ). По заказу Захарова сообща рисуют обложки для его журнала Пастор , который он выпускал в 90-х в Кельне. Вот концептуалистские рисунки Виктора Пивоварова, а вот насмешливая графика его сына Павла Пепперштейна. Вот Владимир Немухин, некогда входивший в Лианозовскую группу . Можно прочесть его дарственную-благодарственную надпись на рисунке Вадиму Захарову. А можно – ироничную просьбу Пепперштейна тому же адресату с убедительной просьбой никому никогда не показывать. Для разглядывания перед сном на рисунке, повествующем о кровавой борьбе НОМА (так сказать, братства концептуалистов) с Совриском. Группа Мухомор и отдельно Константин Звездочетов, Гнездо и отдельно Виктор Скерсис, Медицинская герменевтика и отдельно Сергей Ануфриев...
Позже все это дополнительно систематизируют, скажут про мотивы и влияния. Сейчас перед нами собрание рисунков, инсталляций, картин... объединенных главным – подтекстом. Концептуализм особенно, но и современное искусство вообще работает с текстообразом . Препарирует обычные языковые схемы и создает новые. Архив Вадима Захарова складывается из букв такого текста.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() От Коро до Моне. Новый взгляд на пейзаж. Национальная гНа этой выставке вы сможете увидеть, как развивалось мастерство художников – пейзажистов с конца восемнадцатого века вплоть до первой выставки имп... |
![]() Весенняя выставка произведений ленинградских художников«Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года», открытая в залах Ленинградского организации Союза художников РСФСР, стала замет... |
![]() Выставка картин Чингиза Ахмарова в Галеев Галерее (МоскС 16 июня по 31 августа 2010 года В Галеев Галерее проходит серия выставок, которые посвящены художественному ориентализму 20 века. На первой выс... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –![]() 29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme![]() На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал![]() Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат... |
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –![]() Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма![]() Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |
ИННОВАЦИЯ![]() В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре... |
Куда бегут собаки и художники![]() В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ... |