• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Тайны третьей планеты

Арт-проекты - Арт-Критика

тайны третьей планеты




Репортаж с фестиваля АрхСтояние-2009. Лето из Никола-Ленивца: оторвались по полной, максимально воплотив заявленную тему Вне земли

Природа оказывается в явном сговоре с фестивалем АрхСтояние , учитывая, что за московским автобусом с журналистами тянулась вереница туч почти на двести километров, а перед деревней Никола-Ленивец непогодный хвост словно отрубили: небо выбросило синий флаг с эмблемой сияющего солнца.

Супрематическая интеллигенция

Фестиваль как всегда приготовил множество сюрпризов. Возле эстрады, склоченной прямо в лесу, – инсталляция с легендарным местным продуктом. На вкопанных березовых пеньках стоят бокалы с самогоном всевозможных оттенков, от коричневого до кремово-бесцветного.

Ментальная модель – русский пейзажец с березками, сфокусированный в призмах бокалов. Самогон как горючее для старта, в этом году основная фестивальная тема – Вне земли (французы, говорят, сначала сделали эту инсталляцию с водой, но потом кто-то творчески дополнил идею).

Один из основателей фестиваля, архитектор Василий Щетинин сказал с эстрады, что Летнее АрхСтояние-2009 приблизилось к понятию арт-колхоз – союз администрации района, художников и гостей. Этим пёстрым составом мы и двинулись на новый архитектурный объект – Ротонду (автор Александр Бродский).

Ротонда – белое круглое трёхэтажное здание из дерева, расположившееся в центре цветущего гречишного поля. Первый этаж являл собой ряд (по периметру) разномастных дверей: спальных, дачных (с решётчатыми окошками), готически-узких и барочно-широких. Они были выкуплены у какого-то собирателя советского бытового антиквариата.

Домик вызывал ассоциации с детским фантастическим фильмом советских времен Гостья из будущего с его порталом для телепортации и связи: зашел в городе – вышел на пляже.

Наверху Ротонда производила ещё более сказочное впечатление. Здесь она уже казалась порталом, соединяющим небо и землю. Поэтому народу набилось немеряно.

У лестницы был поставлен охранник, чтобы контролировать количество публики, рвущейся в иное измерение. А то у входа туда могла случиться давка.

У Ротонды впервые были замечены супрематические крестьяне Малевича – главная перформансная фишка феста. Их изображали артисты, одетые в чёрно-красные рубахи, с белым гримом на лицах. Крестьяне не улыбались и молча волокли грабли и косы.

Супрематические двинулись в сторону Механического леса Оскара Мадеры. Посреди поляны на металлических тросах висела цилиндрическая установка на основе гидравлического насоса.

От неё звездой в разные стороны отходили тросы, прикреплённые к деревьям. Установка то втягивала тросы в себя, то отпускала, соответственно березы то кланялись , то распрямлялись.

Лично у меня первая ассоциация – спрут, держащий в повиновении лесное царство. Но авторская версия поэтичнее: Мадера сказал, что этими ритмическими движениями хотел смоделировать дыхание земли . Установка были заказана на заводе под Питером.

Механический лес всё же с большой очевидностью показал глубину конфликта машин и природы. Труден гармоничный синтез этих двух начал.

Народ отчалил к следующей новинке. По дороге попалась крупногабаритная пара в очках. На даме – красная майка, чёрные шорты, на кавалере – наоборот. Говорю им:

- Супрематическая интеллигенция?

Оба напряглись.

Тыкаю в сторону красно-чёрных пейзан:

- Супрематичесвкике крестьяне, а вы, – провожу ладонью вдоль их одежды, – супрематическая интеллигенция.

Захохотали – дошло.

Странно, что Малевич не воспел прослойку . Ладно, классик авангарда игнорировал гегемона . Это понятно. Но ведь себя и свое окружение Казимир изображал часто, и уже в своем фирменном стиле. Супрематические интеллигенты – неоткрытая страница живописи!

Первого стоило изобразить в супрематическом виде Шостаковича. Вот уж кому бы пошла контрастная, бело-красно-чёрная расцветка. Церетели написал великого композитора в радужных мыльных пузырях. О чём это? Точно не о его драматично-диссонансных симфониях и сложных отношениях с генсеком.

А супрематический Мандельштам? А Маяковский? А Родченко?

Художники! Дарю идею – берите. А то Беляев-Гинтовт всех вышеназванных изобразит в сусальном золоте и отпечатках своих пальцев.

Роман с башней

В глубине леса открылся уже не метафизический, а Воздушный портал Аристарха Чернышева. Специалист по медийному искусству донёс до лесного хозяйства достопримечательность аэропортов – электронное табло. Выглядело оно тут экзотично. И опять напомнило Гостью из будущего – гибрид космозоо с космопортом.

Тоже вполне фантастический объект Гиперболоидная градирня Вулкан Николая Полисского. Эту огромную башню из лозы (12 метров ширина, 15 высота) повело.

Полисский, приехав из Люксембурга, реконструировал объект. Теперь это сложное сюрреалистическое произведение в духе Гауди. От основного туловища градирни отпочковываются отростки-опоры.

Ловлю Полисского, чтобы он внёс ясность в свои взаимоотношения с башней. Оказалось, тут целый любовный роман.

- Николай, расскажите подробнее о метаморфозах градирни?
- Это один из первых объектов фестиваля – ещё 2006-го года. Даже самого фестиваля ещё не было. Плелась она долго. Но я не очень-то много уделял ей внимания. И она обиделась на меня. Вдруг стала катастрофически падать. Вероятно, решила превратиться в настоящую великую башню. Она напоминала о себе таким способом. Потребовала внимания и энергии. Мы были в Люксембурге с Большим адронным коллайдером . Приезжаю, а тут такое! Кинулся её спасать. На сегодняшний момент она стала здесь главным объектом

- Она заревновала вас к загранице?
- Да. Нарочно не придумаешь. Но теперь она действительно мне нравится. Халявы в хорошем произведении не бывает. Я потратил на неё в общей сложности три года, три месяца и три дня.

- А что это за белая штука внутри?
- Это импровизированная труба. Труба – в небо, она дает тягу. Иногда через неё дымим вечерами, оправдывая название Вулкан...Там какое-то шаманство творится, всё время через башню лезут люди, текут, как вода.

- Градирни Вулкан теперь надолго хватит?
- Это неважно. Миф уже состоялся. Про неё начинают ходить легенды, саги. Семь чудес света живут, в первую очередь, в людском сознании.

- Как вас в Люксембурге восприняли?
- Они интеллектуально всё воспринимают. Они – изученцы , аналитики. У них всё должно быть определено, выстроена система.

Кураторы приглашали нас со старыми объектами. Но когда я приехал, сказал, будем делать новые. Их музею три года. Он занял огромное пространство. Для их городишки – слишком.

Но Москве такого не видать, а Люксембург может себе позволить. Они поставят там вещь размером с газету и она проваливается . А мы сделали громадный Коллайдер специально для их главного зала.

Но у них народу маловато – задворки Европы. Сейчас вот едем во Францию, в Шамбор. Там река Луара, замок Франциска I, где работал Леонардо да Винчи. Ну, то есть, он там не был, но по его эскизам построили лестницу. Мы задумали сделать машину времени с крутящимися зеркалами и посвятить её Леонардо.

Летающие коровы

Пожелав Николаю успешного осуществления планов, осматриваю градирню. Шаманство реально действует. Но скорее внешним образом: публика штурмует новые отростки башни, стараясь запечатлеться на фото повыше над землей.

Рядом с Вулканом супрематическая мать качает на руках супрематичегого младенца, завернутого в супрематические пелёнки. В отличие от своих апокалипcически настроенных коллег , она счастливо улыбается. Неподалёку в березовой рощице притаился супрематический великан – на ходулях. Видать, пацана замахало ходить на них. Поэтому, хватая стволы деревьев, он то и дело замирал в картинных позах.

Сегодня в Никола-Ленивце осуществилась мечта Казимира Севериновича – одеть мир в супрематические одежды.

Во время традиционной дегустации самогона организаторы поведали о вкладе в местный ландшафт французов ( Atelier 710 ). Они парк обустраивают старыми методами (еще с Версаля) – с помощью скотины: коров, овец и коз. Каждый вид сжирает растительность на своем уровне (по высоте). Скотиной бдительно руководят, направляют её.

Колхоз французам предоставил только коров. Но через некоторое время от колхозников стали поступать жалобы. Дескать, совсем загоняли скотину басурманы.

Не дают ей спокойно пожевать, гоняют её. А она, промеж тем, не может набрать нужного веса. Вся такая получается сухопарая, жилистая. Но потом колхозное руководство махнуло рукой, посчитав, раз это нужно большому искусству, пусть худеют! (Видно, с этого момента и началось превращение Николы-Ленивца в арт-колхоз. Только Щетинин забыл упомянуть как участников процесса – коров.)

После посещения новых объектов, народ, как водится, проведал старые. Самые любимые: Ухо и Маяк . Ветвистый Маяк в этот раз зажёгся : необычный эффект получился, когда сквозь его плетеную верхушку пробились лучи закатного солнца.

Уже двигаясь к автобусу, мы увидели над Ротондой облака в виде двух глаз, которые присматривали за нашей экскурсией. Так вот КТО разогнал стада туч?

При таком высшем покровительстве можно ожидать, что и люди и коровы ещё активнее будут участвовать в фестивальном творческом процессе. Сейчас, кстати, местное стадо собралось вокруг деревянного Быка , построенного на Масленицу. Признали в нем флагмана-вожака.

Ещё чуть-чуть, и коровы летать начнут. Как склизы из Тайны третьей планеты . Вне земли, так вне земли!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1951 год

Выставка произведений ленинградских художников 1951 года, открывшаяся в 22 ноября 1951 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея, ст...

News image

Выставка «Клара Голицына. Пластические партитуры и проч

12 – 28 марта 2010 12 марта в Галерее «Беляево» открылась выставка, посвященная 85-летию художницы Клары Голицыной. Картины Клары Голицыной очен...

News image

Выставки в Москве в конце апреля

28–29 апреля Zoo. Художники работают в разных стилях и техниках, но рисуют в одинаковой черно-желтой гамме и только животных. Подкупает как оригина...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Арт-персоны:

Роджер Бюргель, арт-директор Documenta XII: Могу вам с

News image

Роджер Бюргель: Documenta XII – это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции,...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Арт-Ярмарка:

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Арт-Критика:

Исключив кураторский диктат

News image

Представлена программа Третьей Московской биеннале современного искусства В минувший понедельник в центре современной к...

Страшно далеки мы от Европы

News image

В Локарно фильм Алексея Мизгирева получил два приза Бубен, барабан – второй фильм Алексея Мизгирева, снявшего до того оче...

Диктат открытого пространства

News image

Финалисты конкурса Европейская мастерская выставились в ЦДХ В Центральном доме художника проходит выставка Европейская м...