Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить
Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как заставить деньги работать на культуру, написал вовсе не восторженный утопист или гениальный самоучка, а профессор Высшей школы экономики и предприниматель Александр Долгин. В водоворот мысли автора втягивается увлекательнейший эмпирический материал – история файлообменных сервисов, билетные жучки , брендирование, пиратство, меценатство, компьютерные игры.
Именно это – обилие любопытных фактов, заимствованных из самых свежих источников – новостных лент информагентств и крупных англоязычных газет за два последних года, американского журнала Wired, новейших исследований специалистов по экономике культуры (одной из самых молодых областей науки, существующей меньше полувека), – и кажется безусловным и главным достоинством книги.
Долгин вовлекает в русло своих размышлений то, что, казалось бы, рассыпано под ногами, но заняться систематическим исследованием этой экономики повседневности до сих пор никому не приходило в голову – может быть, оттого, что автор смотрит на нее взглядом не столько экономиста, сколько потребителя. Почему диски 70-х, на которых записан шум дождя в тропическом лесу, стоят столько же, сколько альбомы The Beatles и современные хиты? Существуют ли способы преодоления однородности цен ? Как зрителям не надоедает видеть лица все тех же актеров, все тех же звезд? Отчего билетная спекуляция так живуча, причем не только в России, но и в США? В каких условиях художнику комфортней – под покровительством патрона или государства? На каждый из этих вопросов у Долгина есть свой, вполне убедительный ответ. И все же амбиции его простираются значительно дальше простых объяснений того, как работают механизмы индустрии моды и культуры.
Зерно этого 600-страничного труда – в разделе, посвященном культурной бирже, главному изобретению автора. Суть его – в создании нового института, рекомендательного сервиса, который поможет пользователю выбрать свой фильм, книгу, диск, не тратясь на пустые просмотры и прослушивания. Рекомендации будут выдаваться за плату (что и обеспечит работу сервиса). А если клиент останется доволен полученной информацией, рекомендованный фильм или книга ему понравится, он сможет сделать постфактумный платеж и тем самым отблагодарить режиссера, актера, музыканта за полученное удовольствие. Вот так деньги и послужат культуре. Не правда ли, просто? Дело за малым – приучить нашего зрителя, до сих пор с удовольствием покупающего на Горбушке пиратские диски, платить дважды. А перед этим еще и научиться выдавать ему безошибочные рекомендации – и не в выборе машины или плитки для ванной, а в области изменчивой и зыбкой.
Что тут сложнее – приучить или научиться, неизвестно. Как сообщается в книге, на сайте imhoclub.ru уже открыта опытная площадка. Тех, кто не поленится и расставит галочки своих книжных предпочтений, наверняка ожидает сюрприз – мне, например, система порекомендовала познакомиться с Собачьим сердцем Булгакова и романом Маркеса Сто лет одиночества . Опоздав с советом лет на 20, зато пока совершенно бесплатно...
Авторитетный экономист Александр Аузан в предисловии к монографии сравнил Экономику символического обмена с Капиталом Маркса. Аузану видней. Тем более что других публичных откликов специалистов на книгу пока не последовало. Вероятней всего потому, что эта книга рассчитана вовсе не на специалистов – по крайней мере сам автор отмечает, что адресует свой труд самому широкому кругу читателей .
Широкий круг читателей этот том вряд ли осилит – увязнет в плотных потоках умышленного , как сказал бы Достоевский, перегруженного терминологией языка, не пробьется сквозь густой лес личностных трат , реципрокности , репутации брендовых репутаций и обременения . Важно, чтобы в этом лесу не затерялся и читатель думающий, открытый новому, готовый разглядеть сквозь косность формы свежесть мысли автора, который – кто знает? – возможно, предсказывает наше ближайшее будущее. Это, кстати, удавалось не только проницательным аналитикам, но и писателям-фантастам.
Ну а того, кто все же доберется до финала, настигнет самое трогательное. На последней странице всем, кому книга понравилась, предлагается перечислить на счет фонда Прагматики культуры , который возглавляет Александр Долгин, сумму от 10 до 50 руб. Можно и больше, но тогда все, что превысит отметку 50, пойдет в пользу автора. Тем же, кому книга не понравилась, обещано возместить от 10 до 50 руб. – в зависимости от вашего неудовольствия . Голодным студентам вряд ли стоит беспокоиться – их наверняка проэкзаменуют на знакомство с источником.
Выставки прошлого:
![]() «Полеты во сне и наяву…»13 - 21 марта 2010 13 марта 2010 года в Москве произойдет открытие Международной Выставки-конкурса под названием «Полеты во сне и наяву…». В этом... |
![]() 25 февраля 2007Выставка «1917 год: Керенский и Ленин. На перекрестке исторических судеб» призвана заполнить огромные бреши в массовом осознании истории России.... |
![]() Бульдозерная выставка«Бульдозерная выставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организов... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
В Торонто состоялась Международная художественная выста![]() 19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре![]() VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ... |
Программа V Фестиваля коллекций современного искусства![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы![]() 28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme![]() На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Государственная премия Инновация . Справка![]() В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент... |
Выставка номинантов чиновничьей премии![]() Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам... |
Молодежное стало актуальным на старости лет![]() Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк... |