Реклама*
Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить
Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как заставить деньги работать на культуру, написал вовсе не восторженный утопист или гениальный самоучка, а профессор Высшей школы экономики и предприниматель Александр Долгин. В водоворот мысли автора втягивается увлекательнейший эмпирический материал – история файлообменных сервисов, билетные жучки , брендирование, пиратство, меценатство, компьютерные игры.
Именно это – обилие любопытных фактов, заимствованных из самых свежих источников – новостных лент информагентств и крупных англоязычных газет за два последних года, американского журнала Wired, новейших исследований специалистов по экономике культуры (одной из самых молодых областей науки, существующей меньше полувека), – и кажется безусловным и главным достоинством книги.
Долгин вовлекает в русло своих размышлений то, что, казалось бы, рассыпано под ногами, но заняться систематическим исследованием этой экономики повседневности до сих пор никому не приходило в голову – может быть, оттого, что автор смотрит на нее взглядом не столько экономиста, сколько потребителя. Почему диски 70-х, на которых записан шум дождя в тропическом лесу, стоят столько же, сколько альбомы The Beatles и современные хиты? Существуют ли способы преодоления однородности цен ? Как зрителям не надоедает видеть лица все тех же актеров, все тех же звезд? Отчего билетная спекуляция так живуча, причем не только в России, но и в США? В каких условиях художнику комфортней – под покровительством патрона или государства? На каждый из этих вопросов у Долгина есть свой, вполне убедительный ответ. И все же амбиции его простираются значительно дальше простых объяснений того, как работают механизмы индустрии моды и культуры.
Зерно этого 600-страничного труда – в разделе, посвященном культурной бирже, главному изобретению автора. Суть его – в создании нового института, рекомендательного сервиса, который поможет пользователю выбрать свой фильм, книгу, диск, не тратясь на пустые просмотры и прослушивания. Рекомендации будут выдаваться за плату (что и обеспечит работу сервиса). А если клиент останется доволен полученной информацией, рекомендованный фильм или книга ему понравится, он сможет сделать постфактумный платеж и тем самым отблагодарить режиссера, актера, музыканта за полученное удовольствие. Вот так деньги и послужат культуре. Не правда ли, просто? Дело за малым – приучить нашего зрителя, до сих пор с удовольствием покупающего на Горбушке пиратские диски, платить дважды. А перед этим еще и научиться выдавать ему безошибочные рекомендации – и не в выборе машины или плитки для ванной, а в области изменчивой и зыбкой.
Что тут сложнее – приучить или научиться, неизвестно. Как сообщается в книге, на сайте imhoclub.ru уже открыта опытная площадка. Тех, кто не поленится и расставит галочки своих книжных предпочтений, наверняка ожидает сюрприз – мне, например, система порекомендовала познакомиться с Собачьим сердцем Булгакова и романом Маркеса Сто лет одиночества . Опоздав с советом лет на 20, зато пока совершенно бесплатно...
Авторитетный экономист Александр Аузан в предисловии к монографии сравнил Экономику символического обмена с Капиталом Маркса. Аузану видней. Тем более что других публичных откликов специалистов на книгу пока не последовало. Вероятней всего потому, что эта книга рассчитана вовсе не на специалистов – по крайней мере сам автор отмечает, что адресует свой труд самому широкому кругу читателей .
Широкий круг читателей этот том вряд ли осилит – увязнет в плотных потоках умышленного , как сказал бы Достоевский, перегруженного терминологией языка, не пробьется сквозь густой лес личностных трат , реципрокности , репутации брендовых репутаций и обременения . Важно, чтобы в этом лесу не затерялся и читатель думающий, открытый новому, готовый разглядеть сквозь косность формы свежесть мысли автора, который – кто знает? – возможно, предсказывает наше ближайшее будущее. Это, кстати, удавалось не только проницательным аналитикам, но и писателям-фантастам.
Ну а того, кто все же доберется до финала, настигнет самое трогательное. На последней странице всем, кому книга понравилась, предлагается перечислить на счет фонда Прагматики культуры , который возглавляет Александр Долгин, сумму от 10 до 50 руб. Можно и больше, но тогда все, что превысит отметку 50, пойдет в пользу автора. Тем же, кому книга не понравилась, обещано возместить от 10 до 50 руб. – в зависимости от вашего неудовольствия . Голодным студентам вряд ли стоит беспокоиться – их наверняка проэкзаменуют на знакомство с источником.
Выставки прошлого:
Выставки 1–7 февраляСледы. Бывший участник легендарного коллектива «Среднерусская возвышенность» (Артемий Троицкий называл ее лучшей русской рок–группой) Сергей Воронцо... |
Выставка «Натюрморт в живописи 1950—1990 годов. Ленингр26 апреля 1997 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленингр... |
Выставка картин Мартины Анагосту под названием «Лествиц20 февраля 2010 - 21 марта 2010 19 февраля в Московском музее современного искусства будет открыта выставка художницы из Греции Мартины Анагосту,... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( НационЭта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – CommeНа несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
ИннополисОткрылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик... |
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письмаОчень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |
Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в оВ этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област... |