• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Что видно из тупика

Выставки - Арх-Москва

что видно из тупика




Фестиваль Арх-Москва нынешнего года трудно считать удачей. Вероятная причина – неустранимое внутреннее противоречие выбранной темы. Дорожный тупик стал символом фестиваля, его лейблом . Такой символ хорош для маленького литературного эссе, для остроумной инсталляции, для провокационного жеста, аналогичного уколу, щипку, подзатыльнику. Для масштабного фестиваля, само существование которого обязано опровергать идею тупика, пресловутый дорожный знак задирист, но инфантилен. Он блокирует перспективу развития мысли, не позволяет конструировать образ выставки объемно и сложно. Белая стоечка и красная балочка на синем фоне имеют эффект воздействия, аналогичный нецензурному слову: сперва все встрепенутся, потом – отвернутся. Потому как конфуз. И повиснет неловкая пауза...

Вот эту неловкую паузу в основном и артикулировали кураторы выставки Кирилл Асс и Борис Бернаскони. Изощренная, конечно, задача, но неподдающаяся по определению позитивному (необходимому для жанра фестиваля) решению. Однако нет худа без добра. И неудача нынешнего фестиваля помогла увидеть другие, вылезшие белыми швами на черном респектабельном смокинге Арх-Москвы проблемы. Фестиваль существует девять лет. И до сего дня никто из постоянных писателей, читателей и почитателей не сомневался, что его конструкция совершенна. И вот сейчас она развалилась. Рискну навлечь гнев устроителей, но думаю, что виновата не только недодуманная в данном случае мысль проектировщиков. Полагаю, что и с традиционным методом сборки есть проблемы.

Самый уязвимый монтажный узел : встреча на Арх-Москве зоны коммерческой и зоны некоммерческой. Кураторскому проекту (одной из главных некоммерческих частей выставки) с прошлого года отвели антресольный этаж. Мудрый шаг. В прошлом году этот проект был интересен, в этом – нет. Потому волей-неволей посетители искали другие зоны свободного искусства и отмечали особенности их организации. Лучшие площади выставки (центральные залы второго этажа) отданы рекламным стендам дизайнерских и архитектурных фирм. Это вполне понятно и оправданно. Все-таки Арх-Москва должна зарабатывать себе что-то на жизнь. В принципе внутри этого пространства фирмы могут оформлять свои стенды как угодно стремно. К ответу их не призовешь. Они и оформляют: ярко, цветно и броско. По традиции вся эта роскошь подается в интеллигентном обрамлении (по периметру этажа) так называемых специальных разделов – отобранным экспертным советом выставки Арх-Каталогом (смотром лучших работ ведущих российских архитекторов), а также другими, маркированными как чистое искусство экспозициями. В частности, стендами приглашенных журналом Architectural Digest знаменитых зодчих мира. На первых порах такое соседство отчасти поднимало статус ярмарочной территории, дисциплинировало и обязывало соответствовать... Но количество специальных разделов увеличивается из года в год. И диффузия в пространство пестрой ярмарки не идет на пользу их восприятию.

Пожалуй, наиболее удачным является решение выделить замкнутую анфиладу-каре третьего этажа для работ архитектурных мастерских и студенческих проектов разных стран. Все структурировано очень цельно, внятно. И сами проекты (особенно приглашенной Центром современной архитектуры француженки Одиль Декк) могли бы достойно украсить уже не Арх-Москву , а Венецианскую биеннале.

Шаг за шагом проблемы экспонирования Арх-Москвы , конечно, будут преодолеваться. Но лучше, чтобы сильная воля куратора-режиссера уже на будущий год дала возможность читать Арх-Москву не между строк, а по главам.

Напоследок – о главных победителях конкурса. Решение жюри давалось с трудом, поскольку основной источник выбора претендентов, Арх-Каталог , оправдал ожидания лишь отчасти. Однако главный победитель, Юрий Григорян с построенной им виллой в районе Остоженки, был отмечен почти единогласно. На мой взгляд, прекрасное сочетание прагматичности, технологичности и очень обаятельной сложной простоты (выраженной хотя бы в бережном и деликатном отношении к материалам, их природным фактуре, цвету, объему) иллюстрирует выведенную гуру мирового дизайна американцем Виктором Папанеком формулу функционального комплекса, все составляющие которого, от эстетической до утилитарной, находятся в абсолютной гармонии. Изящен и победивший в номинации лучший проект лесной домик Михаила Филиппова: садово-парковая руина в форме Колизея, превращенного в ствол срезанного дерева, проще говоря – в пенек. Любопытны и некоторые другие работы лауреатов. Однако главным победителем фестиваля я считаю его учредителя – компанию Экспо-Парк.

Выставочные проекты , невзирая на крупные финансовые затраты и вопреки злобной критике журналистов продолжающую делать главное архитектурное событие года.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Европа-Россия-Европа

22.05.2007—29.06

News image

Московский горком художников-графиков

Московский Горком художников-графиков на Малой Грузинской, 28. 1975—1991 — независимый профсоюз художников, графиков, фотографов и одноимённый выста...

News image

Ликование художника ( выставки 18–22 апреля 2007)

Перед тем как приступить к работе, московский художник Александр Закальский досконально изучил храмовый комплекс Ангкор, расположенный в Камбодже. Д...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Победители Инновации

News image

GiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Арт-персоны:

Жан-Юбер Мартен: «Я не согласен, что искусство не может

News image

Жан-Юбер Мартен. Очевидно, что имена художников я пока называть не стану..

Василий Бычков, АРТ МОСКВА: В этом году ярмарка в перв

News image

В ЦДХ в 11-й раз проходит ежегодная ярмарка современного искусства АРТ МОСКВА Проходит второй день работы 11-й международной ...

Александр Шабуров: Мы – не гастарбайтеры

News image

Популярная арт-антропология Зачем художники стремятся в столицы? В юные годы мне довелось не единожды переосмыслять, что т...

Арт-Ярмарка:

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Арт-Критика:

Дверь от дома, которого нет

News image

Фестиваль Архстояние открылся под Калугой Громкий стук бьющегося сердца (правда, рвущегося из динамиков) встречал приехав...

Огород не хуже версальского

News image

Состоялся фестиваль Архстояние-2009 Фестиваль Архстояние проходит уже несколько лет. В нынешнем году форум состоялс...

Страшно далеки мы от Европы

News image

В Локарно фильм Алексея Мизгирева получил два приза Бубен, барабан – второй фильм Алексея Мизгирева, снявшего до того оче...