Реклама*
Фестиваль Арх-Москва нынешнего года трудно считать удачей. Вероятная причина – неустранимое внутреннее противоречие выбранной темы. Дорожный тупик стал символом фестиваля, его лейблом . Такой символ хорош для маленького литературного эссе, для остроумной инсталляции, для провокационного жеста, аналогичного уколу, щипку, подзатыльнику. Для масштабного фестиваля, само существование которого обязано опровергать идею тупика, пресловутый дорожный знак задирист, но инфантилен. Он блокирует перспективу развития мысли, не позволяет конструировать образ выставки объемно и сложно. Белая стоечка и красная балочка на синем фоне имеют эффект воздействия, аналогичный нецензурному слову: сперва все встрепенутся, потом – отвернутся. Потому как конфуз. И повиснет неловкая пауза...
Вот эту неловкую паузу в основном и артикулировали кураторы выставки Кирилл Асс и Борис Бернаскони. Изощренная, конечно, задача, но неподдающаяся по определению позитивному (необходимому для жанра фестиваля) решению. Однако нет худа без добра. И неудача нынешнего фестиваля помогла увидеть другие, вылезшие белыми швами на черном респектабельном смокинге Арх-Москвы проблемы. Фестиваль существует девять лет. И до сего дня никто из постоянных писателей, читателей и почитателей не сомневался, что его конструкция совершенна. И вот сейчас она развалилась. Рискну навлечь гнев устроителей, но думаю, что виновата не только недодуманная в данном случае мысль проектировщиков. Полагаю, что и с традиционным методом сборки есть проблемы.
Самый уязвимый монтажный узел : встреча на Арх-Москве зоны коммерческой и зоны некоммерческой. Кураторскому проекту (одной из главных некоммерческих частей выставки) с прошлого года отвели антресольный этаж. Мудрый шаг. В прошлом году этот проект был интересен, в этом – нет. Потому волей-неволей посетители искали другие зоны свободного искусства и отмечали особенности их организации. Лучшие площади выставки (центральные залы второго этажа) отданы рекламным стендам дизайнерских и архитектурных фирм. Это вполне понятно и оправданно. Все-таки Арх-Москва должна зарабатывать себе что-то на жизнь. В принципе внутри этого пространства фирмы могут оформлять свои стенды как угодно стремно. К ответу их не призовешь. Они и оформляют: ярко, цветно и броско. По традиции вся эта роскошь подается в интеллигентном обрамлении (по периметру этажа) так называемых специальных разделов – отобранным экспертным советом выставки Арх-Каталогом (смотром лучших работ ведущих российских архитекторов), а также другими, маркированными как чистое искусство экспозициями. В частности, стендами приглашенных журналом Architectural Digest знаменитых зодчих мира. На первых порах такое соседство отчасти поднимало статус ярмарочной территории, дисциплинировало и обязывало соответствовать... Но количество специальных разделов увеличивается из года в год. И диффузия в пространство пестрой ярмарки не идет на пользу их восприятию.
Пожалуй, наиболее удачным является решение выделить замкнутую анфиладу-каре третьего этажа для работ архитектурных мастерских и студенческих проектов разных стран. Все структурировано очень цельно, внятно. И сами проекты (особенно приглашенной Центром современной архитектуры француженки Одиль Декк) могли бы достойно украсить уже не Арх-Москву , а Венецианскую биеннале.
Шаг за шагом проблемы экспонирования Арх-Москвы , конечно, будут преодолеваться. Но лучше, чтобы сильная воля куратора-режиссера уже на будущий год дала возможность читать Арх-Москву не между строк, а по главам.
Напоследок – о главных победителях конкурса. Решение жюри давалось с трудом, поскольку основной источник выбора претендентов, Арх-Каталог , оправдал ожидания лишь отчасти. Однако главный победитель, Юрий Григорян с построенной им виллой в районе Остоженки, был отмечен почти единогласно. На мой взгляд, прекрасное сочетание прагматичности, технологичности и очень обаятельной сложной простоты (выраженной хотя бы в бережном и деликатном отношении к материалам, их природным фактуре, цвету, объему) иллюстрирует выведенную гуру мирового дизайна американцем Виктором Папанеком формулу функционального комплекса, все составляющие которого, от эстетической до утилитарной, находятся в абсолютной гармонии. Изящен и победивший в номинации лучший проект лесной домик Михаила Филиппова: садово-парковая руина в форме Колизея, превращенного в ствол срезанного дерева, проще говоря – в пенек. Любопытны и некоторые другие работы лауреатов. Однако главным победителем фестиваля я считаю его учредителя – компанию Экспо-Парк.
Выставочные проекты , невзирая на крупные финансовые затраты и вопреки злобной критике журналистов продолжающую делать главное архитектурное событие года.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Наш современник. Вторая выставка ленинградских художникВторая выставка произведений ленинградских художников «Наш современник», открытая осенью 1972 года в Ленинграде в залах Государственного Русского му... |
Мартин-Гропиус-Бау предлагает современный взгляд на ислс 5 ноября 2009 по 18 января 2010 года Берлин. Выставка представляет выбранные произведения исламского изобразительного искусства, а также выдающ... |
Осенняя выставка произведений ленинградских художниковС октября по ноябрь 1958 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников проходила «Осенняя выставка ленинградских художников 19... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. РМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( НационЭта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
Украинская неделя искусствМЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ... |
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают нЛучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ... |
Любовь и видеоАрт-достижения прошлого сезона собрали в единую экспозицию Премия Инновация , учрежденная Министерством культуры в прошлом году, претендуе... |
Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в оВ этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област... |