• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Северный кружок любителей изящных искусств

Выставки - Художественные выставки СССР

северный кружок любителей изящных искусств

Се верный кружо к люби телей изя щных иску сств (СКЛИИ) — культурно-просветительское общество, образованное в Вологде в 1906 году местными художниками и другими представителями интеллигенции[1][2]. Занимался выставочной и издательской деятельностью, проведением лекций об искусстве, организовал первые в Вологде общедоступный художественный музей и рисовальные классы, а также библиотеку с книгами по архитектуре и искусству[2]. Изданная кружком в 1914 году книга Г. К. Лукомского «Вологда в её старине» выдержала несколько переизданий и до настоящего времени является одним из лучших источников информации и популярных путеводителей по Вологде[3].

Воззрения членов кружка соединяли в себе эстетизм, характерный для круга «Мира искусства», с социальной миссией просветительства народа, близкой передвижникам, при этом членами кружка были участники обеих художественных групп[2][4]. Любовь к природе Русского Севера сделала пейзаж излюбленным жанром для живописцев кружка, а интерес к древнерусской архитектуре, иконописи и народному творчеству способствовал появлению большого числа искусствоведческих и краеведческих работ.

Ликвидирован в 1920 году. Многие члены кружка были репрессированы[5] или вынуждены эмигрировать[6], судьба других неизвестна[7]. Собрание живописи и скульптуры было реквизировано в фонды Краеведческого музея, из которого в 1953 году передано во вновь образованную Вологодскую областную картинную галерею, где составляет основу коллекции искусства XIX — начала XX века. Рисовальные классы кружка были реорганизованы в Вологодский художественный техникум (закрыт в 1924 году), давший рождение вологодской школе графики[8].

Задачи

Устав кружка был утверждён 18 февраля 1906 года[9]. Согласно ему, цель СКЛИИ выражалась «в заботах о художественном развитии и содействии процветанию как чистого, так и прикладного искусства»[10]. Основными средствами достижения этой цели, согласно тексту Устава 1913 года, были заявлены:

а) Устройство периодических художественных выставок в городе Вологде и других городах, а также —
б) Передвижных по городам и сёлам, в коих Кружок найдёт это возможным.
в) Основание Вологодского публичного художественного музея, общедоступной рисовальной школы и Художественно-кустарного базара, а также деятельная заботливость о их дальнейшем процветании.
г) Сближение любителей между собою и профессиональными художниками и общение между ними.
д) Содействие получению художественного образования талантливых, но недостаточных членов Кружка.
е) Вспомоществование нуждающимся членам Кружка в виде взаимообразных ссуд и
ж) Приискание для них заказов на всевозможные художественные работы и исполнения.

Устав Северного кружка любителей изящных искусств. 1913[4]

История
Основание кружка. 1906—1911 годы

Идея об объединении вологодских художников возникала с 1902 года у инженера А. Н. Белозерова и художницы А. Н. Каринской[9]. Первым шагом стало проведение I Художественной выставки, которая была открыта в Вологде с 25 марта по 15 апреля 1905 года. В подготовке к проведению выставки значительную помощь оказал профессор Императорской Академии художеств А. А. Киселёв, а также местное отделение Общества «Помощь», которое выделило помещение в «Народном доме».

А. Н. Белозеров осуществлял отбор картин в Санкт-Петербурге и Москве:

Успех I Вологодской выставки, в которой участвовали 44 профессиональных художника и 27 местных любителей, и которую посетили более 3600 зрителей, убедили организаторов в жизнеспособности идеи вологодского художественного объединения. Уже в отчёте о выставке были заявлены основные цели будущего кружка[9]. А. Н. Каринская позже вспоминала:

18 февраля 1906 года губернатор А. А. Лодыженский утвердил Устав СКЛИИ, подписанный членами-учредителями: А. А. Борисовым, А. Н. Белозеровым, А. Н. Каринской, А. А. Киселёвым и С. В. Рухловым. Уведомление об этом было официально выдано 19 февраля 1906 года, и эта дата стала официальным днём рождением кружка[9]. В связи со скорым отъездом А. Н. Белозерова в Санкт-Петербург в жизни кружка наступил перерыв.

В 1908 году активность кружка была возобновлена, была проведена II Художественная выставка, основу участников составили мастера-реалисты Петербургской Академии художеств. В этом же году художественным критиком А. А. Ростиславовым была прочитана лекция.

В 1909 году была организована III Художественная выставка, в которой были широко представлены работы товарищества «Мир искусства», включая произведения Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибина, и передвижников (в частности, И. Е. Репина), однако после неё вновь наступает перерыв в деятельности кружка.

1912—1916 годы

4 октября 1912 года было созвано Общее собрание членов, и новым председателем избрана Е. Н. Волкова. Была основана библиотека кружка и рисовальные классы, первоначально размещавшиеся в доме по Большой Козлёнской улице[12], а после 1919 года — в доме № 24 по Петроградской улице (доме Волкова)[13].

В марте 1913 года состоялась IV Художественная выставка (в доме Дворянского собрания), в которой участвовали члены «Мира искусства» и передвижники. В период поведения выставки были прочитаны лекции Н. Г. Машковцева «О русской живописи», «О современной французской живописи», а также лекция Г. К. Лукомского «О старинной архитектуре России»[2]. 21 октября 1913 года была прочитана лекция А. Ф. Каля о П. И. Чайковском (с музыкальными иллюстрациями), а 10 января 1914 года — лекция Г. К. Лукомского «О старинных театрах» (со световыми картинами)[14].

В 1913 году члены кружка образовали Историческую комиссию с целью подготовки книги «о вологодской художественной старине». Члены кружка предоставили для книги свои идеи, тексты, фотографии, помогали с поисками источников и финансирования. 1 октября 1914 года книга Г. К. Лукомского «Вологда в её старине» вышла в свет. Построенная как искусствоведческий путеводитель, содержащий большое количество исторических сведений, книга выдержала несколько переизданий, в том числе как репринт в конце 1980-х и 1991 году (последний — тиражом 50 000 экземпляров), и через сто лет являясь одним из ценных источников информации и популярных путеводителей по Вологде[15][16][3].

С 9 по 25 марта в доме Дворянского собрания прошла V Художественная выставка, в которой вновь участвовали члены «Мира искусства» и передвижники. Выставка была подготовлена совместно с Архангельским художественным кружком, организованным членом СКЛИИ С. А. Брянчаниновой, а по окончании выставки в Вологде экспозиция была выставлена в Архангельске[14].

В марте 1914 года СКЛИИ на правах вологодского филиала вступил в состав «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины». Кружком были организованы лекции С. С. Глаголя «Искания правды и красоты русской живописью», лекция фольклориста О. Э. Озаровской с народной сказительницей М. Д. Кривополеновой, снискавшей благодаря своим «ста ринам» огромный успех в Петрограде и Москве[17]. В. Я. Курбатовым была прочитана лекция «Значение Бельгии в мировой истории искусства». Летом 1915 года кружковцы организовали экскурсии в Новгород и три монастыря Белозерья — Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий. Осенью 1915 года Историческая комиссия начала готовить журнал «Временник» и регистр памятников церковного, светского и усадебного строительства Вологодской губернии.

В 1915—1916 годах в распоряжение СКЛИИ было предоставлено помещение в Доме Вологодского дворянства. Началась организация Музея нового и старого искусства. В Музей вошли пожертвованные ранее авторами картины (Ф. М. Вахрушов, А. Н. Каринская, Е. Е. Лансере, Г. К. Лукомский, М. Р. Пец и И. Е. Репин), а также образцы народного творчества Русского Севера.

После Революции 1917 года. Закрытие

В 1918 году рисовальные классы для детей при СКЛИИ были преобразованы в Государственные свободные художественные мастерские (ГОСВОХУМ), где Н. П. Дмитревский стал преподавать рисунок и гравюру[13]. В 1919 году в штате мастерских значились И. В. Федышин, В. И. Лузан, Н. П. Дмитревский, Е. Н. Волкова[18]. В 1920—1923 годы преподавали художник В. Ф. Сысоев, художник и архитектор Д. А. Крыжановский, художники В. Н. Теребенев и Н. А. Тусов. В 1921 году ГОСВОХУМ был преобразован в Художественный техникум, заведующим назначен Д. А. Крыжановский; Н. П. Дмитревский продолжал преподавать на графическом отделении. В 1922 году в техникуме обучались: на I курсе — 32 студента, на II курсе — 23, на III курсе — 25; состоялся первый выпуск. Обучение было платное, 2 рубля золотом в месяц, рассчитано на 4 года[19]. Экономическое положение техникума за всё время его существования было критическим — преподавателям не выплачивалась зарплата, были перебои с электричеством и водой, не хватало художественных материалов. В 1923 году техникум преобразован в отделение Педагогического техникума. Н. П. Дмитревский в 1923—1924 годы был его директором. На 1 февраля 1924 года значилось студентов: на I курсе — 19, на II курсе — 12, на III курсе — 3; преподавателей — 4 человека. В 1924 году, несмотря на протесты сотрудников и учащихся, Художественный техникум был ликвидирован[20][13].

Северный кружок любителей изящных искусств имел важное значение для развития изобразительного творчества в Вологодском крае. Наиболее активные члены СКЛИИ — Ф. Н. Бочков, Ф. М. Вахрушов, Н. П. Дмитревский, В. Ф. Сысоев — стали основателями явления, которое позже назвали «вологодской графикой»[21]. Художники-графики, вышедшие из этой среды, обрели общероссийскую известность[8].

В 1992 году энтузиастами предпринималась попытка возродить кружок. Планировалось возобновить проведение выставок, организовать библиотеку, магазин-салон, осуществлять исследовательскую краеведческую деятельность[22].

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

От Сезанна до Пикассо. Картины из коллекции Давида и П

От Сезанна до Пикассо. Выставка картин из коллекции Давида и Пегги Рокфеллеров, где центральное место занимает группа из девяти картин раннего ...

News image

Выставка картин Мартины Анагосту под названием «Лествиц

20 февраля 2010 - 21 марта 2010 19 февраля в Московском музее современного искусства будет открыта выставка художницы из Греции Мартины Анагосту,...

News image

Аукцион искусства в Киеве. Музей современного изобразит

Предаукционная выставка: 15-21 мая 2010 года Аукцион: 22 мая 2010 года 15 мая 2010 года в Музее современного изобразительного искусства в Ки...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе

News image

29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу...

Арт-персоны:

С блеском голодным в глазах

News image

Я думаю, что современное искусство от кризиса выигрывает больше всего. Именно теперь глаза знающих людей снова заблестели. Вперв...

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Арт-Критика:

Искусство в природе человека

News image

Третья Московская биеннале современного искусства откроется в сентябре, ее тему Против исключений раскроет выставка в Г...

Человек человеку – структура

News image

С целым отрядом проволочных персонажей в Москву прибыл известный британский скульптор Энтони Гормли, демонстрирующий в цен...

Между прошлым и будущим

News image

Фестиваль коллекций современного искусства, стартовавший в ГЦСИ, представляет две первые выставки из своей программы – арх...