• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Куратора выставки Documenta 12 РОДЖЕРА БЮРГЕЛЯ расспросила МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА

Выставки - Выставка DOCUMENTA

куратора выставки documenta 12 роджера бюргеля расспросила милена ъ-орлова



- Вы делали в Москве выставку в 2001 году – Власть и субъект/ Лирический голос в ЦДХ. Трудно вспомнить такую незрелищную выставку. Самое сильное впечатление производили лозунги левой критики, а сами произведения были незаметными, нарочито плохо сделанными. Сохранили ли вы пристрастие к этой эстетике спустя шесть лет?

- Да, я считаю, что надо быть скромным. Но та выставка была сделана в рамках ярмарки Арт-Москва , это особый контекст. И само пространство было слишком монументальным, поэтому и было принято решение сделать работы маленькими, чтобы приблизить их к зрителю, нос к носу.

- Ожидать ли чего-то подобного на грядущей Documenta?

- В принципе да, но Documenta – это другой масштаб, другое количество посетителей – у нас бывает до 12 тысяч человек в день, и пространство будет по-другому устроено.

- Вы вывесили на сайте три вопроса, на которые должна ответить публика, увидев выставку: Является ли модернизм нашей античностью? , Что такое жизнь как она есть? , а третий знаком любому учившемуся в советской школе – Что делать? . Вы читали роман Чернышевского?

- Нет, но я знаю содержание. Мне его пересказывал художник Дмитрий Гутов.

- За вопросом Что делать? у нас всегда следует вопрос Кто виноват?

- Я виноват.

- Неужели во всем?

- Все руководители Documenta были казнены после ее проведения.

- Прошлая выставка была очень успешной – ее посетили, по официальным данным, 650 тысяч человек. И все равно вашего предшественника Окви Энвезора критиковали?

- Естественно. Успех выставки не имеет отношения к числу ее посетителей.

- А в чем тогда вы измеряете успех?

- Выставка успешна, если она совершила какой-то прогресс в умах.

- А как это можно понять? Каков критерий?

- Надо задать правильные вопросы и привлечь людей, имеющих на них разные ответы. Успех возникает, если выставка становится моделью подхода к искусству и к публике.

- Вы объявили журналы, которые будут участвовать в выставке, но не опубликовали список художников – это тайна или вы их еще не выбрали?

- Художники могут делать что угодно, могут давать интервью хоть каждый день, а моя задача – заниматься этими вопросами, которые я сформулировал.

- Но публике всегда интересно, будут ли звезды или только молодые художники и надо ли ехать на эту выставку?

- Звезды будут. Но проблема в том, что система звезд по-разному выглядит в разных местах. В Малайзии есть свои звезды, но вы их не знаете. Самое раннее произведение на выставке датируется XIV веком, и имя автора его неизвестно. Наша идея современности – это то, что кажется современным с точки зрения содержания или смысла. И совершенно не важно, когда и где сделаны работы, в Нью-Йорке, Аддис-Абебе или Москве.

- Как в таком случае вы находите эти работы, по какому принципу отбираете художников? У вас есть агенты в разных странах или вы судите по большим международным биеннале? Я слышала, вы выбрали русских художников?

- Когда человек задает вопросы, ему что-то интересно, и, если есть интерес, все находится само собой. Для меня Documenta – это не просто еще одна выставка, хотя она и привлекает повышенное внимание прессы, но это меня не касается, это не мое дело. Художники сами находят меня, я не ищу художников. Художники вдохновляют меня, а я их, вот и возникает выставка.

- Кто из русских художников вас вдохновил и как это произошло?

- В 2001 году я познакомился со многими художниками, но это не значит, что всех их надо приглашать на Documenta. Но у меня большая симпатия к людям, которых я встретил в Москве, в частности, благодаря их философскому бэкграунду и их одержимости нарративом.

- Это ирония?

- Конечно.

- У нас в связи с Московской биеннале активно обсуждается вопрос, сколько государство потратило на нее денег и зачем. Documenta тоже проводится не на частные деньги, а на федеральные. Есть ли у вас ответственность перед теми, кто дает деньги? Не просят ли вас сделать выставку более понятную народу или более зрелищную?

- Бюджет Documenta составляет ?19 млн на все. Примерно половину она зарабатывает сама – на продаже билетов, экскурсиях и тому подобных вещах. Но никаких проблем, о которых вы говорите, у меня никогда не было.

- Вы счастливчик.

- Дело не во мне, дело в принципах: у меня есть двухстраничный контракт, по которому я могу выставить все, что угодно, хоть рисунки моей маленькой дочери, полная свобода.

- Несколько лет назад в Москве активно обсуждали проблему, что кураторы слишком много на себя берут, используют художников как материал для своих концепций, не всегда совпадающих с тем, что хотел сказать сам художник.

- Никто не тянет художников силком, они всегда могут сказать нет .

- Не считаете ли вы, что такие большие выставки морально устарели? У многих возникает впечатление, что они обслуживают лишь круг мировой художественной элиты, а широкая публика остается неудовлетворенной.

- Что касается Documenta, в 2002 году ее посетили 650 тысяч человек – нельзя говорить, что она не связана с публикой.

- Но вы сказали, что это не критерий успеха.

- Да, и повторяю: это всего лишь контакт с публикой.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Ольга Муравина «Малый московский парадиз»

26 марта – 4 апреля 2010 26 марта в Центре современного искусства М’АРС открылась выставка «Малый московский парадиз», на которой представлены ск...

News image

Фестиваль, посвященный современному искусству

Галерея «Винзавод» (Москва) 2-25(29) августа 2010 года 2 августа в галерее «Винзавод» будет открыт фестиваль, посвященный современному искусст...

News image

Выставки 21–25 февраля

21–24 февраля «Девяносто ступеней вверх». Более 60 живописных работ разных периодов жизни Ирины Витман – пейзажи, натюрморты, портреты. Лири...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

Арт-персоны:

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Арт-Ярмарка:

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Арт-Критика:

Множественность в единстве

News image

Сразу после открытия VI Ширяевской биеннале современного искусства некоторые ее участники во главе с организаторами, Нелли и...

Петербург выставился ни с чем

News image

Биеннале Диалоги в Манеже В Петербурге в Центральном выставочном зале Манеж открылась очередная биеннале Диалоги...

И это все о нем

News image

Собрание художника – тема московского фестиваля личных коллекций По традиции проводит фестиваль Государственный центр...