Реклама*
- Вы делали в Москве выставку в 2001 году – Власть и субъект/ Лирический голос в ЦДХ. Трудно вспомнить такую незрелищную выставку. Самое сильное впечатление производили лозунги левой критики, а сами произведения были незаметными, нарочито плохо сделанными. Сохранили ли вы пристрастие к этой эстетике спустя шесть лет?
- Да, я считаю, что надо быть скромным. Но та выставка была сделана в рамках ярмарки Арт-Москва , это особый контекст. И само пространство было слишком монументальным, поэтому и было принято решение сделать работы маленькими, чтобы приблизить их к зрителю, нос к носу.
- Ожидать ли чего-то подобного на грядущей Documenta?
- В принципе да, но Documenta – это другой масштаб, другое количество посетителей – у нас бывает до 12 тысяч человек в день, и пространство будет по-другому устроено.
- Вы вывесили на сайте три вопроса, на которые должна ответить публика, увидев выставку: Является ли модернизм нашей античностью? , Что такое жизнь как она есть? , а третий знаком любому учившемуся в советской школе – Что делать? . Вы читали роман Чернышевского?
- Нет, но я знаю содержание. Мне его пересказывал художник Дмитрий Гутов.
- За вопросом Что делать? у нас всегда следует вопрос Кто виноват?
- Я виноват.
- Неужели во всем?
- Все руководители Documenta были казнены после ее проведения.
- Прошлая выставка была очень успешной – ее посетили, по официальным данным, 650 тысяч человек. И все равно вашего предшественника Окви Энвезора критиковали?
- Естественно. Успех выставки не имеет отношения к числу ее посетителей.
- А в чем тогда вы измеряете успех?
- Выставка успешна, если она совершила какой-то прогресс в умах.
- А как это можно понять? Каков критерий?
- Надо задать правильные вопросы и привлечь людей, имеющих на них разные ответы. Успех возникает, если выставка становится моделью подхода к искусству и к публике.
- Вы объявили журналы, которые будут участвовать в выставке, но не опубликовали список художников – это тайна или вы их еще не выбрали?
- Художники могут делать что угодно, могут давать интервью хоть каждый день, а моя задача – заниматься этими вопросами, которые я сформулировал.
- Но публике всегда интересно, будут ли звезды или только молодые художники и надо ли ехать на эту выставку?
- Звезды будут. Но проблема в том, что система звезд по-разному выглядит в разных местах. В Малайзии есть свои звезды, но вы их не знаете. Самое раннее произведение на выставке датируется XIV веком, и имя автора его неизвестно. Наша идея современности – это то, что кажется современным с точки зрения содержания или смысла. И совершенно не важно, когда и где сделаны работы, в Нью-Йорке, Аддис-Абебе или Москве.
- Как в таком случае вы находите эти работы, по какому принципу отбираете художников? У вас есть агенты в разных странах или вы судите по большим международным биеннале? Я слышала, вы выбрали русских художников?
- Когда человек задает вопросы, ему что-то интересно, и, если есть интерес, все находится само собой. Для меня Documenta – это не просто еще одна выставка, хотя она и привлекает повышенное внимание прессы, но это меня не касается, это не мое дело. Художники сами находят меня, я не ищу художников. Художники вдохновляют меня, а я их, вот и возникает выставка.
- Кто из русских художников вас вдохновил и как это произошло?
- В 2001 году я познакомился со многими художниками, но это не значит, что всех их надо приглашать на Documenta. Но у меня большая симпатия к людям, которых я встретил в Москве, в частности, благодаря их философскому бэкграунду и их одержимости нарративом.
- Это ирония?
- Конечно.
- У нас в связи с Московской биеннале активно обсуждается вопрос, сколько государство потратило на нее денег и зачем. Documenta тоже проводится не на частные деньги, а на федеральные. Есть ли у вас ответственность перед теми, кто дает деньги? Не просят ли вас сделать выставку более понятную народу или более зрелищную?
- Бюджет Documenta составляет ?19 млн на все. Примерно половину она зарабатывает сама – на продаже билетов, экскурсиях и тому подобных вещах. Но никаких проблем, о которых вы говорите, у меня никогда не было.
- Вы счастливчик.
- Дело не во мне, дело в принципах: у меня есть двухстраничный контракт, по которому я могу выставить все, что угодно, хоть рисунки моей маленькой дочери, полная свобода.
- Несколько лет назад в Москве активно обсуждали проблему, что кураторы слишком много на себя берут, используют художников как материал для своих концепций, не всегда совпадающих с тем, что хотел сказать сам художник.
- Никто не тянет художников силком, они всегда могут сказать нет .
- Не считаете ли вы, что такие большие выставки морально устарели? У многих возникает впечатление, что они обслуживают лишь круг мировой художественной элиты, а широкая публика остается неудовлетворенной.
- Что касается Documenta, в 2002 году ее посетили 650 тысяч человек – нельзя говорить, что она не связана с публикой.
- Но вы сказали, что это не критерий успеха.
- Да, и повторяю: это всего лишь контакт с публикой.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() Выставка пейзажей Игоря Сухорукова (Белорусская государ18 марта - 14 апреля 2010 года 18 марта в музее при Белорусской государственной академии искусств была открыта выставка пейзажей Игоря Сухорукова... |
![]() Изобразительное искусство Ленинграда (выставка, 1976)Выставка «Изобразительное искусство Ленинграда», показанная в 1976 году в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», стала одним из крупнейших с... |
![]() Весенняя выставка произведений ленинградских художников7 июля 1955 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась «Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Международная художественная ярмарка современного искус![]() Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы![]() 28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре![]() VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ... |
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном![]() V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –![]() Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Иннополис![]() Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик... |
Премия современное искусство![]() В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусств... |
Инновация (конкурс)![]() Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ... |