• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Куратора выставки Documenta 12 РОДЖЕРА БЮРГЕЛЯ расспросила МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА

Выставки - Выставка DOCUMENTA

куратора выставки documenta 12 роджера бюргеля расспросила милена ъ-орлова



- Вы делали в Москве выставку в 2001 году – Власть и субъект/ Лирический голос в ЦДХ. Трудно вспомнить такую незрелищную выставку. Самое сильное впечатление производили лозунги левой критики, а сами произведения были незаметными, нарочито плохо сделанными. Сохранили ли вы пристрастие к этой эстетике спустя шесть лет?

- Да, я считаю, что надо быть скромным. Но та выставка была сделана в рамках ярмарки Арт-Москва , это особый контекст. И само пространство было слишком монументальным, поэтому и было принято решение сделать работы маленькими, чтобы приблизить их к зрителю, нос к носу.

- Ожидать ли чего-то подобного на грядущей Documenta?

- В принципе да, но Documenta – это другой масштаб, другое количество посетителей – у нас бывает до 12 тысяч человек в день, и пространство будет по-другому устроено.

- Вы вывесили на сайте три вопроса, на которые должна ответить публика, увидев выставку: Является ли модернизм нашей античностью? , Что такое жизнь как она есть? , а третий знаком любому учившемуся в советской школе – Что делать? . Вы читали роман Чернышевского?

- Нет, но я знаю содержание. Мне его пересказывал художник Дмитрий Гутов.

- За вопросом Что делать? у нас всегда следует вопрос Кто виноват?

- Я виноват.

- Неужели во всем?

- Все руководители Documenta были казнены после ее проведения.

- Прошлая выставка была очень успешной – ее посетили, по официальным данным, 650 тысяч человек. И все равно вашего предшественника Окви Энвезора критиковали?

- Естественно. Успех выставки не имеет отношения к числу ее посетителей.

- А в чем тогда вы измеряете успех?

- Выставка успешна, если она совершила какой-то прогресс в умах.

- А как это можно понять? Каков критерий?

- Надо задать правильные вопросы и привлечь людей, имеющих на них разные ответы. Успех возникает, если выставка становится моделью подхода к искусству и к публике.

- Вы объявили журналы, которые будут участвовать в выставке, но не опубликовали список художников – это тайна или вы их еще не выбрали?

- Художники могут делать что угодно, могут давать интервью хоть каждый день, а моя задача – заниматься этими вопросами, которые я сформулировал.

- Но публике всегда интересно, будут ли звезды или только молодые художники и надо ли ехать на эту выставку?

- Звезды будут. Но проблема в том, что система звезд по-разному выглядит в разных местах. В Малайзии есть свои звезды, но вы их не знаете. Самое раннее произведение на выставке датируется XIV веком, и имя автора его неизвестно. Наша идея современности – это то, что кажется современным с точки зрения содержания или смысла. И совершенно не важно, когда и где сделаны работы, в Нью-Йорке, Аддис-Абебе или Москве.

- Как в таком случае вы находите эти работы, по какому принципу отбираете художников? У вас есть агенты в разных странах или вы судите по большим международным биеннале? Я слышала, вы выбрали русских художников?

- Когда человек задает вопросы, ему что-то интересно, и, если есть интерес, все находится само собой. Для меня Documenta – это не просто еще одна выставка, хотя она и привлекает повышенное внимание прессы, но это меня не касается, это не мое дело. Художники сами находят меня, я не ищу художников. Художники вдохновляют меня, а я их, вот и возникает выставка.

- Кто из русских художников вас вдохновил и как это произошло?

- В 2001 году я познакомился со многими художниками, но это не значит, что всех их надо приглашать на Documenta. Но у меня большая симпатия к людям, которых я встретил в Москве, в частности, благодаря их философскому бэкграунду и их одержимости нарративом.

- Это ирония?

- Конечно.

- У нас в связи с Московской биеннале активно обсуждается вопрос, сколько государство потратило на нее денег и зачем. Documenta тоже проводится не на частные деньги, а на федеральные. Есть ли у вас ответственность перед теми, кто дает деньги? Не просят ли вас сделать выставку более понятную народу или более зрелищную?

- Бюджет Documenta составляет ?19 млн на все. Примерно половину она зарабатывает сама – на продаже билетов, экскурсиях и тому подобных вещах. Но никаких проблем, о которых вы говорите, у меня никогда не было.

- Вы счастливчик.

- Дело не во мне, дело в принципах: у меня есть двухстраничный контракт, по которому я могу выставить все, что угодно, хоть рисунки моей маленькой дочери, полная свобода.

- Несколько лет назад в Москве активно обсуждали проблему, что кураторы слишком много на себя берут, используют художников как материал для своих концепций, не всегда совпадающих с тем, что хотел сказать сам художник.

- Никто не тянет художников силком, они всегда могут сказать нет .

- Не считаете ли вы, что такие большие выставки морально устарели? У многих возникает впечатление, что они обслуживают лишь круг мировой художественной элиты, а широкая публика остается неудовлетворенной.

- Что касается Documenta, в 2002 году ее посетили 650 тысяч человек – нельзя говорить, что она не связана с публикой.

- Но вы сказали, что это не критерий успеха.

- Да, и повторяю: это всего лишь контакт с публикой.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Чопорные лики

18–24 августа В июне этого года отмечалось 450-летие Английского двора в Москве. К этому событию приурочен выставочный проект, адресованный всем...

News image

Выставка Оксаны Мась, галерея Татьяны Мироновой в Киеве

Оксана Мась – это украинская художница, которую очень хорошо знают за рубежом, ведь ее работы часто выставляются в галереях по всему миру. Однако в ...

News image

«Полеты во сне и наяву…»

13 - 21 марта 2010 13 марта 2010 года в Москве произойдет открытие Международной Выставки-конкурса под названием «Полеты во сне и наяву…». В этом...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Премия современное искусство

News image

В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусств...

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Арт-персоны:

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Александр Шабуров: Мы – не гастарбайтеры

News image

Популярная арт-антропология Зачем художники стремятся в столицы? В юные годы мне довелось не единожды переосмыслять, что т...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Арт-Критика:

Исключив кураторский диктат

News image

Представлена программа Третьей Московской биеннале современного искусства В минувший понедельник в центре современной к...

В деревню за искусством

News image

Архитектурно-художественный open air в деревне Никола-Ленивец Калужской области: фестиваль ландшафтных объектов Архстояние о...

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...