Любая выставка современного искусства нацелена на поиск форм, в которых выражает себя настоящее. Однако современное не синоним нового. Мы живем в эпоху, когда актуальными могут быть не только явления нашего времени, но так же идеи, тексты, предметы минувшего. В организованном ими общем пространстве элементы прошлого вступают в живой диалог с настоящим и пророчествуют о грядущем. Задача же исследователя современной культуры состоит в том, чтобы осмыслить характер этого диалога, определить формы его организации, выявить сущностные признаки эпохи.
Очевидно, что именно из этой идеи исходил кураторский коллектив Документы 12, во главе с Роже Бюргелем и Рут Новак, лейтмотивом которой стал вопрос Является ли модернити нашей античностью? .
С одной стороны, этот век кажется нам безвозвратно ушедшим в прошлое. С другой, именно в это время была сформирована основа той политической, социальной, экономической и эстетической системы, в которой мы продолжаем жить и сегодня. Кроме того, не все уверовали в апологетику постмодернизма, твердившей об исчерпанности ключевых категорий модерна. Возможно, что эпоха модернити не сменилась какой-то новой стадией, а напротив, скорее переживает сегодня бурное развитие, некую радикализацию своих культурных форм.
Одним словом, авторы арт-форума решили, что настало время направить взгляд назад, чтобы понять, где мы сейчас. Не случайно в экспозицию было включено одно из самых знаковых произведений ХХ века – Angelus Novus Пауля Клее. Лицо ангела обращено в прошлое, в то время как ветер, дующий из рая, уносит его в будущее. Как известно, этой работе Вальтер Беньямин посвятил свои Девять тезисов по философии истории .
В основу кураторской стратегии Документы лег принцип обратной перспективы , оптика которого позволяет установить связи и произвести различия между прошлым и настоящим, старым и новым. Именно это объясняет то, что в экспозицию были включены произведения не только полувековой давности, но и вещи, принадлежащие древности.
Выставочная драматургия была выстроена таким образом, что в один экспозиционный ряд входили художественные объекты, принадлежащие совершенно разным пространственно-временным топосам, национальным школам и художественным традициям. Концепции нелинейного течения времени находили здесь убедительное визуальное подтверждение. Вырванные из прежнего исторического контекста вещи перекодировались и превращались в современные тексты. Так, представленное в экспозиции традиционное искусство Востока, конечно, апеллировало не только к его тонкой поэтике и изысканному мастерству, но вызывала вполне конкретные ассоциации с проблемами сегодняшнего дня.
Тактика подобных экспозиционных ходов так же связывалась авторами с идеей универсальности искусства. Как отмечают сами кураторы: универсалистские претензии никуда не ушли, а искусство модернизма питает искусство настоящего, создавая потенциальную возможность созидать некий общий горизонт знаний, поверх всех частностей и различий .
Авторов Документы так же интересовала теория взаимовлияния различных культур, традиций, художественных школ, на пересечении которых рождаются новые формы и языки и, как следствие, революционно новаторские произведения. Напомним, что именно в век модернити, в эпоху рассвета колониальных империй, культура Востока, Азии, Африки стала мощнейшим источником регенерации для всей европейской культуры. В определенном смысле этот ресурс поддерживает нас и по сей день. На выставке эта многовековая линия брала начало от иранских миниатюр, написанных под влиянием живописи Китая, проходила через абстракцию 20 века, впитавшую в себя орнаментику востока и заканчивалась африканской проблематикой в искусстве современных художников.
Противопоставление традиционное – авангардное – конститутивный принцип эпохи модернити. Именно традиция образует контекст тех пространственно-временных признаков, по отношению к которым изменение приобретает значимую форму. Поэтому в экспозицию были включены работы авторов, радикально прерывающих связь с культурным опытом прошлого и создающих качественно новые формы искусства. Сюда можно включить и абстрактную работу Хокусаи 40-х годов 19 века, и конкретное искусство Танаки Отсуко, и радикальные феминистические проекты Ли Лозано, и социально-критическое искусство Марты Рослер, и политический активизм Tucuman Arde .
И напротив, ряд проектов последнего времени был настолько тесно связан с языком традиционных культур, с формами национальных художественных практик, что произведения современных авторов было нелегко отличить от аутентичных музейных экспонатов. Один из ярких примеров – индийская художница Атул Додия, в живописи которой традиционные образы и тексты переплетаются с повествованием о политических событиях сегодняшнего дня. В экспозиции ее работы располагались в одном зале с масштабной инсталляцией Андрея Монастырского Фонтан , символизирующий сакральный центр исчезнувший советской цивилизации. Инсталляцию же окружали величественные фотоколлажи Софии Кулик, в которых политические образы и знаки социалистического времени создают изысканный эзотерический орнамент. Так, в зыбкую почву глубинных культурных слоев погрузилось и наше совсем еще недавнее прошлое.
Искусство стран бывшего социалистического лагеря сформировало еще один тематический блок в экспозиции. Сюда вошли конкретная абстракция Коларовой, концептуализм Кованды, фотоперформансы группы Кwiekulik , политический акционизм Сони Ивекович и Анатолия Осмоловского. Все эти практики рассматривались авторами экспозиции не столько в качестве новаторских экспериментов в мировой художественной практике, сколько как персональный и коллективный опыт сопротивления репрессивным механизмам системы, как ресурс, который необходимо активизировать сегодня, несмотря на исчезновение столь очевидных когда-то политических оппозиций.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() Весенняя выставка произведений ленинградских художниковВесенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года, открытая в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, стала одним из ... |
![]() Картины И.П. Похитонова на выставке «Чародей-Художник»3 марта – 23 мая 2010 года Лаврушинский, 10, залы № 46–48 Пресс-показ – 2 марта в 14.00 Вернисаж – 2 марта в 16.00 (по пригласительным) Илья... |
![]() Выставка современной иконы «Per aspera ad astrum» («Чер12 февраля 2010 года в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» в Киеве была открыта выставка современных икон семейной иконописн... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном![]() V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста![]() 19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –![]() 29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –![]() Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Премию Инновация присудили арт-группе Война![]() Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ... |
Инновация![]() Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в... |
Победители Инновации![]() GiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF |