• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



. Репортаж из Касселя (Германия)

Выставки - Выставка DOCUMENTA

. репортаж из касселя (германия)


Любая выставка современного искусства нацелена на поиск форм, в которых выражает себя настоящее. Однако современное не синоним нового. Мы живем в эпоху, когда актуальными могут быть не только явления нашего времени, но так же идеи, тексты, предметы минувшего. В организованном ими общем пространстве элементы прошлого вступают в живой диалог с настоящим и пророчествуют о грядущем. Задача же исследователя современной культуры состоит в том, чтобы осмыслить характер этого диалога, определить формы его организации, выявить сущностные признаки эпохи.

Очевидно, что именно из этой идеи исходил кураторский коллектив Документы 12, во главе с Роже Бюргелем и Рут Новак, лейтмотивом которой стал вопрос Является ли модернити нашей античностью? .

С одной стороны, этот век кажется нам безвозвратно ушедшим в прошлое. С другой, именно в это время была сформирована основа той политической, социальной, экономической и эстетической системы, в которой мы продолжаем жить и сегодня. Кроме того, не все уверовали в апологетику постмодернизма, твердившей об исчерпанности ключевых категорий модерна. Возможно, что эпоха модернити не сменилась какой-то новой стадией, а напротив, скорее переживает сегодня бурное развитие, некую радикализацию своих культурных форм.

Одним словом, авторы арт-форума решили, что настало время направить взгляд назад, чтобы понять, где мы сейчас. Не случайно в экспозицию было включено одно из самых знаковых произведений ХХ века – Angelus Novus Пауля Клее. Лицо ангела обращено в прошлое, в то время как ветер, дующий из рая, уносит его в будущее. Как известно, этой работе Вальтер Беньямин посвятил свои Девять тезисов по философии истории .


В основу кураторской стратегии Документы лег принцип обратной перспективы , оптика которого позволяет установить связи и произвести различия между прошлым и настоящим, старым и новым. Именно это объясняет то, что в экспозицию были включены произведения не только полувековой давности, но и вещи, принадлежащие древности.


Выставочная драматургия была выстроена таким образом, что в один экспозиционный ряд входили художественные объекты, принадлежащие совершенно разным пространственно-временным топосам, национальным школам и художественным традициям. Концепции нелинейного течения времени находили здесь убедительное визуальное подтверждение. Вырванные из прежнего исторического контекста вещи перекодировались и превращались в современные тексты. Так, представленное в экспозиции традиционное искусство Востока, конечно, апеллировало не только к его тонкой поэтике и изысканному мастерству, но вызывала вполне конкретные ассоциации с проблемами сегодняшнего дня.

Тактика подобных экспозиционных ходов так же связывалась авторами с идеей универсальности искусства. Как отмечают сами кураторы: универсалистские претензии никуда не ушли, а искусство модернизма питает искусство настоящего, создавая потенциальную возможность созидать некий общий горизонт знаний, поверх всех частностей и различий .

Авторов Документы так же интересовала теория взаимовлияния различных культур, традиций, художественных школ, на пересечении которых рождаются новые формы и языки и, как следствие, революционно новаторские произведения. Напомним, что именно в век модернити, в эпоху рассвета колониальных империй, культура Востока, Азии, Африки стала мощнейшим источником регенерации для всей европейской культуры. В определенном смысле этот ресурс поддерживает нас и по сей день. На выставке эта многовековая линия брала начало от иранских миниатюр, написанных под влиянием живописи Китая, проходила через абстракцию 20 века, впитавшую в себя орнаментику востока и заканчивалась африканской проблематикой в искусстве современных художников.



Противопоставление традиционное – авангардное – конститутивный принцип эпохи модернити. Именно традиция образует контекст тех пространственно-временных признаков, по отношению к которым изменение приобретает значимую форму. Поэтому в экспозицию были включены работы авторов, радикально прерывающих связь с культурным опытом прошлого и создающих качественно новые формы искусства. Сюда можно включить и абстрактную работу Хокусаи 40-х годов 19 века, и конкретное искусство Танаки Отсуко, и радикальные феминистические проекты Ли Лозано, и социально-критическое искусство Марты Рослер, и политический активизм Tucuman Arde .


И напротив, ряд проектов последнего времени был настолько тесно связан с языком традиционных культур, с формами национальных художественных практик, что произведения современных авторов было нелегко отличить от аутентичных музейных экспонатов. Один из ярких примеров – индийская художница Атул Додия, в живописи которой традиционные образы и тексты переплетаются с повествованием о политических событиях сегодняшнего дня. В экспозиции ее работы располагались в одном зале с масштабной инсталляцией Андрея Монастырского Фонтан , символизирующий сакральный центр исчезнувший советской цивилизации. Инсталляцию же окружали величественные фотоколлажи Софии Кулик, в которых политические образы и знаки социалистического времени создают изысканный эзотерический орнамент. Так, в зыбкую почву глубинных культурных слоев погрузилось и наше совсем еще недавнее прошлое.

Искусство стран бывшего социалистического лагеря сформировало еще один тематический блок в экспозиции. Сюда вошли конкретная абстракция Коларовой, концептуализм Кованды, фотоперформансы группы Кwiekulik , политический акционизм Сони Ивекович и Анатолия Осмоловского. Все эти практики рассматривались авторами экспозиции не столько в качестве новаторских экспериментов в мировой художественной практике, сколько как персональный и коллективный опыт сопротивления репрессивным механизмам системы, как ресурс, который необходимо активизировать сегодня, несмотря на исчезновение столь очевидных когда-то политических оппозиций.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Советская Россия. Художественная выставка 1965 года

Вторая Республиканская художественная выставка Советская Россия 1965 года, открывшаяся в Москве, стала крупнейших событий года в отечественном изо...

News image

Выставка произведений ленинградских художников «Живопис

2 марта 1996 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка «Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа»,...

News image

Выставка произведения Аннет Мессаже под названием «Вымы

Фонд культуры «Екатерина» (Москва) 25 июня - 15 августа 2010 года Аннет Мессаже – это выдающаяся фигура мирового современного искусства. В 2...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Арт-персоны:

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Арт-Ярмарка:

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Арт-Критика:

Концептуалисты сдались в архив

News image

Коллекция Вадима Захарова в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) начался ежегодный фестиваль коллекц...

Не толоконный лоб

News image

Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии ...

Картина должна восприниматься не умом, а животом

News image

Фильм режиссера Алексея Мизгирева Бубен, барабан получил две награды на кинофестивале в Локарно – приз за лучшую режиссуру и...