• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



. Репортаж из Касселя (Германия)

Выставки - Выставка DOCUMENTA

. репортаж из касселя (германия)


Любая выставка современного искусства нацелена на поиск форм, в которых выражает себя настоящее. Однако современное не синоним нового. Мы живем в эпоху, когда актуальными могут быть не только явления нашего времени, но так же идеи, тексты, предметы минувшего. В организованном ими общем пространстве элементы прошлого вступают в живой диалог с настоящим и пророчествуют о грядущем. Задача же исследователя современной культуры состоит в том, чтобы осмыслить характер этого диалога, определить формы его организации, выявить сущностные признаки эпохи.

Очевидно, что именно из этой идеи исходил кураторский коллектив Документы 12, во главе с Роже Бюргелем и Рут Новак, лейтмотивом которой стал вопрос Является ли модернити нашей античностью? .

С одной стороны, этот век кажется нам безвозвратно ушедшим в прошлое. С другой, именно в это время была сформирована основа той политической, социальной, экономической и эстетической системы, в которой мы продолжаем жить и сегодня. Кроме того, не все уверовали в апологетику постмодернизма, твердившей об исчерпанности ключевых категорий модерна. Возможно, что эпоха модернити не сменилась какой-то новой стадией, а напротив, скорее переживает сегодня бурное развитие, некую радикализацию своих культурных форм.

Одним словом, авторы арт-форума решили, что настало время направить взгляд назад, чтобы понять, где мы сейчас. Не случайно в экспозицию было включено одно из самых знаковых произведений ХХ века – Angelus Novus Пауля Клее. Лицо ангела обращено в прошлое, в то время как ветер, дующий из рая, уносит его в будущее. Как известно, этой работе Вальтер Беньямин посвятил свои Девять тезисов по философии истории .


В основу кураторской стратегии Документы лег принцип обратной перспективы , оптика которого позволяет установить связи и произвести различия между прошлым и настоящим, старым и новым. Именно это объясняет то, что в экспозицию были включены произведения не только полувековой давности, но и вещи, принадлежащие древности.


Выставочная драматургия была выстроена таким образом, что в один экспозиционный ряд входили художественные объекты, принадлежащие совершенно разным пространственно-временным топосам, национальным школам и художественным традициям. Концепции нелинейного течения времени находили здесь убедительное визуальное подтверждение. Вырванные из прежнего исторического контекста вещи перекодировались и превращались в современные тексты. Так, представленное в экспозиции традиционное искусство Востока, конечно, апеллировало не только к его тонкой поэтике и изысканному мастерству, но вызывала вполне конкретные ассоциации с проблемами сегодняшнего дня.

Тактика подобных экспозиционных ходов так же связывалась авторами с идеей универсальности искусства. Как отмечают сами кураторы: универсалистские претензии никуда не ушли, а искусство модернизма питает искусство настоящего, создавая потенциальную возможность созидать некий общий горизонт знаний, поверх всех частностей и различий .

Авторов Документы так же интересовала теория взаимовлияния различных культур, традиций, художественных школ, на пересечении которых рождаются новые формы и языки и, как следствие, революционно новаторские произведения. Напомним, что именно в век модернити, в эпоху рассвета колониальных империй, культура Востока, Азии, Африки стала мощнейшим источником регенерации для всей европейской культуры. В определенном смысле этот ресурс поддерживает нас и по сей день. На выставке эта многовековая линия брала начало от иранских миниатюр, написанных под влиянием живописи Китая, проходила через абстракцию 20 века, впитавшую в себя орнаментику востока и заканчивалась африканской проблематикой в искусстве современных художников.



Противопоставление традиционное – авангардное – конститутивный принцип эпохи модернити. Именно традиция образует контекст тех пространственно-временных признаков, по отношению к которым изменение приобретает значимую форму. Поэтому в экспозицию были включены работы авторов, радикально прерывающих связь с культурным опытом прошлого и создающих качественно новые формы искусства. Сюда можно включить и абстрактную работу Хокусаи 40-х годов 19 века, и конкретное искусство Танаки Отсуко, и радикальные феминистические проекты Ли Лозано, и социально-критическое искусство Марты Рослер, и политический активизм Tucuman Arde .


И напротив, ряд проектов последнего времени был настолько тесно связан с языком традиционных культур, с формами национальных художественных практик, что произведения современных авторов было нелегко отличить от аутентичных музейных экспонатов. Один из ярких примеров – индийская художница Атул Додия, в живописи которой традиционные образы и тексты переплетаются с повествованием о политических событиях сегодняшнего дня. В экспозиции ее работы располагались в одном зале с масштабной инсталляцией Андрея Монастырского Фонтан , символизирующий сакральный центр исчезнувший советской цивилизации. Инсталляцию же окружали величественные фотоколлажи Софии Кулик, в которых политические образы и знаки социалистического времени создают изысканный эзотерический орнамент. Так, в зыбкую почву глубинных культурных слоев погрузилось и наше совсем еще недавнее прошлое.

Искусство стран бывшего социалистического лагеря сформировало еще один тематический блок в экспозиции. Сюда вошли конкретная абстракция Коларовой, концептуализм Кованды, фотоперформансы группы Кwiekulik , политический акционизм Сони Ивекович и Анатолия Осмоловского. Все эти практики рассматривались авторами экспозиции не столько в качестве новаторских экспериментов в мировой художественной практике, сколько как персональный и коллективный опыт сопротивления репрессивным механизмам системы, как ресурс, который необходимо активизировать сегодня, несмотря на исчезновение столь очевидных когда-то политических оппозиций.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Европа-Россия-Европа

22.05.2007—29.06

News image

Выставка картин Адольфа Алексеева и Алексея Алексеева

11-22 мая 2010 года 11 мая в Выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20, будет открыта выставка картин Адольфа Алексее...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1960 год

Выставка произведений ленинградских художников 1960 года , открытая в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, стала одним из крупней...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Арт-персоны:

Жан-Юбер Мартен: «Я не согласен, что искусство не может

News image

Жан-Юбер Мартен. Очевидно, что имена художников я пока называть не стану..

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Арт-Ярмарка:

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Арт-Критика:

Диктат открытого пространства

News image

Финалисты конкурса Европейская мастерская выставились в ЦДХ В Центральном доме художника проходит выставка Европейская м...

Захватить Галактику

News image

Завершился  Московский фестиваль вольных издателей Успех фестиваля boo. буквы, звуки, цацки удивил и организаторов, и...

Кошачий вальс

News image

Завершился кинофестиваль Окно в Европу В Выборге закончился XVII фестиваль российского кино Окно в Европу . Главный пр...