• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Звездная карта

Арт-проекты - Арт-Критика

звездная карта


Самые интересные события параллельной программы Венецианской биеннале

Венецианская биеннале современного искусства, раз в два года полностью захватывающая один из красивейших городов мира – от ренессансных палаццо до старинных промзон , – это далеко не только программная выставка-манифест в Арсенале и Palazzo delle Esposizioni и национальные павильоны в Джардини. Помимо них, в Венеции одновременно можно увидеть еще множество экспозиций, как персональных, так и сборных, кураторских. Некоторые из них включены в параллельную программу Биеннале, другие же просто приурочены к ней по срокам – ведь грех не воспользоваться вниманием знатоков искусств со всего света, съезжающихся летом в Венецию. И многие из этих одновременных событий составляют серьезную конкуренцию биеннальным проектам.

Одной из главных сенсаций нынешнего лета в Венеции стало открытие нового центра современного искусства – Punta della Dogana , разместившегося в одном из самых стратегически выгодных мест города – на стрелке, разделяющей Канал Гранде и Канал

Джудекка, в здании бывших венецианских таможенных складов, история которого восходит к XV столетию. В Догане, реконструированной под нужды современного искусства знаменитым японским архитектором Тадао Андо, теперь можно увидеть часть собрания Франсуа Пино, едва ли не самого значительного коллекционера современного искусства в мире (выставка произведений из его коллекции не так давно проходила и в Москве, в Центре современной культуры Гараж ). Франсуа Пино давно хотел сделать свою коллекцию доступной публике – вначале он собирался построить музей современного искусства в родной Франции, в Париже. Но не без скандала отказался от этой идеи, не найдя общего языка с городской администрацией, и переместился в Венецию. Пино уже разместил часть своих несметных сокровищ в венецианском Палаццо Грасси, а теперь заполучил в свое распоряжение еще и Догану, в соперничестве за это здание победив столь серьезного противника, как Музей Гуггенхайма. Накануне открытия Биеннале Пино представил разместившуюся сразу на двух площадках – в Догане и в Палаццо Грасси – выставку, называющуюся Mapping the studio ( Картографируя мастерскую ), по известной видеоработе Брюса Наумана. Самой этой работы на выставке, впрочем, нет, что, пожалуй, только подчеркивает прозорливость кураторов выставки Франческо Бонами и Элисон М. Джингерас: ведь именно Науман стал обладателем Золотого Льва нынешней Биеннале. По идее, выставка должна отсылать зрителей к интимности творческого процесса. Но весьма эффектная экспозиция вовсе не напоминает креативный хаос мастерской (на который куда больше похожи многие биеннальные экспозиции). Несмотря на то, что собраны здесь в основном произведения новые, 1990-х, а еще в большей степени 2000-х годов, большинство из них выглядит опознаваемыми и более того – эмблематичными. Двойной мраморный бюст слившихся в поцелуе Джеффа Кунса и его экс-супруги Чиччолины и накрытые мраморными же, ниспадающими берниниевскими складками простынями трупы у Маурицио Кателлана. Заботливо накрытые прозрачными колпаками макеты Ада братьев Чэпмен с атомными грибами и войнами мутантов и парад гротескных чудищ, изваянных Полом Маккарти. Все эти произведения еще животрепещуще-актуальны. Но уже вполне независимы от того контекста, который понятен лишь знатокам – посетителям мастерской художника или даже концептуальных кураторских экспозиций. Скорее занимательные, чем эпатажные, скорее причудливые, чем сложные, они вполне говорят сами за себя и готовы позировать для парадного группового портрета современного искусства – пусть и не кропотливо-живописного, а моментально фотографического.

Если Картографируя мастерскую представляет созданный по горячим следам музей самого что ни на есть современного искусства, то соперничающая с ней выставка In-finitum в Палаццо Фортуни погружает работы нынешних художников во вневременное, вечное измерение. In-finitum – последняя часть выставочной трилогии, придуманной Аксельем Вервоордтом – известным бельгийским антикваром, коллекционером раритетов и предметов искусства и декоратором интерьеров. Первая часть трилогии, Arttempo , показанная на прошлой биеннале и сделанная Вервоордтом в соавторстве со знаменитым куратором Жаном-Юбером Мартеном (возглавившим Третью московскую Биеннале современного искусства), стала настоящей сенсацией. Произведения мэтров современного искусства – от Пабло Пикассо до Энди Уорхола, от Марселя Дюшана до Луиз Буржуаз, от Лучо Фонтана до Аниша Капура – в ней были перемешаны с артефактами всех времен и народов: африканскими идолами и китайскими буддами, старинными анатомическими моделями и разнообразными предметами для измерения времени и пространства – всевозможными часами, компасами, астролябиями, подобающими выставке, исследующей природу времени и, по сути, ниспровергающей саму идею современности в искусстве. In-finitum , посвященная бесконечности как некоей философской, математической и даже астрономической идее и подготовленная уже другой командой кураторов (помимо Вервоордта, в нее вошли Даниэла Феретти, Франческо Поли и Джандоменико Романелли), построена на первый взгляд по той же модели, что и Артемпо . Чудо растворения, почти мимикрии современных произведений к феерическим интерьерам палаццо, придуманным самим Марио Фортуни – знаменитым дизайнером модерна, по-прежнему поражает. Монохромные полотна Ива Кляйна с различными градациями синего, пульсирующе-насыщенные квадраты Марка Ротко, взрезанные холсты Лучо Фонтана отлично рифмуются с живописно потрескавшимися стенами, а вспыхивающая электрической искрой Звезда Теслы Джильберто Цорио кажется настоящим ретрофутуристическим чудом, столь же завораживающим, что и какие-нибудь магические фокусы из арсенала старинных медиумов. Однако в отличие от экспозиции Жана-Юбера Мартена In-Finitum – шедевр скорее экспозиционеров-дизайнеров, чем куратора-мыслителя.

Не менее любопытными, нежели масштабные и густонаселенные различными художниками экспозиции в Палаццо Грасси, Пунта делла Догана и Палаццо Фортуни, оказались и персональные выставки известных и не очень художников, которые можно увидеть этим летом и осенью в Венеции. Одна из призеров нынешней Биеннале – Йоко Оно, – удостоенная почетного Золотого Льва за вклад в искусство, не ограничилась участием в основном проекте Биеннале, но также представила небольшую персоналку в одном из венецианских палаццо. Это ретроспектива, но не музейно-академическая, а интимная, почти дневниковая. Anton's memory – так называется выставка – построена как воспоминания некоего персонажа о своей матери, чей образ он извлекает из самых давних, детских впечатлений. Йоко Оно, смирившейся с тем, что ее жизнью и творчеством заведомо интересуется публика, куда более широкая, чем круг ценителей современного искусства, удается делать искусство кристально-понятное и в то же время утонченное, почти плакатное, но и пронзительно лирическое. На выставке концептуальные инсталляции вроде шахматного сета, состоящего из одних только белых фигур, соседствуют с трогательнейшим проектом, предлагающим всем желающим написать что-нибудь о своей матери на самоклеящихся бумажках для заметок и прикрепить их к общей стене. Но едва ли не самое сильное впечатление производят записанные на видео две версии одного и того же перформанса Йоко Оно – Cut piece . На записи 1964 года юная японка, предложившая всем желающим срезать с нее ножницами одежду, выглядит этакой мученицей, принимающей свою участь с самурайским стоицизмом, а на видео 2003 года она кажется величественной богиней, почитатели которой не столько раздевают ее, сколько получают реликвии.

Выставка классика итальянской абстрактной живописи, венецианца Эмилио Ведова (1919 – 2006), получившего своего Золотого Льва еще в 1960 году, но тем не менее оставшегося героем скорее локальным, чем международным, показанная в открывшейся этим летом Fondatione Vedova , разместившейся в старинных складах, интересна не столько самой живописью, сколько тем аттракционом, в который превратил выставку архитектор нового выставочного пространства, знаменитый Ренцо Пьяно (создавший в том числе парижский Центр Помпиду). Полотна Ведовы у него проплывают перед зрителем, подвешенные на крюки к тянущейся под потолком веревке: механизм, использующийся в запасниках, здесь стал способом превратить живопись в своего рода кинетическую инсталляцию.

Любопытным открытием нынешней Биеннале стала выставка калифорнийского поп-артиста Джона Уэсли (р. 1928), представленная Fondatione Prada . Язвительно-фривольные картины Уэсли, выдержанные в нежно-ядовитой гамме серо-голубого, телесно-розового, лимонно-желтого (для шевелюр многочисленных блондинок, выступающих героинями эротических фантазий) и черного (для костюмов их партнеров, например, целой вереницы Дракул), часто основаны на комиксах и мультфильмах, в том числе на сериях, восходящих еще к 1930-м годам. Но в отличие от произведений более известных поп-артистов не стремятся выглядеть привычной массовой продукцией. Уэсли работает не столько с общеупотребимым китчем, сколько с причудливым кэмпом. А его картины, подчеркнуто выдержанные в стиле ретро, вскрывают весьма существенную связь между шестидесятническим поп-артом и эстетикой ар-деко.

Не менее интересными, чем выставки художников, оказались и проекты знаменитых не-художников, оказавшихся среди гостей нынешней Биеннале. Так, Питер Гринуэй, которого уже почти уместно называть бывшим кинорежиссером, ибо мэтр не устает повторять, что кино умерло, и предпочитает заниматься видеоартом и выставочными проектами, представил в церкви на острове Сан-Джорджо свое видение Брака в Кане Галилейской Паоло Веронезе. Впрочем, препарировал он полотно именно как режиссер. Свет выделяет на огромной копии картины Веронезе то одну, то другую группу персонажей, для которых Гринуэй сочинил остроумные диалоги: ведь интересно же узнать, о чем на самом деле трепались участники знаменитого евангельского застолья. А трепались они, как полагает Гринуэй, вовсе не о чуде, свидетелями

которого они стали, а о том, о чем говорят гости любой вечеринки – будь то свадьба или, скажем, один из приемов самой Биеннале.

А не участвующий в конкурсе павильон Уэльса представил инсталляцию знаменитого музыканта Джона Кейла, родившегося в этой части Великобритании, но давно живущего в США. Дебютировавший в Венеции в качестве видеохудожника Джон Кейл – человек, далеко не чуждый современному искусству. В 1960-е он входил в замечательную рок-группу Velvet Underground , которую продюсировал сам Энди Уорхол, а до этого учился экспериментальной музыке у Ла Мотне Янга, известного не только музыкальными произведениями, но и инсталляциями. Джон Кейл вовсе не стремится сделать вид, что он – никакой не музыкант, а художник. Его дебютное произведение Dyddiau Du/Dark Days – своего рода полиэкранный видеоклип, в котором звучат его песни и инструментальные композиции, как всегда, прекрасные. Но и само видео вовсе не оказывается всего лишь оформлением музыки. Перед камерой Джон Кейл подвергает себя всевозможным испытаниям – будь то восхождение на присыпанные снегом уэльские горы, явно нелегкое для шестидесятисемилетнего человека, или даже подобие пытки, когда специальное приспособление совершенно средневекового вида периодически опрокидывает его голову под воду. Но в этом нет никакого показного самобичевания – окунание в воду здесь выглядит не более значимым, нежели медиативная игра на рояле в пустынном доме. Подобно классикам перформанса 1960 – 1970-х годов, Кейл исследует собственные возможности, взаимоотношения с собственным телом и с окружающим миром, причем делает это не как эпигон, но как человек той же генерации, предъявляющий к себе все столь же жесткие требования. И в этом смысле его проект кажется созвучным выставке обладателя Золотого Льва нынешней Биеннале – американца Брюса Наумана.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставки - начало июня 2006

2 - 4 июня Юрий Афанасьев представляет нестандартный жанр – панораму, в котором считается, пожалуй, единственным авторитетом. Галерея на Солянке, ...

News image

Америка сегодня Выставка современного американского и

Честь открывать этот проект выпала великому и ужасному Чарльзу Саатчи. Но можно сказать и так: Эрмитажу выпал счастливый билет заманить к себе галер...

News image

Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-лети

С 5 ноября 1957 года по 16 марта 1958 года в Москве в Центральном выставочном зале, а также в Академии художеств СССР, в Доме художника, в выставочн...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Арт-персоны:

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Чаевые для художника

News image

Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как...

Олег Кулик. Москва. ЦУМ

News image

Прежде всего, нужно помнить: если произведение искусства рассказывает о реальных событиях, оно от этого не превращается в докуме...

Арт-Ярмарка:

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Арт-Критика:

Картинки без книжек

News image

В Литературном музее открылась выставка Мастера книжной графики Фестиваль коллекций современного искусства от ГЦСИ вс...

Замри, умри, воскресни

News image

Осенью в столице появятся скульптуры-слепки, сделанные с живых людей В Москве проходит выставка Энтони Гормли, одного из са...

Коровы на службе искусству

News image

В окрестностях деревни Никола-Ленивец Калужской области состоялся очередной фестиваль ландшафтных объектов Архстояние , г...