Реклама*
Коллекция Вадима Захарова в ГЦСИ
В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) начался ежегодный фестиваль коллекций современного искусства. Его тема в этом году – Коллекция художника , и первой публике предъявили выдающееся собрание Вадима Захарова. Приоткрытый архив концептуализма изучала АННА Ъ-ТОЛСТОВА.
Большой зал ГЦСИ превратился в музей истории неизвестного науке революционного движения 1970-1990-х годов: листовки, прокламации, партийные программы, фотографии и тайные списки членов, пароли, явки. Самодельный блокнотик Юрия Лейдермана Наша задача III выглядит как сборник ленинских директив, выпавший из кармана арестованного подпольщика. Альбом Кольцо КД Андрея Монастырского с криптографией дат всех акций группы Коллективные действия нуждается в дешифровщике. А конспирологический рисунок Павла Пепперштейна Поединок НОМЫ и Совриска , где НОМА (московский концептуальный круг) изображена как пирамида облаков сияющей пустоты в иконном ореоле славы, а Совриск (современное искусство) – как Змей Горыныч с головами постмодернизм , инсталляция , арт-критика , гомосексуализм и другие ужасы, кажется планом боевых действий. Он снабжен обращением к дорогому Вадику с убедительной просьбой никому никогда не показывать . Однако дорогой Вадик сдал всех.
Вадим Захаров предстает на выставке в своей главной ипостаси – архивариуса московского концептуализма. Его музейной ценности коллекция отличается энциклопедической полнотой, как и набор обложек для захаровского журнала Пастор , заказанных всем концептуалистам по алфавиту, от Никиты Алексеева до Ивана Чуйкова. И она аранжирована самим коллекционером с безупречностью немецкого академического издания, притом что давно живущий в Германии автор был не сторонним наблюдателем, а участником и отчасти катализатором процесса. Издание это посвящено культуре сугубо нематериальной – московскому концептуализму младшего поколения, оставившему по себе не столько вещи, сколько слова.
Слов было много и тогда – в альбомах, комиксах, картинах-стенгазетах, описаниях акций, но стало еще больше теперь, когда архивные раритеты, понятные лишь узкому кругу посвященных, снабжены пространными объяснениями художников, как будто ветераны подполья дают показания в суде. Вещи же делались намеренно эфемерные, на бросовом материале: газеты, простыни, целлофан. Холст не натягивали на благородный подрамник, а сшивали лоскутным одеялом из десятка обрывков, как в историческом полотне Константина Звездочетова Istr , где карикатурные французы с Наполеоном во главе покидают Россию, оставляя позади белое безмолвие посконины, напоминающее о лютости наших зим и нулевом пространстве Малевича.
То была программная нонспектакулярность. Дело, конечно, не в том, что с подпольщиками боролся КГБ (он действительно боролся), а посему продукты их художественной деятельности должны были быть зашифрованы, неотличимы от мусора и легко уничтожаемы, как хлебные чернильницы Ильича. Герои захаровского архива объединялись в террористические группировки – Гнездо , СЗ , Коллективные действия , ТОТАРТ, Мухоморы , Медгерменевтика , Чемпионы мира – вовсе не затем, чтобы, взяв на вооружение разнообразные обэриутские методы, от веселого эпатажа до побегов в метафизику, подрывать устои официального искусства. Их мишенью оказался прежде всего сам нонконформизм с протухшим пафосом духовки-нетленки , осточертевшим молодым хулиганам едва ли не больше, чем все постулаты социалистического реализма. Нонконформистская страсть к вечному и монументальному язвительно высмеяна в 36-метровом свитке-комиксе Никиты Алексеева Краткая история современного искусства, или Жизнь и смерть Черного квадрата , занявшем своей бесконечной черной лентой половину зала.
В этой вечной войне отцов и детей доставалось и старшим концептуалистам-небожителям. Не обязательно быть допущенным в масонскую ложу высших градусов, чтобы понять, кого имеет в виду Юрий Альберт в рисунке Кабачок , где портрет означенного овоща подписан фирменным кабаковским шрифтом, и от кого отталкивается Сергей Ануфриев в комиксе про Спутник, который, как Колобок от Лисы, не ушел от Черной дыры. Но сколько бы дети ни восставали против отцов, идею архива – столь блестяще реализованную Вадимом Захаровым – подарили им именно они.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Главные выставки 14-20 апреля 2006 гГлаз Голдин В Музее современного искусства открылась выставка Нан Голдин. Откровенные снимки прославленной американки, живое и беспристрастное св... |
Осенняя выставка произведений ленинградских художниковОсенняя выставка произведений ленинградских художников 1978 года, открытая в Ленинграде в залах Ленинградской организации Союза художников РСФСР, ст... |
БАШЕННЫЙ ХРАМ 12–18 маяСреди серии майских выставок в Музее архитектуры особого внимания заслуживает «Вавилонская башня коммунизма» – наглядная история сталинских высото... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на палГалереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат... |
4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совреVII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ... |
Программа V Фестиваля коллекций современного искусстваМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – CommeНа несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Выставка номинантов чиновничьей премииКонкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам... |
Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу... |
Молодежное стало актуальным на старости летНоминанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк... |