Реклама*
Коллекция Вадима Захарова в ГЦСИ
В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) начался ежегодный фестиваль коллекций современного искусства. Его тема в этом году – Коллекция художника , и первой публике предъявили выдающееся собрание Вадима Захарова. Приоткрытый архив концептуализма изучала АННА Ъ-ТОЛСТОВА.
Большой зал ГЦСИ превратился в музей истории неизвестного науке революционного движения 1970-1990-х годов: листовки, прокламации, партийные программы, фотографии и тайные списки членов, пароли, явки. Самодельный блокнотик Юрия Лейдермана Наша задача III выглядит как сборник ленинских директив, выпавший из кармана арестованного подпольщика. Альбом Кольцо КД Андрея Монастырского с криптографией дат всех акций группы Коллективные действия нуждается в дешифровщике. А конспирологический рисунок Павла Пепперштейна Поединок НОМЫ и Совриска , где НОМА (московский концептуальный круг) изображена как пирамида облаков сияющей пустоты в иконном ореоле славы, а Совриск (современное искусство) – как Змей Горыныч с головами постмодернизм , инсталляция , арт-критика , гомосексуализм и другие ужасы, кажется планом боевых действий. Он снабжен обращением к дорогому Вадику с убедительной просьбой никому никогда не показывать . Однако дорогой Вадик сдал всех.
Вадим Захаров предстает на выставке в своей главной ипостаси – архивариуса московского концептуализма. Его музейной ценности коллекция отличается энциклопедической полнотой, как и набор обложек для захаровского журнала Пастор , заказанных всем концептуалистам по алфавиту, от Никиты Алексеева до Ивана Чуйкова. И она аранжирована самим коллекционером с безупречностью немецкого академического издания, притом что давно живущий в Германии автор был не сторонним наблюдателем, а участником и отчасти катализатором процесса. Издание это посвящено культуре сугубо нематериальной – московскому концептуализму младшего поколения, оставившему по себе не столько вещи, сколько слова.
Слов было много и тогда – в альбомах, комиксах, картинах-стенгазетах, описаниях акций, но стало еще больше теперь, когда архивные раритеты, понятные лишь узкому кругу посвященных, снабжены пространными объяснениями художников, как будто ветераны подполья дают показания в суде. Вещи же делались намеренно эфемерные, на бросовом материале: газеты, простыни, целлофан. Холст не натягивали на благородный подрамник, а сшивали лоскутным одеялом из десятка обрывков, как в историческом полотне Константина Звездочетова Istr , где карикатурные французы с Наполеоном во главе покидают Россию, оставляя позади белое безмолвие посконины, напоминающее о лютости наших зим и нулевом пространстве Малевича.
То была программная нонспектакулярность. Дело, конечно, не в том, что с подпольщиками боролся КГБ (он действительно боролся), а посему продукты их художественной деятельности должны были быть зашифрованы, неотличимы от мусора и легко уничтожаемы, как хлебные чернильницы Ильича. Герои захаровского архива объединялись в террористические группировки – Гнездо , СЗ , Коллективные действия , ТОТАРТ, Мухоморы , Медгерменевтика , Чемпионы мира – вовсе не затем, чтобы, взяв на вооружение разнообразные обэриутские методы, от веселого эпатажа до побегов в метафизику, подрывать устои официального искусства. Их мишенью оказался прежде всего сам нонконформизм с протухшим пафосом духовки-нетленки , осточертевшим молодым хулиганам едва ли не больше, чем все постулаты социалистического реализма. Нонконформистская страсть к вечному и монументальному язвительно высмеяна в 36-метровом свитке-комиксе Никиты Алексеева Краткая история современного искусства, или Жизнь и смерть Черного квадрата , занявшем своей бесконечной черной лентой половину зала.
В этой вечной войне отцов и детей доставалось и старшим концептуалистам-небожителям. Не обязательно быть допущенным в масонскую ложу высших градусов, чтобы понять, кого имеет в виду Юрий Альберт в рисунке Кабачок , где портрет означенного овоща подписан фирменным кабаковским шрифтом, и от кого отталкивается Сергей Ануфриев в комиксе про Спутник, который, как Колобок от Лисы, не ушел от Черной дыры. Но сколько бы дети ни восставали против отцов, идею архива – столь блестяще реализованную Вадимом Захаровым – подарили им именно они.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() Выставка Алексея Аполлонова «Художник и Модель» в Киеве31 марта – 20 апреля 2010 года 31 марта 2010 года Карась Галерея в Киеве откроет выставку художника Алексея Аполлонова, которая называется «Худ... |
![]() Фестиваль, посвященный современному искусствуГалерея «Винзавод» (Москва) 2-25(29) августа 2010 года 2 августа в галерее «Винзавод» будет открыт фестиваль, посвященный современному искусст... |
![]() Выставка произведений Рене Лалика в Музее Кремля (Москв16.09.2010 - 09.01 |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Украинская неделя искусств![]() МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ... |
Международная художественная ярмарка современного искус![]() Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном![]() V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ![]() Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы![]() 28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ![]() Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос... |
ВДНХ актуальных художников![]() Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког... |
Молодежное стало актуальным на старости лет![]() Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк... |