• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Концептуалисты сдались в архив

Арт-проекты - Арт-Критика

концептуалисты сдались в архив


Коллекция Вадима Захарова в ГЦСИ

В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) начался ежегодный фестиваль коллекций современного искусства. Его тема в этом году – Коллекция художника , и первой публике предъявили выдающееся собрание Вадима Захарова. Приоткрытый архив концептуализма изучала АННА Ъ-ТОЛСТОВА.

Большой зал ГЦСИ превратился в музей истории неизвестного науке революционного движения 1970-1990-х годов: листовки, прокламации, партийные программы, фотографии и тайные списки членов, пароли, явки. Самодельный блокнотик Юрия Лейдермана Наша задача III выглядит как сборник ленинских директив, выпавший из кармана арестованного подпольщика. Альбом Кольцо КД Андрея Монастырского с криптографией дат всех акций группы Коллективные действия нуждается в дешифровщике. А конспирологический рисунок Павла Пепперштейна Поединок НОМЫ и Совриска , где НОМА (московский концептуальный круг) изображена как пирамида облаков сияющей пустоты в иконном ореоле славы, а Совриск (современное искусство) – как Змей Горыныч с головами постмодернизм , инсталляция , арт-критика , гомосексуализм и другие ужасы, кажется планом боевых действий. Он снабжен обращением к дорогому Вадику с убедительной просьбой никому никогда не показывать . Однако дорогой Вадик сдал всех.

Вадим Захаров предстает на выставке в своей главной ипостаси – архивариуса московского концептуализма. Его музейной ценности коллекция отличается энциклопедической полнотой, как и набор обложек для захаровского журнала Пастор , заказанных всем концептуалистам по алфавиту, от Никиты Алексеева до Ивана Чуйкова. И она аранжирована самим коллекционером с безупречностью немецкого академического издания, притом что давно живущий в Германии автор был не сторонним наблюдателем, а участником и отчасти катализатором процесса. Издание это посвящено культуре сугубо нематериальной – московскому концептуализму младшего поколения, оставившему по себе не столько вещи, сколько слова.

Слов было много и тогда – в альбомах, комиксах, картинах-стенгазетах, описаниях акций, но стало еще больше теперь, когда архивные раритеты, понятные лишь узкому кругу посвященных, снабжены пространными объяснениями художников, как будто ветераны подполья дают показания в суде. Вещи же делались намеренно эфемерные, на бросовом материале: газеты, простыни, целлофан. Холст не натягивали на благородный подрамник, а сшивали лоскутным одеялом из десятка обрывков, как в историческом полотне Константина Звездочетова Istr , где карикатурные французы с Наполеоном во главе покидают Россию, оставляя позади белое безмолвие посконины, напоминающее о лютости наших зим и нулевом пространстве Малевича.

То была программная нонспектакулярность. Дело, конечно, не в том, что с подпольщиками боролся КГБ (он действительно боролся), а посему продукты их художественной деятельности должны были быть зашифрованы, неотличимы от мусора и легко уничтожаемы, как хлебные чернильницы Ильича. Герои захаровского архива объединялись в террористические группировки – Гнездо , СЗ , Коллективные действия , ТОТАРТ, Мухоморы , Медгерменевтика , Чемпионы мира – вовсе не затем, чтобы, взяв на вооружение разнообразные обэриутские методы, от веселого эпатажа до побегов в метафизику, подрывать устои официального искусства. Их мишенью оказался прежде всего сам нонконформизм с протухшим пафосом духовки-нетленки , осточертевшим молодым хулиганам едва ли не больше, чем все постулаты социалистического реализма. Нонконформистская страсть к вечному и монументальному язвительно высмеяна в 36-метровом свитке-комиксе Никиты Алексеева Краткая история современного искусства, или Жизнь и смерть Черного квадрата , занявшем своей бесконечной черной лентой половину зала.

В этой вечной войне отцов и детей доставалось и старшим концептуалистам-небожителям. Не обязательно быть допущенным в масонскую ложу высших градусов, чтобы понять, кого имеет в виду Юрий Альберт в рисунке Кабачок , где портрет означенного овоща подписан фирменным кабаковским шрифтом, и от кого отталкивается Сергей Ануфриев в комиксе про Спутник, который, как Колобок от Лисы, не ушел от Черной дыры. Но сколько бы дети ни восставали против отцов, идею архива – столь блестяще реализованную Вадимом Захаровым – подарили им именно они.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Премия современное искусство

News image

В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусств...

Государственная премия Инновация . Справка

News image

В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент...

Арт-персоны:

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Роджер Бюргель, арт-директор Documenta XII: Могу вам с

News image

Роджер Бюргель: Documenta XII – это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции,...

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Арт-Ярмарка:

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Арт-Критика:

Картина должна восприниматься не умом, а животом

News image

Фильм режиссера Алексея Мизгирева Бубен, барабан получил две награды на кинофестивале в Локарно – приз за лучшую режиссуру и...

Пятеро в лодке, не считая коллекционера

News image

От Фаворского до Тишкова: художники разных поколений и даже разных эпох объединены общей экспозицией Мастера книжной граф...

Страшно далеки мы от Европы

News image

В Локарно фильм Алексея Мизгирева получил два приза Бубен, барабан – второй фильм Алексея Мизгирева, снявшего до того оче...