• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Украинский куратор «Манифесты»

Выставки - Манифеста

украинский куратор «манифесты»

Американка Марта Кузьма формирует концепцию международного форума современного искусства

Марта Кузьма, первый директор основанного на средства миллиардера - филантропа Джорджа Сороса киевского Центра современного искусства, избрана одним из кураторов Пятой европейской биеннале «Манифеста». Биеннале — международные выставки, проводящиеся раз в два года — своеобразные концептуальные смотры актуального искусства, фиксирующие существующие в нем достижения, задающие тенденции, моду и стратегии его развития. По сравнению с Венецианской биеннале или биеннале в Сан-Пауло, «Манифеста» довольно молода — существует только с 1996 года. Но этот форум уже прочно занял место в графике жизни мирового художественного истеблишмента и может похвастаться как известностью, так и влиянием.

Определенному снобизму мероприятия способствует сепарация: «Манифеста» — европейская биеннале и представляет искусство Старого Света. Задумывавшаяся, как место художественного диалога цивилизованной и посттоталитарной Европы, сегодня она вынужденно превращается в престижный закрытый клуб: географические ограничения не способствуют широкой игре в политическую корректность с привлечением кураторов и художников из стран третьего мира и прочим новомодным компромиссам эпохи глобализации. С другой стороны, «Манифеста» — тот редкий случай, когда паспорт гражданина США является скорее минусом, чем плюсом.

У Марты Кузьмы американский паспорт, но она вправе называть себя куратором и международным, и европейским, и украинским. В 1993 году, оставив престижную работу в нью - йоркском Международном центре фотографии, она приняла предложение возглавить первый Центр современного искусства на родине своих предков. Госпожа Кузьма вспоминает: «Я очень боялась киевской ситуации. Моя работа в США была связана с организациями, профессионально занимавшимися художественными выставками, а тут — только что созданный Фонд, в котором должны были иметь программу по современному искусству, но не слишком представляли, что это такое. Честно скажу: тогда я очень осторожно относилась к деятельности Фонда Сороса в Украине». Но все же куратор решилась, и от этого выиграли все.

Именно Марта Кузьма сформировала в Киеве первую структуру, профессионально занявшуюся альтернативным искусством. Активность, профессионализм и уверенность Марты, а также ее международные связи помогли этому искусству проявиться в сознании украинского общества как реальное и очень выразительное явление. Более того, Марте удалось убедить Джорджа Сороса в необходимости отдельного финансирования специального места для экспонирования и изучения современного искусства — и Киев стал единственным городом в международной сети Центров современного искусства Сороса, где само помещение Центра было создано на грант Фонда. Определенным планам Марты Кузьмы сбыться не удалось — в годы своей работы в Украине она не смогла убедить здешних чиновников от культуры в необходимости поддержки современного искусства, не осуществила своей мечты об участии Украины в Венецианской биеннале. Но приложенные ею усилия для развития, поддержки и пропаганды contemporary art в нашей стране принесли свои плоды: уже никто не мог делать вид, что такого искусства здесь не существует; украинские художники и кураторы получили возможность представлять свои работы на престижных выставках в мире, профессионально совершенствоваться в вузах США и Канады; открылся Центр современного искусства Сороса в Одессе; киевская публика смогла взаимодействовать с этапными достижениями современного искусства — услышать лекции куратора Акилле Бонито Оливы, увидеть произведения художников Билла Виолы, Йозефа Бойса, итальянского объединения «Arte Povera».

С другой стороны, как руководитель украинского ЦСИ Марта смогла завязать новые контакты в международной художественной среде и реализовать резонансные проекты. Рецензию на ее грандиозный кураторский проект «Алхимическая капитуляция» на военном корабле в Крыму поместила «The New York Times», а киевская выставка «Opera formosa» (плод сотрудничества с итальянскими кураторами Никколо Аста и Джулио Алессандри) оказалась культурным событием международного значения. Ведь ее участником стал почти легендарный классик современного искусства Янис Кунеллис. «Это было просто невероятно, что Кунеллис действительно приехал, — говорит Марта Кузьма. — Дело даже не в том, что он посетил Украину. Просто уникально, что Кунеллис приезжает куда-нибудь в мире на две недели и строит проект! Как творческая личность, он любит вникнуть в глубинную суть, в самые корни культуры определенного региона: в своей инсталляции он использовал настоящие церковные колокола из музейных собраний Украины. И так же легко, как способен Кунеллис вникнуть в какую-нибудь ситуацию, он может отойти от нее. Он мог запросто позволить себе покинуть Украину через день, если бы почувствовал в чем-нибудь фальшь. Кунеллис — человек, который абсолютно контролирует свою художественную ситуацию. Очень немного художников в мире могут себе это позволить».

В январе 2000 года госпожа Кузьма возглавила программу современного искусства вашингтонского музея «Corcoran Gallery», расположенного близ Белого дома. Но консерватизм и чопорность американской столицы разочаровали Марту. Она защитила диссертацию в Лондоне — и получила престижное предложение от «Манифесты». Биеннале состоится в 2004 году в Стране Басков, в Сан-Себастьяне, и работа над ним ведется уже сейчас. Сокуратором американской украинки является итальянский авторитет в области современного искусства Массимилиано Джиони. Госпожа Кузьма так комментирует очередной поворот своей карьеры: «Пока я еще точно не сформулировала, чем является для меня это назначение. Все кажется совершенно новым. Но мы с Массимилиано Джиони осознаем, что работа над таким проектом может значить для процесса contemporary art внутри глобальной окружающей среды. Сан-Себастьян вовсе не глобальное место. Это красивый город у моря, но большую роль в его жизни играет сепаратистское движение ЭТА, что создает немало проблем для Испании. Не слишком отличных от тех, что создавала Украина для России в годы СССР или сегодняшний Крым для Украины. Полагаю, организаторов «Манифесты» не в последнюю очередь заинтересовал мой опыт работы над проектом «Алхимическая капитуляция» в Севастополе».

Вполне вероятно, что украинские художники будут представлены на «Манифесте-5». Этой весной кураторы биеннале Массимилиано Джиони и Марта Кузьма посетят Украину и, конечно, с вниманием будут смотреть здешнее актуальное искусство.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Памяти учителя (выставка)

6 ноября 1997 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка петербургских художников — учеников мастерской ...

News image

Второе полугодие 2006 года

14-16 июля 2006 Scope Hamptons Здесь будут представлены 60 наиболее выдающихся международных галерей. США, Нью-Йорк http://www.scope-art....

News image

Зональная выставка Ленинград 1964 года

Зональная выставка Ленинград 1964 года, открытая в залах Государственного Русского музея, стала одним из крупнейших событий года в отечественном и...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Премия современное искусство

News image

В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусств...

Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н

News image

Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ...

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Арт-персоны:

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

С блеском голодным в глазах

News image

Я думаю, что современное искусство от кризиса выигрывает больше всего. Именно теперь глаза знающих людей снова заблестели. Вперв...

Жан-Юбер Мартен: «Я не согласен, что искусство не может

News image

Жан-Юбер Мартен. Очевидно, что имена художников я пока называть не стану..

Арт-Ярмарка:

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Арт-Критика:

Человек человеку – структура

News image

С целым отрядом проволочных персонажей в Москву прибыл известный британский скульптор Энтони Гормли, демонстрирующий в цен...

Преображение Хотиненко

News image

Выборгский кинофестиваль Окно в Европу начал с религии Объявленный бюджет фестиваля – 11 млн. руб. По словам генераль...

Неважно, назовете вы это искусством или нет

News image

В центре современной культуры Гараж выставлена инсталляция одного из крупнейших скульпторов Великобритании Энтони Гормли...