• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Украинский куратор «Манифесты»

Выставки - Манифеста

украинский куратор «манифесты»

Американка Марта Кузьма формирует концепцию международного форума современного искусства

Марта Кузьма, первый директор основанного на средства миллиардера - филантропа Джорджа Сороса киевского Центра современного искусства, избрана одним из кураторов Пятой европейской биеннале «Манифеста». Биеннале — международные выставки, проводящиеся раз в два года — своеобразные концептуальные смотры актуального искусства, фиксирующие существующие в нем достижения, задающие тенденции, моду и стратегии его развития. По сравнению с Венецианской биеннале или биеннале в Сан-Пауло, «Манифеста» довольно молода — существует только с 1996 года. Но этот форум уже прочно занял место в графике жизни мирового художественного истеблишмента и может похвастаться как известностью, так и влиянием.

Определенному снобизму мероприятия способствует сепарация: «Манифеста» — европейская биеннале и представляет искусство Старого Света. Задумывавшаяся, как место художественного диалога цивилизованной и посттоталитарной Европы, сегодня она вынужденно превращается в престижный закрытый клуб: географические ограничения не способствуют широкой игре в политическую корректность с привлечением кураторов и художников из стран третьего мира и прочим новомодным компромиссам эпохи глобализации. С другой стороны, «Манифеста» — тот редкий случай, когда паспорт гражданина США является скорее минусом, чем плюсом.

У Марты Кузьмы американский паспорт, но она вправе называть себя куратором и международным, и европейским, и украинским. В 1993 году, оставив престижную работу в нью - йоркском Международном центре фотографии, она приняла предложение возглавить первый Центр современного искусства на родине своих предков. Госпожа Кузьма вспоминает: «Я очень боялась киевской ситуации. Моя работа в США была связана с организациями, профессионально занимавшимися художественными выставками, а тут — только что созданный Фонд, в котором должны были иметь программу по современному искусству, но не слишком представляли, что это такое. Честно скажу: тогда я очень осторожно относилась к деятельности Фонда Сороса в Украине». Но все же куратор решилась, и от этого выиграли все.

Именно Марта Кузьма сформировала в Киеве первую структуру, профессионально занявшуюся альтернативным искусством. Активность, профессионализм и уверенность Марты, а также ее международные связи помогли этому искусству проявиться в сознании украинского общества как реальное и очень выразительное явление. Более того, Марте удалось убедить Джорджа Сороса в необходимости отдельного финансирования специального места для экспонирования и изучения современного искусства — и Киев стал единственным городом в международной сети Центров современного искусства Сороса, где само помещение Центра было создано на грант Фонда. Определенным планам Марты Кузьмы сбыться не удалось — в годы своей работы в Украине она не смогла убедить здешних чиновников от культуры в необходимости поддержки современного искусства, не осуществила своей мечты об участии Украины в Венецианской биеннале. Но приложенные ею усилия для развития, поддержки и пропаганды contemporary art в нашей стране принесли свои плоды: уже никто не мог делать вид, что такого искусства здесь не существует; украинские художники и кураторы получили возможность представлять свои работы на престижных выставках в мире, профессионально совершенствоваться в вузах США и Канады; открылся Центр современного искусства Сороса в Одессе; киевская публика смогла взаимодействовать с этапными достижениями современного искусства — услышать лекции куратора Акилле Бонито Оливы, увидеть произведения художников Билла Виолы, Йозефа Бойса, итальянского объединения «Arte Povera».

С другой стороны, как руководитель украинского ЦСИ Марта смогла завязать новые контакты в международной художественной среде и реализовать резонансные проекты. Рецензию на ее грандиозный кураторский проект «Алхимическая капитуляция» на военном корабле в Крыму поместила «The New York Times», а киевская выставка «Opera formosa» (плод сотрудничества с итальянскими кураторами Никколо Аста и Джулио Алессандри) оказалась культурным событием международного значения. Ведь ее участником стал почти легендарный классик современного искусства Янис Кунеллис. «Это было просто невероятно, что Кунеллис действительно приехал, — говорит Марта Кузьма. — Дело даже не в том, что он посетил Украину. Просто уникально, что Кунеллис приезжает куда-нибудь в мире на две недели и строит проект! Как творческая личность, он любит вникнуть в глубинную суть, в самые корни культуры определенного региона: в своей инсталляции он использовал настоящие церковные колокола из музейных собраний Украины. И так же легко, как способен Кунеллис вникнуть в какую-нибудь ситуацию, он может отойти от нее. Он мог запросто позволить себе покинуть Украину через день, если бы почувствовал в чем-нибудь фальшь. Кунеллис — человек, который абсолютно контролирует свою художественную ситуацию. Очень немного художников в мире могут себе это позволить».

В январе 2000 года госпожа Кузьма возглавила программу современного искусства вашингтонского музея «Corcoran Gallery», расположенного близ Белого дома. Но консерватизм и чопорность американской столицы разочаровали Марту. Она защитила диссертацию в Лондоне — и получила престижное предложение от «Манифесты». Биеннале состоится в 2004 году в Стране Басков, в Сан-Себастьяне, и работа над ним ведется уже сейчас. Сокуратором американской украинки является итальянский авторитет в области современного искусства Массимилиано Джиони. Госпожа Кузьма так комментирует очередной поворот своей карьеры: «Пока я еще точно не сформулировала, чем является для меня это назначение. Все кажется совершенно новым. Но мы с Массимилиано Джиони осознаем, что работа над таким проектом может значить для процесса contemporary art внутри глобальной окружающей среды. Сан-Себастьян вовсе не глобальное место. Это красивый город у моря, но большую роль в его жизни играет сепаратистское движение ЭТА, что создает немало проблем для Испании. Не слишком отличных от тех, что создавала Украина для России в годы СССР или сегодняшний Крым для Украины. Полагаю, организаторов «Манифесты» не в последнюю очередь заинтересовал мой опыт работы над проектом «Алхимическая капитуляция» в Севастополе».

Вполне вероятно, что украинские художники будут представлены на «Манифесте-5». Этой весной кураторы биеннале Массимилиано Джиони и Марта Кузьма посетят Украину и, конечно, с вниманием будут смотреть здешнее актуальное искусство.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Международная выставка каллиграфии

Междунаро дная вы ставка каллигра фии — проект, организованный Современным музеем каллиграфии, при поддержке Национального Союза Каллиграфов и Музей...

News image

Выставка картин Мартины Анагосту под названием «Лествиц

20 февраля 2010 - 21 марта 2010 19 февраля в Московском музее современного искусства будет открыта выставка художницы из Греции Мартины Анагосту,...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1957 год

3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Победители Инновации

News image

GiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Арт-персоны:

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Арт-Ярмарка:

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Арт-Критика:

Беспочвенный лэнд-арт

News image

В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся фестиваль ландшафтных объектов Архстояние - 2009. Лето . Единственны...

Сценная коллекция

News image

Собрание Валентина Соляникова в ГМИИ им. А. С. Пушкина В отделе личных коллекций ГМИИ им

Роман Абрамович и Даша Жукова привезли в Москву Энтони

News image

Английский скульптор отыскал Поле притяжения в Гараже Знаменитый английский скульптор, ни разу не выставлявшийся в ...