• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Украинский куратор «Манифесты»

Выставки - Манифеста

украинский куратор «манифесты»

Американка Марта Кузьма формирует концепцию международного форума современного искусства

Марта Кузьма, первый директор основанного на средства миллиардера - филантропа Джорджа Сороса киевского Центра современного искусства, избрана одним из кураторов Пятой европейской биеннале «Манифеста». Биеннале — международные выставки, проводящиеся раз в два года — своеобразные концептуальные смотры актуального искусства, фиксирующие существующие в нем достижения, задающие тенденции, моду и стратегии его развития. По сравнению с Венецианской биеннале или биеннале в Сан-Пауло, «Манифеста» довольно молода — существует только с 1996 года. Но этот форум уже прочно занял место в графике жизни мирового художественного истеблишмента и может похвастаться как известностью, так и влиянием.

Определенному снобизму мероприятия способствует сепарация: «Манифеста» — европейская биеннале и представляет искусство Старого Света. Задумывавшаяся, как место художественного диалога цивилизованной и посттоталитарной Европы, сегодня она вынужденно превращается в престижный закрытый клуб: географические ограничения не способствуют широкой игре в политическую корректность с привлечением кураторов и художников из стран третьего мира и прочим новомодным компромиссам эпохи глобализации. С другой стороны, «Манифеста» — тот редкий случай, когда паспорт гражданина США является скорее минусом, чем плюсом.

У Марты Кузьмы американский паспорт, но она вправе называть себя куратором и международным, и европейским, и украинским. В 1993 году, оставив престижную работу в нью - йоркском Международном центре фотографии, она приняла предложение возглавить первый Центр современного искусства на родине своих предков. Госпожа Кузьма вспоминает: «Я очень боялась киевской ситуации. Моя работа в США была связана с организациями, профессионально занимавшимися художественными выставками, а тут — только что созданный Фонд, в котором должны были иметь программу по современному искусству, но не слишком представляли, что это такое. Честно скажу: тогда я очень осторожно относилась к деятельности Фонда Сороса в Украине». Но все же куратор решилась, и от этого выиграли все.

Именно Марта Кузьма сформировала в Киеве первую структуру, профессионально занявшуюся альтернативным искусством. Активность, профессионализм и уверенность Марты, а также ее международные связи помогли этому искусству проявиться в сознании украинского общества как реальное и очень выразительное явление. Более того, Марте удалось убедить Джорджа Сороса в необходимости отдельного финансирования специального места для экспонирования и изучения современного искусства — и Киев стал единственным городом в международной сети Центров современного искусства Сороса, где само помещение Центра было создано на грант Фонда. Определенным планам Марты Кузьмы сбыться не удалось — в годы своей работы в Украине она не смогла убедить здешних чиновников от культуры в необходимости поддержки современного искусства, не осуществила своей мечты об участии Украины в Венецианской биеннале. Но приложенные ею усилия для развития, поддержки и пропаганды contemporary art в нашей стране принесли свои плоды: уже никто не мог делать вид, что такого искусства здесь не существует; украинские художники и кураторы получили возможность представлять свои работы на престижных выставках в мире, профессионально совершенствоваться в вузах США и Канады; открылся Центр современного искусства Сороса в Одессе; киевская публика смогла взаимодействовать с этапными достижениями современного искусства — услышать лекции куратора Акилле Бонито Оливы, увидеть произведения художников Билла Виолы, Йозефа Бойса, итальянского объединения «Arte Povera».

С другой стороны, как руководитель украинского ЦСИ Марта смогла завязать новые контакты в международной художественной среде и реализовать резонансные проекты. Рецензию на ее грандиозный кураторский проект «Алхимическая капитуляция» на военном корабле в Крыму поместила «The New York Times», а киевская выставка «Opera formosa» (плод сотрудничества с итальянскими кураторами Никколо Аста и Джулио Алессандри) оказалась культурным событием международного значения. Ведь ее участником стал почти легендарный классик современного искусства Янис Кунеллис. «Это было просто невероятно, что Кунеллис действительно приехал, — говорит Марта Кузьма. — Дело даже не в том, что он посетил Украину. Просто уникально, что Кунеллис приезжает куда-нибудь в мире на две недели и строит проект! Как творческая личность, он любит вникнуть в глубинную суть, в самые корни культуры определенного региона: в своей инсталляции он использовал настоящие церковные колокола из музейных собраний Украины. И так же легко, как способен Кунеллис вникнуть в какую-нибудь ситуацию, он может отойти от нее. Он мог запросто позволить себе покинуть Украину через день, если бы почувствовал в чем-нибудь фальшь. Кунеллис — человек, который абсолютно контролирует свою художественную ситуацию. Очень немного художников в мире могут себе это позволить».

В январе 2000 года госпожа Кузьма возглавила программу современного искусства вашингтонского музея «Corcoran Gallery», расположенного близ Белого дома. Но консерватизм и чопорность американской столицы разочаровали Марту. Она защитила диссертацию в Лондоне — и получила престижное предложение от «Манифесты». Биеннале состоится в 2004 году в Стране Басков, в Сан-Себастьяне, и работа над ним ведется уже сейчас. Сокуратором американской украинки является итальянский авторитет в области современного искусства Массимилиано Джиони. Госпожа Кузьма так комментирует очередной поворот своей карьеры: «Пока я еще точно не сформулировала, чем является для меня это назначение. Все кажется совершенно новым. Но мы с Массимилиано Джиони осознаем, что работа над таким проектом может значить для процесса contemporary art внутри глобальной окружающей среды. Сан-Себастьян вовсе не глобальное место. Это красивый город у моря, но большую роль в его жизни играет сепаратистское движение ЭТА, что создает немало проблем для Испании. Не слишком отличных от тех, что создавала Украина для России в годы СССР или сегодняшний Крым для Украины. Полагаю, организаторов «Манифесты» не в последнюю очередь заинтересовал мой опыт работы над проектом «Алхимическая капитуляция» в Севастополе».

Вполне вероятно, что украинские художники будут представлены на «Манифесте-5». Этой весной кураторы биеннале Массимилиано Джиони и Марта Кузьма посетят Украину и, конечно, с вниманием будут смотреть здешнее актуальное искусство.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1978 года, открытая в Ленинграде в залах Ленинградской организации Союза художников РСФСР, ст...

News image

Выставки 14-18 июля 2006

14–18 июля «Жизнь и смерть Винила». 200 редких экземпляров из частных собраний Петербургских коллекционеров и фонда отделения филофонии городского...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1960 год

Выставка произведений ленинградских художников 1960 года , открытая в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, стала одним из крупней...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Любовь и видео

News image

Арт-достижения прошлого сезона собрали в единую экспозицию Премия Инновация , учрежденная Министерством культуры в прошлом году, претендуе...

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Арт-персоны:

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Александр Шабуров: Мы – не гастарбайтеры

News image

Популярная арт-антропология Зачем художники стремятся в столицы? В юные годы мне довелось не единожды переосмыслять, что т...

Арт-Ярмарка:

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Арт-Критика:

Человеческие ресурсы

News image

Месяц назад в Центре современной - культуры Гараж прошла Ночь живых перформансов . В большом зале у входа посетителя вс...

Культурно-политический комплекс

News image

В ЦДХ присмотрелись к 20-летней дате падения Берлинской стены Европейская мастерская: творчество в общем культурном простр...

Звездная карта

News image

Самые интересные события параллельной программы Венецианской биеннале Венецианская биеннале современного искусства, раз в д...