• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Украинский куратор «Манифесты»

Выставки - Манифеста

украинский куратор «манифесты»

Американка Марта Кузьма формирует концепцию международного форума современного искусства

Марта Кузьма, первый директор основанного на средства миллиардера - филантропа Джорджа Сороса киевского Центра современного искусства, избрана одним из кураторов Пятой европейской биеннале «Манифеста». Биеннале — международные выставки, проводящиеся раз в два года — своеобразные концептуальные смотры актуального искусства, фиксирующие существующие в нем достижения, задающие тенденции, моду и стратегии его развития. По сравнению с Венецианской биеннале или биеннале в Сан-Пауло, «Манифеста» довольно молода — существует только с 1996 года. Но этот форум уже прочно занял место в графике жизни мирового художественного истеблишмента и может похвастаться как известностью, так и влиянием.

Определенному снобизму мероприятия способствует сепарация: «Манифеста» — европейская биеннале и представляет искусство Старого Света. Задумывавшаяся, как место художественного диалога цивилизованной и посттоталитарной Европы, сегодня она вынужденно превращается в престижный закрытый клуб: географические ограничения не способствуют широкой игре в политическую корректность с привлечением кураторов и художников из стран третьего мира и прочим новомодным компромиссам эпохи глобализации. С другой стороны, «Манифеста» — тот редкий случай, когда паспорт гражданина США является скорее минусом, чем плюсом.

У Марты Кузьмы американский паспорт, но она вправе называть себя куратором и международным, и европейским, и украинским. В 1993 году, оставив престижную работу в нью - йоркском Международном центре фотографии, она приняла предложение возглавить первый Центр современного искусства на родине своих предков. Госпожа Кузьма вспоминает: «Я очень боялась киевской ситуации. Моя работа в США была связана с организациями, профессионально занимавшимися художественными выставками, а тут — только что созданный Фонд, в котором должны были иметь программу по современному искусству, но не слишком представляли, что это такое. Честно скажу: тогда я очень осторожно относилась к деятельности Фонда Сороса в Украине». Но все же куратор решилась, и от этого выиграли все.

Именно Марта Кузьма сформировала в Киеве первую структуру, профессионально занявшуюся альтернативным искусством. Активность, профессионализм и уверенность Марты, а также ее международные связи помогли этому искусству проявиться в сознании украинского общества как реальное и очень выразительное явление. Более того, Марте удалось убедить Джорджа Сороса в необходимости отдельного финансирования специального места для экспонирования и изучения современного искусства — и Киев стал единственным городом в международной сети Центров современного искусства Сороса, где само помещение Центра было создано на грант Фонда. Определенным планам Марты Кузьмы сбыться не удалось — в годы своей работы в Украине она не смогла убедить здешних чиновников от культуры в необходимости поддержки современного искусства, не осуществила своей мечты об участии Украины в Венецианской биеннале. Но приложенные ею усилия для развития, поддержки и пропаганды contemporary art в нашей стране принесли свои плоды: уже никто не мог делать вид, что такого искусства здесь не существует; украинские художники и кураторы получили возможность представлять свои работы на престижных выставках в мире, профессионально совершенствоваться в вузах США и Канады; открылся Центр современного искусства Сороса в Одессе; киевская публика смогла взаимодействовать с этапными достижениями современного искусства — услышать лекции куратора Акилле Бонито Оливы, увидеть произведения художников Билла Виолы, Йозефа Бойса, итальянского объединения «Arte Povera».

С другой стороны, как руководитель украинского ЦСИ Марта смогла завязать новые контакты в международной художественной среде и реализовать резонансные проекты. Рецензию на ее грандиозный кураторский проект «Алхимическая капитуляция» на военном корабле в Крыму поместила «The New York Times», а киевская выставка «Opera formosa» (плод сотрудничества с итальянскими кураторами Никколо Аста и Джулио Алессандри) оказалась культурным событием международного значения. Ведь ее участником стал почти легендарный классик современного искусства Янис Кунеллис. «Это было просто невероятно, что Кунеллис действительно приехал, — говорит Марта Кузьма. — Дело даже не в том, что он посетил Украину. Просто уникально, что Кунеллис приезжает куда-нибудь в мире на две недели и строит проект! Как творческая личность, он любит вникнуть в глубинную суть, в самые корни культуры определенного региона: в своей инсталляции он использовал настоящие церковные колокола из музейных собраний Украины. И так же легко, как способен Кунеллис вникнуть в какую-нибудь ситуацию, он может отойти от нее. Он мог запросто позволить себе покинуть Украину через день, если бы почувствовал в чем-нибудь фальшь. Кунеллис — человек, который абсолютно контролирует свою художественную ситуацию. Очень немного художников в мире могут себе это позволить».

В январе 2000 года госпожа Кузьма возглавила программу современного искусства вашингтонского музея «Corcoran Gallery», расположенного близ Белого дома. Но консерватизм и чопорность американской столицы разочаровали Марту. Она защитила диссертацию в Лондоне — и получила престижное предложение от «Манифесты». Биеннале состоится в 2004 году в Стране Басков, в Сан-Себастьяне, и работа над ним ведется уже сейчас. Сокуратором американской украинки является итальянский авторитет в области современного искусства Массимилиано Джиони. Госпожа Кузьма так комментирует очередной поворот своей карьеры: «Пока я еще точно не сформулировала, чем является для меня это назначение. Все кажется совершенно новым. Но мы с Массимилиано Джиони осознаем, что работа над таким проектом может значить для процесса contemporary art внутри глобальной окружающей среды. Сан-Себастьян вовсе не глобальное место. Это красивый город у моря, но большую роль в его жизни играет сепаратистское движение ЭТА, что создает немало проблем для Испании. Не слишком отличных от тех, что создавала Украина для России в годы СССР или сегодняшний Крым для Украины. Полагаю, организаторов «Манифесты» не в последнюю очередь заинтересовал мой опыт работы над проектом «Алхимическая капитуляция» в Севастополе».

Вполне вероятно, что украинские художники будут представлены на «Манифесте-5». Этой весной кураторы биеннале Массимилиано Джиони и Марта Кузьма посетят Украину и, конечно, с вниманием будут смотреть здешнее актуальное искусство.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-лети

С 5 ноября 1957 года по 16 марта 1958 года в Москве в Центральном выставочном зале, а также в Академии художеств СССР, в Доме художника, в выставочн...

News image

ВЫСТАВКИ 31 марта – 2 апреля

«Жемчуг Парижа». Ирина Алавердова. Живопись. ЦДХ, Крымский вал, 10, ст

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1957 год

3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Арт-персоны:

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Арт-Ярмарка:

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Арт-Критика:

Энтони Гормли Поле притяжения

News image

Для одного из самых известных современных скульпторов Энтони Гормли скульптура так же важна, как окружающее ее пространство, а...

Открытое собирание

News image

Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ Коллекционирование современного искусства – дело гораздо более ответс...

Кошачий вальс

News image

Завершился кинофестиваль Окно в Европу В Выборге закончился XVII фестиваль российского кино Окно в Европу . Главный пр...