• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




МАНИФЕСТА 6»: ЗАМЕТКИ ОБ АРТ-ШКОЛЕ

Выставки - Манифеста

манифеста 6»: заметки об арт-школе

20 и 21 января 2006 года по обе стороны от зеленой линии границы, разделяющей турецкую и греческую часть Никосии, состоялось первое общественное обсуждение предстоящей Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 6».

Как известно, наиболее продуктивный диалог, самые горячие обсуждения той или иной насущной проблемы происходят не на конференциях, а в неформальной обстановке, за чашкой кофе или стаканом горячительного напитка в перерывах между заседаниями. Именно поэтому организаторы для обсуждения концепции предстоящей биеннале выбрали формат «Кофе-брейка», открытого публичного обсуждения, диалога, «мозгового штурма».

По словам исполнительного директора Международного Фонда «Манифеста» (International Foundation Manifesta), инициатора и со-продюсера Манифесты, Ньюдвиг Фиджин, «10-я годовщина Манифесты и ее шестое издание — новый шаг в европейском биеннальном движении. «Манифеста 6» — это попытка пересмотреть биеннале как широкомасштабную выставку или шоу современного искусства, и создать новую структуру и модель биеннале». По замыслу создателей ей станет «Арт–школа Манифесты», которая в течение трех месяцев будет реализовываться в Никосии.

Прошедший семинар как раз и был посвящен проблемам и возможностям художественного образования, структуре и целям арт-школы, ее идеологическому контексту, возможностям и способам культурного производства, а также взаимоотношениям арт–школы с ее культурным, политическим и географическим окружением.

Арт-школа Манифесты. Заметки к концепции

Основываясь на предварительных исследованиях Международного Фонда Манифесты, опубликованных в виде «Заметок к Арт-школе», и дискуссиях, проходивших во время конференции, можно уже сейчас обозначить предварительные контуры проекта.

Школа Манифесты не будет художественной академией в традиционном понимании этого слова, без иерархических отношений между профессором и студентом, где первый — наставник, знающий что правильно, а что нет, а второй, пассивный слушатель, «tabula rasa» (чистая доска), на которой можно написать все что угодно. «Традиционные методы преподавания, возникшие еще в XIX веке, не дают адекватного знания, и нуждаются в пересмотре и обновлении путем внедрения практического междисциплинарного образования на проектной основе. Классические академические дисциплины и классы должны быть сокращены. Если европейские художественные академии хотят готовить студентов для жизни и функционирования в XXI веке, и внедрять новые модели преподавания, то требуется полная и радикальная реформа системы художественного образования», — говорит Флориан Уальдвогель, куратор «Манифесты 6».

Арт-школа Манифесты — это трехмесячная программа последипломного образования на трех отделениях: политика репрезентации и участия, структура власти, архитектура как идеологическая власть; политика продуцирования знания; постколониализм и миграция.

В отличие от традиционного художественного образования, где основу составляют предметы по истории искусства и философии культуры, междисциплинарная программа Манифесты включает в себя такие дисциплины как теорию культуры и медиа, психоанализ, постструктурализм, постколониальные и гендерные исследования, новый историзм, теорию символов, теорию популярной культуры, постмодерную этнографию, социологию искусства, политику культуры и т.д. Помимо лекций будут происходить семинары, дискуссии, показы перформансов, выставок, радио - и телевизионных программ.

Школа Манифесты — нечто среднее между неофициальными и неформальными квартирными семинарами, и кухонными дискуссиями, проводившимися московскими концептуалистами в 1970-х — 80-х годах, открытыми университетами, независимыми программами семинаров, дискуссий и художественных резиденций, организованными художниками по всей Европе и Америке, за пределами традиционных художественных Академий и арт-институций.

Это попытка скорректировать традиционный, но уже давно устаревший образ художника, как человека «не от мира сего», «витающего в облаках», что, по сути, делают классические художественные академии. Школа Манифесты нацелена на создание ответственного художника–критика–мыслителя, социально активного художника или культурного рабочего. Это будет пространство без иерархий и статусов, сообщество художников, философов, критиков, мыслителей, где критически осмысляются реалии сегодняшней жизни, политические, социальные и медиаусловия, которые задают рамки для определения и функционирования искусства.

Нужны ли Школе стены?

Пересматривая традиционные педагогические концепции, Манифеста отрицает урочную систему, и даже физическое пространство школы. «Создавать искусство можно на автобусной остановке во время ожидания автобуса», — говорит Моника Нарулла, индийский художник и фотограф, инициатор создания художественного сообщества «Сарай» в Центре исследований развивающихся обществ «Сарай» (Center for the Study for Developing Societies, Дели).

Манифесте не нужны стены. Современные технологии позволяют распространять информацию и осуществлять образование в виртуальном пространстве. Все материалы будут доступны в интернете, а технология беспроводного интернета позволит студентам осуществлять свои проекты и обмениваться идеями и мнениями, сидя в кафе, на улице, дома и где угодно.

Организаторы Манифесты предполагают внедрить новое средство распространения знания и коммуникации — спутниковый радиоканал на английском языке, который будет доступен во всех регионах мира. В соответствии с принципами школы формат радио будет представлять собой нечто «среднее», лежащее вне границ «высокой» и «низкой» культуры. В его эфире будет транслироваться широкий спектр независимых программ (интервью, музыкальные зарисовки, джинглы, музыкальные скульптуры и многое другое).

Студенты, которые умеют учить самих себя, умеют организовать собственную программу обучения по заданной проблеме, покажут спектр артистических навыков для исследований, работы и мышления в междисциплинарных терминах. Эти студенты впоследствии будут способны создать собственные пространства для деятельности в рамках различных обществ.

По словам генерального координатора биеннале современного искусства «Манифеста 6», Янниса Тумазиса, трансдисциплинарная, международная, независимая школа искусств, предлагающая последипломное образование на Кипре, может успешно функционировать в качестве важной платформы для критического диалога, обмена идеями и информацией, возможно, с катализирующим эффектом для местного художественного ландшафта...

Моника Нарулла, художник, инициатор создания художественного сообщества «Сарай» в Центре исследований развивающихся обществ «Сарай» в Дели:

Арт-школа должна быть генерирующим контекстом, объединяющим вместе подобия и отличия разных личностей и географических пространств. Арт-школа – это одновременно синтез воркшопа (workshop), склада (warehouse), и фабрики по переработке мусора, и в то же время ничего нет в чистом виде. Я считаю, что научить можно всему. Необходимо только создать интеллектуальный контекст, в котором каждый мог бы поделиться своим видением, своим подходом к той или иной проблеме, событию.

Андреа Голер, бывший президент Академии изящных искусств в Гамбурге и бывший сенатор науки, исследований и культуры в Берлине:

Я не верю в арт-институты. В них слишком много консерватизма, старых идей и методов преподавания, которые убивают творчество. Многие арт-школы в Германии представляют собой мертвые, безжизненные заведения, во многом благодаря пожизненной профессуре. Большинство профессоров художественных академий ненавидят и не понимают студентов, на корню убивая зачатки любой креативности.

В прошлом году мы проводили 100 дневный International Women Congress, который выявил альтернативные возможности образования и инновационные подходы к реалиям современной жизни. Весь конгресс был построен на проектной основе. Каждая группа участников получала различные темы для обсуждения и проекта: «вода», «тело», «информация», «город», «труд». Это дало возможность увидеть и обсудить данные проблемы с помощью различных подходов и с различных точек зрения. Я помню ожесточенную дискуссию по поводу «воды» между представительницами западных и восточных стран.

На мой взгляд, арт-образование должно разворачиваться на проектной основе. Образовательный процесс должен строиться вокруг двух составляющих: предмета и проекта, с помощью которых можно дальше развивать интердисциплинарную сеть «network», объединяющую науку, искусство и знание современных тенденций и процессов.

Мартин Бек, художник и преподаватель:

В недавно опубликованном словаре «New keywords: A revised Vocabulary of Culture and society» Женевьева Лойд описывает значение слова образование, как составленного из двух латинских корней: образование как «Drawing out» — извлечение, развитие качеств и способностей, изначально заложенных в личности; и «leading forth», что можно интерпретировать как форму лидерства, «ведение» личности в определенном социальном контексте.

В первом случае образование выступает в качестве силы, дающей возможности, помогающей личности осознать и полностью реализовать свой потенциал, который изначально заложен в личность. Во второй ситуации образование расположено в более широком политическом поле и выполняет роль посредника между индивидуальностью и социальным телом, в которое включена каждая отдельная личность.

Тематичность и дискурсивность (оформленная в виде лекций и семинаров) способна выйти за пределы исторически сложившихся форм организации и привести к созданию новой структуры, основанной на интердисциплинарности и множественности медиа. В рамках такой модели темы и критические дискурсы, релевантные современному визуальному и культурному производству, могут быть выдвинуты на первый план, стать предметом изучения и развития. Фокус обучения в данной структуре соответственно сдвинется от обучению материальным техникам к использованию интеллектуальных средств для того, чтобы смоделировать художественные практики в качестве единства аналитического мышления, и перевода этого мышления в форму манифестаций, независимых от специфических медиа. В своей идеальной форме тематически и дискурсивно организованная структура должна быть открыта в терминах методологии, постоянно включенная и одновременно оспариваемая различными процессами того, что недавно было названо термином «художественное исследование» — открытая форма, тем не менее, скрупулезного, визуального и интеллектуального исследования, направленного на художественную коммуникацию




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка-акция

«Выставка-акция» — состоялась 25 августа 1974 года на Гоголевском бульваре, положила начало новому типу уличных выставок, ставших неотъемлемой часть...

News image

Мир Уильяма Блейка: «С наступлением Нового Рая»

11 сентября 2009, по 3 января 2010 года - Библиотека и музей Моргана Фантазер и нонконформист Уильям Блейк (1757-1827) – это выдающая личность в ...

News image

АРТ-САЛОН «ОБНАЖЕННЫЙ МИР»

Место проведения: ТВК Т-Модуль Время проведения: 15 мая - 18 мая 2008 г. Режим работы: 15 мая 13-00 - 22-00 официальное открытие выставки...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

Арт-персоны:

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний

News image

Один из лидеров молодого искусства Киева, группы Р.Э.П. ( Революционное экспериментальное пространство ), Никита КАДАН рассказ...

Арт-Ярмарка:

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Арт-Критика:

Культурно-политический комплекс

News image

В ЦДХ присмотрелись к 20-летней дате падения Берлинской стены Европейская мастерская: творчество в общем культурном простр...

Захватить Галактику

News image

Завершился  Московский фестиваль вольных издателей Успех фестиваля boo. буквы, звуки, цацки удивил и организаторов, и...

Страшно далеки мы от Европы

News image

В Локарно фильм Алексея Мизгирева получил два приза Бубен, барабан – второй фильм Алексея Мизгирева, снявшего до того оче...