Реклама*
20 и 21 января 2006 года по обе стороны от зеленой линии границы, разделяющей турецкую и греческую часть Никосии, состоялось первое общественное обсуждение предстоящей Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 6».
Как известно, наиболее продуктивный диалог, самые горячие обсуждения той или иной насущной проблемы происходят не на конференциях, а в неформальной обстановке, за чашкой кофе или стаканом горячительного напитка в перерывах между заседаниями. Именно поэтому организаторы для обсуждения концепции предстоящей биеннале выбрали формат «Кофе-брейка», открытого публичного обсуждения, диалога, «мозгового штурма».
По словам исполнительного директора Международного Фонда «Манифеста» (International Foundation Manifesta), инициатора и со-продюсера Манифесты, Ньюдвиг Фиджин, «10-я годовщина Манифесты и ее шестое издание — новый шаг в европейском биеннальном движении. «Манифеста 6» — это попытка пересмотреть биеннале как широкомасштабную выставку или шоу современного искусства, и создать новую структуру и модель биеннале». По замыслу создателей ей станет «Арт–школа Манифесты», которая в течение трех месяцев будет реализовываться в Никосии.
Прошедший семинар как раз и был посвящен проблемам и возможностям художественного образования, структуре и целям арт-школы, ее идеологическому контексту, возможностям и способам культурного производства, а также взаимоотношениям арт–школы с ее культурным, политическим и географическим окружением.
Арт-школа Манифесты. Заметки к концепции
Основываясь на предварительных исследованиях Международного Фонда Манифесты, опубликованных в виде «Заметок к Арт-школе», и дискуссиях, проходивших во время конференции, можно уже сейчас обозначить предварительные контуры проекта.
Школа Манифесты не будет художественной академией в традиционном понимании этого слова, без иерархических отношений между профессором и студентом, где первый — наставник, знающий что правильно, а что нет, а второй, пассивный слушатель, «tabula rasa» (чистая доска), на которой можно написать все что угодно. «Традиционные методы преподавания, возникшие еще в XIX веке, не дают адекватного знания, и нуждаются в пересмотре и обновлении путем внедрения практического междисциплинарного образования на проектной основе. Классические академические дисциплины и классы должны быть сокращены. Если европейские художественные академии хотят готовить студентов для жизни и функционирования в XXI веке, и внедрять новые модели преподавания, то требуется полная и радикальная реформа системы художественного образования», — говорит Флориан Уальдвогель, куратор «Манифесты 6».
Арт-школа Манифесты — это трехмесячная программа последипломного образования на трех отделениях: политика репрезентации и участия, структура власти, архитектура как идеологическая власть; политика продуцирования знания; постколониализм и миграция.
В отличие от традиционного художественного образования, где основу составляют предметы по истории искусства и философии культуры, междисциплинарная программа Манифесты включает в себя такие дисциплины как теорию культуры и медиа, психоанализ, постструктурализм, постколониальные и гендерные исследования, новый историзм, теорию символов, теорию популярной культуры, постмодерную этнографию, социологию искусства, политику культуры и т.д. Помимо лекций будут происходить семинары, дискуссии, показы перформансов, выставок, радио - и телевизионных программ.
Школа Манифесты — нечто среднее между неофициальными и неформальными квартирными семинарами, и кухонными дискуссиями, проводившимися московскими концептуалистами в 1970-х — 80-х годах, открытыми университетами, независимыми программами семинаров, дискуссий и художественных резиденций, организованными художниками по всей Европе и Америке, за пределами традиционных художественных Академий и арт-институций.
Это попытка скорректировать традиционный, но уже давно устаревший образ художника, как человека «не от мира сего», «витающего в облаках», что, по сути, делают классические художественные академии. Школа Манифесты нацелена на создание ответственного художника–критика–мыслителя, социально активного художника или культурного рабочего. Это будет пространство без иерархий и статусов, сообщество художников, философов, критиков, мыслителей, где критически осмысляются реалии сегодняшней жизни, политические, социальные и медиаусловия, которые задают рамки для определения и функционирования искусства.
Нужны ли Школе стены?
Пересматривая традиционные педагогические концепции, Манифеста отрицает урочную систему, и даже физическое пространство школы. «Создавать искусство можно на автобусной остановке во время ожидания автобуса», — говорит Моника Нарулла, индийский художник и фотограф, инициатор создания художественного сообщества «Сарай» в Центре исследований развивающихся обществ «Сарай» (Center for the Study for Developing Societies, Дели).
Манифесте не нужны стены. Современные технологии позволяют распространять информацию и осуществлять образование в виртуальном пространстве. Все материалы будут доступны в интернете, а технология беспроводного интернета позволит студентам осуществлять свои проекты и обмениваться идеями и мнениями, сидя в кафе, на улице, дома и где угодно.
Организаторы Манифесты предполагают внедрить новое средство распространения знания и коммуникации — спутниковый радиоканал на английском языке, который будет доступен во всех регионах мира. В соответствии с принципами школы формат радио будет представлять собой нечто «среднее», лежащее вне границ «высокой» и «низкой» культуры. В его эфире будет транслироваться широкий спектр независимых программ (интервью, музыкальные зарисовки, джинглы, музыкальные скульптуры и многое другое).
Студенты, которые умеют учить самих себя, умеют организовать собственную программу обучения по заданной проблеме, покажут спектр артистических навыков для исследований, работы и мышления в междисциплинарных терминах. Эти студенты впоследствии будут способны создать собственные пространства для деятельности в рамках различных обществ.
По словам генерального координатора биеннале современного искусства «Манифеста 6», Янниса Тумазиса, трансдисциплинарная, международная, независимая школа искусств, предлагающая последипломное образование на Кипре, может успешно функционировать в качестве важной платформы для критического диалога, обмена идеями и информацией, возможно, с катализирующим эффектом для местного художественного ландшафта...
Моника Нарулла, художник, инициатор создания художественного сообщества «Сарай» в Центре исследований развивающихся обществ «Сарай» в Дели:
Арт-школа должна быть генерирующим контекстом, объединяющим вместе подобия и отличия разных личностей и географических пространств. Арт-школа – это одновременно синтез воркшопа (workshop), склада (warehouse), и фабрики по переработке мусора, и в то же время ничего нет в чистом виде. Я считаю, что научить можно всему. Необходимо только создать интеллектуальный контекст, в котором каждый мог бы поделиться своим видением, своим подходом к той или иной проблеме, событию.
Андреа Голер, бывший президент Академии изящных искусств в Гамбурге и бывший сенатор науки, исследований и культуры в Берлине:
Я не верю в арт-институты. В них слишком много консерватизма, старых идей и методов преподавания, которые убивают творчество. Многие арт-школы в Германии представляют собой мертвые, безжизненные заведения, во многом благодаря пожизненной профессуре. Большинство профессоров художественных академий ненавидят и не понимают студентов, на корню убивая зачатки любой креативности.
В прошлом году мы проводили 100 дневный International Women Congress, который выявил альтернативные возможности образования и инновационные подходы к реалиям современной жизни. Весь конгресс был построен на проектной основе. Каждая группа участников получала различные темы для обсуждения и проекта: «вода», «тело», «информация», «город», «труд». Это дало возможность увидеть и обсудить данные проблемы с помощью различных подходов и с различных точек зрения. Я помню ожесточенную дискуссию по поводу «воды» между представительницами западных и восточных стран.
На мой взгляд, арт-образование должно разворачиваться на проектной основе. Образовательный процесс должен строиться вокруг двух составляющих: предмета и проекта, с помощью которых можно дальше развивать интердисциплинарную сеть «network», объединяющую науку, искусство и знание современных тенденций и процессов.
Мартин Бек, художник и преподаватель:
В недавно опубликованном словаре «New keywords: A revised Vocabulary of Culture and society» Женевьева Лойд описывает значение слова образование, как составленного из двух латинских корней: образование как «Drawing out» — извлечение, развитие качеств и способностей, изначально заложенных в личности; и «leading forth», что можно интерпретировать как форму лидерства, «ведение» личности в определенном социальном контексте.
В первом случае образование выступает в качестве силы, дающей возможности, помогающей личности осознать и полностью реализовать свой потенциал, который изначально заложен в личность. Во второй ситуации образование расположено в более широком политическом поле и выполняет роль посредника между индивидуальностью и социальным телом, в которое включена каждая отдельная личность.
Тематичность и дискурсивность (оформленная в виде лекций и семинаров) способна выйти за пределы исторически сложившихся форм организации и привести к созданию новой структуры, основанной на интердисциплинарности и множественности медиа. В рамках такой модели темы и критические дискурсы, релевантные современному визуальному и культурному производству, могут быть выдвинуты на первый план, стать предметом изучения и развития. Фокус обучения в данной структуре соответственно сдвинется от обучению материальным техникам к использованию интеллектуальных средств для того, чтобы смоделировать художественные практики в качестве единства аналитического мышления, и перевода этого мышления в форму манифестаций, независимых от специфических медиа. В своей идеальной форме тематически и дискурсивно организованная структура должна быть открыта в терминах методологии, постоянно включенная и одновременно оспариваемая различными процессами того, что недавно было названо термином «художественное исследование» — открытая форма, тем не менее, скрупулезного, визуального и интеллектуального исследования, направленного на художественную коммуникацию
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Главные выставки 14-20 апреля 2006 гГлаз Голдин В Музее современного искусства открылась выставка Нан Голдин. Откровенные снимки прославленной американки, живое и беспристрастное св... |
Выставка картин Олега Прокофьева «Возвращение»Государственная Третьяковская галерея 11 июня - 8 августа 2010 года Олег Прокофьев (1928-1998) - уникальный художник. В 1950-60-х годах он о... |
Выставки в Москве, август11-13 августа Николай Мастеропуло. Живопись, графика, эмаль. Музей-усадьба «Архангельское», «Тушинская», 10.00–18 |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк... |
Международная художественная ярмарка современного искусСовсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
Программа V Фестиваля коллекций современного искусстваМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
ИнновацияЧтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в... |
Выставка номинантов чиновничьей премииКонкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам... |
ВДНХ актуальных художниковПремия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког... |