Реклама*
Первые выставки Фестиваля коллекций современного искусства
В Москве стартовал ежегодный Международный фестиваль коллекций современного искусства, который продлится до 17 сентября и пройдет на пяти разных площадках. Он, традиционно организуемый Государственным центром современного искусства (бессменный руководитель фестиваля – Алина Федорович), в отличие от презентаций частных собраний, которые регулярно устраиваются в рамках ярмарки Арт Москва , придуман не только для того, чтобы поощрить все еще молодой отечественный рынок contemporary art, потешив самолюбие не слишком многочисленных его коллекционеров. Организаторы считают свой проект прежде всего культурологическим – диалогом точек зрения собирателей художественных ценностей . Во всяком случае, в этом году специальная тема фестиваля – коллекции, составленные самими художниками, которые в отечественном современном искусстве, в силу особенностей его долгого подпольного существования, вообще научились исполнять чуть ли не все необходимые в арт-процессе роли: теоретиков и интерпретаторов, галеристов и критиков, издателей, архивариусов и, наконец, коллекционеров.
Первые две выставки, открывшиеся в самом ГЦСИ, представляют собрания именно таких разносторонних деятелей искусства. Небольшая экспозиция в малом зале в мансарде посвящена Игорю Шелковскому. Шелковский, прославившийся как издатель легендарного тамиздатовского А-Я – первого и до сих лучшего русского журнала по современному искусству, издававшегося с 1979-го по 1986 год в Париже, – и поэтому бывший едва ли не единственным значительным представителем другого искусства , чьи работы не публиковались в этом ставшем хрестоматийным издании, уже довольно давно вернулся в Москву и регулярно показывает свои живопись, графику и скульптуру. Белое, красное, черное – выставка его новых произведений, часть которых принадлежит самому художнику, а часть передана им в коллекцию ГЦСИ. В основном это раскрашенные в цвета, перечисленные в названии, деревянные рельефы – минималистски-абстрактные и в то же время безошибочно узнаваемые в качестве городских пейзажей, скорее всего московских новостроек и промзон, непарадных и потому обладающих особого рода достоинством столичных видов.
В главном же выставочном зале ГЦСИ разместилась весьма насыщенная экспозиция, представляющая коллекцию и архив Вадима Захарова – не только одного из самых значительных художников второго поколения московских концептуалистов, но и издателя журнала Пастор , посвященного коллегам, и архивариуса друзей. Среди его заслуг в том числе подготовка (вместе с Екатериной Деготь) вышедшего четыре года назад в издательстве WAM роскошного тома с золотым обрезом Московский концептуализм . Захаровская коллекция представляет в основном отечественное неофициальное искусство 1980-х годов – одного из самых ярких и интересных периодов за всю его историю. К этому времени московская арт-сцена, несмотря на всю подпольность своего существования, превратилась в весьма сложный, развитый и тонко настроенный художественный организм – со своей теорией и философией, своими классиками, мэтрами и уже своими бунтарями. Пресловутый московский концептуализм стал прежде всего интеллектуальной конструкцией, сложнейшей, тщательно разработанной доктриной – и уже появилось следующее, не менее яркое поколение художников, способных как оценить все ее тонкости, так и заняться ее деконструкцией, причем в самых бесшабашных формах, позаимствованных у контркультуры. А одной из основных форм художественной практики становятся акции и хепенинги.
Собирать и выставлять искусство такого рода – занятие сложное. Но выставка Коллекция и архив Вадима Захарова в ГЦСИ получилась безупречной: статусы личных реликвий и музейного класса шедевров, которым наделены ее экспонаты, кажутся в равной степени неоспоримыми. Тут есть работы Виктора Пивоварова и Павла Пепперштейна, Дмитрия Александровича Пригова и Андрея Монастырского, Ивана Чуйкова и Андрея Филиппова, а также многих других признанных мэтров современного искусства. Например, Захаров сохранил в своей коллекции 36-метровый свиток-комикс Никиты Алексеева Краткая история современного искусства, или Жизнь и смерть Черного квадрата , в ранне-перестроечном 1986-м показанный во время акции на стихийной ярмарке художников в Битце и вызвавший возмущение не столько прогуливающихся граждан, сколько самих торговцев пейзажиками и матрешками. И его же рисунки из серии Ностальгия , сделанные накануне отъезда во Францию – Алексеев зарисовал на память свою квартиру, в которой проходили выставки подпольной галереи APTART , но принципиально не стал брать памятный альбом с собой. В собрании Захарова есть отличное раннее произведение Константина Звездочетова – в наивно-карикатурной и при этом снайперски-изящной манере нарисованное на множестве склеенных газет панно Голубые у Большого театра , где имеются в виду вовсе не геи, а мундиры голубые жандармов или кагэбэшников, мокнущих под дождем в своих шпионских плащах и шляпах.
Выставка Захарова не похожа ни на одну экспозицию в отечественных музеях или частных собраниях. В отличие от музейщиков или нынешних коллекционеров, начавших формировать собрания неподцензурного искусства, как правило, уже постфактум, Захаров отбирал не наиболее узнаваемые на настоящий день, а самые яркие на момент их создания произведения своих коллег и друзей, поэтому у него есть много вещей неожиданных. Взять хотя бы абстракцию Ларисы Резун-Звездочетовой, чаще всего ассоциирующейся со всевозможными вариациями на тему дамско-кичевой красоты. Но нет ни одной случайной работы. По своему драйву эта по определению кабинетная экспозиция не уступает Сообщникам – посвященной во многом тем же персоналиям и времени выставке-блокбастеру, сделанной тогда еще работавшим в Третьяковке Андреем Ерофеевым к первой Московской Биеннале современного искусства. Только тут сообщником выступает сам коллекционер.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() Выставка «Всегда другое искусство». Государственный муз13 апреля – 30 мая 2010 года 13 апреля в Государственном музее современного искусства состоялось открытие выставки, на которой представлены про... |
![]() Осенняя выставка произведений ленинградских художниковОсенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года , открытая в залах Государственного Русского музея, стала одним из крупнейших собы... |
![]() Выставка «Василий Сумарев. Учитель и ученики» в Национа15 января 2010 - 15 февраля 2010 15 января 2010 года в Национальном художественном музее РБ состоялось открытие выставки под названием «Василий С... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –![]() Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
В Торонто состоялась Международная художественная выста![]() 19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ![]() Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –![]() 29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )![]() В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Инновация (конкурс)![]() Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ... |
Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о![]() В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област... |
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма![]() Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |