• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Свои среди своих

Арт-проекты - Арт-Критика

свои среди своих




Первые выставки Фестиваля коллекций современного искусства

В Москве стартовал ежегодный Международный фестиваль коллекций современного искусства, который продлится до 17 сентября и пройдет на пяти разных площадках. Он, традиционно организуемый Государственным центром современного искусства (бессменный руководитель фестиваля – Алина Федорович), в отличие от презентаций частных собраний, которые регулярно устраиваются в рамках ярмарки Арт Москва , придуман не только для того, чтобы поощрить все еще молодой отечественный рынок contemporary art, потешив самолюбие не слишком многочисленных его коллекционеров. Организаторы считают свой проект прежде всего культурологическим – диалогом точек зрения собирателей художественных ценностей . Во всяком случае, в этом году специальная тема фестиваля – коллекции, составленные самими художниками, которые в отечественном современном искусстве, в силу особенностей его долгого подпольного существования, вообще научились исполнять чуть ли не все необходимые в арт-процессе роли: теоретиков и интерпретаторов, галеристов и критиков, издателей, архивариусов и, наконец, коллекционеров.

Первые две выставки, открывшиеся в самом ГЦСИ, представляют собрания именно таких разносторонних деятелей искусства. Небольшая экспозиция в малом зале в мансарде посвящена Игорю Шелковскому. Шелковский, прославившийся как издатель легендарного тамиздатовского А-Я – первого и до сих лучшего русского журнала по современному искусству, издававшегося с 1979-го по 1986 год в Париже, – и поэтому бывший едва ли не единственным значительным представителем другого искусства , чьи работы не публиковались в этом ставшем хрестоматийным издании, уже довольно давно вернулся в Москву и регулярно показывает свои живопись, графику и скульптуру. Белое, красное, черное – выставка его новых произведений, часть которых принадлежит самому художнику, а часть передана им в коллекцию ГЦСИ. В основном это раскрашенные в цвета, перечисленные в названии, деревянные рельефы – минималистски-абстрактные и в то же время безошибочно узнаваемые в качестве городских пейзажей, скорее всего московских новостроек и промзон, непарадных и потому обладающих особого рода достоинством столичных видов.

В главном же выставочном зале ГЦСИ разместилась весьма насыщенная экспозиция, представляющая коллекцию и архив Вадима Захарова – не только одного из самых значительных художников второго поколения московских концептуалистов, но и издателя журнала Пастор , посвященного коллегам, и архивариуса друзей. Среди его заслуг в том числе подготовка (вместе с Екатериной Деготь) вышедшего четыре года назад в издательстве WAM роскошного тома с золотым обрезом Московский концептуализм . Захаровская коллекция представляет в основном отечественное неофициальное искусство 1980-х годов – одного из самых ярких и интересных периодов за всю его историю. К этому времени московская арт-сцена, несмотря на всю подпольность своего существования, превратилась в весьма сложный, развитый и тонко настроенный художественный организм – со своей теорией и философией, своими классиками, мэтрами и уже своими бунтарями. Пресловутый московский концептуализм стал прежде всего интеллектуальной конструкцией, сложнейшей, тщательно разработанной доктриной – и уже появилось следующее, не менее яркое поколение художников, способных как оценить все ее тонкости, так и заняться ее деконструкцией, причем в самых бесшабашных формах, позаимствованных у контркультуры. А одной из основных форм художественной практики становятся акции и хепенинги.

Собирать и выставлять искусство такого рода – занятие сложное. Но выставка Коллекция и архив Вадима Захарова в ГЦСИ получилась безупречной: статусы личных реликвий и музейного класса шедевров, которым наделены ее экспонаты, кажутся в равной степени неоспоримыми. Тут есть работы Виктора Пивоварова и Павла Пепперштейна, Дмитрия Александровича Пригова и Андрея Монастырского, Ивана Чуйкова и Андрея Филиппова, а также многих других признанных мэтров современного искусства. Например, Захаров сохранил в своей коллекции 36-метровый свиток-комикс Никиты Алексеева Краткая история современного искусства, или Жизнь и смерть Черного квадрата , в ранне-перестроечном 1986-м показанный во время акции на стихийной ярмарке художников в Битце и вызвавший возмущение не столько прогуливающихся граждан, сколько самих торговцев пейзажиками и матрешками. И его же рисунки из серии Ностальгия , сделанные накануне отъезда во Францию – Алексеев зарисовал на память свою квартиру, в которой проходили выставки подпольной галереи APTART , но принципиально не стал брать памятный альбом с собой. В собрании Захарова есть отличное раннее произведение Константина Звездочетова – в наивно-карикатурной и при этом снайперски-изящной манере нарисованное на множестве склеенных газет панно Голубые у Большого театра , где имеются в виду вовсе не геи, а мундиры голубые жандармов или кагэбэшников, мокнущих под дождем в своих шпионских плащах и шляпах.

Выставка Захарова не похожа ни на одну экспозицию в отечественных музеях или частных собраниях. В отличие от музейщиков или нынешних коллекционеров, начавших формировать собрания неподцензурного искусства, как правило, уже постфактум, Захаров отбирал не наиболее узнаваемые на настоящий день, а самые яркие на момент их создания произведения своих коллег и друзей, поэтому у него есть много вещей неожиданных. Взять хотя бы абстракцию Ларисы Резун-Звездочетовой, чаще всего ассоциирующейся со всевозможными вариациями на тему дамско-кичевой красоты. Но нет ни одной случайной работы. По своему драйву эта по определению кабинетная экспозиция не уступает Сообщникам – посвященной во многом тем же персоналиям и времени выставке-блокбастеру, сделанной тогда еще работавшим в Третьяковке Андреем Ерофеевым к первой Московской Биеннале современного искусства. Только тут сообщником выступает сам коллекционер.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Московский горком художников-графиков

Московский Горком художников-графиков на Малой Грузинской, 28. 1975—1991 — независимый профсоюз художников, графиков, фотографов и одноимённый выста...

News image

Выставка «Всегда другое искусство». Государственный муз

13 апреля – 30 мая 2010 года 13 апреля в Государственном музее современного искусства состоялось открытие выставки, на которой представлены про...

News image

«Русские утопии» и «Футурология» в Центре современного

5 марта – 24 мая 2010 5 марта в Центре современного искусства «Гараж» было открыто две выставки, которые проходят в рамках проекта «Россия-Франци...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Арт-персоны:

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний

News image

Один из лидеров молодого искусства Киева, группы Р.Э.П. ( Революционное экспериментальное пространство ), Никита КАДАН рассказ...

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Роберт Уилсон: Тайна всегда на поверхности

News image

Монологи молчания В октябре фонд Екатерина примет русскую версию Портретов Voom Роберта Уилсона – это будет первый показ ...

Арт-Ярмарка:

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Арт-Критика:

Сценная коллекция

News image

Собрание Валентина Соляникова в ГМИИ им. А. С. Пушкина В отделе личных коллекций ГМИИ им

Картина должна восприниматься не умом, а животом

News image

Фильм режиссера Алексея Мизгирева Бубен, барабан получил две награды на кинофестивале в Локарно – приз за лучшую режиссуру и...

И это все о нем

News image

Собрание художника – тема московского фестиваля личных коллекций По традиции проводит фестиваль Государственный центр...