• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Свои среди своих

Арт-проекты - Арт-Критика

свои среди своих




Первые выставки Фестиваля коллекций современного искусства

В Москве стартовал ежегодный Международный фестиваль коллекций современного искусства, который продлится до 17 сентября и пройдет на пяти разных площадках. Он, традиционно организуемый Государственным центром современного искусства (бессменный руководитель фестиваля – Алина Федорович), в отличие от презентаций частных собраний, которые регулярно устраиваются в рамках ярмарки Арт Москва , придуман не только для того, чтобы поощрить все еще молодой отечественный рынок contemporary art, потешив самолюбие не слишком многочисленных его коллекционеров. Организаторы считают свой проект прежде всего культурологическим – диалогом точек зрения собирателей художественных ценностей . Во всяком случае, в этом году специальная тема фестиваля – коллекции, составленные самими художниками, которые в отечественном современном искусстве, в силу особенностей его долгого подпольного существования, вообще научились исполнять чуть ли не все необходимые в арт-процессе роли: теоретиков и интерпретаторов, галеристов и критиков, издателей, архивариусов и, наконец, коллекционеров.

Первые две выставки, открывшиеся в самом ГЦСИ, представляют собрания именно таких разносторонних деятелей искусства. Небольшая экспозиция в малом зале в мансарде посвящена Игорю Шелковскому. Шелковский, прославившийся как издатель легендарного тамиздатовского А-Я – первого и до сих лучшего русского журнала по современному искусству, издававшегося с 1979-го по 1986 год в Париже, – и поэтому бывший едва ли не единственным значительным представителем другого искусства , чьи работы не публиковались в этом ставшем хрестоматийным издании, уже довольно давно вернулся в Москву и регулярно показывает свои живопись, графику и скульптуру. Белое, красное, черное – выставка его новых произведений, часть которых принадлежит самому художнику, а часть передана им в коллекцию ГЦСИ. В основном это раскрашенные в цвета, перечисленные в названии, деревянные рельефы – минималистски-абстрактные и в то же время безошибочно узнаваемые в качестве городских пейзажей, скорее всего московских новостроек и промзон, непарадных и потому обладающих особого рода достоинством столичных видов.

В главном же выставочном зале ГЦСИ разместилась весьма насыщенная экспозиция, представляющая коллекцию и архив Вадима Захарова – не только одного из самых значительных художников второго поколения московских концептуалистов, но и издателя журнала Пастор , посвященного коллегам, и архивариуса друзей. Среди его заслуг в том числе подготовка (вместе с Екатериной Деготь) вышедшего четыре года назад в издательстве WAM роскошного тома с золотым обрезом Московский концептуализм . Захаровская коллекция представляет в основном отечественное неофициальное искусство 1980-х годов – одного из самых ярких и интересных периодов за всю его историю. К этому времени московская арт-сцена, несмотря на всю подпольность своего существования, превратилась в весьма сложный, развитый и тонко настроенный художественный организм – со своей теорией и философией, своими классиками, мэтрами и уже своими бунтарями. Пресловутый московский концептуализм стал прежде всего интеллектуальной конструкцией, сложнейшей, тщательно разработанной доктриной – и уже появилось следующее, не менее яркое поколение художников, способных как оценить все ее тонкости, так и заняться ее деконструкцией, причем в самых бесшабашных формах, позаимствованных у контркультуры. А одной из основных форм художественной практики становятся акции и хепенинги.

Собирать и выставлять искусство такого рода – занятие сложное. Но выставка Коллекция и архив Вадима Захарова в ГЦСИ получилась безупречной: статусы личных реликвий и музейного класса шедевров, которым наделены ее экспонаты, кажутся в равной степени неоспоримыми. Тут есть работы Виктора Пивоварова и Павла Пепперштейна, Дмитрия Александровича Пригова и Андрея Монастырского, Ивана Чуйкова и Андрея Филиппова, а также многих других признанных мэтров современного искусства. Например, Захаров сохранил в своей коллекции 36-метровый свиток-комикс Никиты Алексеева Краткая история современного искусства, или Жизнь и смерть Черного квадрата , в ранне-перестроечном 1986-м показанный во время акции на стихийной ярмарке художников в Битце и вызвавший возмущение не столько прогуливающихся граждан, сколько самих торговцев пейзажиками и матрешками. И его же рисунки из серии Ностальгия , сделанные накануне отъезда во Францию – Алексеев зарисовал на память свою квартиру, в которой проходили выставки подпольной галереи APTART , но принципиально не стал брать памятный альбом с собой. В собрании Захарова есть отличное раннее произведение Константина Звездочетова – в наивно-карикатурной и при этом снайперски-изящной манере нарисованное на множестве склеенных газет панно Голубые у Большого театра , где имеются в виду вовсе не геи, а мундиры голубые жандармов или кагэбэшников, мокнущих под дождем в своих шпионских плащах и шляпах.

Выставка Захарова не похожа ни на одну экспозицию в отечественных музеях или частных собраниях. В отличие от музейщиков или нынешних коллекционеров, начавших формировать собрания неподцензурного искусства, как правило, уже постфактум, Захаров отбирал не наиболее узнаваемые на настоящий день, а самые яркие на момент их создания произведения своих коллег и друзей, поэтому у него есть много вещей неожиданных. Взять хотя бы абстракцию Ларисы Резун-Звездочетовой, чаще всего ассоциирующейся со всевозможными вариациями на тему дамско-кичевой красоты. Но нет ни одной случайной работы. По своему драйву эта по определению кабинетная экспозиция не уступает Сообщникам – посвященной во многом тем же персоналиям и времени выставке-блокбастеру, сделанной тогда еще работавшим в Третьяковке Андреем Ерофеевым к первой Московской Биеннале современного искусства. Только тут сообщником выступает сам коллекционер.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка-акция

«Выставка-акция» — состоялась 25 августа 1974 года на Гоголевском бульваре, положила начало новому типу уличных выставок, ставших неотъемлемой часть...

News image

Выставки 1–7 февраля

Следы. Бывший участник легендарного коллектива «Среднерусская возвышенность» (Артемий Троицкий называл ее лучшей русской рок–группой) Сергей Воронцо...

News image

Выставка греческого христианского искусства (Государств

14 июля – 5 сентября 2010 года 13 июля состоялось официальное открытие выставки икон поствизантийского периода из коллекции Велимезиса (музей Бен...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Арт-персоны:

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний

News image

Один из лидеров молодого искусства Киева, группы Р.Э.П. ( Революционное экспериментальное пространство ), Никита КАДАН рассказ...

Арт-Ярмарка:

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Арт-Критика:

Преображение Хотиненко

News image

Выборгский кинофестиваль Окно в Европу начал с религии Объявленный бюджет фестиваля – 11 млн. руб. По словам генераль...

Сказка про красоту

News image

В Выборге завершился кинофестиваль Окно в Европу По традиции Выборгского фестиваля жюри еще до объявления результатов...

Человеческие ресурсы

News image

Месяц назад в Центре современной - культуры Гараж прошла Ночь живых перформансов . В большом зале у входа посетителя вс...