• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Свои среди своих

Арт-проекты - Арт-Критика

свои среди своих




Первые выставки Фестиваля коллекций современного искусства

В Москве стартовал ежегодный Международный фестиваль коллекций современного искусства, который продлится до 17 сентября и пройдет на пяти разных площадках. Он, традиционно организуемый Государственным центром современного искусства (бессменный руководитель фестиваля – Алина Федорович), в отличие от презентаций частных собраний, которые регулярно устраиваются в рамках ярмарки Арт Москва , придуман не только для того, чтобы поощрить все еще молодой отечественный рынок contemporary art, потешив самолюбие не слишком многочисленных его коллекционеров. Организаторы считают свой проект прежде всего культурологическим – диалогом точек зрения собирателей художественных ценностей . Во всяком случае, в этом году специальная тема фестиваля – коллекции, составленные самими художниками, которые в отечественном современном искусстве, в силу особенностей его долгого подпольного существования, вообще научились исполнять чуть ли не все необходимые в арт-процессе роли: теоретиков и интерпретаторов, галеристов и критиков, издателей, архивариусов и, наконец, коллекционеров.

Первые две выставки, открывшиеся в самом ГЦСИ, представляют собрания именно таких разносторонних деятелей искусства. Небольшая экспозиция в малом зале в мансарде посвящена Игорю Шелковскому. Шелковский, прославившийся как издатель легендарного тамиздатовского А-Я – первого и до сих лучшего русского журнала по современному искусству, издававшегося с 1979-го по 1986 год в Париже, – и поэтому бывший едва ли не единственным значительным представителем другого искусства , чьи работы не публиковались в этом ставшем хрестоматийным издании, уже довольно давно вернулся в Москву и регулярно показывает свои живопись, графику и скульптуру. Белое, красное, черное – выставка его новых произведений, часть которых принадлежит самому художнику, а часть передана им в коллекцию ГЦСИ. В основном это раскрашенные в цвета, перечисленные в названии, деревянные рельефы – минималистски-абстрактные и в то же время безошибочно узнаваемые в качестве городских пейзажей, скорее всего московских новостроек и промзон, непарадных и потому обладающих особого рода достоинством столичных видов.

В главном же выставочном зале ГЦСИ разместилась весьма насыщенная экспозиция, представляющая коллекцию и архив Вадима Захарова – не только одного из самых значительных художников второго поколения московских концептуалистов, но и издателя журнала Пастор , посвященного коллегам, и архивариуса друзей. Среди его заслуг в том числе подготовка (вместе с Екатериной Деготь) вышедшего четыре года назад в издательстве WAM роскошного тома с золотым обрезом Московский концептуализм . Захаровская коллекция представляет в основном отечественное неофициальное искусство 1980-х годов – одного из самых ярких и интересных периодов за всю его историю. К этому времени московская арт-сцена, несмотря на всю подпольность своего существования, превратилась в весьма сложный, развитый и тонко настроенный художественный организм – со своей теорией и философией, своими классиками, мэтрами и уже своими бунтарями. Пресловутый московский концептуализм стал прежде всего интеллектуальной конструкцией, сложнейшей, тщательно разработанной доктриной – и уже появилось следующее, не менее яркое поколение художников, способных как оценить все ее тонкости, так и заняться ее деконструкцией, причем в самых бесшабашных формах, позаимствованных у контркультуры. А одной из основных форм художественной практики становятся акции и хепенинги.

Собирать и выставлять искусство такого рода – занятие сложное. Но выставка Коллекция и архив Вадима Захарова в ГЦСИ получилась безупречной: статусы личных реликвий и музейного класса шедевров, которым наделены ее экспонаты, кажутся в равной степени неоспоримыми. Тут есть работы Виктора Пивоварова и Павла Пепперштейна, Дмитрия Александровича Пригова и Андрея Монастырского, Ивана Чуйкова и Андрея Филиппова, а также многих других признанных мэтров современного искусства. Например, Захаров сохранил в своей коллекции 36-метровый свиток-комикс Никиты Алексеева Краткая история современного искусства, или Жизнь и смерть Черного квадрата , в ранне-перестроечном 1986-м показанный во время акции на стихийной ярмарке художников в Битце и вызвавший возмущение не столько прогуливающихся граждан, сколько самих торговцев пейзажиками и матрешками. И его же рисунки из серии Ностальгия , сделанные накануне отъезда во Францию – Алексеев зарисовал на память свою квартиру, в которой проходили выставки подпольной галереи APTART , но принципиально не стал брать памятный альбом с собой. В собрании Захарова есть отличное раннее произведение Константина Звездочетова – в наивно-карикатурной и при этом снайперски-изящной манере нарисованное на множестве склеенных газет панно Голубые у Большого театра , где имеются в виду вовсе не геи, а мундиры голубые жандармов или кагэбэшников, мокнущих под дождем в своих шпионских плащах и шляпах.

Выставка Захарова не похожа ни на одну экспозицию в отечественных музеях или частных собраниях. В отличие от музейщиков или нынешних коллекционеров, начавших формировать собрания неподцензурного искусства, как правило, уже постфактум, Захаров отбирал не наиболее узнаваемые на настоящий день, а самые яркие на момент их создания произведения своих коллег и друзей, поэтому у него есть много вещей неожиданных. Взять хотя бы абстракцию Ларисы Резун-Звездочетовой, чаще всего ассоциирующейся со всевозможными вариациями на тему дамско-кичевой красоты. Но нет ни одной случайной работы. По своему драйву эта по определению кабинетная экспозиция не уступает Сообщникам – посвященной во многом тем же персоналиям и времени выставке-блокбастеру, сделанной тогда еще работавшим в Третьяковке Андреем Ерофеевым к первой Московской Биеннале современного искусства. Только тут сообщником выступает сам коллекционер.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Бульдозерная выставка

«Бульдо зерная вы ставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организ...

News image

Выставка «Натюрморт в живописи 1950—1990 годов. Ленингр

26 апреля 1997 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленингр...

News image

Чопорные лики

18–24 августа В июне этого года отмечалось 450-летие Английского двора в Москве. К этому событию приурочен выставочный проект, адресованный всем...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н

News image

Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ...

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Арт-персоны:

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Арт-Ярмарка:

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Арт-Критика:

Не толоконный лоб

News image

Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии ...

Диктат открытого пространства

News image

Финалисты конкурса Европейская мастерская выставились в ЦДХ В Центральном доме художника проходит выставка Европейская м...

По обе стороны кулис

News image

Эскизы костюмов и декораций, фотографии мизансцен, подлинные одеяния актеров дягилевской антрепризы и другие театральные р...