• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Свои среди своих

Арт-проекты - Арт-Критика

свои среди своих




Первые выставки Фестиваля коллекций современного искусства

В Москве стартовал ежегодный Международный фестиваль коллекций современного искусства, который продлится до 17 сентября и пройдет на пяти разных площадках. Он, традиционно организуемый Государственным центром современного искусства (бессменный руководитель фестиваля – Алина Федорович), в отличие от презентаций частных собраний, которые регулярно устраиваются в рамках ярмарки Арт Москва , придуман не только для того, чтобы поощрить все еще молодой отечественный рынок contemporary art, потешив самолюбие не слишком многочисленных его коллекционеров. Организаторы считают свой проект прежде всего культурологическим – диалогом точек зрения собирателей художественных ценностей . Во всяком случае, в этом году специальная тема фестиваля – коллекции, составленные самими художниками, которые в отечественном современном искусстве, в силу особенностей его долгого подпольного существования, вообще научились исполнять чуть ли не все необходимые в арт-процессе роли: теоретиков и интерпретаторов, галеристов и критиков, издателей, архивариусов и, наконец, коллекционеров.

Первые две выставки, открывшиеся в самом ГЦСИ, представляют собрания именно таких разносторонних деятелей искусства. Небольшая экспозиция в малом зале в мансарде посвящена Игорю Шелковскому. Шелковский, прославившийся как издатель легендарного тамиздатовского А-Я – первого и до сих лучшего русского журнала по современному искусству, издававшегося с 1979-го по 1986 год в Париже, – и поэтому бывший едва ли не единственным значительным представителем другого искусства , чьи работы не публиковались в этом ставшем хрестоматийным издании, уже довольно давно вернулся в Москву и регулярно показывает свои живопись, графику и скульптуру. Белое, красное, черное – выставка его новых произведений, часть которых принадлежит самому художнику, а часть передана им в коллекцию ГЦСИ. В основном это раскрашенные в цвета, перечисленные в названии, деревянные рельефы – минималистски-абстрактные и в то же время безошибочно узнаваемые в качестве городских пейзажей, скорее всего московских новостроек и промзон, непарадных и потому обладающих особого рода достоинством столичных видов.

В главном же выставочном зале ГЦСИ разместилась весьма насыщенная экспозиция, представляющая коллекцию и архив Вадима Захарова – не только одного из самых значительных художников второго поколения московских концептуалистов, но и издателя журнала Пастор , посвященного коллегам, и архивариуса друзей. Среди его заслуг в том числе подготовка (вместе с Екатериной Деготь) вышедшего четыре года назад в издательстве WAM роскошного тома с золотым обрезом Московский концептуализм . Захаровская коллекция представляет в основном отечественное неофициальное искусство 1980-х годов – одного из самых ярких и интересных периодов за всю его историю. К этому времени московская арт-сцена, несмотря на всю подпольность своего существования, превратилась в весьма сложный, развитый и тонко настроенный художественный организм – со своей теорией и философией, своими классиками, мэтрами и уже своими бунтарями. Пресловутый московский концептуализм стал прежде всего интеллектуальной конструкцией, сложнейшей, тщательно разработанной доктриной – и уже появилось следующее, не менее яркое поколение художников, способных как оценить все ее тонкости, так и заняться ее деконструкцией, причем в самых бесшабашных формах, позаимствованных у контркультуры. А одной из основных форм художественной практики становятся акции и хепенинги.

Собирать и выставлять искусство такого рода – занятие сложное. Но выставка Коллекция и архив Вадима Захарова в ГЦСИ получилась безупречной: статусы личных реликвий и музейного класса шедевров, которым наделены ее экспонаты, кажутся в равной степени неоспоримыми. Тут есть работы Виктора Пивоварова и Павла Пепперштейна, Дмитрия Александровича Пригова и Андрея Монастырского, Ивана Чуйкова и Андрея Филиппова, а также многих других признанных мэтров современного искусства. Например, Захаров сохранил в своей коллекции 36-метровый свиток-комикс Никиты Алексеева Краткая история современного искусства, или Жизнь и смерть Черного квадрата , в ранне-перестроечном 1986-м показанный во время акции на стихийной ярмарке художников в Битце и вызвавший возмущение не столько прогуливающихся граждан, сколько самих торговцев пейзажиками и матрешками. И его же рисунки из серии Ностальгия , сделанные накануне отъезда во Францию – Алексеев зарисовал на память свою квартиру, в которой проходили выставки подпольной галереи APTART , но принципиально не стал брать памятный альбом с собой. В собрании Захарова есть отличное раннее произведение Константина Звездочетова – в наивно-карикатурной и при этом снайперски-изящной манере нарисованное на множестве склеенных газет панно Голубые у Большого театра , где имеются в виду вовсе не геи, а мундиры голубые жандармов или кагэбэшников, мокнущих под дождем в своих шпионских плащах и шляпах.

Выставка Захарова не похожа ни на одну экспозицию в отечественных музеях или частных собраниях. В отличие от музейщиков или нынешних коллекционеров, начавших формировать собрания неподцензурного искусства, как правило, уже постфактум, Захаров отбирал не наиболее узнаваемые на настоящий день, а самые яркие на момент их создания произведения своих коллег и друзей, поэтому у него есть много вещей неожиданных. Взять хотя бы абстракцию Ларисы Резун-Звездочетовой, чаще всего ассоциирующейся со всевозможными вариациями на тему дамско-кичевой красоты. Но нет ни одной случайной работы. По своему драйву эта по определению кабинетная экспозиция не уступает Сообщникам – посвященной во многом тем же персоналиям и времени выставке-блокбастеру, сделанной тогда еще работавшим в Третьяковке Андреем Ерофеевым к первой Московской Биеннале современного искусства. Только тут сообщником выступает сам коллекционер.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставки 14-18 июля 2006

14–18 июля «Жизнь и смерть Винила». 200 редких экземпляров из частных собраний Петербургских коллекционеров и фонда отделения филофонии городского...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1957 год

3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л...

News image

Выставка «Чёрты/Очертания пределов» в галерее «ВИНЗАВОД

II Московская международная биеннале молодого искусства под названием «СТОЙ! КТО ИДЕТ?» 22 июля – 22 августа 2010 года  

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Арт-персоны:

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Арт-Ярмарка:

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Арт-Критика:

Исключив кураторский диктат

News image

Представлена программа Третьей Московской биеннале современного искусства В минувший понедельник в центре современной к...

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...

Коллекция и архив Вадима Захарова

News image

Известно – что у бедного завалялось, того у богатого сроду не было. Художник, архивист, коллекционер и издатель Вадим З...