• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Памятник несбыточным мечтам Бумажная Архитектура. Mausoleum в ГТГ

Биеналле - Московская биеннале

памятник несбыточным мечтам  бумажная архитектура. mausoleum  в гтг

Важно, показательно и даже символично, что 3-я Московская биеннале современного искусства не упустила из поля зрения архитектуру. В иерархии изобразительных искусств ей вроде бы не место, она рядом, но должна идти отдельно, хоть и рука об руку с менее функциональными, как бы созданными исключительно для чистой радости либо философских глубин живописью, графикой и прочими инсталяциями. Однако исключать зодчество из смотра актуальных арт-достижений непредусмотрительно. Особенно теперь, особенно в России.

Впрочем, входящий в параллельную программу биеннале проект (в официальной ему места все-таки не нашлось!) кажется, да и официально назван, ретроспекцией, поскольку посвящен юбилею той самой бумажной архитектуры , коей российские - еще тогда советские - зодчие прославились на весь мир. И не сразу понимаешь, собираясь на якобы историческую выставку, всю меру ее злободневности. Которая не отменяет таких моментов, как вписанность этого направления в классические категории: как минимум искусство графики - раз, традиция русского авангарда - два. Из чего следует, что музейные стены Третьяковки, принявшие опусы бумажников , очень подходят выставке Бумажная Архитектура. Mausoleum : по складывающейся в ГТГ традиции работать с архитектурными формами развернут и этот смотр на Крымском Валу.

Пожалуй, хронотоп отработан с ювелирной точностью: выставке, куратором которой при поддержке Издательской программы Интерроса выступил ветеран бумажного движения Юрий Аввакумов, на верхнем этаже отвели по-своему знаковый зал, в котором мы уже привыкли видеть нестандартные проекты. Здесь перекресток времен: в этом углу над лестницей - роза ветров, дующих из славного классического прошлого (имею в виду залы постоянной экспозиции Искусство ХХ века на Крымском, каковой из всех отечественных музеев, трудно поверить, обладает только Третьяковка) навстречу новейшим течениям с их экспериментальным, игровым, порой провокативным и шокирующим обликом.

Строго говоря, понятие бумажная архитектура не является изобретением советских лет, когда молодые зодчие, не находя своим дерзким фантазиям применения в практической плоскости - а ведь архитектору нужен заказ, материальные средства для реализации эскизов и много чего еще из сферы жесткой прагматики, - уходили в плоскость белого листа. Достаточно вспомнить француза Леду, итальянца Пиранези, да и наш великий соотечественник Баженов тоже побывал бумажником . А уж как в России первой трети ХХ века процветало зодчество без строительства, ограниченное стадией эскизов и чертежей! Весь мир теперь знает имена Ивана Леонидова, Лазаря Лисицкого, Якова Чернихова, не только и не столько строивших, сколько рисовавших, увы, воображаемую архитектуру: в случае воплощения она составила бы честь любой цивилизации. К слову, утопией оказались и кое-какие мегапроекты, заказанные и щедро оплаченные властью: на первом месте неосуществленный Дворец Советов - тоже символ страны с ее несбыточными мечтами.

Отличный пандан на нынешней выставке невозведенному памятнику эпохе так и не построенного коммунизма - Монумент 2000 года (1997) Ильи Уткина. Гигантский камень (метеорит?), явно прилетевший с небес по случаю Миллениума (с каким нетерпением, любопытством и ужасом ждали его в ту пору!), бумажный классик поместил на шаткие, хилые подпорки, между которыми суетятся перепуганные обитатели старинного, благополучного и сытого города, самовлюбленно глядящегося в собственное отражение на глади реки. Свободное перемещение в пространстве истории, игра с эпохами, стилями, разговор о всевозможных проблемах, от градостроительных до чисто экзистенциальных, интеллектуальные шарады очень характерны для БА , в визуальном выражении - зачастую отлично сделанной станковой графики.

Смешно пересказывать на словах образы, возникающие на небольших, с виду скромных листах не с чертежами даже - с рисунками-фантазиями, уводящими от замыслов конкретных зданий в плоскость мечты, а нередко критики существующей действительности. Архитекторы то шутят, то грустят, то издеваются над реалиями советского арх-мира с его архетипами и символами: чего стоит хотя бы троица мавзолеев, выстроившаяся на Красной площади (Александр Зосимов. № 22 . 1990 - 1995). К слову, тогда народ активно обсуждал проблему выноса тела, и архитектор предложил иронический комментарий. Но мавзолей-то на месте оставил, хорош ли он или кому-то плох.

Творение Щусева, символ страны, теперь уж давно покрытый туристическим глянцем, стало и отправной точкой в строительстве экспозиции. В Третьяковке тоже выстроен мавзолей, правда, красные гранитные стены заменены гофрокартонными (тоже образ из сферы современного искусства!) цвета беж. Да и шатки эти стены: парят в воздухе, подвешенные на красных веревочках. Внутри три картонных же периметра образуют лабиринт, где плотно висят небольшие рисунки и коллажи, цветные и ч/б. И эти вот графические опусы - в самом деле чистое искусство , какая там архитектура! - получали премии на престижнейших выставках и конкурсах по всему свету. Молодые архитекторы (сегодня мэтры на пике карьеры и в самой поре расцвета) изощренно и затейливо, с юмором и без комплексов вели диалог с коллегами разных эпох. Перекличка происходила, разумеется, с помощью карандаша и листа бумаги, а уж рисовать-то выпускники МАРХИ были хорошо обучены. Впрочем, им, сидевшим в аудиториях ровно в том здании, где в 1920-е годы располагался легендарный ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН - рожденный в годы революции, еще не успевшей отменить и ликвидировать авангардистские течения, вуз нового типа, - хорошо были известны имена, пароли, явки... Одним словом, бумажники подхватили знамя энтузиазма у первопроходцев - зодчих 20 - 30-х, прибавили к их святой вере толику усвоенного в застой скепсиса, замешали на интеллигентской иронии, добавили щепотку соли концептуализма - и стали выдавать собственные рецепты переустройства мира на арх-форумах. Точнее, международных конкурсах архитектурных идей. Тонкий и терпкий вкус этих малосъедобных для советского истеблишмента блюд быстро оценила мировая закулиса , не скупясь на аплодисменты. Правда, лишь после перестройки отведать таких деликатесов удалось и российской аудитории - главным образом на скоротечных, поначалу не слишком популярных в массах актуальных выставках, где, в частности, свой Исламский проект демонстрировала очень ныне модная и знаменитая группа АЕС. А последняя сборная выставка Бумажная Архитектура. Alma Mater , вобравшая сотню работ 50 авторов, состоялась в стенах МАРХИ еще в 1992 году.

Летом бумажникам стукнуло 25: отсчет ведется с 1 августа 1984-го, когда в редакции журнала Юность открылась первая выставка Бумажная архитектура . Возраст почти юношеский, да сменилась не эпоха даже - общественная формация. Параллельно пришла иная пора в житейском смысле: мечтатели остепенились. Многие успешны и востребованы. Кто-то активно строит, как Михаил Белов или Тотан Кузембаев, кто-то прославлен как актуальный художник, например, Александр Бродский. Дипломы и награды от арх-интернационала для иных - воспоминание о славно прошедшей юности, а наличие работ в знаменитых музеях (Русском, МОМА в Нью-Йорке, Виктории и Альберта, с недавних пор и в Третьяковке) - тоже вроде памятной медали.

Можно бы и книжку выпустить, красиво издав те самые картинки: смотреть их в альбоме будет приятно и теперь уж совершенно безопасно. Ни метеорит не свалится на голову, ни сотрудники КГБ... Но лучше сходить на выставку, преодолев путь на Крымский Вал, чтобы ощутить кожей: идеи бумажников рановато сдавать в архив. Ведь если сравнить их грезы о настоящей архитектуре, казалось бы, вполне реализуемые в обновленной, прекратившей строиться во фрунт перед Мавзолеем, свободной России с тем арх-пейзажем, что виден хотя бы с Крымского Вала - краткого отрезка Садового кольца Москвы... Пожалуйста, господа мечтатели, не убирайте далеко ваши карандаши!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Манеж (Санкт-Петербург)

Здание построено годы правления Александра Первого, в 1804—1807 годах. Манеж относится к ряду последних творений архитектора Джакомо Кваренги. Здани...

News image

Выставка произведений Михаила Ткаченко в музее «Духовны

30 апреля - 30 мая 2010 года 30 апреля в музее «Духовные сокровища Украины» открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения знаменитого...

News image

БАШЕННЫЙ ХРАМ 12–18 мая

Среди серии майских выставок в Музее архитектуры особого внимания заслуживает «Вавилонская башня коммунизма» – наглядная история сталинских высото...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Государственная премия Инновация . Справка

News image

В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент...

Арт-персоны:

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Арт-Ярмарка:

Две российские галереи примут участие в ярмарке Frieze

News image

Седьмая по счету, ведущая мировая ярмарка современного искусства Frieze Art Fair открывается в четверг в Лондоне, в ней участвую...

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Арт-Критика:

Петербург выставился ни с чем

News image

Биеннале Диалоги в Манеже В Петербурге в Центральном выставочном зале Манеж открылась очередная биеннале Диалоги...

Открытое собирание

News image

Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ Коллекционирование современного искусства – дело гораздо более ответс...

Преображение Хотиненко

News image

Выборгский кинофестиваль Окно в Европу начал с религии Объявленный бюджет фестиваля – 11 млн. руб. По словам генераль...