• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Жан-Юбер Мартен: Нет экзотичней путешествия, чем посещение мастерской

Биеналле - Московская биеннале

жан-юбер мартен: нет экзотичней путешествия, чем посещение мастерской

- Традиционно считалось, что формат биеннале придуман для того, чтобы показать все самое интересное, появившееся в искусстве за последние два года. И, если получится, предвосхитить основные тенденции следующих двух лет - именно к этому стремились две первые московские биеннале, делавшие ставку на молодых и пока что неизвестных художников. Однако в последнее время многие биеннале включают в экспозиции и произведения классиков, причем отнюдь не только новые. Вот и на выставке Против исключения можно увидеть работы, созданные довольно давно. Что такое для вас сам формат биеннале - это возможность заглянуть в ближайшее будущее искусства или повод пересмотреть его историю ?

- Задача предвосхитить будущее мне никогда не нравилась. Я не считаю себя пророком, не обладаю даром предвидения. И не приписываю его художникам. Но я верю в то, что художники обладают обостренным чувством настоящего и способны различить в нем то, что большинство людей не видит или считает незначительным. Переписывание истории искусства также не входило в мои задачи - во всяком случае, в работе над московской биеннале. То, что меня на самом деле интересовало, - это просто сделать хорошую выставку, а для меня такая выставка предполагает диалог и столкновение в пространстве различных работ, именно для такого диалога мне и понадобились те несколько не слишком новых произведений, которые есть в Гараже . Именно потому, что мне очень важна драматургия этих взаимодействий, я, в отличие от многих моих коллег, не люблю давать художникам карт-бланш, хотя, конечно, время от времени делаю это. Знаете, есть такой способ делать групповые выставки - составить список участников, включающий модных и актуальных художников, тех, о которых пишут журналы, и предложить им сделать что-нибудь. И в результате куратор оказывается перед грудой никак не связанных друг с другом вещей. Мне всегда нужно иметь несколько заранее известных произведений в качестве опорных точек выставки, чтобы можно было заставить ее работать как единое целое.

- То есть для вас нет принципиальной разницы - делать биеннале или просто большую тематическую выставку ?

- Пожалуй, нет. Работа над биеннале для меня интересна тем, что здесь, в отличие от привычных тематических выставок, нет никаких заранее определенных границ и пределов. Я смог представить весь спектр того, что сегодня есть в искусстве, взять художников всех поколений и всех направленностей: от чистейших формалистов до авторов, занимающихся социально-политической критикой.

- Против исключения начали сравнивать с одной из самых прославленных ваших выставок - Маги земли , сделанной ровно двадцать лет назад, на которой произведения современного искусства впервые соседствовали с традиционными объектами всевозможных экзотических и примитивных культур. Получалось, что магами оказались не только создатели всевозможных ритуальных объектов, но и современные художники. Так в чем же заключается магия современного искусства? Со времен авангарда художники стремятся изменить реальность и сегодня ради этого примеряют самые разные роли - политических активистов, ученых, изобретателей. Роль мага по-прежнему эффективна ?

- Магические практики - это вообще-то не мой сюжет. Название Маги земли просто очень хорошо звучит по-французски, ведь во Франции есть расхожее выражение магия искусства . Для меня магия - это не какое-нибудь колдовство, скорее нечто гедонистическое. На выставке в Гараже есть произведения, имеющие отношение к волшебству, это вещи, которые завораживают зрителя своими необъяснимыми чарами. Покажите кому угодно работы швейцарца Маркуса Ретца, чьи вполне реалистические металлические скульптуры полностью меняются в зависимости от положения зрителя, являясь примерами анаморфоза, постоянной мутации, - и он остолбенеет от изумления. То же самое - с инсталляцией англичанина Джейсона Шульмана Нимб , когда вы входите в темную комнату и видите свечу, постоянно окруженную сакральным ореолом, шаром света, парящим над пламенем, и задаетесь вопросом - как же это возможно, что за феномен мы наблюдаем? Я очень люблю произведения, обладающие этой способностью завораживать. В последнее время так часто говорят о разочаровании - и, наверное, пора вновь научиться очаровываться искусством. Но, конечно, есть изумление и удовольствие, которые ты испытываешь в первый момент, и есть размышление, которое за ним следует, когда ты ставишь феноменологические или философские вопросы: что такое форма, как мы ее воспринимаем, как она видоизменяется. Все те сюжеты, которым я посвятил проходивщую в этом году в Париже выставку В одном изображении скрывается другое .

- Это исследование обманок и оптических иллюзий - от Арчимбольдо до Сальвадора Дали и того же Маркуса Ретца - своего рода увлечение историка культуры или же нечто принципиально важное для понимания сегодняшнего искусства и его взаимоотношений со зрителем ?

- И то, и другое. Меня интересует как сама природа восприятия зрителем произведения искусства, так и новые способы прочтения истории искусства - как старинного, так и современного. Мы уже давно прошли тот период, когда история искусств писалась как нечто линейное и позитивистское: здесь мы сделали все, что можно, и даже больше, чем нужно. Нужно искать новые способы связать прошлое и настоящее. И рассмотреть историю искусства с точки зрения его способности очаровывать, завораживать, изумлять зрителя - один из таких способов.

- На выставке Против исключения присутствует изумляющее количество произведений, частью которых являются всевозможные представители фауны - в Гараже поселились живые куры, зяблики-амадины, змеи, черепахи, скорпионы, не говоря о шествии чучел москвича Дмитрия Цветкова. Вы специально отбирали работы, образующие своего рода зоопарк ?

- Я, конечно, мог бы сказать, что это метафора живого искусства. Но скорее просто подчинился бессознательным импульсам. Я, и правда, очень люблю животных в искусстве - и даже собирался сделать выставку, посвященную исключительно художникам, использующим в своих произведениях всевозможных живых созданий, тем более что художники, по счастью, избегают мучить их понапрасну. Животное - это же, само собою, и метафора человека. Искусство всегда говорит о человеке как о живом и смертном создании, оно, в конце концов, говорит о жизни и смерти вообще - и поэтому выставка Против исключения заканчивается образами старости и угасания в кинетической инсталляции Дом престарелых китайцев Сунь Юаня и Пэн Юя с манекенами в инвалидных колясках.

- По каким критериям вы отбирали русских художников для биеннале ?

- По тем же, по каким и художников из остальных стран мира. Я старался, по возможности, показать работы, ранее не выставлявшиеся в Москве.

- Вы специально стремитесь к тому, чтобы произведения современного искусства выглядели такой же экзотикой, как и объекты традиционных культур ?

- Я был бы горд, если бы у меня это действительно получилось. Знаете, нет более экзотического путешествия, чем посещение мастерской художника, когда ты видишь новые, еще не названные, не описанные, не объясненные вещи. Каждое произведение здесь - НЛО, неопознанный объект, пусть и не всегда летающий. Самый поразительный экзотизм - это экзотизм искусства как такового.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

От Коро до Моне. Новый взгляд на пейзаж. Национальная г

На этой выставке вы сможете увидеть, как развивалось мастерство художников – пейзажистов с конца восемнадцатого века вплоть до первой выставки имп...

News image

Ольга Муравина «Малый московский парадиз»

26 марта – 4 апреля 2010 26 марта в Центре современного искусства М’АРС открылась выставка «Малый московский парадиз», на которой представлены ск...

News image

Выставка Народное актуальное. Пейзаж в наивном и совре

10 марта – 6 апреля 2010 10 марта в арт-центре «Я галерея» будет открыта выставка, которая является продолжением проекта «Народное актуальное», р...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Государственная премия Инновация . Справка

News image

В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Арт-персоны:

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Арт-Ярмарка:

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Арт-Критика:

Поверх барьеров

News image

ТРАНСФЕР в Центре М'АРС Выставка Трансфер , прошедшая в Центре современного искуства М'АРС , – второй из семи ку...

Цветет гречиха в поле у Ротонды

News image

Фестиваль Архстояние превратил деревню Николо-Ленивец Калужской области в русский эстетский заповедный парк, становящийся ле...

Исключив кураторский диктат

News image

Представлена программа Третьей Московской биеннале современного искусства В минувший понедельник в центре современной к...