• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Жан-Юбер Мартен: Нет экзотичней путешествия, чем посещение мастерской

Биеналле - Московская биеннале

жан-юбер мартен: нет экзотичней путешествия, чем посещение мастерской

- Традиционно считалось, что формат биеннале придуман для того, чтобы показать все самое интересное, появившееся в искусстве за последние два года. И, если получится, предвосхитить основные тенденции следующих двух лет - именно к этому стремились две первые московские биеннале, делавшие ставку на молодых и пока что неизвестных художников. Однако в последнее время многие биеннале включают в экспозиции и произведения классиков, причем отнюдь не только новые. Вот и на выставке Против исключения можно увидеть работы, созданные довольно давно. Что такое для вас сам формат биеннале - это возможность заглянуть в ближайшее будущее искусства или повод пересмотреть его историю ?

- Задача предвосхитить будущее мне никогда не нравилась. Я не считаю себя пророком, не обладаю даром предвидения. И не приписываю его художникам. Но я верю в то, что художники обладают обостренным чувством настоящего и способны различить в нем то, что большинство людей не видит или считает незначительным. Переписывание истории искусства также не входило в мои задачи - во всяком случае, в работе над московской биеннале. То, что меня на самом деле интересовало, - это просто сделать хорошую выставку, а для меня такая выставка предполагает диалог и столкновение в пространстве различных работ, именно для такого диалога мне и понадобились те несколько не слишком новых произведений, которые есть в Гараже . Именно потому, что мне очень важна драматургия этих взаимодействий, я, в отличие от многих моих коллег, не люблю давать художникам карт-бланш, хотя, конечно, время от времени делаю это. Знаете, есть такой способ делать групповые выставки - составить список участников, включающий модных и актуальных художников, тех, о которых пишут журналы, и предложить им сделать что-нибудь. И в результате куратор оказывается перед грудой никак не связанных друг с другом вещей. Мне всегда нужно иметь несколько заранее известных произведений в качестве опорных точек выставки, чтобы можно было заставить ее работать как единое целое.

- То есть для вас нет принципиальной разницы - делать биеннале или просто большую тематическую выставку ?

- Пожалуй, нет. Работа над биеннале для меня интересна тем, что здесь, в отличие от привычных тематических выставок, нет никаких заранее определенных границ и пределов. Я смог представить весь спектр того, что сегодня есть в искусстве, взять художников всех поколений и всех направленностей: от чистейших формалистов до авторов, занимающихся социально-политической критикой.

- Против исключения начали сравнивать с одной из самых прославленных ваших выставок - Маги земли , сделанной ровно двадцать лет назад, на которой произведения современного искусства впервые соседствовали с традиционными объектами всевозможных экзотических и примитивных культур. Получалось, что магами оказались не только создатели всевозможных ритуальных объектов, но и современные художники. Так в чем же заключается магия современного искусства? Со времен авангарда художники стремятся изменить реальность и сегодня ради этого примеряют самые разные роли - политических активистов, ученых, изобретателей. Роль мага по-прежнему эффективна ?

- Магические практики - это вообще-то не мой сюжет. Название Маги земли просто очень хорошо звучит по-французски, ведь во Франции есть расхожее выражение магия искусства . Для меня магия - это не какое-нибудь колдовство, скорее нечто гедонистическое. На выставке в Гараже есть произведения, имеющие отношение к волшебству, это вещи, которые завораживают зрителя своими необъяснимыми чарами. Покажите кому угодно работы швейцарца Маркуса Ретца, чьи вполне реалистические металлические скульптуры полностью меняются в зависимости от положения зрителя, являясь примерами анаморфоза, постоянной мутации, - и он остолбенеет от изумления. То же самое - с инсталляцией англичанина Джейсона Шульмана Нимб , когда вы входите в темную комнату и видите свечу, постоянно окруженную сакральным ореолом, шаром света, парящим над пламенем, и задаетесь вопросом - как же это возможно, что за феномен мы наблюдаем? Я очень люблю произведения, обладающие этой способностью завораживать. В последнее время так часто говорят о разочаровании - и, наверное, пора вновь научиться очаровываться искусством. Но, конечно, есть изумление и удовольствие, которые ты испытываешь в первый момент, и есть размышление, которое за ним следует, когда ты ставишь феноменологические или философские вопросы: что такое форма, как мы ее воспринимаем, как она видоизменяется. Все те сюжеты, которым я посвятил проходивщую в этом году в Париже выставку В одном изображении скрывается другое .

- Это исследование обманок и оптических иллюзий - от Арчимбольдо до Сальвадора Дали и того же Маркуса Ретца - своего рода увлечение историка культуры или же нечто принципиально важное для понимания сегодняшнего искусства и его взаимоотношений со зрителем ?

- И то, и другое. Меня интересует как сама природа восприятия зрителем произведения искусства, так и новые способы прочтения истории искусства - как старинного, так и современного. Мы уже давно прошли тот период, когда история искусств писалась как нечто линейное и позитивистское: здесь мы сделали все, что можно, и даже больше, чем нужно. Нужно искать новые способы связать прошлое и настоящее. И рассмотреть историю искусства с точки зрения его способности очаровывать, завораживать, изумлять зрителя - один из таких способов.

- На выставке Против исключения присутствует изумляющее количество произведений, частью которых являются всевозможные представители фауны - в Гараже поселились живые куры, зяблики-амадины, змеи, черепахи, скорпионы, не говоря о шествии чучел москвича Дмитрия Цветкова. Вы специально отбирали работы, образующие своего рода зоопарк ?

- Я, конечно, мог бы сказать, что это метафора живого искусства. Но скорее просто подчинился бессознательным импульсам. Я, и правда, очень люблю животных в искусстве - и даже собирался сделать выставку, посвященную исключительно художникам, использующим в своих произведениях всевозможных живых созданий, тем более что художники, по счастью, избегают мучить их понапрасну. Животное - это же, само собою, и метафора человека. Искусство всегда говорит о человеке как о живом и смертном создании, оно, в конце концов, говорит о жизни и смерти вообще - и поэтому выставка Против исключения заканчивается образами старости и угасания в кинетической инсталляции Дом престарелых китайцев Сунь Юаня и Пэн Юя с манекенами в инвалидных колясках.

- По каким критериям вы отбирали русских художников для биеннале ?

- По тем же, по каким и художников из остальных стран мира. Я старался, по возможности, показать работы, ранее не выставлявшиеся в Москве.

- Вы специально стремитесь к тому, чтобы произведения современного искусства выглядели такой же экзотикой, как и объекты традиционных культур ?

- Я был бы горд, если бы у меня это действительно получилось. Знаете, нет более экзотического путешествия, чем посещение мастерской художника, когда ты видишь новые, еще не названные, не описанные, не объясненные вещи. Каждое произведение здесь - НЛО, неопознанный объект, пусть и не всегда летающий. Самый поразительный экзотизм - это экзотизм искусства как такового.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

ВЫСТАВКИ 23 – 29 июня 2006

23 – 24 июня «Взгляд». Выпускники московских художественных вузов, ученики известных мастеров Анастасия Ахнина, Ольга Гуревич, Максим Малашенк...

News image

Советская Россия. Художественная выставка 1965 года

Вторая Республиканская художественная выставка Советская Россия 1965 года, открывшаяся в Москве, стала крупнейших событий года в отечественном изо...

News image

Выставка Этюд в творчестве ленинградских художников. Ж

9 декабря 1994 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка «Этюд в творчестве ленинградских художников. Ж...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Арт-персоны:

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Арт-Ярмарка:

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Арт-Критика:

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...

Замри, умри, воскресни

News image

Осенью в столице появятся скульптуры-слепки, сделанные с живых людей В Москве проходит выставка Энтони Гормли, одного из са...

Между прошлым и будущим

News image

Фестиваль коллекций современного искусства, стартовавший в ГЦСИ, представляет две первые выставки из своей программы – арх...