• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



«Я не смог бы написать радостную картину»

Биеналле - Московская биеннале

«я не смог бы написать радостную картину»

Люк Тойманс родился в 1958 году в бельгийском городе Мортселе. Он изучал историю искусств в Брюсселе, в Институте святого Луки и Свободном университете. Несколько лет занимался документальным кинематографом. Первая выставка картин прошла только в 1985 году. Первый успех и внимание коллекционеров пришли к Тоймансу в начале 1990-х. Его работы восстановили статус фигуративной живописи в современном искусстве, увлеченном новыми технологиями. В 1992 году его картины участвовали в престижной выставке Documenta (Кассель, Германия). С 1996 года Тойманса представляет одна из лучших частных галерей США — галерея Дэвида Цвирнера (Нью-Йорк). В 2004 году его ретроспектива прошла в галерее Tate Modern (Лондон). В 2010 году она отправится в турне по нескольким городам Америки. Всего у Тойманса прошло более 70 персональных выставок.

Считается, что самая известная ваша картина — Госсекретарь , портрет Кондолизы Райс 2005 года. Вы чувствуете себя заложником этого образа?

Для начала я не уверен, что именно эта работа относится к числу наиболее известных. Мои картины, сделанные в газовых камерах, более узнаваемы. А портрет Кондолизы Райс — часть выставки, посвященной не только политическим деятелям. Там было много всего. Кондолиза Райс привлекла меня с исторической точки зрения. Ведь именно республиканцы отменили рабство, а не демократы. И заложником одной-единственной картины я себя не чувствую. Потом, я всегда избавляюсь от своих работ, после того как заканчиваю их. И ненавижу на них смотреть, особенно в музеях (картина Госсекретарь находится в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.— Власть ). Все мои работы — часть одной разветвленной истории, пазла, так сказать.

Помимо Райс вы писали еще и Патриса Лумумбу. Как он включается в вашу историю?

Республика Конго была колонией Бельгии, но мы потеряли ее в 1960-х. И Лумумба был первым правителем, действовавшим в интересах народа, а не западных компаний. К тому же именно правительство Бельгии приказало его убить. Это доказанный факт — ни ЦРУ, ни СССР здесь ни при чем. Портрет Лумумбы я выставил среди прочих работ на Венецианской биеннале, когда делал там павильон. Королевская семья Бельгии отказалась туда идти по политическим причинам.

На протяжении вашей карьеры западные критики и искусствоведы несколько раз объявляли, что живопись как вид искусства умерла. Так было, например, в 1970-х, 1990-х. Это создавало вам какие-либо трудности?

Я думаю, что похороны живописи — это идиотизм. Она никогда не умирала и не умрет. Почему люди до сих пор ездят на велосипедах? Мнение о том, что живопись умерла, это пример чрезвычайно линейного мышления относительно искусства. Подобные взгляды основаны на очень старой статье американского теоретика Клемента Гринберга под названием После живописи . Но он не собирался хоронить живопись, так что предпосылки теоретиков ложны. С другой стороны, в наше время живопись не является главной техникой в искусстве, она находится в ряду других, не менее важных.

Но в 1980-х годах вы на некоторое время забросили живопись.
По другим причинам. Я забросил живопись потому, что она стала для меня слишком личным занятием. Я не мог сохранить дистанцию и чувствовал нечто похожее на клаустрофобию. Так случилось, что я познакомился с одним актером и взялся за съемки фильмов. Через четыре года я снова вернулся к живописи, обогащенный опытом, полученным в кино. Не менее сильно, кстати, на меня повлиял телевизор. Я принадлежу к так называемому телевизионному поколению. Мы с детства окружены изображениями, зато чувствуем недостаток личного опыта. Потом, кино и живопись являют собой полную противоположность фотографии, по крайней мере репортажной. Конечно, в картине нет повествования, как в фильме, но есть общность подхода. В живописи ты можешь закрашивать и переписывать некоторые участки. В кино похожие функции выполняет монтаж.

Вы сказали как-то, что на вас повлиял Ян ван Эйк. Мне кажется, что вы и ван Эйк — полная противоположность. Ведь на знаменитой Чете Арнольфини написано: Ян ван Эйк был здесь . А вы пишете то, что никогда не видели лично.

Во-первых, вы ошибаетесь. Моя знакомая, английский искусствовед, занимается Четой Арнольфини . Совсем недавно она открыла, что к моменту написания полотна супруга Джованни Арнольфини уже умерла от осложнений во время беременности. На картине мы видим одну горящую свечу, это указание на то, что только один человек был жив во время написания Четы . Так что мы не столь и далеки друг от друга. Во-вторых, Ян ван Эйк, возможно, самый великий художник Запада. Во времена, когда умами безраздельно властвовала религия, он первым стал двигаться к идее реальности, подчеркивал вещественность мира через тщательное изображение фактуры, ткани и т. д. Это ставит его неизмеримо выше современников. На любой выставке искусства XV века работы ван Эйка выпадают из общего ряда. Я ставлю его даже выше Леонардо да Винчи: ван Эйк намного более реалистичен. И в этом он настоящий бельгиец, хотя в его время наша страна была всего лишь богатой провинцией Нидерландов. Понимаете, Бельгия не страна сюрреализма и иррационального. Она подарила миру ван Эйка, в Бельгии изобрели документальное кино. Знаете, каждый бельгийский художник уже рождается на свет с тяжелой психологической травмой. Он вынужден сравнивать себя с ван Эйком, который так невероятно хорош!

Вас называют концептуальным художником. Значит, зритель должен заранее знать, что изображено на полотне?

Когда я начинал, живопись переживала трудные времена. За проведение первой выставки в 1988 году мне пришлось заплатить из собственных денег. Она прошла в пространстве, принадлежащем моему другу концептуалисту, и сам этот факт повлиял на терминологию. Мне пришлось пробраться в мир искусства внутри троянского коня концептуализма. Потом, мне никогда не нравилось так называемое тихое искусство, когда художник молчит, а работы говорят сами за себя. Поэтому я всегда давал максимум информации о том, что и почему изображено на моих картинах. Поначалу всем журналистам это нравилось, потому что они знали, о чем писать. Теперь они говорят, что не будут даже и смотреть на мои вещи, если нет подробных объяснений. Им все не нравится! На последней выставке, которую уже посетили 18 тыс. человек, сопроводительных текстов мало. Мне бы хотелось, чтобы люди реагировали на визуальную сторону. Но в буклете я все равно подробно объясняю, что и зачем пишу. Я не могу изображать нечто не имеющее никакого значения. Вдобавок между тем, что я говорю, и тем, что видит зритель, есть огромная разница. Это ведь современное искусство. А значит, завершающей частью произведения является зритель. В этом смысле живопись психологически интерактивна. Я знаю парня, который просто ненавидел мое искусство. Он сходил на ретроспективу в лондонскую Tate Modern и возненавидел меня еще больше. Но внезапно ему стали сниться мои картины. Это прекрасно — значит, они вызывают навязчивые состояния.

У вас довольно много работ, связанных с нацизмом, газовыми камерами и т. д. Темы фашизма и холокоста близки вам лично?

Да. Я немного расскажу предысторию. Бельгия образовалась в 1830 году. Она разделена на две части — французскую и фламандскую. Во время Первой мировой войны погибло очень много фламандцев, поскольку они в своей массе принадлежали к низшим классам, а элита говорила по-французски, и солдаты часто не понимали приказов франкоговорящих офицеров. Кстати, когда мой отец учился в школе, ему приходилось платить штраф за то, что он говорил по-фламандски. После войны в среде фламандцев возникло пацифистское движение, со временем переросшее в националистическое, а потом и в фашистское. Моя семья была разделена. Мой отец был молод и не успел стать коллаборационистом, но его родственники сочувствовали немцам. Мать, наоборот, участвовала в Сопротивлении, прятала евреев и т. д. В семейном архиве есть одна фотография, на которой родственник отца замер в нацистском приветствии. Брак моих родителей был неудачным. Помню, что все мелкие, бытовые споры сводились к национальному вопросу. Для меня это было тяжелым переживанием, и я решил обратиться к теме фашизма, но не напрямую. И открыл для себя несколько важных вещей. Например, именно насилие порождает наибольшее число изображений. Нацизм и холокост прекрасно задокументированы. В отличие от счастья и радости. Но я, например, не смог бы написать радостную картину. Это не в моей природе.

Но и насилие в ваших картинах выглядит как нечто нереальное. Зритель никогда не знает, что произошло и произошло ли оно на самом деле.

На меня повлиял в этом отношении режиссер Фриц Ланг. В его триллере М мы не видим момент убийства, оно происходит за кадром. Меня интересует потенциальность, образ на грани события. В последней выставке, например, есть работа, основанная на кадре из видеоролика, который я случайно посмотрел на YouTube. Снайпер следит в оптический прицел за американским солдатом и убивает его. Сейчас этот ролик уже удален. В моей картине показан момент, когда, в сущности, ничего не видно, только пыль, земля, смутные фигуры и окошко прицела. Картина не имеет отношения к историческим явлениям, наоборот, это состояние вне времени. Потом, европейцы и американцы по-разному относятся к насилию. Для европейцев насилие — это организованное уничтожение миллионов, так учит исторический опыт. Американцы воспринимают насилие как индивидуальный акт и поэтому любят смотреть на убийства, кровь.

Считаете ли вы, что художник должен стремиться играть в обществе политическую роль?

Вся наша жизнь уже политика. Арт-мир сам по себе аполитичен. Искусство не может изменить мир. Но в определенные моменты истории художник может повлиять на ее ход.

Вас не пугает, что историческая память понемногу стирается из-за невероятной перегруженности информацией и изображениями?

Отсутствие исторического мышления приводит к тому, что в современном мире не существует утопии, а следовательно, и воображения. Теперь любая мечта имеет форму, изобразительный аналог, и не важно, о чем ты мечтаешь — о городах будущего или девушке с большой грудью. Но я и сам пользуюсь новыми технологиями. Перед тем как писать картины, я вместе с ассистентом просматриваю тысячи изображений. Главная задача современного художника — придумать некое обоснование образу, поместить его в правильный контекст. И найти то, что стоит писать, становится все труднее. Я мог бы писать все что угодно, но в этом нет смысла.

Как вы работаете? Сколько времени уходит на поиск источников и сколько — на сам процесс живописи?

Обычно я выделяю два-три месяца в год строго на то, чтобы писать картины. Все остальное время я ищу образы, размышляю, сопоставляю информацию. Когда я нахожу то, что хочу написать, я работаю над источником. Либо обрабатываю на компьютере, либо делаю эскизы на его основе. Когда выставка складывается, я приступаю к холстам и всегда пишу строго по картине в день.

Вас часто называют одним из лучших современных живописцев. На вас давит такая ответственность?

Мило, конечно, что люди так говорят и пишут. На мой-то взгляд, Нео Раух не хуже, а то и лучше меня. Давление чувствуется. С 1988 года у меня было около 86 персональных и групповых выставок. Нужно выдерживать ритм. Но я контролирую процесс и никогда не выставляю работы, которые считаю недоделанными.

Выставку Наперекор дню , которую привозит в Москву в сентябре Люк Тойманс, уже видели в Бельгии. И на родине, и в Москве автор предпочел поместить свои произведения в заводской интерьер.

Against the Day — название последней книги американского писателя-постмодерниста Томаса Пинчона, автора романов Выкрикивается лот 49 и Радуга всемирного тяготения . Для Тойманса очень важен параноидальный и запутанный мир Пинчона, в котором совы не то, чем они кажутся , а за официальной историей скрываются теории заговора и конфликты тайных обществ. Точно так же в картинах Тойманса то, что мы видим, тесно связано с тем, что за этим стоит, с предысторией картины. Без этой предыстории зрителю может показаться, что перед ним обычная живопись в духе последних тенденций: почти монохромная, как у Марлен Дюма, а проведенные как будто бы дрожащей рукой линии и персонажи, распадающиеся на пятна, как у Питера Дойга.

В подтексте же у Тойманса массовая культура, мировые войны и прочие глобальные темы. Так, например, Снайпер — это кадр из видео, найденного художником на YouTube (см. интервью). На картине в отличие от ролика мы не видим цели снайпера. Это потому, что художник верит — и заставляет зрителя поверить — во внутреннее напряжение, достигающееся простейшими средствами, как в старых фильмах вроде М Фрица Ланга. Незатейливо названная картина Сиськи воспроизводит кадр из американского реалити-шоу, аналога отечественного Дома-2 . Тойманс сохраняет рамку телевизора и соответствующее искажение, благодаря чему фигура главной героини, лишенной лица, превращается в нечто среднее между секс-игрушкой и явлением природы вроде пары спелых яблок, свисающих с ветки.

Впервые выставку показали в Брюсселе, в культурном центре Wiels, расположенном в помещении бывшего завода. Московская биеннале предоставила Тоймансу похожую площадку — арт-центр Baibakov Art Projects, расположившийся на территории бывшей фабрики Красный Октябрь .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

С октября по ноябрь 1958 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников проходила «Осенняя выставка ленинградских художников 19...

News image

Выставка «Натюрморт в живописи 1950—1990 годов. Ленингр

26 апреля 1997 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленингр...

News image

Выставка «Всегда другое искусство». Государственный муз

13 апреля – 30 мая 2010 года 13 апреля в Государственном музее современного искусства состоялось открытие выставки, на которой представлены про...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Арт-персоны:

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Арт-Ярмарка:

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Арт-Критика:

Картина должна восприниматься не умом, а животом

News image

Фильм режиссера Алексея Мизгирева Бубен, барабан получил две награды на кинофестивале в Локарно – приз за лучшую режиссуру и...

Не толоконный лоб

News image

Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии ...

Диктат открытого пространства

News image

Финалисты конкурса Европейская мастерская выставились в ЦДХ В Центральном доме художника проходит выставка Европейская м...