• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Тропой кочевников

Арт-проекты - Арт-Критика

тропой кочевников




Идет современное искусство на биеннале в Ширяеве

Отметивший в нынешнем году десятилетний юбилей фестиваль современного искусства в селе Ширяево под Самарой – уникальная возможность для художников из разных стран мира творить без опеки традиционных институций. Организованная художниками Романом и Нелли Коржовыми биеннале в Ширяеве изначально задумывалась как альтернатива белым кубам галерей и прочим репрессивным властным вертикалям. Приглашенные Коржовыми художники на принятые правила игры в галерейно-выставочный бонтон плевать хотели. Главное, что увлекает их вот уже десять лет, – с помощью искусства понять, кто они такие сами. Темы для фестивалей выбираются кочевнические, страннические , с лейтмотивом между Европой и Азией . Ведь именно через эту географию принято идентифицировать культуру и психологию российских жителей. Само Ширяево стоит посредине России. Между татарской Казанью и древними волжскими городами – колыбелями российской культуры. Красоты это место удивительной. Широкая Волга, мягкие ступени гор со складками известняковых пород, поля и луга, превращенные благодаря окружающим их горам в чаши, которые не под силу сделать самым искусным ювелирам... И не случайно, что именно в Ширяеве была создана одна из самых важных картин о России и российском – репинская Бурлаки на Волге .

Нелли и Роман привозят в Ширяево свои работы и приглашают волжских художников, прежде всего из родной для них Самары. С самого начала, с 1999 года, в организации Ширяевской биеннале художникам Коржовым помогали коллеги из других городов России и разных стран. В Штутгарте идеей рустического , дикого, неподконтрольного прессингу цивилизации творчества увлечен Ханс Михаэль Руппрехтер. Похожий на хиппи художник следует идеям артхулиганства в версии Флюксус . Таким производным от английского flux (поток) словом было названо знаменитое международное артдвижение 60-х. Участники Флюксус (среди которых был легендарный Йозеф Бойс) любили стирать границу между искусством и жизнью, в банальной повседневности отыскивали повод отчаянно лицедействовать, куражиться и шаманить. Герр Руппрехтер практику артшаманства культивирует и в Ширяеве. Каждые два года он составляет собственную кураторскую программу, в которой помимо него участвуют художники, разделяющие один из главных тезисов философии флюксус : искусством может быть все, что угодно, главное, чтобы художник того захотел.

Другой помощник Коржовых в Ширяеве – француженка Марлен Перроне, приглашающая молодых и умных галлов. Третий член кураторской группы – филолог, искусствовед, арткритик из Москвы Александр Панов, отыскивающий самых продвинутых и приспособленных для неформатного фестиваля столичных мастеров. За азиатскую составляющую программы биеннале отвечает известный казахский художник Ербол Мельдибеков. Наконец, по традиции приезжают в Ширяево независимые мастера из разных городов России и мира. В этом году фестиваль в Ширяеве проводится под патронатом Приволжского филиала Государственного центра современного искусства.

С начала августа кураторы и художники жили в селе, общались, творили, обсуждали и готовили главное событие Ширяева – так называемое Номадическое шоу – парад проектов в режиме многочастного спектакля. В этом году спектакль посвящен той стране, что лежит между Европой и Азией, но не России, а Америке. Сразу отмечу, что жанры представления Америки были самые разные: от перфомансов, хеппенингов до картин в технике холст, масло . Как отметили сами кураторы, одним из главных брендов Ширяева стал Low-tech (низкие технологии). Оно и понятно: главное – импровизировать, являть способность удивлять мыслью, а не производственным процессом – кочевнический стиль не предполагает тяжелого скарба.

Знакомство с большинством проектов Номадического шоу убедило в том, что кочевническое искусство куда более отзывчиво к сложным, острым темам жизни, нежели то искусство, что прописалось в привычных, апроприированных эстетикой все покрывающего гламура местах. Немецкая команда дала дружную оплеуху лицемерию социально-политической жизни США. Георг Зайсс поставил в чистом поле объект – имитацию в дереве электрического стула. Назвал Лестница в небо . Унтервергер Манфред тему мощно развил. В каменном сарае сделал инсталляцию 21147 . Цифра обозначает количество приговоренных в США к смертной казни за конкретный отрезок времени. Показанные в темной каморке объекты пугают своей совершенной простотой, обычностью. Вот листочки с обычно сентиментальными, иногда ироничными текстиками. Ксерокс коряво написанных почеркушек. Это последние слова приговоренных к электростулу. Вот сигарета – последняя милость перед разрядом. Вот конфеты – аллегория соблазна. В США купить оружие так же легко, как леденцы. В другой инсталляции Унтервергера фигурируют десять хлебных булочек с птичьими перьями. Это христианская аллегория, рожденная реалиями судопроизводства США. По статистике, каждый десятый приговоренный в Америке к смерти оказывается впоследствии невиновен...

Работы Манфреда принципиально незрелищны и оттого бьют прямо в цель, в самые незащищенные точки сознания и чувств. Подобную же высокую степень сопричастности, вовлеченности зрителя в принципиальный, подчас очень несветский разговор имели проекты-перфомансы, акции. Ханс Михаэль Руппрехтер воздвиг на берегу Волги что-то среднее между индейским вигвамом и декорацией ярмарочного балагана. Шаманскими танцами и восклицаниями он почтил память уникального путешественника, презирающего всякие социальные нормы и связи, – Леона Шенендоа, известного тем, что путешествовал по миру и жил в США, не имея паспорта. Перфоманс назывался Леон Шенендоа умер в 1996-м, Америка до сих пор жива . Эстонские художницы Маре Тралла и Сирам на том же берегу Волги устроили гендерный хеппенинг. Они известные борцы против общественного ханжества и предрассудков. Ходили по пляжу в клоунском обличье с фаллическими символами цвета американского флага. Затем нарядили трансвеститом одного из добровольцев-зрителей. Оммаж известному киногерою Бруно. Одновременно – насмешка над фетишами массовой культуры.

Америка не как страна пороков, но как утопическое место, куда с детства рвется жаждущая романтических приключений душа, – другая важная тема нынешней биеннале. Художник как личность, чья жизнь неотделима от процесса творчества, художник, могущий осуществлять исполнение мечты, – лейтмотив искусства швейцарца Геро Гетце. В Ширяеве он освоил технологию производства настоящего мороженого и во время номадического шоу продавал два его вида с красноречивыми названиями Ностальгия и Утопия . Мир путешествий тонко обыграла семья французских художников – Валентин Суке, Эмели Пичедда и их маленькая дочь Нина Суке. В красивых цветных фотографиях они инсценировали артефакты экзотических культур, которые перемешаны совершенно фантастическим образом: одежда, напоминающая эскимосскую, африканские змеи, деревенские ведра, металлические фляги, охотничий нож – все обозначает воображаемую топографию странствия как универсальной утопии.

Лирическую интонацию разговора о приключениях с географией поддержала Нелли Коржова (живописные работы с запомнившимися артефактами из разных вояжей по миру) и команда москвичей, привезенная куратором Александром Пановым. Диана Мачулина на озере у подножия гор пустила в плавание нежный пароходик – красивое, как мираж, сделанное из прозрачных пластиковых бутылочек напоминание об эпохе великих географических открытий. В самих известняковых горах, распоротых пещерами-штольнями, на четырехметровой высоте повесил старые почтовые ящики Хайм Сокол. Сюрреалистический сюжет с философским названием Адресат выбыл . Меланхолическая работа отсылает и к традиции погребения в древней иудейской культуре, когда гробы не закапывались в землю, но ставились в расщелинах скал.

Одну из лучших работ фестиваля на тему самоидентификации художника в качестве вечного странника предложил Андрей Кузькин. В захватывающем дух своей красотой поле, превращенном благодаря кольцу гор в подобие центра мироздания, он поставил настоящий индейский вигвам и жил в нем неделю отшельником. Смастерил себе лук, разводил огонь над очагом, составленным из больших кистей. Размышлял, рисовал и подписывал рисунки афоризмами вроде Общение возможно только один на один, и то не со всеми . В день номадического шоу прикрепил рисунки к тенту вигвама. Гостей встречал молча, демонстративно не общался. Но даже эта дискоммуникация оказалась потрясающе красноречива: художник – чуткий медиум в соавторство себе выбрал великую природу и достиг полной с ней гармонии.

И Кузькин, и Сокол – признанные лидеры нового поколения московских художников, работающие на стыке пластицизма с концептуализмом. Другие привезенные Александром Пановым мастера – Наталия Абалакова и Анатолий Жигалов выступили как последовательные адепты именно концептуальных практик. В ширяевском Музее Ильи Репина они выставили гравюры советского художника Виктора Бибикова. На них изображена Америка, увиденная глазами человека эпохи 50-60-х, далекая, чужая и холодная. Гравюры попали в архив отца Анатолия Жигалова и теперь Жигалов и Абалакова используют их наподобие каталожных карточек поэта Льва Рубинштейна, как текст, свидетельствующий о стереотипах сформированного идеологией сознания.

Поп-артистическую традицию чтения американского текста предложили самарские мастера. Андрей Сяйлев на старых деревенских избах сделал заплатки из искусственного меха. Роман Коржов наглядно показал встречу Запада и Востока: выложил агрессивный символ поп-культуры – профиль зайца, знакомого по журналу Плейбой , – из традиционных блюд казахской кухни. Похожую поп-артистическую линию намечает и Ербол Мельдибеков: из смятого белого таза он смастерил объект Пик коммунизма – впечатляет как рождение незыблемого из совсем-совсем эфемерного.

Многообразие контекстов интерпретации американской темы, умение мастерски обыграть их, способность постановки сложных неудобных вопросов убедили: кочевническая Ширяевская биеннале – отличное подтверждение, что художнику прятаться за принятые в обществе условности вовсе ни к чему.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка «Всегда другое искусство». Государственный муз

13 апреля – 30 мая 2010 года 13 апреля в Государственном музее современного искусства состоялось открытие выставки, на которой представлены про...

News image

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова в спецпроекте «Снежн

16 декабря 2009 - 1 августа 2010 С 16 декабря 2009 года и до 1 августа 2010 года в Третьяковской галерее будет представлен проект, который раскры...

News image

25 февраля 2007

Выставка «1917 год: Керенский и Ленин. На перекрестке исторических судеб» призвана заполнить огромные бреши в массовом осознании истории России....

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Премия современное искусство

News image

В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусств...

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Арт-персоны:

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Арт-Ярмарка:

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Арт-Критика:

Любить прекрасное по-русски

News image

Юбилей ПРО АРТЕ в ГЦСИ Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства ПРО АРТЕ , организующий выставки, п...

Коллекция и архив Вадима Захарова

News image

Известно – что у бедного завалялось, того у богатого сроду не было. Художник, архивист, коллекционер и издатель Вадим З...

Между прошлым и будущим

News image

Фестиваль коллекций современного искусства, стартовавший в ГЦСИ, представляет две первые выставки из своей программы – арх...