• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Тропой кочевников

Арт-проекты - Арт-Критика

тропой кочевников




Идет современное искусство на биеннале в Ширяеве

Отметивший в нынешнем году десятилетний юбилей фестиваль современного искусства в селе Ширяево под Самарой – уникальная возможность для художников из разных стран мира творить без опеки традиционных институций. Организованная художниками Романом и Нелли Коржовыми биеннале в Ширяеве изначально задумывалась как альтернатива белым кубам галерей и прочим репрессивным властным вертикалям. Приглашенные Коржовыми художники на принятые правила игры в галерейно-выставочный бонтон плевать хотели. Главное, что увлекает их вот уже десять лет, – с помощью искусства понять, кто они такие сами. Темы для фестивалей выбираются кочевнические, страннические , с лейтмотивом между Европой и Азией . Ведь именно через эту географию принято идентифицировать культуру и психологию российских жителей. Само Ширяево стоит посредине России. Между татарской Казанью и древними волжскими городами – колыбелями российской культуры. Красоты это место удивительной. Широкая Волга, мягкие ступени гор со складками известняковых пород, поля и луга, превращенные благодаря окружающим их горам в чаши, которые не под силу сделать самым искусным ювелирам... И не случайно, что именно в Ширяеве была создана одна из самых важных картин о России и российском – репинская Бурлаки на Волге .

Нелли и Роман привозят в Ширяево свои работы и приглашают волжских художников, прежде всего из родной для них Самары. С самого начала, с 1999 года, в организации Ширяевской биеннале художникам Коржовым помогали коллеги из других городов России и разных стран. В Штутгарте идеей рустического , дикого, неподконтрольного прессингу цивилизации творчества увлечен Ханс Михаэль Руппрехтер. Похожий на хиппи художник следует идеям артхулиганства в версии Флюксус . Таким производным от английского flux (поток) словом было названо знаменитое международное артдвижение 60-х. Участники Флюксус (среди которых был легендарный Йозеф Бойс) любили стирать границу между искусством и жизнью, в банальной повседневности отыскивали повод отчаянно лицедействовать, куражиться и шаманить. Герр Руппрехтер практику артшаманства культивирует и в Ширяеве. Каждые два года он составляет собственную кураторскую программу, в которой помимо него участвуют художники, разделяющие один из главных тезисов философии флюксус : искусством может быть все, что угодно, главное, чтобы художник того захотел.

Другой помощник Коржовых в Ширяеве – француженка Марлен Перроне, приглашающая молодых и умных галлов. Третий член кураторской группы – филолог, искусствовед, арткритик из Москвы Александр Панов, отыскивающий самых продвинутых и приспособленных для неформатного фестиваля столичных мастеров. За азиатскую составляющую программы биеннале отвечает известный казахский художник Ербол Мельдибеков. Наконец, по традиции приезжают в Ширяево независимые мастера из разных городов России и мира. В этом году фестиваль в Ширяеве проводится под патронатом Приволжского филиала Государственного центра современного искусства.

С начала августа кураторы и художники жили в селе, общались, творили, обсуждали и готовили главное событие Ширяева – так называемое Номадическое шоу – парад проектов в режиме многочастного спектакля. В этом году спектакль посвящен той стране, что лежит между Европой и Азией, но не России, а Америке. Сразу отмечу, что жанры представления Америки были самые разные: от перфомансов, хеппенингов до картин в технике холст, масло . Как отметили сами кураторы, одним из главных брендов Ширяева стал Low-tech (низкие технологии). Оно и понятно: главное – импровизировать, являть способность удивлять мыслью, а не производственным процессом – кочевнический стиль не предполагает тяжелого скарба.

Знакомство с большинством проектов Номадического шоу убедило в том, что кочевническое искусство куда более отзывчиво к сложным, острым темам жизни, нежели то искусство, что прописалось в привычных, апроприированных эстетикой все покрывающего гламура местах. Немецкая команда дала дружную оплеуху лицемерию социально-политической жизни США. Георг Зайсс поставил в чистом поле объект – имитацию в дереве электрического стула. Назвал Лестница в небо . Унтервергер Манфред тему мощно развил. В каменном сарае сделал инсталляцию 21147 . Цифра обозначает количество приговоренных в США к смертной казни за конкретный отрезок времени. Показанные в темной каморке объекты пугают своей совершенной простотой, обычностью. Вот листочки с обычно сентиментальными, иногда ироничными текстиками. Ксерокс коряво написанных почеркушек. Это последние слова приговоренных к электростулу. Вот сигарета – последняя милость перед разрядом. Вот конфеты – аллегория соблазна. В США купить оружие так же легко, как леденцы. В другой инсталляции Унтервергера фигурируют десять хлебных булочек с птичьими перьями. Это христианская аллегория, рожденная реалиями судопроизводства США. По статистике, каждый десятый приговоренный в Америке к смерти оказывается впоследствии невиновен...

Работы Манфреда принципиально незрелищны и оттого бьют прямо в цель, в самые незащищенные точки сознания и чувств. Подобную же высокую степень сопричастности, вовлеченности зрителя в принципиальный, подчас очень несветский разговор имели проекты-перфомансы, акции. Ханс Михаэль Руппрехтер воздвиг на берегу Волги что-то среднее между индейским вигвамом и декорацией ярмарочного балагана. Шаманскими танцами и восклицаниями он почтил память уникального путешественника, презирающего всякие социальные нормы и связи, – Леона Шенендоа, известного тем, что путешествовал по миру и жил в США, не имея паспорта. Перфоманс назывался Леон Шенендоа умер в 1996-м, Америка до сих пор жива . Эстонские художницы Маре Тралла и Сирам на том же берегу Волги устроили гендерный хеппенинг. Они известные борцы против общественного ханжества и предрассудков. Ходили по пляжу в клоунском обличье с фаллическими символами цвета американского флага. Затем нарядили трансвеститом одного из добровольцев-зрителей. Оммаж известному киногерою Бруно. Одновременно – насмешка над фетишами массовой культуры.

Америка не как страна пороков, но как утопическое место, куда с детства рвется жаждущая романтических приключений душа, – другая важная тема нынешней биеннале. Художник как личность, чья жизнь неотделима от процесса творчества, художник, могущий осуществлять исполнение мечты, – лейтмотив искусства швейцарца Геро Гетце. В Ширяеве он освоил технологию производства настоящего мороженого и во время номадического шоу продавал два его вида с красноречивыми названиями Ностальгия и Утопия . Мир путешествий тонко обыграла семья французских художников – Валентин Суке, Эмели Пичедда и их маленькая дочь Нина Суке. В красивых цветных фотографиях они инсценировали артефакты экзотических культур, которые перемешаны совершенно фантастическим образом: одежда, напоминающая эскимосскую, африканские змеи, деревенские ведра, металлические фляги, охотничий нож – все обозначает воображаемую топографию странствия как универсальной утопии.

Лирическую интонацию разговора о приключениях с географией поддержала Нелли Коржова (живописные работы с запомнившимися артефактами из разных вояжей по миру) и команда москвичей, привезенная куратором Александром Пановым. Диана Мачулина на озере у подножия гор пустила в плавание нежный пароходик – красивое, как мираж, сделанное из прозрачных пластиковых бутылочек напоминание об эпохе великих географических открытий. В самих известняковых горах, распоротых пещерами-штольнями, на четырехметровой высоте повесил старые почтовые ящики Хайм Сокол. Сюрреалистический сюжет с философским названием Адресат выбыл . Меланхолическая работа отсылает и к традиции погребения в древней иудейской культуре, когда гробы не закапывались в землю, но ставились в расщелинах скал.

Одну из лучших работ фестиваля на тему самоидентификации художника в качестве вечного странника предложил Андрей Кузькин. В захватывающем дух своей красотой поле, превращенном благодаря кольцу гор в подобие центра мироздания, он поставил настоящий индейский вигвам и жил в нем неделю отшельником. Смастерил себе лук, разводил огонь над очагом, составленным из больших кистей. Размышлял, рисовал и подписывал рисунки афоризмами вроде Общение возможно только один на один, и то не со всеми . В день номадического шоу прикрепил рисунки к тенту вигвама. Гостей встречал молча, демонстративно не общался. Но даже эта дискоммуникация оказалась потрясающе красноречива: художник – чуткий медиум в соавторство себе выбрал великую природу и достиг полной с ней гармонии.

И Кузькин, и Сокол – признанные лидеры нового поколения московских художников, работающие на стыке пластицизма с концептуализмом. Другие привезенные Александром Пановым мастера – Наталия Абалакова и Анатолий Жигалов выступили как последовательные адепты именно концептуальных практик. В ширяевском Музее Ильи Репина они выставили гравюры советского художника Виктора Бибикова. На них изображена Америка, увиденная глазами человека эпохи 50-60-х, далекая, чужая и холодная. Гравюры попали в архив отца Анатолия Жигалова и теперь Жигалов и Абалакова используют их наподобие каталожных карточек поэта Льва Рубинштейна, как текст, свидетельствующий о стереотипах сформированного идеологией сознания.

Поп-артистическую традицию чтения американского текста предложили самарские мастера. Андрей Сяйлев на старых деревенских избах сделал заплатки из искусственного меха. Роман Коржов наглядно показал встречу Запада и Востока: выложил агрессивный символ поп-культуры – профиль зайца, знакомого по журналу Плейбой , – из традиционных блюд казахской кухни. Похожую поп-артистическую линию намечает и Ербол Мельдибеков: из смятого белого таза он смастерил объект Пик коммунизма – впечатляет как рождение незыблемого из совсем-совсем эфемерного.

Многообразие контекстов интерпретации американской темы, умение мастерски обыграть их, способность постановки сложных неудобных вопросов убедили: кочевническая Ширяевская биеннале – отличное подтверждение, что художнику прятаться за принятые в обществе условности вовсе ни к чему.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

ВЫСТАВКИ 16 – 22 июня

16 – 17 июня LeShow-2006. Великолепный спектакль кожи и меха, фейерверк роскоши и блеска позволит, не дожидаясь сезона холодов, увидеть новые...

News image

Советская Россия. Художественная выставка 1960 года

Республиканская художественная выставка «Советская Россия» 1960 года, открывшаяся в Москве, стала крупнейших событий года в отечественном изобразите...

News image

Владимир Роскин «Я слышу голоса» в Российской Академии

В Российской Академии искусств (Москва), в галерее «Ореады - Les Oreades» 4 февраля была открыта выставка картин Владимира Роскина под названием «Я ...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Арт-персоны:

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Арт-Ярмарка:

Две российские галереи примут участие в ярмарке Frieze

News image

Седьмая по счету, ведущая мировая ярмарка современного искусства Frieze Art Fair открывается в четверг в Лондоне, в ней участвую...

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Арт-Критика:

Неважно, назовете вы это искусством или нет

News image

В центре современной культуры Гараж выставлена инсталляция одного из крупнейших скульпторов Великобритании Энтони Гормли...

Два на полтора

News image

Кинофестиваль в Выборге прошел под девизом Российское кино – прогноз на завтра Представленные в выборгском конкурсе к...

Коллекция и архив Вадима Захарова

News image

Известно – что у бедного завалялось, того у богатого сроду не было. Художник, архивист, коллекционер и издатель Вадим З...