• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Осторожно, ненависть!

Выставки - Выставка: Осторожно,религия

осторожно, ненависть!

Книга недели. Михаил Рыклин. Свастика, крест, звезда: Произведение искусства в эпоху управляемой демократии. М.: Логос, 2006.

Выставка Осторожно, религия! открылась 14 января 2003 года в музее имени А.Д. Сахарова в Москве. В пресс-релизе организаторы указали, что название выставки передает отчетливую двойственность ее замысла: это и призыв к бережному, деликатному, уважительному отношению к религии, вере, верующим людям, и знак внимание, опасность! , когда дело касается религиозного фундаментализма (неважно, мусульманский он или православный), сращения религии с государством, мракобесия .

История с предысторией

С фундаментализмом, против которого и пытались выступать художники, им и пришлось столкнуться. Выставка была разгромлена. Потом был суд, где в качестве обвиняемых оказались не погромщики, а сами художники. А затем Михаил Рыклин написал книгу, в которой дал свою оценку произошедшим событиям.

Оценка, конечно, никак не может претендовать на объективность. Это мнение одной из сторон конфликта, причем, если учитывать мнение суда, стороны проигравшей. С одной стороны, пассажи Рыклина напоминают размахивание кулаками после драки. С другой – он поднимает действительно серьезные проблемы.

Собственно, о самой выставке он пишет очень мало. В первой главе дана подробная хронология событий от открытия выставки до приговора суда. Детально рассматриваются прения сторон, все юридические тонкости дела (недоумевает по поводу этих тонкостей), публикации в прессе.

Стратегия и тактика

Рыклин избрал неверную тактику, неверный стиль своего повествования. Он постоянно оправдывается. Такие интонации имели бы успех в рафинированном интеллигентском сообществе, среди своих, сочувствующих, но вне этого, согласитесь, узкого круга единомышленников они видятся проявлением слабости.

Вновь обратимся к пресс-релизу: Свобода совести может вести к духовной глубине и подвижничеству, может – к фанатизму и ненависти к инаковерующим и инакомыслящим, может – к цинизму и пустоте. Свобода совести и многообразие вероучений и религиозных авторитетов ставит человека перед выбором: во что верить, к какой церкви или религиозной общине принадлежать или же не верить вообще и быть атеистом .

Будем откровенны, этих целей организаторам выставки добиться не удалось, экспонаты, представленные на ней, могут быть охарактеризованы как пошлость, как подростковые комплексы, проявляющиеся, например, в разрисовывании школьных учебников, но не как свобода творчества. Поэтому, не испытывая никаких симпатий к погромщикам, сложно посочувствовать и участникам, авторам картин и инсталляций.

Нехудожественная рефлексия

Пресс-релиз: Выставка Осторожно, религия! – рефлексия и впечатления художников младшего и среднего поколений о религиозности, религиозных людях и религиозных институтах в сегодняшнем мире. Поскольку выставка коллективная, то разброс авторских высказываний и различия в степени их серьезности и глубины неизбежны .

Рефлексия оказалась слишком нехудожественной, поэтому оправдывающийся тон автора оказывается вполне уместен; вряд ли будет возможно проводить наступательную политику, средств для нее у организаторов не наблюдается.

А во второй главе поднимается проблема гораздо более серьезная, проявившаяся в ходе суда, публикаций в прессе и дебатов о произошедшем. Проблема эта – антисемитизм.

Здесь автор уже пытается уйти от оправдательной, защитной тактики. Он приводит яркие примеры, ссылается на маркиза де Сада и других авторов времен французской революции, хотя если погромщикам и известны эти имена, то они не являются для них авторитетом.

И все же: Новые вандалы ссылаются на изгнание Христом торгующих из храма как на прототип своей акции. Им бесполезно доказывать, что Сахаровский музей – не храм, постсоветская Россия – не Иудея, а произведение искусства, независимо от его качества, – не святыня, которую можно подвергнуть поруганию .

Конечно, и эта мысль спорная, из нее можно сделать вывод, что святыню поруганию подвергнуть можно, но здесь уже видна попытка перейти к наступательной тактике и переход от вопросов узкоспециальных (скажем прямо, личной обиды) к действительно серьезным и актуальным проблемам.

Меня удивило восклицание молодой истеричной особы, которая на замечание адвоката о том, что художники не имели намерения никого оскорблять, не сдержалась и, оторвавшись от лежащего на коленях молитвенника, гневно отреагировала: Не надо было нашего царя убивать! В коридорах суда раздавались крики: Вы убили тысячи наших детей!

Эта цитата вполне может служить иллюстрацией к тому, как дело о выставке переросло в антисемитский шабаш, тот логический скачок от конкретного выступления художников к всплескам национальной и религиозной нетерпимости.

* * *



Эмиль КРАСНОВСКИЙ. Взгляд

Михаил Рыклин: То, что я описал, – не уникальная российская диковинка...

Список конфликтов на религиозной почве довольно длинный, и в нем, к сожалению, не удается поставить точку

Известный русский философ и публицист Михаил Рыклин получил важную немецкую премию – Лейпцигской книжной ярмарки. Таким образом отметили книгу Рыклина Свастика, крест, звезда , посвященную судебному процессу вокруг художественной выставки Осторожно, религия . Об этом процессе и этой книге Михаил Рыклин рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Эмилю Красновскому.

- Михаил Кузьмич, Вы получили премию Лейпцигской ярмарки за книгу По праву силы. Произведение искусства в эпоху управляемой демократии (в русском варианте ее название – Свастика, крест, звезда ). Что это за премия? Кто до Вас получал ее?

- Премия называется За европейское взаимопонимание и выдается с 1994 года. Ее получали писатели и журналисты в основном из Восточной Европы, в том числе Имре Кертеш, который потом стал Нобелевским лауреатом, недавно умерший Ричард Капущинский, Светлана Алексиевич и другие. В прошлом году ее вручали Юрию Андруховичу.

Я разделил эту премию с немецким историком и писателем Гердом Кененом, автором книги Русский комплекс . Она посвящена отношениям немцев к России между двумя мировыми войнами. Кенон довольно известный автор, он писал о Красных бригадах (по-русски в издательстве Ультракультура вышла его замечательная книга Веспер, Энслин, Баадер. Немецкий терроризм: начало спектакля ), о Польской солидарности . Сейчас он пишет книгу о Че Геваре. В прошлом он принадлежал к левому движению Германии.

- А чем Вы объясняете то, что в этом году премию получили книги, посвященные России, анализу ее прошлого и настоящего?
- Для меня было полной неожиданностью, что я получил эту премию. Я объясняю это тем, что после убийства Анны Политковской интеллектуальная общественность, в частности немецкая, эмоционально отреагировала на то, что происходит в России. Скорее всего, сыграло свою роль и то, что во всем мире распространяется фундаментализм. То, что я описал в своей книге, – отнюдь не уникальная российская диковинка, это событие, которое – возможно, в гротескной форме и с участием государства – подчеркивает то, что происходит и в других странах. Я имею в виду скандал с датскими карикатурами, скандал с оперой Моцарта в Германии, которую сняли с репертуара, а потом восстановили, скандал с речью римского папы. Список конфликтов на религиозной почве довольно длинный, и в нем, к сожалению, не удается поставить точку.

- Скажите, а что представляет собой Лейпцигская книжная ярмарка и чем она отличается от другой крупнейшей международной книжной ярмарки, Франкфуртской?
- Франкфуртская ярмарка – крупнейшая фабрика в области продажи авторских прав. На ней присутствуют, конечно, и авторы, но в основном это событие для литературных агентов и издателей. Лейпцигская ярмарка сопровождается массированными мероприятиями, на которых авторы встречаются со своими читателями. Программа этой ярмарки Лейпциг читает сопровождается тысячами чтений. Лейпциг был крупнейшим издательским центром Германии. И сейчас Лейпциг пытается возродить традиции издательского центра, утраченные им в период существования ГДР. И, похоже, это ему удается.

- А в какой мере Вы участвовали в программе Лейпциг читает ?
- Я участвовал во многих мероприятиях. На ярмарке было несколько телевизионных компаний, в частности, работало Первое и Второе немецкое телевидение. Я был приглашен на эти передачи, которые записывались публично в присутствии посетителей ярмарки. В день приходилось давать по нескольку интервью, участвовать в различных чтениях и дискуссиях. И все это на немецком языке, что требовало довольно большого напряжения.

- На ярмарке меня поразило огромное количество людей. В течение пяти дней ее работы их становилось все больше и больше. Чтения, которые одновременно происходили в ста разных местах, тем не менее, собирали большое количество слушателей. Кроме того, было очень много молодежи, студентов, школьников. И каждый находил для себя что-то интересное. Похоже, что в Германии по-прежнему ценят книгу?
- Действительно, там выходит очень много книг, очень много переводится, есть довольно широкий круг людей, читающих серьезную, интеллектуальную литературу.

- На ярмарке преобладали немецкие издательства?
- Всего было более двух тысяч издательств. Правда, с точки зрения представительства издательств Франкфуртская ярмарка значительно превосходит Лейпцигскую, она вообще по этому показателю превосходит все книжные ярмарки мира.

Но с точки зрения присутствия авторов Лейпцигская ярмарка ей не уступает. В Лейпциг приезжали многие известные немецкие авторы, множество авторов из Восточной Европы. В этом году был год Словении. Приезжали такие авторы, как Славой Жижек, Младен Долар. Лейпцигская ярмарка обращена на Восток, и не случайно премия За европейское взаимопонимание – это не только главная премия Лейпцигской ярмарки, это премия города Лейпцига, земли Саксония и Союза немецких книготорговцев. Торжественным вручением этой премии открывается ярмарка, и большинство лауреатов этой премии были из Восточной Европы.

- Были ли Вы на российском стенде? Какие российские издательства были представлены на ярмарке?
- Я видел на российском стенде книги, посвященные религиозной проблематике, видел множество альбомов о Москве, но, честно говоря, известных мне интеллектуальных издательств я там не заметил.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка Лирика в произведениях художников военного по

5 мая 1995 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка Лирика в произведениях художников военного поколе...

News image

ВЫСТАВКИ 23 – 29 июня 2006

23 – 24 июня «Взгляд». Выпускники московских художественных вузов, ученики известных мастеров Анастасия Ахнина, Ольга Гуревич, Максим Малашенк...

News image

Наш современник. Вторая выставка ленинградских художник

Вторая выставка произведений ленинградских художников «Наш современник», открытая осенью 1972 года в Ленинграде в залах Государственного Русского му...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

Арт-персоны:

Чаевые для художника

News image

Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как...

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Арт-Ярмарка:

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Арт-Критика:

Поверх барьеров

News image

ТРАНСФЕР в Центре М'АРС Выставка Трансфер , прошедшая в Центре современного искуства М'АРС , – второй из семи ку...

Огород не хуже версальского

News image

Состоялся фестиваль Архстояние-2009 Фестиваль Архстояние проходит уже несколько лет. В нынешнем году форум состоялс...

Картинки без книжек

News image

В Литературном музее открылась выставка Мастера книжной графики Фестиваль коллекций современного искусства от ГЦСИ вс...