• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Пятеро в лодке, не считая коллекционера

Арт-проекты - Арт-Критика

пятеро в лодке, не считая коллекционера




От Фаворского до Тишкова: художники разных поколений и даже разных эпох объединены общей экспозицией Мастера книжной графики в выставочном зале Литературного музея.

Иллюстрировать книги – занятие, на первый взгляд, нехитрое. Писатель все уже придумал за художника, так что последнему остается лишь выбрать самые занимательные эпизоды повествования и нарисовать, что там и как, руководствуясь текстом... На практике, конечно же, обстоит с точностью до наоборот. Псевдопреимущество оборачивается немалой творческой проблемой. Если в изображениях дотошно следовать литературному первоисточнику, возникает сюжетный и смысловой повтор, то самое умножение сущностей , от которого еще Библия предостерегала. Такие иллюстрации будут только раздражать своими навязчивыми интерпретациями. А если двинуться по пути ассоциативных перекличек текста с изображением, то есть риск попадания пальцем в небо. Читатель может просто не расшифровать предложенные ребусы или же отвергнет саму систему соответствий, найдя ее нерелевантной.

Надо полагать, не в последнюю очередь именно по этой причине уходят в прошлое книжки с картинками.

Речь о взрослой литературе, естественно – с детским чтением обстоит иначе, хотя там полно других проблем, связанных, например, с депрофессионализацией самого жанра иллюстрирования. А вот со старшим поколением обошлись радикально, оставив ему для визуального наслаждения в лучшем случае рисованные обложки. Да и те обычно исполняют рекламную функцию, плохо соотносясь с содержанием. Понятное дело, иллюстрации увеличивают себестоимость издания, но дело не только в деньгах. Возобладала идейная позиция Юрия Тынянова и других прогрессивных литературоведов 1920-х годов: иллюстрации книгам вредны. Будто бы вместо обогащения смыслов происходит их обеднение и упрощение, рушится литературный строй, выключается читательское воображение и т. п.

Отчасти с этой позицией нельзя не согласиться, но с важной оговоркой – если речь идет о плохих иллюстрациях.

Между тем, были и есть художники, способные адекватно справляться со всеми жанровыми сложностями. Пятеро из таких авторов представлены сейчас на выставке в ГЛМ, которая презентует коллекцию книжной графики Бориса Фридмана. Выборка из его собрания сделана не вполне очевидным образом, здесь отсутствуют единство времени и единство стиля. Можно говорить разве что о единстве места: все художники московские, но даже и этот фактор не назовешь решающим.

Пожалуй, главный объединяющий момент экспозиции – уверенная способность иллюстраторов вступать в равноправный диалог с текстом, не поддакивая ему и не переча без нужды.

Начинается выставка, устроенная по инициативе ГЦСИ (Государственного центра современного искусства), с хрестоматийной классики Владимира Фаворского. Многие считают его идеальным иллюстратором в силу изобразительных принципов, им разработанных. Не вдаваясь в подробности, упомянем лишь о его идее включения белого листа в композицию как неотъемлемого элемента последней.

Лаконичные черно-белые гравюры с редким, но точным использованием цвета применялись Фаворским для иллюстрирования самых разных изданий – от ветхозаветной Книги Руфь до сборника Революционная поэзия современного Запада .

Борис Фридман собрал немало работ художника – и в листах, и в виде экземпляров книг, изданных, к примеру, знаменитой ленинградской Academia...

А младший современник Фаворского Борис Свешников, немало лет проведший в сталинских лагерях, отличался романтической интонацией и тягой к неназойливой мистике, что находило отражение в его иллюстрациях к Страданиям юного Вертера или к поэзии Эмиля Верхарна. Довольно неожиданными на этом фоне могут показаться тушевые рисунки к книге Джерома, но даже для похождений трех джентльменов и собаки Свешников выбрал не столь гротескную манеру, как могло бы прийти в голову кому-то другому.

Потрясающий Юрий Ващенко представлен в экспозиции исключительно кэрролловской Алисой .

К обеим книгам он несколько лет делал серию офортов и тушевых рисунков, не впадая в эквилибристику и сознательно сдерживая фантазию рамками холодноватой сюрреалистической манеры. Несколько барочными, но оправданными авторским отношением кажутся иллюстрации к Ярмарке тщеславия Теккерея, выполненные в 1980-е годы Игорем Макаревичем – ныне больше известным как художник-концептуалист.

Наконец, другой заметный фигурант на поприще контемпорари арта – Леонид Тишков – представлен циклом иллюстраций к Вулкану и Венере обэриута Николая Олейникова. Тут совсем другая, почти самиздатская стилистика: нагромождение изобразительных фрагментов, абсурдистский юмор, постоянное сопровождение рисунков рукописными подписями.

Фаворский, скорее всего, не одобрил бы, но такая эволюция все же не выглядит вырождением жанра.

Преемственность не стоит понимать буквально, иногда она строится на предыдущих отходах производства или вовсе на контрасте.

Конечно, пятерыми авторами вопрос не исчерпывается, да и задачи такой не стояло. Тут всего лишь отдельные сюжеты, выхваченные коллекционерским прожектором из тьмы прошедших десятилетий. Кому-то даже может почудиться, что стоит лишь щелкнуть рубильником – и все канет обратно в ретро-неразличимость. Но для пессимизма не больше оснований, чем для оптимизма. Осмысление истории и ее развитие зависит от наличия заинтересованной аудитории.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка картин Алекса Грея в Галерее Елены Врублевской

4 июня - 15 июля 2010 года В этом году Галерея Елены Врублевской отмечает свое десятилетие. К этому событию приурочена выставка картин знаменит...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1960 год

Выставка произведений ленинградских художников 1960 года , открытая в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, стала одним из крупней...

News image

Какие могут быть игрушки…

Выставка названа по имени героини – соломенной шляпки, которая была известна еще в Средние века. Вплоть до эпохи Ренессанса ее носили преимущест...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Государственная премия Инновация . Справка

News image

В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент...

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Арт-персоны:

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

Арт-Ярмарка:

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Арт-Критика:

Не толоконный лоб

News image

Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии ...

Коллекция и архив Вадима Захарова

News image

Известно – что у бедного завалялось, того у богатого сроду не было. Художник, архивист, коллекционер и издатель Вадим З...

Картина должна восприниматься не умом, а животом

News image

Фильм режиссера Алексея Мизгирева Бубен, барабан получил две награды на кинофестивале в Локарно – приз за лучшую режиссуру и...