• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Пятеро в лодке, не считая коллекционера

Арт-проекты - Арт-Критика

пятеро в лодке, не считая коллекционера




От Фаворского до Тишкова: художники разных поколений и даже разных эпох объединены общей экспозицией Мастера книжной графики в выставочном зале Литературного музея.

Иллюстрировать книги – занятие, на первый взгляд, нехитрое. Писатель все уже придумал за художника, так что последнему остается лишь выбрать самые занимательные эпизоды повествования и нарисовать, что там и как, руководствуясь текстом... На практике, конечно же, обстоит с точностью до наоборот. Псевдопреимущество оборачивается немалой творческой проблемой. Если в изображениях дотошно следовать литературному первоисточнику, возникает сюжетный и смысловой повтор, то самое умножение сущностей , от которого еще Библия предостерегала. Такие иллюстрации будут только раздражать своими навязчивыми интерпретациями. А если двинуться по пути ассоциативных перекличек текста с изображением, то есть риск попадания пальцем в небо. Читатель может просто не расшифровать предложенные ребусы или же отвергнет саму систему соответствий, найдя ее нерелевантной.

Надо полагать, не в последнюю очередь именно по этой причине уходят в прошлое книжки с картинками.

Речь о взрослой литературе, естественно – с детским чтением обстоит иначе, хотя там полно других проблем, связанных, например, с депрофессионализацией самого жанра иллюстрирования. А вот со старшим поколением обошлись радикально, оставив ему для визуального наслаждения в лучшем случае рисованные обложки. Да и те обычно исполняют рекламную функцию, плохо соотносясь с содержанием. Понятное дело, иллюстрации увеличивают себестоимость издания, но дело не только в деньгах. Возобладала идейная позиция Юрия Тынянова и других прогрессивных литературоведов 1920-х годов: иллюстрации книгам вредны. Будто бы вместо обогащения смыслов происходит их обеднение и упрощение, рушится литературный строй, выключается читательское воображение и т. п.

Отчасти с этой позицией нельзя не согласиться, но с важной оговоркой – если речь идет о плохих иллюстрациях.

Между тем, были и есть художники, способные адекватно справляться со всеми жанровыми сложностями. Пятеро из таких авторов представлены сейчас на выставке в ГЛМ, которая презентует коллекцию книжной графики Бориса Фридмана. Выборка из его собрания сделана не вполне очевидным образом, здесь отсутствуют единство времени и единство стиля. Можно говорить разве что о единстве места: все художники московские, но даже и этот фактор не назовешь решающим.

Пожалуй, главный объединяющий момент экспозиции – уверенная способность иллюстраторов вступать в равноправный диалог с текстом, не поддакивая ему и не переча без нужды.

Начинается выставка, устроенная по инициативе ГЦСИ (Государственного центра современного искусства), с хрестоматийной классики Владимира Фаворского. Многие считают его идеальным иллюстратором в силу изобразительных принципов, им разработанных. Не вдаваясь в подробности, упомянем лишь о его идее включения белого листа в композицию как неотъемлемого элемента последней.

Лаконичные черно-белые гравюры с редким, но точным использованием цвета применялись Фаворским для иллюстрирования самых разных изданий – от ветхозаветной Книги Руфь до сборника Революционная поэзия современного Запада .

Борис Фридман собрал немало работ художника – и в листах, и в виде экземпляров книг, изданных, к примеру, знаменитой ленинградской Academia...

А младший современник Фаворского Борис Свешников, немало лет проведший в сталинских лагерях, отличался романтической интонацией и тягой к неназойливой мистике, что находило отражение в его иллюстрациях к Страданиям юного Вертера или к поэзии Эмиля Верхарна. Довольно неожиданными на этом фоне могут показаться тушевые рисунки к книге Джерома, но даже для похождений трех джентльменов и собаки Свешников выбрал не столь гротескную манеру, как могло бы прийти в голову кому-то другому.

Потрясающий Юрий Ващенко представлен в экспозиции исключительно кэрролловской Алисой .

К обеим книгам он несколько лет делал серию офортов и тушевых рисунков, не впадая в эквилибристику и сознательно сдерживая фантазию рамками холодноватой сюрреалистической манеры. Несколько барочными, но оправданными авторским отношением кажутся иллюстрации к Ярмарке тщеславия Теккерея, выполненные в 1980-е годы Игорем Макаревичем – ныне больше известным как художник-концептуалист.

Наконец, другой заметный фигурант на поприще контемпорари арта – Леонид Тишков – представлен циклом иллюстраций к Вулкану и Венере обэриута Николая Олейникова. Тут совсем другая, почти самиздатская стилистика: нагромождение изобразительных фрагментов, абсурдистский юмор, постоянное сопровождение рисунков рукописными подписями.

Фаворский, скорее всего, не одобрил бы, но такая эволюция все же не выглядит вырождением жанра.

Преемственность не стоит понимать буквально, иногда она строится на предыдущих отходах производства или вовсе на контрасте.

Конечно, пятерыми авторами вопрос не исчерпывается, да и задачи такой не стояло. Тут всего лишь отдельные сюжеты, выхваченные коллекционерским прожектором из тьмы прошедших десятилетий. Кому-то даже может почудиться, что стоит лишь щелкнуть рубильником – и все канет обратно в ретро-неразличимость. Но для пессимизма не больше оснований, чем для оптимизма. Осмысление истории и ее развитие зависит от наличия заинтересованной аудитории.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Картины И.П. Похитонова на выставке «Чародей-Художник»

3 марта – 23 мая 2010 года Лаврушинский, 10, залы № 46–48 Пресс-показ – 2 марта в 14.00 Вернисаж – 2 марта в 16.00 (по пригласительным) Илья...

News image

Фестиваль, посвященный современному искусству

Галерея «Винзавод» (Москва) 2-25(29) августа 2010 года 2 августа в галерее «Винзавод» будет открыт фестиваль, посвященный современному искусст...

News image

Выставка «Всегда другое искусство». Государственный муз

13 апреля – 30 мая 2010 года 13 апреля в Государственном музее современного искусства состоялось открытие выставки, на которой представлены про...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Арт-персоны:

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Роджер Бюргель, арт-директор Documenta XII: Могу вам с

News image

Роджер Бюргель: Documenta XII – это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции,...

Арт-Ярмарка:

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Арт-Критика:

Глагольная форма

News image

Энтони Гормли, очень известный британский скульптор, показал в Гараже художественные останки здравствующих ньюкасльцев –...

Картина должна восприниматься не умом, а животом

News image

Фильм режиссера Алексея Мизгирева Бубен, барабан получил две награды на кинофестивале в Локарно – приз за лучшую режиссуру и...

Два на полтора

News image

Кинофестиваль в Выборге прошел под девизом Российское кино – прогноз на завтра Представленные в выборгском конкурсе к...