• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Как я стал гуру

Биеналле - Московская биеннале

как я стал гуру

Художник Олег Кулик вновь протестует. На этот раз против коммерциализации искусства. Его проект Пространственная литургия , представленный в рамках Московской биеннале, призван помочь зрителям достичь просветления . Сам Кулик отрастил толстовскую бороду, ездит на велосипеде и не делает ничего, не посоветовавшись со своим духовным ламой из Тибета. Пикантность ситуации в том, что за декоммерциализацию и просветление борется художник, чьи работы стоят до 40 тыс. евро. О современном искусстве и превратностях творческого пути с художником побеседовала корреспондент Профиля .
- Олег, расскажите, что собой представляет ваш новый проект?
- Из русских перформансов 1960-2000-х годов я отобрал те, которые были связаны с метафизическими переживаниями, с ситуациями Распятия, Порки, Расстрела, и перевел их в одну из древнейших эстетических форм - в театр теней . Ведь тени - это первое, что увидели первобытные люди. Дети сидели у костра в пещере, высасывая косточку какого-нибудь животного, и наблюдали за взрослыми, танцующими у огня.
- Почему вы называете этот проект медитацией ?
- Зритель, попав в сеть зеркальных лабиринтов, наполненных неясными фигурами, звуками, голосами, собственными и чужими отражениями, окажется в духовном пространстве жизни, в которой можно заблудиться или пройти путь совершенствования. Он растворится в этом объединяющем всех пространстве духовности.
- А как вы пришли к этой идее?
- Последние десять лет я много путешествовал, посещал мессы и литургии. И обнаружил интересную вещь: многие люди, участвующие в таких обрядах, сталкиваются с рядом эффектов - художественных, визуальных, слуховых, ментальных. Воздействие идет на все центры человека, которые начинают оживать, и он выходит с литургии радостным, успокоенным, правильно настроенным. Я стал замечать, что в современном искусстве не хватает такой со-настройки всех людей. Все сидят, разделенные белыми мертвыми стенами галерей. Поэтому последние пять лет я не делаю никаких других произведений, кроме литургий.
- Вы пережили кризис?
- Я не понимал, что мне нужно делать. Я просыпался утром, включал ТВ и видел в новостях танкеры стоимостью в миллиарды долларов, много техники, людей, усилий, на которые тратятся миллиарды, и вдруг показывают какую-то африканскую деревню, загибающуюся от того, что в ней нет канализации, но ей никто не помогает. При этом говорят о каком-то социальном равенстве, демократии. Как сказал художник Павел Папперштейн, цивилизация прекрасно освоила мастурбационный проект : никто никого не любит, но все друг другом манипулируют. А искусство - это зона любви.
- Поэтому вы когда-то делали копии некоторых частей своего тела и продавали их в московских секс-шопах?
- Я всегда готов поделиться своей любовью со всеми. Я не понимаю, почему художники, которые всю жизнь были нон-конформистами, занимались игрой, поиском, вдруг перестали смеяться, превратившись в каких-то свинопасов , тупо зарабатывающих бабло. Я не осуждаю их, но и не понимаю. Может быть, мне надо было просто производить золотые фигурки человека-собаки, кусающей девочку, и продавать это на аукционах? Наше поколение играло в коммерцию. И мне тоже было интересно это попробовать, посмотреть, что это такое, как работает. Мы стали смотреть на свои произведения как на предмет продажи, не более того.
- Вы считаете, что русские художники актуального искусства вдруг стали работать только на деньги?
- Грубо говоря, они стали больше думать о стратегиях, нежели об искусстве. Я не вижу ничего плохого в коммерциализации, но важно, для чего она используется. Она должна работать на расширение зоны эксперимента, для некоторой независимости художника. Когда я понял, что коммерциализация захлестнула все и современное искусство превратилось в сферу бизнеса, я захотел от этого уйти. Когда я почувствовал исчерпанность в современном искусстве России, я уехал в Монголию. Это было в 2004 году.
- Почему в Монголию, а не в Тибет?
- Монголы абсолютно экзистенциальный, чистый народ, не имеющий материальных привязанностей, характерных для современной цивилизации. Люди постоянно перемещаются - 8-12 раз в году и никогда не останавливаются в одном и том же месте дважды в жизни. И они готовы ко всему. То есть они постоянно живут в состоянии перформанса. Ведь что такое перформанс? Это действие, которое влечет за собой непредсказуемые последствия.
- В таком случае вся жизнь в России - один сплошной перформанс.
- Ну вот поэтому у нас перформансы никого не удивляют. А с другой стороны, получается, это органичная для России форма. Включите телевизор, посмотрите, что у нас делается в Чечне или еще где-то! Дайте нам лучше что-нибудь красивое, доброе, вечное . И получают идеологический заказ - красивое, доброе, вечное , которое существует только в киностудии Мосфильм или в головах идеологов.
- Поэтому вы решили сделать настоящее доброе и вечное и занялись литургиями. А как вообще произошла трансформация Олега Кулика из лающей у входа в Кунстхалле в Цюрихе человека-собаки в нынешнего Кулика, с толстовской бородой?
- Совершенно естественно. Меня всегда интересовала тема взаимоотношений реального мира и мира искусства. Я стал человеком-собакой , которая выбегает в мир, где все вечно спешат, и кричит: Идите все в задницу! или кусает кого-нибудь, благодаря чему наступает сбой в заданной программе и катарсис смысла, и тот, кто это слышит, может наконец понять, что ему нужно делать в жизни. Может быть, ему нужно бросить офис и идти в монастырь или перестать продавать бездарные картинки на Арбате и идти работать на завод.
- Реальная жизнь говорит о том, что в России формируется рынок современного искусства. Дарья Жукова выставляет произведения известнейших западных художников в своем центре Гараж , ее друг Абрамович покупает для ее коллекции вещи на аукционах и арт-ярмарках, галерист Ларри Гагосян привозит части своих коллекций в Барвиху, где их покупают обеспеченные российские граждане. Как вы ко всему этому относитесь?
- Я отношусь к таким людям, как к временному правительству в области искусства. Всегда были даши жуковы, стеллы кесаевы или регины, жены богатых людей, которые, купив сначала западный образ жизни, пытались навязать западные принципы в искусстве. Для меня главный человек не Ларри Гагосян и не Саатчи, а директор МоМА или директор Тейт Модерн , которые никогда не покажут то, что так любит Гагосян, - ни Джефри Кунса, ни Дэмиана Херста. Дэмиана Херста и Кунса обсуждают только техасские поставщики мяса для гамбургеров, арабские шейхи или наши олигархи. Это - специальные продукты для стран третьего мира: бриллианты, базальт, позолота. Мир гламура, адаптированный к современному искусству. Это вызывает только улыбку. Такие, как Гагосян, просто почувствовали, что в России есть шальные деньги, и привозят сюда искусство шальных денег .
- То есть, по-вашему, обеспеченные люди не могут купить искусство?
- Они покупают эрзацы. В каком-то смысле искусство нельзя купить. Люди, которые ходят в секцию йоги и закидывают ноги за уши, думают, что она помогает им прочищать энергетические каналы, а на самом деле она помогает лишь усыпить их нервозность. Надо дальше двигаться. Чтобы дальше двигаться, они покупают искусство как индульгенцию: Мы заплатили за духовную практику, которую кто-то другой прошел . Но никто другой не проживет вашу жизнь и не испытает страданий, которые вы испытали. В этом смысле искусство как коммерческий объект совершенно бессмысленно.
- И поэтому свою литургию вы проводите в большом-пребольшом магазине...
- Как ни странно, магазин я рассматриваю как место силы , которое способно, безусловно, трансформироваться в сознании посетителей со всей Москвы в Литургию. Он осветится, даже засветится изнутри.
- А что вас вообще привело к занятию искусством?
- Я еще в детском саду знал, что я - художник. Я родился таким. Наверное, это знание из прошлых воплощений. Я никогда не выбирал даже быть художником. Я сразу стал им.
- Вы что, уже в детском саду устраивали перформансы?
- Да, я разбавлял краски мочой, а в школе рисовал зеленкой на партах, устраивал хулиганские выходки. Меня карали : в детском саду во время тихого часа меня надолго и почему-то голым ставили в угол. Напрасно, потому что дети не спали, им была интересна моя реакция.

ДОСЬЕ
ОЛЕГ КУЛИК В 1979 окончил Художественную школу в Киеве, а затем в 1982-м там же Геологический институт. В 1984-1986 годах служил в рядах Советской Армии. С 1986-го живет в Москве. Постоянный участник ведущих мировых выставок (Венецианская биеннале, Стамбульская биеннале и Биеннале в Сан-Паулу, выставки в Париже и Вене, Барселоне и Киото, Нью-Йорке и Кельне, Арт-Москва ). Известен своими перформансами, в которых представал в образе человека-собаки , и инсталляцией Теннисистка (2002).

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИЕННАЛЕ
Девиз основного проекта III Московской биеннале современного искусства - Против исключения . В центре современного искусства Гараж Юрий Альберт, Эрвин Вурм (Австрия), Роман Зигнер, Жан-Жак Лебель (Франция), Хаим Сокол, Анатолий Осмоловский, Атул Додиа (Индия), Вим Дельвуа (Бельгия), Гада Амер (США), арт-группа Синие носы представят проект, подготовленный куратором биеннале Жаном-Юбером Мартеном. Зрелище будет мультижанровым и причудливым.
Персональная выставка британцев Тима Нобла и Сью Вебстер 20 Modern Classics пройдет в галерее Триумф . Центральный объект экспозиции - рабочий стол, заваленный движущимися сломанными игрушками и металлическими объектами. Инсталляция, по замыслу авторов, должна наводить на размышления о телесности или бестелесности игрушки.
Тему игрушки продолжает проект Не игрушки? , который покажут в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Анна Ермолаева, Виталий Комар
и Александр Меламид проследят место игрушки в русском искусстве с 1930-х годов до настоящего времени.
Для участия в перформансах следует отправляться в Музей современного искусства: в филиале на Петровке Андрей Бартенев покажет скульптуру-рукоход - фантазию на тему шведской стенки. Гости смогут свободно поупражняться на ней.
А на Гоголевском бульваре представят проект Piece of Art. Посетителям вместо пригласительного выдадут по кусочку объекта, который они будут старательно собирать весь вечер. Карты и подсказки участникам нужно найти самостоятельно. В итоге должна получиться работа, созданная, а потом раздробленная пятью современными российскими художниками.
Еще один проект - В ожидании бодрого будущего (фонд культуры Екатерина ) - станет ответом кризису. Будущее в фотографиях попытались представить Анастасия Хорошилова, Майкл Флири, Ботто и Бруно. Здесь всего понемногу - абсурда, магии, апокалипсиса.
Бельгиец Люк Тюйманс покажет проект Наперекор дню (Baibakov art projects). Знаменитый живописец попытается рассказать, насколько человечество зависит от виртуальной реальности. На Винзаводе будет хозяйничать Мастерская ван Лисхаут с инсталляцией Город рабов. Cradle to cradle . Проект - изнанка общества потребления, отрицающего гуманизм.
Московский Дом фотографии в ЦВЗ Манеж покажет выставку харьковского фотографа Бориса Михайлова Место, время... специально для тех, кто пропустил его ретроспективу в прошлом году на Винзаводе .
Биеннале продлится до 25 октября.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

5 декабря 1956 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась Осенняя выставка произведений ленинградских художников...

News image

Картины И.П. Похитонова на выставке «Чародей-Художник»

3 марта – 23 мая 2010 года Лаврушинский, 10, залы № 46–48 Пресс-показ – 2 марта в 14.00 Вернисаж – 2 марта в 16.00 (по пригласительным) Илья...

News image

Выставка Народное актуальное. Пейзаж в наивном и совре

10 марта – 6 апреля 2010 10 марта в арт-центре «Я галерея» будет открыта выставка, которая является продолжением проекта «Народное актуальное», р...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н

News image

Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ...

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

Арт-персоны:

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Чаевые для художника

News image

Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как...

Арт-Ярмарка:

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Арт-Критика:

Дверь от дома, которого нет

News image

Фестиваль Архстояние открылся под Калугой Громкий стук бьющегося сердца (правда, рвущегося из динамиков) встречал приехав...

В деревню за искусством

News image

Архитектурно-художественный open air в деревне Никола-Ленивец Калужской области: фестиваль ландшафтных объектов Архстояние о...

Сказка про красоту

News image

В Выборге завершился кинофестиваль Окно в Европу По традиции Выборгского фестиваля жюри еще до объявления результатов...