Реклама*
Биеналле - Московская биеннале
Художник Олег Кулик вновь протестует. На этот раз против коммерциализации искусства. Его проект Пространственная литургия , представленный в рамках Московской биеннале, призван помочь зрителям достичь просветления . Сам Кулик отрастил толстовскую бороду, ездит на велосипеде и не делает ничего, не посоветовавшись со своим духовным ламой из Тибета. Пикантность ситуации в том, что за декоммерциализацию и просветление борется художник, чьи работы стоят до 40 тыс. евро. О современном искусстве и превратностях творческого пути с художником побеседовала корреспондент Профиля .
- Олег, расскажите, что собой представляет ваш новый проект?
- Из русских перформансов 1960-2000-х годов я отобрал те, которые были связаны с метафизическими переживаниями, с ситуациями Распятия, Порки, Расстрела, и перевел их в одну из древнейших эстетических форм - в театр теней . Ведь тени - это первое, что увидели первобытные люди. Дети сидели у костра в пещере, высасывая косточку какого-нибудь животного, и наблюдали за взрослыми, танцующими у огня.
- Почему вы называете этот проект медитацией ?
- Зритель, попав в сеть зеркальных лабиринтов, наполненных неясными фигурами, звуками, голосами, собственными и чужими отражениями, окажется в духовном пространстве жизни, в которой можно заблудиться или пройти путь совершенствования. Он растворится в этом объединяющем всех пространстве духовности.
- А как вы пришли к этой идее?
- Последние десять лет я много путешествовал, посещал мессы и литургии. И обнаружил интересную вещь: многие люди, участвующие в таких обрядах, сталкиваются с рядом эффектов - художественных, визуальных, слуховых, ментальных. Воздействие идет на все центры человека, которые начинают оживать, и он выходит с литургии радостным, успокоенным, правильно настроенным. Я стал замечать, что в современном искусстве не хватает такой со-настройки всех людей. Все сидят, разделенные белыми мертвыми стенами галерей. Поэтому последние пять лет я не делаю никаких других произведений, кроме литургий.
- Вы пережили кризис?
- Я не понимал, что мне нужно делать. Я просыпался утром, включал ТВ и видел в новостях танкеры стоимостью в миллиарды долларов, много техники, людей, усилий, на которые тратятся миллиарды, и вдруг показывают какую-то африканскую деревню, загибающуюся от того, что в ней нет канализации, но ей никто не помогает. При этом говорят о каком-то социальном равенстве, демократии. Как сказал художник Павел Папперштейн, цивилизация прекрасно освоила мастурбационный проект : никто никого не любит, но все друг другом манипулируют. А искусство - это зона любви.
- Поэтому вы когда-то делали копии некоторых частей своего тела и продавали их в московских секс-шопах?
- Я всегда готов поделиться своей любовью со всеми. Я не понимаю, почему художники, которые всю жизнь были нон-конформистами, занимались игрой, поиском, вдруг перестали смеяться, превратившись в каких-то свинопасов , тупо зарабатывающих бабло. Я не осуждаю их, но и не понимаю. Может быть, мне надо было просто производить золотые фигурки человека-собаки, кусающей девочку, и продавать это на аукционах? Наше поколение играло в коммерцию. И мне тоже было интересно это попробовать, посмотреть, что это такое, как работает. Мы стали смотреть на свои произведения как на предмет продажи, не более того.
- Вы считаете, что русские художники актуального искусства вдруг стали работать только на деньги?
- Грубо говоря, они стали больше думать о стратегиях, нежели об искусстве. Я не вижу ничего плохого в коммерциализации, но важно, для чего она используется. Она должна работать на расширение зоны эксперимента, для некоторой независимости художника. Когда я понял, что коммерциализация захлестнула все и современное искусство превратилось в сферу бизнеса, я захотел от этого уйти. Когда я почувствовал исчерпанность в современном искусстве России, я уехал в Монголию. Это было в 2004 году.
- Почему в Монголию, а не в Тибет?
- Монголы абсолютно экзистенциальный, чистый народ, не имеющий материальных привязанностей, характерных для современной цивилизации. Люди постоянно перемещаются - 8-12 раз в году и никогда не останавливаются в одном и том же месте дважды в жизни. И они готовы ко всему. То есть они постоянно живут в состоянии перформанса. Ведь что такое перформанс? Это действие, которое влечет за собой непредсказуемые последствия.
- В таком случае вся жизнь в России - один сплошной перформанс.
- Ну вот поэтому у нас перформансы никого не удивляют. А с другой стороны, получается, это органичная для России форма. Включите телевизор, посмотрите, что у нас делается в Чечне или еще где-то! Дайте нам лучше что-нибудь красивое, доброе, вечное . И получают идеологический заказ - красивое, доброе, вечное , которое существует только в киностудии Мосфильм или в головах идеологов.
- Поэтому вы решили сделать настоящее доброе и вечное и занялись литургиями. А как вообще произошла трансформация Олега Кулика из лающей у входа в Кунстхалле в Цюрихе человека-собаки в нынешнего Кулика, с толстовской бородой?
- Совершенно естественно. Меня всегда интересовала тема взаимоотношений реального мира и мира искусства. Я стал человеком-собакой , которая выбегает в мир, где все вечно спешат, и кричит: Идите все в задницу! или кусает кого-нибудь, благодаря чему наступает сбой в заданной программе и катарсис смысла, и тот, кто это слышит, может наконец понять, что ему нужно делать в жизни. Может быть, ему нужно бросить офис и идти в монастырь или перестать продавать бездарные картинки на Арбате и идти работать на завод.
- Реальная жизнь говорит о том, что в России формируется рынок современного искусства. Дарья Жукова выставляет произведения известнейших западных художников в своем центре Гараж , ее друг Абрамович покупает для ее коллекции вещи на аукционах и арт-ярмарках, галерист Ларри Гагосян привозит части своих коллекций в Барвиху, где их покупают обеспеченные российские граждане. Как вы ко всему этому относитесь?
- Я отношусь к таким людям, как к временному правительству в области искусства. Всегда были даши жуковы, стеллы кесаевы или регины, жены богатых людей, которые, купив сначала западный образ жизни, пытались навязать западные принципы в искусстве. Для меня главный человек не Ларри Гагосян и не Саатчи, а директор МоМА или директор Тейт Модерн , которые никогда не покажут то, что так любит Гагосян, - ни Джефри Кунса, ни Дэмиана Херста. Дэмиана Херста и Кунса обсуждают только техасские поставщики мяса для гамбургеров, арабские шейхи или наши олигархи. Это - специальные продукты для стран третьего мира: бриллианты, базальт, позолота. Мир гламура, адаптированный к современному искусству. Это вызывает только улыбку. Такие, как Гагосян, просто почувствовали, что в России есть шальные деньги, и привозят сюда искусство шальных денег .
- То есть, по-вашему, обеспеченные люди не могут купить искусство?
- Они покупают эрзацы. В каком-то смысле искусство нельзя купить. Люди, которые ходят в секцию йоги и закидывают ноги за уши, думают, что она помогает им прочищать энергетические каналы, а на самом деле она помогает лишь усыпить их нервозность. Надо дальше двигаться. Чтобы дальше двигаться, они покупают искусство как индульгенцию: Мы заплатили за духовную практику, которую кто-то другой прошел . Но никто другой не проживет вашу жизнь и не испытает страданий, которые вы испытали. В этом смысле искусство как коммерческий объект совершенно бессмысленно.
- И поэтому свою литургию вы проводите в большом-пребольшом магазине...
- Как ни странно, магазин я рассматриваю как место силы , которое способно, безусловно, трансформироваться в сознании посетителей со всей Москвы в Литургию. Он осветится, даже засветится изнутри.
- А что вас вообще привело к занятию искусством?
- Я еще в детском саду знал, что я - художник. Я родился таким. Наверное, это знание из прошлых воплощений. Я никогда не выбирал даже быть художником. Я сразу стал им.
- Вы что, уже в детском саду устраивали перформансы?
- Да, я разбавлял краски мочой, а в школе рисовал зеленкой на партах, устраивал хулиганские выходки. Меня карали : в детском саду во время тихого часа меня надолго и почему-то голым ставили в угол. Напрасно, потому что дети не спали, им была интересна моя реакция.
ДОСЬЕ
ОЛЕГ КУЛИК В 1979 окончил Художественную школу в Киеве, а затем в 1982-м там же Геологический институт. В 1984-1986 годах служил в рядах Советской Армии. С 1986-го живет в Москве. Постоянный участник ведущих мировых выставок (Венецианская биеннале, Стамбульская биеннале и Биеннале в Сан-Паулу, выставки в Париже и Вене, Барселоне и Киото, Нью-Йорке и Кельне, Арт-Москва ). Известен своими перформансами, в которых представал в образе человека-собаки , и инсталляцией Теннисистка (2002).
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИЕННАЛЕ
Девиз основного проекта III Московской биеннале современного искусства - Против исключения . В центре современного искусства Гараж Юрий Альберт, Эрвин Вурм (Австрия), Роман Зигнер, Жан-Жак Лебель (Франция), Хаим Сокол, Анатолий Осмоловский, Атул Додиа (Индия), Вим Дельвуа (Бельгия), Гада Амер (США), арт-группа Синие носы представят проект, подготовленный куратором биеннале Жаном-Юбером Мартеном. Зрелище будет мультижанровым и причудливым.
Персональная выставка британцев Тима Нобла и Сью Вебстер 20 Modern Classics пройдет в галерее Триумф . Центральный объект экспозиции - рабочий стол, заваленный движущимися сломанными игрушками и металлическими объектами. Инсталляция, по замыслу авторов, должна наводить на размышления о телесности или бестелесности игрушки.
Тему игрушки продолжает проект Не игрушки? , который покажут в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Анна Ермолаева, Виталий Комар
и Александр Меламид проследят место игрушки в русском искусстве с 1930-х годов до настоящего времени.
Для участия в перформансах следует отправляться в Музей современного искусства: в филиале на Петровке Андрей Бартенев покажет скульптуру-рукоход - фантазию на тему шведской стенки. Гости смогут свободно поупражняться на ней.
А на Гоголевском бульваре представят проект Piece of Art. Посетителям вместо пригласительного выдадут по кусочку объекта, который они будут старательно собирать весь вечер. Карты и подсказки участникам нужно найти самостоятельно. В итоге должна получиться работа, созданная, а потом раздробленная пятью современными российскими художниками.
Еще один проект - В ожидании бодрого будущего (фонд культуры Екатерина ) - станет ответом кризису. Будущее в фотографиях попытались представить Анастасия Хорошилова, Майкл Флири, Ботто и Бруно. Здесь всего понемногу - абсурда, магии, апокалипсиса.
Бельгиец Люк Тюйманс покажет проект Наперекор дню (Baibakov art projects). Знаменитый живописец попытается рассказать, насколько человечество зависит от виртуальной реальности. На Винзаводе будет хозяйничать Мастерская ван Лисхаут с инсталляцией Город рабов. Cradle to cradle . Проект - изнанка общества потребления, отрицающего гуманизм.
Московский Дом фотографии в ЦВЗ Манеж покажет выставку харьковского фотографа Бориса Михайлова Место, время... специально для тех, кто пропустил его ретроспективу в прошлом году на Винзаводе .
Биеннале продлится до 25 октября.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Весенняя выставка произведений ленинградских художников7 июля 1955 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась «Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1... |
Выставка произведений Михаила Ткаченко в музее «Духовны30 апреля - 30 мая 2010 года 30 апреля в музее «Духовные сокровища Украины» открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения знаменитого... |
Наш современник. Вторая выставка ленинградских художникВторая выставка произведений ленинградских художников «Наш современник», открытая осенью 1972 года в Ленинграде в залах Государственного Русского му... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совреVII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ... |
Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на палГалереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
Международная художественная ярмарка современного искусСовсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Любовь и видеоАрт-достижения прошлого сезона собрали в единую экспозицию Премия Инновация , учрежденная Министерством культуры в прошлом году, претендуе... |
Выставка номинантов чиновничьей премииКонкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам... |
ИннополисОткрылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик... |