• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Взятое с потолка

Биеналле - Московская биеннале

взятое с потолка

Главной площадкой Московской биеннале современного искусства станет Центр современной культуры Гараж , где будет показан основной проект Против исключений, который курирует Жан-Юбер Мартен, бывший директор Центра современного искусства имени Жоржа Помпиду. Проект представит творчество 78 художников со всех континентов.

Среди специальных гостей такие известные мастера, как Люк Тюйманс, Владимир Тарасов, Владимир Сычев, Михаил Гробман, Ольга Чернышева, а также голландские художники, объединенные в Мастерскую ван Лисхаут.

Об особенностях нынешней биеннале рассказал ее комиссар и художественный руководитель Иосиф Бакштейн.

Российская газета: В 2005 году эйфория была от самого факта, что в Москве - биеннале современного искусства. Сейчас, когда она проводится третий раз, возникает вопрос о ее специфике.

Иосиф Бакштейн: Я бы не сказал, что специфику можно придумать. То есть можно, конечно. Понятно, что она определяется такими очевидными факторами, как геополитическое положение нашей страны, внутренняя художественная ситуация. Но дело же не в умозрительных конструкциях. Специфика биеннале - это процесс, формирующий взгляд на интернациональную художественную сцену.

РГ: Жан-Юбер Мартен, один из самых известных кураторов в мире, легко откликнулся на приглашение курировать Московскую биеннале?

Бакштейн: К счастью, да. Он неплохо знает Россию, участвовал в подготовке знаменитой выставки Москва - Париж . В прошлом году был председателем жюри премии Кандинского. Мы с ним познакомились в 1988 году на одной из первых послеперестроечных выставок в Москве. Он тогда был директором Центра Помпиду. Кстати, в бытность директором он организовал эпохальную выставку 1989 года Маги Земли . До нее современное искусство рассматривалось как западный феномен - с вытекающими отсюда предрассудками и стереотипами. Жан-Юбер Мартен был первым куратором, который предложил рассматривать происходящее в культуре Азии, Африки, Латинской Америки, Китая, Индии как часть современности. Так что его выставка Маги земли обозначила важный этап в процессах глобализации мировой художественной культуры.

РГ: Речь о мультикультурном подходе?

Бакштейн: Не совсем. Мультикультуризм базируется на идее политкорректности, предполагающей, что искусство каждой страны или региона имеет право быть представленным на глобальной арт-сцене. Мартен же сделал акцент не на равенстве прав, а на художественной ценности. Его позиция в том, что даже традиционное, не соотнесенной с визуальной западной культурой искусство существует здесь и сейчас. Поэтому его можно и нужно рассматривать как актуальное художественное явление.

РГ: Основной проект Московской биеннале называется Против исключений . Следует ли из этого, что представленные проекты - прежде всего исключения?

Бакштейн: Нет. Это просто кредо куратора. Он подчеркивает свою непредвзятость. Он готов привлечь внимание к художникам из регионов, которые не ассоциируются с привычными местами развития современного искусства. Более того, сам тип искусства, который он показывает, тоже обычно не рассматривается в рамках современности.

РГ: Будут проекты из стран СНГ? Искусство из Средней Азии, например?

Бакштейн: Отношение к искусству не может определяться тем, из какого оно региона. Поэтому и возникает вопрос об исключениях и что им считать... Это предмет кураторского исследования. Даже то искусство, которое по форме и сути традиционно, может выражать современность.

РГ: Художники, работающие с современными медиа, будут представлены?

Бакштейн: Будут инсталляции и видео. Впрочем, последнего - относительно немного. Мартен не принадлежит к числу его поклонников. Покажут также работы известных художников. В том числе братьев Чепменов, Тони Крэгга, Аниша Капура, Брацо Дмитриевича, Аннет Мессаже. Из Южной Африки прибудут произведения Уильяма Кентриджа, из Англии - Йинка Шонибаре... Это значимые фигуры современной арт-сцены.

РГ: Они делают новые проекты или представляют старые?

Бакштейн: Конечно, хотелось бы увидеть новые проекты. Но понятно, что это означает производство, а значит - бюджет. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы все получилось.

РГ: А бюджет биеннале каков?

Бакштейн: Средний бюджет любой биеннале - порядка 3 млн евро. Соответственно, министерство культуры выделило нам в рублях 65 млн. рублей плюс - помощь спонсоров. Всего около 75 млн. Государственные средства пошли исключительно на основной проект. Но кроме него есть еще почти 50 специальных проектов и параллельная программа.

РГ: Российские художники участвуют в основном проекте?

Бакштейн: Да, это Юрий Альберт, Александр Бродский, Иван Чуйков, Дмитрий Гутов, Валерий Кошляков... Группы АЕС+Ф, Синие носы . Всего 12 мастеров.

РГ: Проект Против исключений выстроен как полемика с европоцентризмом. Подразумевает ли он также противостояние общим трендам современного искусства?

Бакштейн: Эпоха общих трендов, кажется, завершилась. Еще в 1950-е годы можно было говорить об определяющих арт-ситуацию направлениях: абстрактном экспрессионизме, поп-арте... Америка доминировала на послевоенной художественной сцене. Сейчас Запад больше не имеет монополии на современное искусство. Время одного большого стиля ушло в прошлое безвозвратно.

РГ: Иначе говоря, в центре внимания оказываются исключения?

Бакштейн: Собственно, это и есть проблема для обсуждения - какие произведения сегодня представляют современность...

РГ: Вы как-то прокомментируете факт, что в Москве не будет показан ряд запланированных проектов, например, Энтони Гормли?

Бакштейн: Один из проектов Гормли Поле притяжения уже был показан в Гараже . Что касается второго, то мне лично очень жаль, что мы не смогли договориться со столичными властями. Но само по себе то обстоятельство, что в программу вносятся изменения, не смертельно. Оно не отменит того факта, что Москва уже состоялась как одна из культурных столиц современного искусства. Выражаясь слогом спортивных комментаторов, биеннале состоится при любой погоде.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

«Русские утопии» и «Футурология» в Центре современного

5 марта – 24 мая 2010 5 марта в Центре современного искусства «Гараж» было открыто две выставки, которые проходят в рамках проекта «Россия-Франци...

News image

Весенняя выставка произведений ленинградских художников

Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года, открытая в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, стала одним из ...

News image

Выставка картин Олега Прокофьева «Возвращение»

Государственная Третьяковская галерея 11 июня - 8 августа 2010 года Олег Прокофьев (1928-1998) - уникальный художник. В 1950-60-х годах он о...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Арт-персоны:

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Арт-Ярмарка:

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Арт-Критика:

Сценная коллекция

News image

Собрание Валентина Соляникова в ГМИИ им. А. С. Пушкина В отделе личных коллекций ГМИИ им

Поверх барьеров

News image

ТРАНСФЕР в Центре М'АРС Выставка Трансфер , прошедшая в Центре современного искуства М'АРС , – второй из семи ку...

Роман Абрамович и Даша Жукова привезли в Москву Энтони

News image

Английский скульптор отыскал Поле притяжения в Гараже Знаменитый английский скульптор, ни разу не выставлявшийся в ...