• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Олег Кулик. Москва. ЦУМ

Арт-проекты - Арт-Персоны

олег кулик. москва. цум

Прежде всего, нужно помнить: если произведение искусства рассказывает о реальных событиях, оно от этого не превращается в документальное кино или историческое исследование. Оно остаётся произведением искусства, поскольку построено по законам искусства, не по законам документа или исследования. Хельнвайн, фотографируя умирающего Уорхола, рассказывает умирание. Но – на примере Уорхола.

Далее: если автор комментирует своё произведение искусства, его комментарий не исчерпывает работы. Иначе не было бы ровным счётом никакого смысла работу делать. Если искусство не дополняет этого комментария, такое искусство плохое. Если вообще искусство. Это не значит, что комментарий не важен. Он важен. Но только и исключительно вместе с работой. Таковы уж законы современного искусства. Ничего не поделаешь.

Это были необходимые вводные очевидности. Напоминание о том, что порой забывается.


Москву. ЦУМ воспринимать как памятник , похороны , прощание , прочее – неправильно. Выставка рассказывает о имевших место событиях, но. Это не выставка архивных материалов. Это выставка современного искусства. По мотивам имевших место событий.

У неё есть одна особенность, очень важная. Если ты знаешь, чем акции Э.Т.И. отличаются от акций КД и разбираешься в том, что происходит, постарайся забыть об этом. Постарайся представить, что ты ничего не знаешь: ни одной фамилии, ни вообще слова акция. Осмотри выставку с чистым сознанием. А потом уже можешь проверять себя на эрудицию, искать знакомых: о, Осмоловский; о, Лейдерман; о, а это кто?; а с Карманом мы вместе пили. Это сложно. Но нужно. Иначе не понять.

Иначе можно забыть об авторском комментарии, важности которого никто не отменял. О том, что перед нами работа художника с пространством. Работа по превращению большого количества квадратных метров в лабиринт, насыщенный чем-то важным, и потому должным оставаться не вполне понятным, тем более, с первого взгляда. А не остроумная угадайка .


Первый этаж выставки.

Белый коридор, – как переключатель. Торговля осталась внизу. Выше должно быть искусство. Пока есть время передохнуть. Проходить сквозь белые простыни. Поискать что-нибудь , найти странные предметы быта. Пока есть время постараться забыть о том, что знаешь, мысленно слиться с белым.

Второй этаж выставки.

Если ты ничего не знаешь : тени, кубы, шум, запутанная дорога. Несколько понятных слов. Множество непонятных действий. Движения, люди. Люди? Тени. Вполне осмысленно занимающиеся – чем? Чем-то. Вот двое ставят лестницу к памятнику Рабочему и Колхозницы. Вот один с бородой, заходит во что-то жидкое, а потом бьёт по нему палкой. Вот кто-то понурый поднимает с полу какие-то деревяшки, а потом рубит их топором. Вот малый в боксёрских перчатках ходит туда-сюда с криком: Ельцин, выходи . А вот один другого держит, короче, на какой-то цепи, а тот типа на машины бросается.


И всё это наваливается, обступает поначалу – невнятным, неприятным даже – кто они и почему так шумят? Но вдруг чувствуешь: не оно обступает – ты вступаешь. В такой лабиринт, к выходу из которого не стремишься – настолько ты подпадаешь под очарование творящейся вокруг мультипликации, бредовости и/или чудесности происходящего. Мир теней оказывается очень весёлым, жизнерадостным, достаточно непонятным. И хорошо, что нет ни табличек, ни экскурсий. Всё это не дало бы – погрузиться – даже попробовать. Подключиться к этим вот – чему? Не то сценам театра абсурда, не то странным ритуалам. (Хорошо, что нет никаких пояснений). Не то мистерию, не то балаган. Где непонятно, слышат ли участники действа друг друга, но ясно одно – они объединены чем-то, какой-то тайной, каким-то сговором. Чем-то, что позволяет им вместе заниматься тем, чем они занимаются. И останавливать этим нас.

Если ты что-то знаешь : тени художников, кубы, накладывающиеся друг на друга тексты и звуки акций и перформансов, лабиринты мы уже где-то видели . Та тайна, тот сговор, которым все они объединены – современное искусство. Все они занимаются им, одновременно, вот, у нас на глазах – не они, тени. Лучшие это перформансы? Ключевые? Наиболее зрелищные? По какому принципу отбирались? Почему этого нет? Почему того нет? Не важно. Нет необходимости поговорить по понятиям : почему написано, что про акционизм, когда какой же Монастырский акционизм, а Сигутин просто на стенке рисует, какая литургия, если Церковь только в паре сюжетов, и то критически-иронически? Не важно.


Да и в конце концов:

Акция – от лат. actio действие , выступление .

Литургия – греч. λειτουργία, служение , общее дело .

Москва. ЦУМ – общее дело, общее действие, общее служение искусству. (А что значит быть художником , по большому-то счёту, как не – служить искусству?). И вот оно – вот: 70е, 80е, 90е, 2000е. Какие были. Какими остались – в зазеркалье ЦУМа – бесплотными, тенями, намёками, повторами, воспоминаниями тех, кому есть, что вспоминать и сторонними рассказами – в сущности, словесными тенями, – тем, кому вспоминать не довелось.

И здесь не так важно, кто с кем пил. Не так важно, кто что хотел сказать своей работой . Здесь это не обязательно знать.


Важно: это пространство живёт, перед нами – не похороны акционизма , а попытка осмысления художественного процесса и принципов функционирования художественной системы .

Важно: все они помещены в одно пространство, перемешаны там, и, пусть порой накладываются друг на друга, отражаются друг в друге, пусть перекрикивают друг друга, – они находятся в постоянном взаимодействии.

Важно: все эти сцены театра абсурда, странные ритуалы, в исходном смысле слова, акции – суть составляющие литургии, в исходном же смысле слова.

Важно: искусство выстраивается в лабиринт.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Ликование художника ( выставки 18–22 апреля 2007)

Перед тем как приступить к работе, московский художник Александр Закальский досконально изучил храмовый комплекс Ангкор, расположенный в Камбодже. Д...

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

5 декабря 1956 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась Осенняя выставка произведений ленинградских художников...

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года , открытая в залах Ленинградской организации Союза художников РСФСР, стала одним и...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Арт-персоны:

Олег Кулик. Москва. ЦУМ

News image

Прежде всего, нужно помнить: если произведение искусства рассказывает о реальных событиях, оно от этого не превращается в докуме...

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

С блеском голодным в глазах

News image

Я думаю, что современное искусство от кризиса выигрывает больше всего. Именно теперь глаза знающих людей снова заблестели. Вперв...

Арт-Ярмарка:

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Арт-Критика:

Роман Абрамович и Даша Жукова привезли в Москву Энтони

News image

Английский скульптор отыскал Поле притяжения в Гараже Знаменитый английский скульптор, ни разу не выставлявшийся в ...

Глагольная форма

News image

Энтони Гормли, очень известный британский скульптор, показал в Гараже художественные останки здравствующих ньюкасльцев –...

Тайны третьей планеты

News image

Репортаж с фестиваля АрхСтояние-2009. Лето из Никола-Ленивца: оторвались по полной, максимально воплотив заявленную тему...