Реклама*
Памяти Дмитрия Александровича Пригова
Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому удивились: поэзия и изобразительное искусство Пригова вряд ли свидетельствовали о его православии, да и в разговорах он не указывал на свои конфессиональные предпочтения.
Удивляться нечему. Во-первых, религиозность это, как бы то ни было, интимное дело общения с внеположенным, во-вторых, как хоронить большого русского поэта и художника, если не в соответствии с канонами православия? А что Проект Д.А.П. – один из ключевых феноменов в отечественной культуре последних десятилетий, давно не вызывает сомнения; в будущем, несомненно, это станет только яснее.
И столь же ясно, что Дмитрий Александрович Пригов – очень религиозный писатель и художник. Если всмотреться внимательнее, все его произведения, даже самые, казалось бы, анекдотические, об одном. О том, кто мы, откуда, куда мы идем? , об одиночестве человека и о возможности или невозможности его общения с чем-то высшим, о том, что, в конечном счете, в начале было Слово. И недаром многие исследователи, особенно западные, сближают творчество Пригова с немецким романтизмом, с Каспаром-Давидом Фридрихом, с Брентано и Новалисом. Иногда они копают глубже: справедливо находят схождения с кардиналом Николаем Кузанским, великим мистиком и одновременно великим рационалистом XV столетия, и далее – до неоплатоника III века Лонгина и его современника, великого христианского богослова Тертуллиана, сказавшего: Credo quia absurdum est .
В жилах Пригова – немецкая кровь, его фамилия – это русифицированное Priehoff. В Интернете мне удалось обнаружить некую Sue Priehoff из городка Шевиот, Огайо, потомка немецких иммигрантов и мать девочки, убитой серийным убийцей.
Но здесь вспомним другого немца, Мартина Лютера. В 1510, еще будучи католическим монахом, он совершил паломничество в Рим. Там, как положено, начал подниматься на коленях по Scala Santa, Святой лестнице. Взобрался до середины ступеней и вдруг услышал голос: Они будут жить только верой, не паломничеством, не покаянием . Встал, постоял и спустился вниз.
Все аналогии сомнительны, однако Пригова с некоторой натяжкой можно назвать Лютером русской литературы ХХ века . И не только потому, что он сильно развернул вектор ее развития. Как и отец Реформации, он был мощно укоренен в традиции. Это и пушкинское поэзия должна быть глуповатой , и стихи капитана Лебядкина, и Козьма Прутков, естественно – обериуты, конечно, – Олег Григорьев (да и в назывании им всех по имени и отчеству явственен подчеркнутый традиционализм). Как Лютер, Пригов невероятно разносторонен. В историю, скорее всего, он войдет прежде всего своими стихами (многие из них уже стали народным достоянием, и нередко люди даже не подозревают об авторстве). Именно в поэзии он был наиболее свободен и органичен, однако он ведь и выдающийся художник, очень интересный прозаик, блестящий публицист, автор и участник множества перформансов. Кроме того – идеальный собеседник, всегда уравновешенный и трезвый в суждениях, о чем бы ни шла речь, об искусстве, сугубо политических темах или даже про где бы выпить пива.
Пригову была свойственна немыслимая энергия. Как известно, Лютер однажды метнул в смущавшего его дьявола чернильницей и наверняка сделал это не вялой рукой. Будь Сатана существом телесным, не миновать ему серьезных синяков, а то и проломленного черепа. Точно так же Дмитрий Александрович и кикиморой орал, и участвовал в серьезнейших диспутах, и успевал в невероятных количествах писать стихи, и, что очень принципиально, не делал различия между важными и мелкими событиями. Он с одинаковой энергией и ответственностью участвовал в выставке в крупнейшем музее и в каком-нибудь совершенно маргинальном мероприятии. А это – признак демиургизма, ведь истинный творец с равным вниманием относится как к созданию солнца и луны, так и к определению судьбы любого таракана, в постовом милиционере он справедливо видит ось мироздания, а в мытье посуды – вселенский акт творения и разрушения. В 70-е он заранее хоронил свои стихи, изготавливая книжки-гробики , и тут же писал новые – это весьма показательно. Только автор с религиозным, но склонным к ереси сознанием, может себе позволить самолично сакрализировать свои творения, превращая их в мощи, зная, что рядом с реликвиями расплодятся новые живые сущности – часть из них в свою очередь станет нетленными мощами, часть же сгинет в полной безвестности. Но не важно: главное это what's important is work , как говаривал Энди Уорхол.
Вернусь к Лютеру. Он мог бы совершить до конца ритуал паломничества и вскарабкаться на самый верх Святой лестницы, мог бы покаяться и вести себя как положено доброму католику. Нет же, постоял-постоял посередине, да и пошел вниз, а потом перевернул историю церкви и человечества. Роль Пригова, конечно, скромнее, но и он мог бы стараться писать стихи как положено , вскарабкавшись по всем положенным ступеням, и, не исключено, оказался бы очень недурным, тонким, изобретательным поэтом. Но нет – выбрал аскезу сознательной графомании. В свое время Дмитрий Александрович полу-иронически, наполовину всерьез подсчитал, сколько в творческом наследии Пушкина настоящих шедевров. И пришел к умозаключению, что если он успеет написать в десять тысяч раз больше стихов, чем Александр Сергеевич, то вполне сможет затмить его в качестве солнца русской поэзии. А в этом есть что-то от протестантской этики труда.
В предпоследний раз я встретился с Приговым на развеске выставки Слово и изображение в ГЦСИ (в последний – на ее открытии). Дмитрий Александрович там строил свою инсталляцию, лазал вверх-вниз по стремянке, лепил на стены сотни газетных листов. В зале было жарко и душно, Пригов был раздет по пояс, и меня обрадовало его поджарое, мускулистое, молодое тело. Я спросил: Трудитесь, Дмитрий Александрович? . Он, улыбнувшись: Да, Никита Феликсович, тружусь, планида у меня такая .
Планида пошла по-другому. Пригов наверняка сделал бы еще много, мы вынуждены теперь довольствоваться тем, что он успел. Что-то неизбежно отсеется, однако несомненно останется достаточно для понимания огромной важности в нашей культуре проекта Дмитрий Александрович Пригов . Про его демиургизм и мистическую насыщенность уже сказано, но в творчестве Пригова есть еще одна черта – ясность и философическое спокойствие, какие бы потусторонние вопли и дураковатые образы ни разводил вокруг них автор.
Ведь именно Дмитрий Александрович – автор гениальной формулы культурная вменяемость .
К несчастью, с культурной вменяемостью у нас обстоит очень плохо. У нас все больше либо безрассудное камлание, либо скудоумное хитрованство. Что же, оставленное им – отличные пилюли от культурной невменяемости.
О Пригове мы еще много и долго будем рассуждать, пытаясь разобраться, был ли он великим ересиархом культуры или гарантом ее стабильности. А предложенное сейчас вниманию читателей – только мозаичный камешек в этих рассуждениях.
Выставки прошлого:
Выставка произведений художников-женщин Ленинграда 1975Выставка произведений художников-женщин Ленинграда, открытая в 1975 году в Ленинграде в залах Ленинградской организации Союза художников РСФСР, стал... |
Выставка произведений ленинградских художников 1951 годВыставка произведений ленинградских художников 1951 года, открывшаяся в 22 ноября 1951 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея, ст... |
Выставка «Василий Сумарев. Учитель и ученики» в Национа15 января 2010 - 15 февраля 2010 15 января 2010 года в Национальном художественном музее РБ состоялось открытие выставки под названием «Василий С... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( НационЭта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на палГалереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат... |
Международная художественная ярмарка современного искусСовсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совреVII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Премию Инновация присудили арт-группе ВойнаГосударственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ... |
Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу... |
У нас нет другой премииЗа день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник... |