• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




В Германии открылась важнейшая арт-выставка года

Выставки - Выставка DOCUMENTA

в германии открылась важнейшая арт-выставка года


В немецком Касселе открылась 12-я Документа , крупнейшая выставка современного искусства, проходящая раз в пять лет. По традиции, заложенной еще в 1955 году, она длится ровно 100 дней.

На это время город, некогда бывший центром Европы, а после Второй мировой оказавшийся в мертвой зоне между Восточной и Западной Германией, преображается на глазах. Он вновь становится магнитом, на этот раз не для аристократов, но культурных туристов. На прошлой Документе побывали 650 тыс. человек – масштабы впечатляющие.

Документа не подводит итоги пятилетки, но пробует понять состояние современного искусства. Потому обилие на нынешней выставке работ, скажем, 60-х годов, не говоря уже о вторжении персидского искусства XIV (!) века, выглядит не исторической ретроспекцией, но попыткой определить содержание современности.

Список отобранного до последнего момента держался в тайне и был обнародован лишь перед открытием. В отличие от Венецианской биеннале здесь мало известных имен, все больше тех, с кем связывают будущее. Вообще вся подготовительная работа, проходившая прежде при участии масс-медиа, в этот раз была не то чтобы засекречена, но как-то упрятана под предлогом ее интимности. Ситуация объяснима: курирует Документу семейная пара – Роже Бюргель и Рут Ноак. Каждый из них специалист по выставкам (Бюргель даже был одно время секретарем у известного австрийского художника-провокатора Германа Нитша), так что семейственность в ведении дела трудно поставить в вину.

Кураторы отказывались от многословных комментариев перед открытием, предлагая сперва прийти и посмотреть, и вообще – не пора ли искусству уже начинать самому говорить за себя?

Но три вопроса они все же предварительно сформулировали. Их можно свести к следующему: Станет ли модерн для нас античностью? Что такое современность? Что делать?

И если два последних больше сопрягаются с политическим (без которого изящному сегодня уже не жить), то первый вопрос напрямую касается самых основ искусства. Античность в свое время выстроила всю европейскую культуру. Окажется ли для нового века таким же источником вдохновения – в смысле и форм и идей – мир модерна? Документа не дает прямых ответов на эти вопросы. Для одних это выглядит недостатком, для других скорее достоинством.

В качестве ответа предлагаются не только статьи (три опубликованных к Документе сборника стали интеллектуальным событием), но и собственно искусство. Ради его представления потратили 18 млн. евро, а к традиционным местам показа добавили пару новых. Во-первых, специально выстроенный на лугу перед кассельской оранжереей павильон площадью 10 тыс. квадратных метров – выглядит то ли пивным шатром, то ли лагерем для беженцев, но искусства в него влезает много. Во-вторых, современность интегрировали в святая святых – замок Вильхельмсхеэ, знаменитый, в частности, собранием Рембрандта, едва ли не лучшим за пределами Голландии. В-третьих, культурная программа переместилась в бывшую бойню, ставшую ныне центром искусств.

С точки зрения разнообразия – кураторы всем сестрам раздали по серьгам. Более сбалансированное зрелище, чем нынешняя Документа , вряд ли кто видел. Живопись и объекты, электронные медиа и скульптура... а главное – политика и эстетика сошлись наконец-то не в непримиримом споре, а в диалоге.

Сбалансированность радует не всех. От искусства давно ждут эксцентричного, если не скандального поведения. И когда все пристойно, говорят скорее о неслучившемся, чем о событии.

Чем дальше, тем больше масштабные арт-смотры превращаются в арт-шоу, становятся заложниками коммерческого успеха. Жизнь такого города, как Кассель, напрямую зависит от посетившей Документу публики. Рисковать лишний раз ради нескольких радикальных высказываний – да еще в наше религиозно не спокойное время – решится не всякий. Да и место ли на стадионе (каким по природе своей является всякая биеннале, и Документа в том числе) высказываниям, заводящим толпу?

В остатке – приглашение к дискуссии о модерне и современности и 530 работ от 113 авторов, ради которых и стоит ехать в Кассель.

Как и на Венецианской биеннале, здесь много искусства из стран третьего мира, прежде всего африканского. Лодка, которую Ромуальд Азуме из Бенина построил из старых бензиновых канистр и поместил посреди дивных африканских фотоландшафтов, заставляет задуматься об изнанке иных путешествий. История и современность встречаются в картинной галерее замка, где рядом с Рембрандтом обнаруживаешь фотоколлаж польской художницы Софьи Кулик. Красивейшую инсталляцию с компьютерным нотным станом, где музыка рождается буквально на глазах, показывает австрийский композитор Ольга Нойвирт. Впервые за многие годы обильно представлена и Россия – работами Дмитрия Гутова, Андрея Монастырского, Анатолия Осмоловского, Кирилла Преображенского. Впервые же среди спонсоров Документы и наши соотечественники – официальный пресс-релиз выставки благодарит Stella Art Foundation.

Конечно, стремление предъявить новую культурную карту мира как децентрализованный набор арт-центров выглядит очередной угрозой постмодернистскому сознанию. Ценным оказывается все и одновременно ничто. Отсутствие иерархии убивает что-то очевидно важное для искусства в глазах зрителя. Последний становится похож на пожирателя рекламных роликов: кажется, ему уже все равно, что и сколько смотреть, лишь бы экран не гас.

Хотя бы в этом смысле 12-я Документа выглядит идеальным продуктом. В течение 100 дней кураторы обещают производить в ней регулярные изменения – достаточно важные, чтобы захотелось вернуться сюда во второй и даже в третий раз. Лидвиен ван де Вен, представивший на огромных фотографиях жизнь парижских пригородов, так и указал в подписи: Изменяющаяся инсталляция .

В том смысле, наверное, что заходите еще.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка современной иконы «Per aspera ad astrum» («Чер

12 февраля 2010 года в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» в Киеве была открыта выставка современных икон семейной иконописн...

News image

«Полеты во сне и наяву…»

13 - 21 марта 2010 13 марта 2010 года в Москве произойдет открытие Международной Выставки-конкурса под названием «Полеты во сне и наяву…». В этом...

News image

Ликование художника ( выставки 18–22 апреля 2007)

Перед тем как приступить к работе, московский художник Александр Закальский досконально изучил храмовый комплекс Ангкор, расположенный в Камбодже. Д...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Премия современное искусство

News image

В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусств...

Арт-персоны:

Веселый классик

News image

...в общем, надо написать, что Костя, Константин уже, не такой уж и плохой

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Арт-Ярмарка:

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Арт-Критика:

Страшно далеки мы от Европы

News image

В Локарно фильм Алексея Мизгирева получил два приза Бубен, барабан – второй фильм Алексея Мизгирева, снявшего до того оче...

Поверх барьеров

News image

ТРАНСФЕР в Центре М'АРС Выставка Трансфер , прошедшая в Центре современного искуства М'АРС , – второй из семи ку...

Человеческие ресурсы

News image

Месяц назад в Центре современной - культуры Гараж прошла Ночь живых перформансов . В большом зале у входа посетителя вс...