Реклама*
В немецком Касселе открылась 12-я Документа , крупнейшая выставка современного искусства, проходящая раз в пять лет. По традиции, заложенной еще в 1955 году, она длится ровно 100 дней.
На это время город, некогда бывший центром Европы, а после Второй мировой оказавшийся в мертвой зоне между Восточной и Западной Германией, преображается на глазах. Он вновь становится магнитом, на этот раз не для аристократов, но культурных туристов. На прошлой Документе побывали 650 тыс. человек – масштабы впечатляющие.
Документа не подводит итоги пятилетки, но пробует понять состояние современного искусства. Потому обилие на нынешней выставке работ, скажем, 60-х годов, не говоря уже о вторжении персидского искусства XIV (!) века, выглядит не исторической ретроспекцией, но попыткой определить содержание современности.
Список отобранного до последнего момента держался в тайне и был обнародован лишь перед открытием. В отличие от Венецианской биеннале здесь мало известных имен, все больше тех, с кем связывают будущее. Вообще вся подготовительная работа, проходившая прежде при участии масс-медиа, в этот раз была не то чтобы засекречена, но как-то упрятана под предлогом ее интимности. Ситуация объяснима: курирует Документу семейная пара – Роже Бюргель и Рут Ноак. Каждый из них специалист по выставкам (Бюргель даже был одно время секретарем у известного австрийского художника-провокатора Германа Нитша), так что семейственность в ведении дела трудно поставить в вину.
Кураторы отказывались от многословных комментариев перед открытием, предлагая сперва прийти и посмотреть, и вообще – не пора ли искусству уже начинать самому говорить за себя?
Но три вопроса они все же предварительно сформулировали. Их можно свести к следующему: Станет ли модерн для нас античностью? Что такое современность? Что делать?
И если два последних больше сопрягаются с политическим (без которого изящному сегодня уже не жить), то первый вопрос напрямую касается самых основ искусства. Античность в свое время выстроила всю европейскую культуру. Окажется ли для нового века таким же источником вдохновения – в смысле и форм и идей – мир модерна? Документа не дает прямых ответов на эти вопросы. Для одних это выглядит недостатком, для других скорее достоинством.
В качестве ответа предлагаются не только статьи (три опубликованных к Документе сборника стали интеллектуальным событием), но и собственно искусство. Ради его представления потратили 18 млн. евро, а к традиционным местам показа добавили пару новых. Во-первых, специально выстроенный на лугу перед кассельской оранжереей павильон площадью 10 тыс. квадратных метров – выглядит то ли пивным шатром, то ли лагерем для беженцев, но искусства в него влезает много. Во-вторых, современность интегрировали в святая святых – замок Вильхельмсхеэ, знаменитый, в частности, собранием Рембрандта, едва ли не лучшим за пределами Голландии. В-третьих, культурная программа переместилась в бывшую бойню, ставшую ныне центром искусств.
С точки зрения разнообразия – кураторы всем сестрам раздали по серьгам. Более сбалансированное зрелище, чем нынешняя Документа , вряд ли кто видел. Живопись и объекты, электронные медиа и скульптура... а главное – политика и эстетика сошлись наконец-то не в непримиримом споре, а в диалоге.
Сбалансированность радует не всех. От искусства давно ждут эксцентричного, если не скандального поведения. И когда все пристойно, говорят скорее о неслучившемся, чем о событии.
Чем дальше, тем больше масштабные арт-смотры превращаются в арт-шоу, становятся заложниками коммерческого успеха. Жизнь такого города, как Кассель, напрямую зависит от посетившей Документу публики. Рисковать лишний раз ради нескольких радикальных высказываний – да еще в наше религиозно не спокойное время – решится не всякий. Да и место ли на стадионе (каким по природе своей является всякая биеннале, и Документа в том числе) высказываниям, заводящим толпу?
В остатке – приглашение к дискуссии о модерне и современности и 530 работ от 113 авторов, ради которых и стоит ехать в Кассель.
Как и на Венецианской биеннале, здесь много искусства из стран третьего мира, прежде всего африканского. Лодка, которую Ромуальд Азуме из Бенина построил из старых бензиновых канистр и поместил посреди дивных африканских фотоландшафтов, заставляет задуматься об изнанке иных путешествий. История и современность встречаются в картинной галерее замка, где рядом с Рембрандтом обнаруживаешь фотоколлаж польской художницы Софьи Кулик. Красивейшую инсталляцию с компьютерным нотным станом, где музыка рождается буквально на глазах, показывает австрийский композитор Ольга Нойвирт. Впервые за многие годы обильно представлена и Россия – работами Дмитрия Гутова, Андрея Монастырского, Анатолия Осмоловского, Кирилла Преображенского. Впервые же среди спонсоров Документы и наши соотечественники – официальный пресс-релиз выставки благодарит Stella Art Foundation.
Конечно, стремление предъявить новую культурную карту мира как децентрализованный набор арт-центров выглядит очередной угрозой постмодернистскому сознанию. Ценным оказывается все и одновременно ничто. Отсутствие иерархии убивает что-то очевидно важное для искусства в глазах зрителя. Последний становится похож на пожирателя рекламных роликов: кажется, ему уже все равно, что и сколько смотреть, лишь бы экран не гас.
Хотя бы в этом смысле 12-я Документа выглядит идеальным продуктом. В течение 100 дней кураторы обещают производить в ней регулярные изменения – достаточно важные, чтобы захотелось вернуться сюда во второй и даже в третий раз. Лидвиен ван де Вен, представивший на огромных фотографиях жизнь парижских пригородов, так и указал в подписи: Изменяющаяся инсталляция .
В том смысле, наверное, что заходите еще.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Выставка картин Тараса Данилыча в галерее «Мистецька зб5-30 мая 2010 года С 5 по 30 мая в галерее «Мистецька збірка» в Киеве будет проходить выставка произведений знаменитого художника Закарпатья Тара... |
Выставка картин Александры Эстер «Ретроспектива» в Моск29 мая - 22 августа 2010 года 28 мая в Московском музее современного искусства открылась выставка произведений Александры Эстер. Это художница,... |
Выставка Лирика в произведениях художников военного по5 мая 1995 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка Лирика в произведениях художников военного поколе... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивномV Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к... |
Международная художественная ярмарка современного искусСовсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. РМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – CommeНа несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Победители ИнновацииGiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF |
ИННОВАЦИЯВ 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре... |
Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯОргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос... |