• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



В деревню за искусством

Арт-проекты - Арт-Критика

в деревню за искусством


Архитектурно-художественный open air в деревне Никола-Ленивец Калужской области: фестиваль ландшафтных объектов Архстояние оторвался от земли в прямом и переносном смысле.

Живописная сельская местность близ реки Угры довольно давно превратилась в полигон для творческих экспериментов. Вернее, поначалу здешняя арт-продукция экспортировалась в столицу в виде документации перформансов или в натуральном выражении – в качестве объектов из лозы или бревен. Позднее родилось понимание, что гораздо эффектнее и содержательнее было бы встраивать искусство непосредственно в пейзаж, а уж пресыщенная городская публика пускай сама приезжает на свидания с ленд-артом.

Дело в том, что в Никола-Ленивце уже лет двадцать существует небольшая колония столичных архитекторов и художников. С одной стороны, они просто дачники, с другой – патриоты здешних мест и реформаторы деревенской жизни. Например, художник Николай Полисский организовал из местных жителей артель, которая производит не ложки с матрешками, а масштабные произведения contemporary art'а. Один из таких проектов демонстрировался в прошлом году на архитектурной биеннале в Венеции. Иначе говоря, современное искусство стало немаловажной статьей дохода для пришедшего когда-то в упадок никола-ленивецкого хозяйства.

Фестиваль Архстояние , основанный четыре года назад, призван служить той же цели: не только развлекать интеллектуалов, но и поднимать экономику в бывшей глухомани.

Фестивальные события собирают публику и летом, и зимой, так что за отчетный период накопилась изрядная коллекция прежних сооружений и инсталляций – почти три десятка. Объекты рассыпаны по окрестным лесам и полям на площади больше сотни гектаров. Вокруг монументального Позолоченного тельца лениво пасутся стада, туристы медитируют в павильоне из шишек и обозревают тотемные столбы, оставшиеся от проекта Границы империи . Практически ни один из этих ландшафтных опусов не может быть отнесен к определенному ведомству, будь то архитектура, дизайн или изобразительное искусство. Все обретаются на стыке жанров и, как правило, подразумевают интерактивность.

Этим летом Архстояние , заполучив грант от Европейского союза, презентовало четыре новых проекта и помимо того запустило на российское раздолье французских ландшафтных архитекторов из бюро Atelier 710.

Парижские умельцы, имея за плечами опыт работы в Версале и других европейских парках, энергично взялись за окультуривание никола-ленивецких пейзажей – впрочем, предпочитая экологичные методы и избегая губительных урбанистических приемов . Окончательные результаты будут видны только через три года, но уже сейчас ощутима грамотная структуризация пространства. При этом никаких специфических признаков регулярного парка – типа симметричной планировки, ровных рядов стандартно подстриженного кустарника или декоративных клумб – тут не найти. Французы облагораживают окрестности деликатно, с учетом естественных черт здешней природы.

Премьерные показы новых объектов были объединены общей темой Вне земли .

Понимать ее можно по-всякому: и как реальный отрыв от поверхности (именно такой взгляд на тему проиллюстрировали организаторы, устроив платные воздушные экскурсии на двух вертолетах, которые с грохотом барражировали над фестивальным пространством), и как замещение материальной культуры ее виртуальным сородичем, и как просто парение духа над бренной землей. Например, проблему глубинного конфликта между природой и цивилизацией затронула группа Electroboutique в своем проекте Воздушный порт . Прямо в лесу, среди трав и деревьев, установили большое электронное табло – как где-нибудь в Хитроу или Фьюмичино. Двигаются строчки расписания, знаменуя отлеты и прибытия рейсов, доносятся характерные синтетические аккорды, дикторши приглашают пассажиров регистрироваться на борт до Сан-Франциско, Бильбао, Дублина – а вокруг щебечут птахи, ползают гусеницы и скрипит сухостой... Эта инсталляция выглядит, пожалуй, несколько прямолинейной (мол, нет пока гармонии между урбанистикой и миром живой природы), зато в эффектности ей не откажешь.

Оскар Мадера со своим кинетическим проектом Механический лес тоже забрался в чащу. При помощи гидравлического поршня и нескольких тросов автор вынуждает вершины берез раскачиваться не в естественном, а в заданном ритме – синхронно и равномерно. На особое глубокомыслие этот аттракцион вроде бы не претендует, хотя при желании около него можно предаться медитации. К другого рода медитации – даже, скорее, к мечтательности в ее российском варианте – располагает Ротонда Александра Бродского, выстроенная на возвышении посреди гречишного поля. Овальный в плане дом со смотровой площадкой, множеством дверей по периметру и галерейным ярусом внутри предназначен исключительно для любования пейзажем. Если же на минуту ощутить себя владыкой окрестностей, то можно пофантазировать, скажем, о хрустальном мосте через реку или еще о каких полезных новшествах.

Что называется, почувствуй себя Маниловым.

А самый масштабный проект фестиваля высится через дорогу от Ротонды . Упоминавшаяся никола-ленивецкая артель под художественным руководством Николая Полисского соорудила из лозы и веток Гиперболическую градирню – башню 12 метров в диаметре и 15 в высоту. Эта философская пародия на технические достижения человечества содержит внутри еще и дымоход, так что программой предусматривалось, что с наступлением сумерек градирня начнет извергать в небо языки пламени и клубы дыма. Увы, это шоу, как и рейв-пати под открытым небом, досталось лишь на долю тех, кто решился заночевать в палаточном городке.

На уикенд в Никола-Ленивец съехались сотни зрителей, в основном из Москвы и Калуги.

Это не Вудсток, конечно, но по меркам ленд-арта – вполне себе аншлаг.

Большего скопления народа там, пожалуй, и не нужно, иначе пропадет всякое очарование от встречи с природой и искусством. По счастью, погода благоприятствовала. Все-таки впечатление от любого пленэра оказывается намного позитивнее, когда травка зеленеет и солнышко блестит. И еще когда можно по собственному усмотрению карабкаться по лестницам, дергать странные рукоятки, заглядывать за непонятные двери и махать с вершины холма отставшим спутникам – словом, когда растворяешься в пространстве, наполовину природном, наполовину рукодельном.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Победители Инновации

News image

GiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Арт-персоны:

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Арт-Критика:

Культурно-политический комплекс

News image

В ЦДХ присмотрелись к 20-летней дате падения Берлинской стены Европейская мастерская: творчество в общем культурном простр...

Концептуалисты сдались в архив

News image

Коллекция Вадима Захарова в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) начался ежегодный фестиваль коллекц...

Цветет гречиха в поле у Ротонды

News image

Фестиваль Архстояние превратил деревню Николо-Ленивец Калужской области в русский эстетский заповедный парк, становящийся ле...