• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




В деревню за искусством

Арт-проекты - Арт-Критика

в деревню за искусством


Архитектурно-художественный open air в деревне Никола-Ленивец Калужской области: фестиваль ландшафтных объектов Архстояние оторвался от земли в прямом и переносном смысле.

Живописная сельская местность близ реки Угры довольно давно превратилась в полигон для творческих экспериментов. Вернее, поначалу здешняя арт-продукция экспортировалась в столицу в виде документации перформансов или в натуральном выражении – в качестве объектов из лозы или бревен. Позднее родилось понимание, что гораздо эффектнее и содержательнее было бы встраивать искусство непосредственно в пейзаж, а уж пресыщенная городская публика пускай сама приезжает на свидания с ленд-артом.

Дело в том, что в Никола-Ленивце уже лет двадцать существует небольшая колония столичных архитекторов и художников. С одной стороны, они просто дачники, с другой – патриоты здешних мест и реформаторы деревенской жизни. Например, художник Николай Полисский организовал из местных жителей артель, которая производит не ложки с матрешками, а масштабные произведения contemporary art'а. Один из таких проектов демонстрировался в прошлом году на архитектурной биеннале в Венеции. Иначе говоря, современное искусство стало немаловажной статьей дохода для пришедшего когда-то в упадок никола-ленивецкого хозяйства.

Фестиваль Архстояние , основанный четыре года назад, призван служить той же цели: не только развлекать интеллектуалов, но и поднимать экономику в бывшей глухомани.

Фестивальные события собирают публику и летом, и зимой, так что за отчетный период накопилась изрядная коллекция прежних сооружений и инсталляций – почти три десятка. Объекты рассыпаны по окрестным лесам и полям на площади больше сотни гектаров. Вокруг монументального Позолоченного тельца лениво пасутся стада, туристы медитируют в павильоне из шишек и обозревают тотемные столбы, оставшиеся от проекта Границы империи . Практически ни один из этих ландшафтных опусов не может быть отнесен к определенному ведомству, будь то архитектура, дизайн или изобразительное искусство. Все обретаются на стыке жанров и, как правило, подразумевают интерактивность.

Этим летом Архстояние , заполучив грант от Европейского союза, презентовало четыре новых проекта и помимо того запустило на российское раздолье французских ландшафтных архитекторов из бюро Atelier 710.

Парижские умельцы, имея за плечами опыт работы в Версале и других европейских парках, энергично взялись за окультуривание никола-ленивецких пейзажей – впрочем, предпочитая экологичные методы и избегая губительных урбанистических приемов . Окончательные результаты будут видны только через три года, но уже сейчас ощутима грамотная структуризация пространства. При этом никаких специфических признаков регулярного парка – типа симметричной планировки, ровных рядов стандартно подстриженного кустарника или декоративных клумб – тут не найти. Французы облагораживают окрестности деликатно, с учетом естественных черт здешней природы.

Премьерные показы новых объектов были объединены общей темой Вне земли .

Понимать ее можно по-всякому: и как реальный отрыв от поверхности (именно такой взгляд на тему проиллюстрировали организаторы, устроив платные воздушные экскурсии на двух вертолетах, которые с грохотом барражировали над фестивальным пространством), и как замещение материальной культуры ее виртуальным сородичем, и как просто парение духа над бренной землей. Например, проблему глубинного конфликта между природой и цивилизацией затронула группа Electroboutique в своем проекте Воздушный порт . Прямо в лесу, среди трав и деревьев, установили большое электронное табло – как где-нибудь в Хитроу или Фьюмичино. Двигаются строчки расписания, знаменуя отлеты и прибытия рейсов, доносятся характерные синтетические аккорды, дикторши приглашают пассажиров регистрироваться на борт до Сан-Франциско, Бильбао, Дублина – а вокруг щебечут птахи, ползают гусеницы и скрипит сухостой... Эта инсталляция выглядит, пожалуй, несколько прямолинейной (мол, нет пока гармонии между урбанистикой и миром живой природы), зато в эффектности ей не откажешь.

Оскар Мадера со своим кинетическим проектом Механический лес тоже забрался в чащу. При помощи гидравлического поршня и нескольких тросов автор вынуждает вершины берез раскачиваться не в естественном, а в заданном ритме – синхронно и равномерно. На особое глубокомыслие этот аттракцион вроде бы не претендует, хотя при желании около него можно предаться медитации. К другого рода медитации – даже, скорее, к мечтательности в ее российском варианте – располагает Ротонда Александра Бродского, выстроенная на возвышении посреди гречишного поля. Овальный в плане дом со смотровой площадкой, множеством дверей по периметру и галерейным ярусом внутри предназначен исключительно для любования пейзажем. Если же на минуту ощутить себя владыкой окрестностей, то можно пофантазировать, скажем, о хрустальном мосте через реку или еще о каких полезных новшествах.

Что называется, почувствуй себя Маниловым.

А самый масштабный проект фестиваля высится через дорогу от Ротонды . Упоминавшаяся никола-ленивецкая артель под художественным руководством Николая Полисского соорудила из лозы и веток Гиперболическую градирню – башню 12 метров в диаметре и 15 в высоту. Эта философская пародия на технические достижения человечества содержит внутри еще и дымоход, так что программой предусматривалось, что с наступлением сумерек градирня начнет извергать в небо языки пламени и клубы дыма. Увы, это шоу, как и рейв-пати под открытым небом, досталось лишь на долю тех, кто решился заночевать в палаточном городке.

На уикенд в Никола-Ленивец съехались сотни зрителей, в основном из Москвы и Калуги.

Это не Вудсток, конечно, но по меркам ленд-арта – вполне себе аншлаг.

Большего скопления народа там, пожалуй, и не нужно, иначе пропадет всякое очарование от встречи с природой и искусством. По счастью, погода благоприятствовала. Все-таки впечатление от любого пленэра оказывается намного позитивнее, когда травка зеленеет и солнышко блестит. И еще когда можно по собственному усмотрению карабкаться по лестницам, дергать странные рукоятки, заглядывать за непонятные двери и махать с вершины холма отставшим спутникам – словом, когда растворяешься в пространстве, наполовину природном, наполовину рукодельном.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Владимир Роскин «Я слышу голоса» в Российской Академии

В Российской Академии искусств (Москва), в галерее «Ореады - Les Oreades» 4 февраля была открыта выставка картин Владимира Роскина под названием «Я ...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1957 год

3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л...

News image

Выставка картин Адольфа Алексеева и Алексея Алексеева

11-22 мая 2010 года 11 мая в Выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20, будет открыта выставка картин Адольфа Алексее...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

Арт-персоны:

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Александр Шабуров: Мы – не гастарбайтеры

News image

Популярная арт-антропология Зачем художники стремятся в столицы? В юные годы мне довелось не единожды переосмыслять, что т...

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Арт-Ярмарка:

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Арт-Критика:

Исключив кураторский диктат

News image

Представлена программа Третьей Московской биеннале современного искусства В минувший понедельник в центре современной к...

Сценная коллекция

News image

Собрание Валентина Соляникова в ГМИИ им. А. С. Пушкина В отделе личных коллекций ГМИИ им

Открытое собирание

News image

Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ Коллекционирование современного искусства – дело гораздо более ответс...