• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




В деревню за искусством

Арт-проекты - Арт-Критика

в деревню за искусством


Архитектурно-художественный open air в деревне Никола-Ленивец Калужской области: фестиваль ландшафтных объектов Архстояние оторвался от земли в прямом и переносном смысле.

Живописная сельская местность близ реки Угры довольно давно превратилась в полигон для творческих экспериментов. Вернее, поначалу здешняя арт-продукция экспортировалась в столицу в виде документации перформансов или в натуральном выражении – в качестве объектов из лозы или бревен. Позднее родилось понимание, что гораздо эффектнее и содержательнее было бы встраивать искусство непосредственно в пейзаж, а уж пресыщенная городская публика пускай сама приезжает на свидания с ленд-артом.

Дело в том, что в Никола-Ленивце уже лет двадцать существует небольшая колония столичных архитекторов и художников. С одной стороны, они просто дачники, с другой – патриоты здешних мест и реформаторы деревенской жизни. Например, художник Николай Полисский организовал из местных жителей артель, которая производит не ложки с матрешками, а масштабные произведения contemporary art'а. Один из таких проектов демонстрировался в прошлом году на архитектурной биеннале в Венеции. Иначе говоря, современное искусство стало немаловажной статьей дохода для пришедшего когда-то в упадок никола-ленивецкого хозяйства.

Фестиваль Архстояние , основанный четыре года назад, призван служить той же цели: не только развлекать интеллектуалов, но и поднимать экономику в бывшей глухомани.

Фестивальные события собирают публику и летом, и зимой, так что за отчетный период накопилась изрядная коллекция прежних сооружений и инсталляций – почти три десятка. Объекты рассыпаны по окрестным лесам и полям на площади больше сотни гектаров. Вокруг монументального Позолоченного тельца лениво пасутся стада, туристы медитируют в павильоне из шишек и обозревают тотемные столбы, оставшиеся от проекта Границы империи . Практически ни один из этих ландшафтных опусов не может быть отнесен к определенному ведомству, будь то архитектура, дизайн или изобразительное искусство. Все обретаются на стыке жанров и, как правило, подразумевают интерактивность.

Этим летом Архстояние , заполучив грант от Европейского союза, презентовало четыре новых проекта и помимо того запустило на российское раздолье французских ландшафтных архитекторов из бюро Atelier 710.

Парижские умельцы, имея за плечами опыт работы в Версале и других европейских парках, энергично взялись за окультуривание никола-ленивецких пейзажей – впрочем, предпочитая экологичные методы и избегая губительных урбанистических приемов . Окончательные результаты будут видны только через три года, но уже сейчас ощутима грамотная структуризация пространства. При этом никаких специфических признаков регулярного парка – типа симметричной планировки, ровных рядов стандартно подстриженного кустарника или декоративных клумб – тут не найти. Французы облагораживают окрестности деликатно, с учетом естественных черт здешней природы.

Премьерные показы новых объектов были объединены общей темой Вне земли .

Понимать ее можно по-всякому: и как реальный отрыв от поверхности (именно такой взгляд на тему проиллюстрировали организаторы, устроив платные воздушные экскурсии на двух вертолетах, которые с грохотом барражировали над фестивальным пространством), и как замещение материальной культуры ее виртуальным сородичем, и как просто парение духа над бренной землей. Например, проблему глубинного конфликта между природой и цивилизацией затронула группа Electroboutique в своем проекте Воздушный порт . Прямо в лесу, среди трав и деревьев, установили большое электронное табло – как где-нибудь в Хитроу или Фьюмичино. Двигаются строчки расписания, знаменуя отлеты и прибытия рейсов, доносятся характерные синтетические аккорды, дикторши приглашают пассажиров регистрироваться на борт до Сан-Франциско, Бильбао, Дублина – а вокруг щебечут птахи, ползают гусеницы и скрипит сухостой... Эта инсталляция выглядит, пожалуй, несколько прямолинейной (мол, нет пока гармонии между урбанистикой и миром живой природы), зато в эффектности ей не откажешь.

Оскар Мадера со своим кинетическим проектом Механический лес тоже забрался в чащу. При помощи гидравлического поршня и нескольких тросов автор вынуждает вершины берез раскачиваться не в естественном, а в заданном ритме – синхронно и равномерно. На особое глубокомыслие этот аттракцион вроде бы не претендует, хотя при желании около него можно предаться медитации. К другого рода медитации – даже, скорее, к мечтательности в ее российском варианте – располагает Ротонда Александра Бродского, выстроенная на возвышении посреди гречишного поля. Овальный в плане дом со смотровой площадкой, множеством дверей по периметру и галерейным ярусом внутри предназначен исключительно для любования пейзажем. Если же на минуту ощутить себя владыкой окрестностей, то можно пофантазировать, скажем, о хрустальном мосте через реку или еще о каких полезных новшествах.

Что называется, почувствуй себя Маниловым.

А самый масштабный проект фестиваля высится через дорогу от Ротонды . Упоминавшаяся никола-ленивецкая артель под художественным руководством Николая Полисского соорудила из лозы и веток Гиперболическую градирню – башню 12 метров в диаметре и 15 в высоту. Эта философская пародия на технические достижения человечества содержит внутри еще и дымоход, так что программой предусматривалось, что с наступлением сумерек градирня начнет извергать в небо языки пламени и клубы дыма. Увы, это шоу, как и рейв-пати под открытым небом, досталось лишь на долю тех, кто решился заночевать в палаточном городке.

На уикенд в Никола-Ленивец съехались сотни зрителей, в основном из Москвы и Калуги.

Это не Вудсток, конечно, но по меркам ленд-арта – вполне себе аншлаг.

Большего скопления народа там, пожалуй, и не нужно, иначе пропадет всякое очарование от встречи с природой и искусством. По счастью, погода благоприятствовала. Все-таки впечатление от любого пленэра оказывается намного позитивнее, когда травка зеленеет и солнышко блестит. И еще когда можно по собственному усмотрению карабкаться по лестницам, дергать странные рукоятки, заглядывать за непонятные двери и махать с вершины холма отставшим спутникам – словом, когда растворяешься в пространстве, наполовину природном, наполовину рукодельном.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Памяти учителя (выставка)

6 ноября 1997 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка петербургских художников — учеников мастерской ...

News image

Мартин-Гропиус-Бау предлагает современный взгляд на исл

с 5 ноября 2009 по 18 января 2010 года Берлин. Выставка представляет выбранные произведения исламского изобразительного искусства, а также выдающ...

News image

Выставка «Камень, ножницы, бумага» в Тбилиси, Баку и Ки

Тбилиси 4 февраля 2010 - 12 февраля 2010 Баку 20 февраля 2010 - 28 февраля 2010 Киев 12 марта 2010 - 24 марта 2010 20 февраля в Академии из...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Арт-персоны:

Василий Бычков, АРТ МОСКВА: В этом году ярмарка в перв

News image

В ЦДХ в 11-й раз проходит ежегодная ярмарка современного искусства АРТ МОСКВА Проходит второй день работы 11-й международной ...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний

News image

Один из лидеров молодого искусства Киева, группы Р.Э.П. ( Революционное экспериментальное пространство ), Никита КАДАН рассказ...

Арт-Ярмарка:

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Арт-Критика:

Переходный период

News image

В ЦСИ М'АРС открылась выставка Transfer Выставка Transfer , открывшаяся в московском центре современного искусства М...

Между прошлым и будущим

News image

Фестиваль коллекций современного искусства, стартовавший в ГЦСИ, представляет две первые выставки из своей программы – арх...

Глагольная форма

News image

Энтони Гормли, очень известный британский скульптор, показал в Гараже художественные останки здравствующих ньюкасльцев –...