Реклама*
ТРАНСФЕР в Центре М'АРС
Выставка Трансфер , прошедшая в Центре современного искуства М'АРС , – второй из семи кураторских проектов, составляющих Гуманитарную программу в области изобразительного искусства Одна шестая плюс , инициированную Творческим союзом художников России при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, Российской Академии художеств и Московского музея современного искусства. Как понятно из названия программы, она посвящена своего рода инспектированию искусства на территории бывшего СССР и примыкающих государств (они и есть плюс ). Каждую выставку готовит специально приглашенный куратор. В случае Трансфера это семейный дуэт Евгении Кикодзе и Антонио Джеузы, искусствоведов, работающих на московской арт-сцене с максимально возможной отдачей. Это очень правильный выбор: она – грузинка, он – итальянец, оба осели в России, и им, со своей этническо-географической вненаходимостью , по определению положено сделать проект о художниках-путешественниках , преодолевающих государственные границы. В выставке участвуют художники из России, Молдовы и Италии, но кто-то родился в Татарстане, кто-то в Таджикистане, кто-то живет в Берлине, кто-то в Карлсруэ, а кто-то бесконечно кочует из страны в страну, так что даже непонятно, как идентифицировать их локальную принадлежность. Собственно, о невозможности региональной идентификации в сегодняшнем глобализированном мире и рассказывает выставка.
Но, честно говоря, она ничего не рассказывает – это просто подборка очень хороших работ, ничем между собой не связанных, кроме мерцающе-призрачного местожительства авторов. Хотя, например, настоящий городской сумасшедший, молдаванин Марк Верлан, уединенно живет в парке в Кишиневе, в мастерской, в которую ведут вырубленные в земле ступеньки. Себя он называет Сыном Дождя. Он – гражданин самим собой придуманного государства, знамя которого есть на московской выставке. Но миру открыл Верлана знаменитый куратор австриец Харальд Зееман, и произведения аутсайдера давно путешествуют по всему земному шару, так что творчество отшельника является интернациональным достоянием. Сегодня автор не принадлежит самому себе – даже если захочешь быть анахоретом, питаться акридами и жить в уединенном склепе, международная артистическая мафия тебя найдет, если ты настоящий художник.
Так что настоящие художники сами превращаются в своего рода мафиози. Другой молдаванин (правда, из Берлина), Павел Браилэ, показывает на Трансфере видеодокументацию своего перформанса, во время которого он обращал синие с золотым тиснением молдавские паспорта в евростандарт, нанося на обложку, совпадающую по колору с шенгенской, орнамент из звездочек ЕЭС. И народ купился на артистическую провокацию. Только неизвестно, смог ли кто-то с этим паленым артефактом пересечь реальную границу.
А вот есть другой вариант художнической диверсии – придумать границу там, где ее не может быть в природе. В видео Без названия московской группы Синий Суп разграничительные линии появляются посреди моря: вода будто бы расчерчивает себя изнутри. Описать эту лучшую на выставке работу трудно – поверьте, современное искусство может дать фору любому Айвазовскому.
Хотя любимый материал для арт-деконструкции – это высокий модернизм. Инсталляция Задняя комната Франческо Финицио, итальянца, преподающего во Франции и получившего степень магистра искусств в Америке, посвящена русскому авангардисту Владимиру Татлину и его памятнику 3-му Интернационалу. Какая-то дурная архитектоническая фантазия , воплощенное в полированном дереве визионерство стоит в вольере с опилками, в котором живут настоящие морские свинки. Они не умеют лазить или прыгать, так что обречены с земли смотреть на возвышающуюся утопию. Единственное утешение, предоставляемое обитанием в подобном месте, – это хороший секс , – уверяет художник в своем сопроводительном тексте. За время выставки ни одна свинка не погибла, но и приплода пары не дали. Искусство правильное явно мешает отправлению физиологических нужд.
Должно быть, верность территориальным барьерам – тоже своего рода физиология, только навязанная сверху, в нарушение инстинктов. А неправильное современное искусство инстинкты освобождает, барьеры преодолевая. Поэтому актуальные художники, вечные номады, совершают свое блуждание, будто небесные верблюжата. Это и есть искомый трансфер, которому посвящена изящная и не имеющая строгих концептуальных очертаний выставка в Центре М'АРС .
Ну, а про следующие экспозиции проекта Одна шестая плюс – по мере их открытия.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Европа-Россия-Европа22.05.2007—29.06 |
Весенняя выставка произведений ленинградских художников«Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года», открытая в залах Ленинградского организации Союза художников РСФСР, стала замет... |
Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 годов31 марта 1994 года в Санкт-Петербурге в залах Санкт-Петербургского Союза художников открылась выставка «Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 ... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( НационЭта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
В Торонто состоялась Международная художественная выста19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу... |
ИННОВАЦИЯВ 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре... |
Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ... |