Реклама*
На Манифесту-7 я отправилась через неделю после открытия, вооруженная только общим представлением о том, что Манифеста — это нечто сродни скорее Документе, а не Венецианской биеннале: меньше помпы, больше вдумчивого критического искусства. Ожидала я найти в Манифесте отдушину после качественного, но коммерчески выверенного и предсказуемого АртБазеля-2008.
Однако, предваряя подробный рассказ, скажу сразу: Манифеста-7, как и Документа-12 в прошлом году, меня отрезвила. После нескольких «некоммерческих проектов» начинаешь скучать по незамысловатости и откровенной прагматике рыночного искусства, не скрывающего своего стремления радовать глаз, пусть и дешевыми методами за большие деньги.
Впрочем, итоговый вывод о М7 не так однозначен — поэтика путешествия сыграла свою роль. Смотреть одну выставку из шести частей в течение недели, перемещаясь по живописным уголкам Северной Италии, — редкое удовольствие. Растянутость размышлений во времени стирает негативность первой реакции, примиряя почти с любым произведением. Поэтому текст не столько о выставке как визуальном продукте, завершенном воплощении кураторской мысли, сколько о череде впечатлений, инспирированных искусством. Его жанр не строгая рецензия, а путевые заметки.
Манифеста: background
Манифеста, европейская биеннале современного искусства, впервые состоялась в 1996 году в Роттердаме и, как неоднократно подчеркнуто в каталоге, является продуктом Европы после разрушения Берлинской стены и примерно ровесницей Евросоюза. Уникальная особенность Манифесты — непривязанность к одному месту проведения. После Роттердама она побывала в Люксембурге (1998), Любляне (2000), Франкфурте-на-Майне (2002), Сан-Себастьяне (2004) и планировалась, но не состоялась в Никосии в 2006-м. Кочевничество позволяет Манифесте вовлекать в вопрос европейской интеграции локальную проблематику регионов, не всегда заметных на новостной карте мира, но важных или любопытных для Европы. В сопоставлении с Документой, проходящей в Касселе с 1955 года каждые пять лет, подвижность можно трактовать и так: последствия нацизма изживаются на протяжении десятилетий, а для травм помельче есть подвижная Манифеста. Кроме того, как можно судить по дискуссиям вокруг первых выпусков Манифесты, ее организаторы рассматривают кочевничество как страховку от коррумпированности. Эпитет «европейская» Манифесту не ограничивает: как и в Документе, в ней участвуют художники всего мира; способ обсуждения мировых проблем в рамках этих больших смотров также очень похож.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
25 февраля 2007Выставка «1917 год: Керенский и Ленин. На перекрестке исторических судеб» призвана заполнить огромные бреши в массовом осознании истории России.... |
Зональная выставка произведений ленинградских художнико«Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года», открытая в Центральном выставочном зале «Манеж» с 10 сентября по 9 ноября 1980... |
Выставка картин Мартины Анагосту под названием «Лествиц20 февраля 2010 - 21 марта 2010 19 февраля в Московском музее современного искусства будет открыта выставка художницы из Греции Мартины Анагосту,... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. РМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
Международная художественная ярмарка современного искусСовсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( НационЭта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ... |
ВДНХ актуальных художниковПремия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког... |
Любовь и видеоАрт-достижения прошлого сезона собрали в единую экспозицию Премия Инновация , учрежденная Министерством культуры в прошлом году, претендуе... |