Реклама*
Выставки - Выставка: Осторожно,религия
Этнографо-религиоведческая экспертиза (проведена экспертом Цеханской К.В.)
О методологии исследования:
Главным методологическим инструментом анализа предметов обсуждаемой экспозиции в данном случае является объективное раскрытие содержания этно-религиозного архетипа русского народа на примере его отношения к словесным и живописным образам Иисуса Христа и святых, воплощенных в тексте Евангелия и в православном иконописном каноне.
Анализируя эти отношения православных к вербальным и изобразительным символам христианства, мы, прежде всего, должны указать на степень сакрализации вышеуказанных символов, категорически не допускающей профанного, бытового и уж тем более кощунственного их употребления. Особенно это относится к изображению Распятия и Креста. Уже две тысячи лет почитание Иисуса Христа приравнивается к почитанию креста. Поэтому любое изображение главного орудия смерти Спасителя, - будь то крест на поминальной записке или на иконе - должно совершаться одинаково канонично, а главное, - благоговейно. В православной традиции осуждается и не допускается даже небрежное осенение себя крестным знаменем, за неблагочестивое отношение к крестному знамению на крещеного человека может налагаться эпитимия, то есть церковное наказание.
Введение в исследование:
Все экспонаты выставки “Осторожно, религия!”, которые оказались доступны визуальному ознакомлению, ни по форме, ни по содержанию не могут подлежать эстетическим характеристикам как таковым.
По своим техническим приемам, то есть по способу выражения основной идеи (в рассматриваемом случае - идеи издевательской агитации против архетипов и символов православия и русской культуры) весь выставочный материал полностью соответствует принципам так называемого “концептуального искусства”, целью которого является переход от создания художественного произведения к воспроизводству идей-концептов, инспирируемых в сознание зрителей через систему вербально-предметного ряда.
Слово “искусство” в данном случае является лишь терминологическим понятием, обозначающим сферу агрессии так называемых идей-концептов, главная функция которых состоит в полном отказе от традиций художественного творчества.
Общеизвестно - акт творчества состоит в том, что художник реализует художественную идею в окончательном виде в процессе преодоления материала. Первоначальная идея может коренным образом измениться после взаимодействия художника, как творческой личности с материалом, которым является холст, краски и другие составляющие. Таким образом, художественная идея творчески воплощается в созидательном, то есть творческом процессе, безусловно требующем профессиональных навыков. Даже авангардное искусство (к которому неправомерно приравнивается “концептуальное искусство”) устремлено к творческому созиданию новых форм. Авангардные эксперименты XX века в области архитектуры, поэзии, живописи все же опирались на ценностную иерархию и законы традиционного искусства. Например, абстракционизм и супрематизм, эти вершины авангардного изобразительного искусства, сохранили устойчивую связь с преобразующим, творческим процессом как таковым. “Черный квадрат” Казимира Малевича - апофеоз авангардизма в живописи - имеет генетическое родство с приемами и традициями классического живописного искусства. Малевич оперировал специфическим материалом: картоном, красками, холстом. Вся его творческая воля была направлена к созданию такой художественной формы, которая адекватно и образно, средствами живописи отразила бы идею абстракционизма.
По совершенно иным законам развивается “концептуальное” или “актуальное” действо. В сознании концептуалиста возникает и бытует уже законченная, неизменная идея-концепт, которая не требует профессионального творческого воплощения - достаточно лишь обозначить эту идею и зафиксировать ее через какое-либо действие или посредством монтажа-инсталляции. Так, художник Олег Кулик своим образом жизни, то есть действиями, буквально воплотил овладевшую им идею человека-собаки. Он ходил обнаженным на поводке (естественно, на четвереньках), ел сырое мясо, жил в клетке, по-собачьи отправлял физиологическую нужду и даже укусил настоящую собаку.
Точно так же организаторы выставки «Осторожно религия» фактически осуществляли идею программной агитации против Православия в виде издевательских манипуляций с символами христианства. Суть выставки заключается в том, чтобы дискредитировать христианство через систему определенных действий, конкретно - через демонстративное поругание, переиначивание легко узнаваемых символов христианства. Следует отметить, что по способу выражения антирелигиозных идей выставка “Осторожно, религия!” абсолютно идентична тому, как если бы все эти 40 участников просто собрались в общественном месте и стали бы хором произносить нецензурные слова, оскорбляющие национально-религиозные святыни России.
Действительно, является ли искусством такие перлы “перформанса”, “концептуализма”, “актуализма”, как “соборное” поедание шоколадного тела Ленина или убиения и поедания на глазах телезрителей свиньи, на которой начертано слово “Россия”. Можно ли отнести к памятникам искусства муляж коровы с огромной черной дырой под хвостом и надписью: “Загляни в глубину России”? И, наконец, что общего с творческим процессом имеет акция разрубания православных икон, осуществленная в 1998 году Тер-Оганьяном в московском Манеже? Все доводы о том, что иконы представляли собой неосвещенные репродукции, по меньшей мере, лукавы. Легко вообразить, что могло бы случиться с Тер-Оганьяном, если бы он предложил зрителям разрубить муляж иудейской меноры или надругаться над ксерокопированным экземпляром Корана…
Бесспорно, выставка-акция “Осторожно, религия!” носит открытый, публичный характер инспирированного, то есть подстрекательского внушения антиправославных и антирусских идей, возбуждающих национальную, расовую и религиозную вражду, унижающих национальное достоинство, пропагандирующих неполноценность граждан по признаку их отношения к религии и национальности.
Эти идеи инспирируются в сознание человека через зрительный ряд переиначенных, но легко узнаваемых предметов-святынь. Издевательская перекодировка сакральных религиозных символов в виде Животворящего Креста, обвешанного сосисками, распятой обнаженной женщины и пр., является попыткой нейропредметного программирования личности. Таким образом, под видом явного поругания архетипов и символов религиозного сознания участники выставки совершили массовую атаку на подсознание зрителей. Все люди, вовлеченные в обсуждение экспозиций “Осторожно, религия!” - и эксперты, и зрители, и верующие, и неверующие - вынуждены вновь и вновь обращаться к издевательским образам, которые уже четко отпечатались в сознании и, вполне вероятно, навсегда вошли в память зрителей.
Название выставки не соответствует ее содержанию. Вместо декларированных организаторами размышлений о духовной и религиозной свободе человека, в действительности подбор экспонатов сведен к оскорблению чувств православных верующих, в форме намеренного извращения изначальных смыслов христианских символов и архетипов православной культуры.
Этнографо-религиоведческое исследование:
Икона - главный выразитель Православия. Иконопочитание является составной частью православного вероучения, которое, как всякая религиозная система предполагает целостный взгляд на мир, на человека, содержит совокупность этических норм, эстетических представлений и идолов.
Без значимости икон во всех жизненных этапах русских, в отечественно истории не может быть правильно понят ни русский менталитет, ни духовная культура народа, которая выросла из православия, впитала элементы многих составляющих, сформировала направленность сознания, характер, миропонимание, тип поведения, политическое и экономическое своеобразие истории - все это позволило России стать одним из ярчайших явлений мировой цивилизации.
Вплоть до начала XX века практически не было некрещенных русских и погребенных без православного обряда отпевания, трудно было найти и дом без икон. Значение икон вообще и чудотворных особенно, имело свои важные характеристики в формировании самосознания русских людей: такие иконы почитались по всей России, их носили в многочисленных крестных ходах, к ним отправлялись на богомолье. Огромна их роль как государственно-религиозных символов, дающих защиту и покровительство как всему государству, так и отдельному городу, селению и роду. Духовная жизнь христианина нередко была связана с конкретной чудотворной или особо почитаемой иконой, через которую он ощущал связь с первообразом.
После снятия запретов и ограничений советской власти стало очевидно, что православие остается традиционной религией большинства населения России, основой которого служат многовековые глубины народного сознания. Устроение быта, менталитет народа, особенно в сельской местности, всегда оставался православным, и икона едва ли не в каждом деревенском доме - свидетельство живой веры народа.
Воздействие икон на русского человека было столь велико, что, на наш взгляд, сыграло немалую роль в формировании национального архетипа. Православное миросозерцание русских зримо проявляется в иконопочитании. Именно в нем выразилась система массового проявления конфессионального сознания и исповедной практики народа. Традиционный русский дом не мыслится без красного угла с иконами. Дом христианина всегда был домашней церковью. К иконам православный обращался не раз в день, испрашивая Божие благословение и помощь на каждое вновь начинаемое дело. Здесь душа верующего черпала духовную силу и бодрость. Издавна иконы считались самым значимым и ценным достоянием семьи: именно их прежде всего указывали в завещаниях, передавали из поколения в поколение как родовые реликвии, брали в дорогу, тюрьму, и даже неверующие сохраняли их по заветам предков. Все обряды, связанные с основными этапами жизни включали участие икон. Вариативность употребления икон в жизнедеятельности русских поражает широтой: вплоть до XX в. буквально ни одного начинания не обходилось без благословения или иного участия икон.
Отношение обыденного сознания к иконе выступало во взаимосвязи с идеальной моделью “Святой Руси”, создавая основу для православного мироощущения окружающего. Очевидное наличие большого количества икон в историко-культурном пространстве России означало факт глубокого и сложного представления о Божественной защите православных вне храма и дома.
Богословское почитание икон было утверждено на VII Вселенском соборе (787 г.). Догматическим обоснованием иконопочитания является Образ Божий, который явлен в человеческом творении. Икона Христа в православии - есть единый образ Бога и Человека в Богочеловеке. Его же присутствие верующие узнают через молитву, которая является своего рода тайнодействием. “Основание же иконопочитания, - писал С. Булгаков, - есть действенная сила, благодатно сообщаемая иконе Христовой, которая становится местом Христа. Христос, удалившись из мира в Вознесении сохранил с ним связь и является в нем двояким образом: существенно, хотя таинственно, в Евхаристии и идеально во св. Своей иконе”. Такая живая связь Христа с миром закрепляется в Его иконописном образе. Подобным же образом молитвенное обращение к иконам Богородицы и святых предполагает возможность мистического контакта с первообразом.
К началу XXI века все увеличивающееся количество храмов и иконы в них подтверждают сохранение и возрождение традиций иконопочитания. Постоянство иконопочитания в храмах определило и характер традиции в повседневной жизни русских людей. Иконы в домах до конца XX в. были выразителем и показателем веры, православного сознания, которое из-за репрессий часто скрывали. Использование икон в жизненно важных случаях, сакральном пространстве и массовой практике богослужений вне храма и дома свидетельствует о живой вере и вероисповедной практике, относится к наиболее устойчивым, содержательным составляющим русской духовной культуры.
В конце XX века в России возникла парадоксальная ситуация, когда одновременно с возрождением церковной жизни появилась богоборческая практика, направленная на поругание символов христианства. (Выставка Тер-Оганьяна в Манеже с акцией разрубания икон). В то время как незадолго до этих богохульных процессов маловоцерковленный русский солдат Евгений Родионов отдал жизнь, защищая от поругания крест - главный символ христианства. И сегодня святыни, за которые православные верующие готовы отдать жизнь, сводятся к объектам насмешек и издевательств. Подобное издевательское, кощунственное отношение к сакральным символам христианства продемонстрировала выставка “Осторожно РелигияР!”.
Ответ на первый вопрос. “При каких условиях представленные материалы могут быть истолкованы как оскорбляющие религиозные чувства верующих?”.
Как только выставка “Осторожно, религия!” была окончательно смонтирована в выставочном зале им. академика Сахарова и открыто предложена на суд общественного мнения как стационарная экспозиция, с предельно явной концептуальной программой - с этого момента все представленные на ней материалы обрели статус издевательски-кощунственных экспонатов, целенаправленно оскорбляющих чувства православных верующих.
Следует отметить, что все участники обсуждаемой акции-преформанса имели абсолютное право на неограниченное никакими религиозными запретами индивидуальное самовыражение своего творческого “Я” и это право они полностью осуществили в интимном рукотворном процессе создания своих инсталляций, процессе, протекающем независимо друг от друга, в отдельных мастерских, квартир, ателье. Иными словами, - пока у данной группы т.н. художников-концептуалистов не появилось намерение организовать коллективную программную антиправославную акцию, все их обособленное, раздробленное “художественное богохульство” развивалось как осуществление автономного, неподвластного никакой общественной оценке акта творческого самовыражения личности.
Действительно, общество не может запретить отдельным своим членам исповедовать те или иные идеи, например, идеи атеизма, мунизма или фашизма. Индивидуальный носитель любой деструктивной идеи не может подвергаться уголовному преследованию за образ мысли. Но это лишь до тех пор, пока идея не обретает воплощения в реальных поступках, наносящих прямой ущерб здоровью людей или нравственным устоям общества. Одно дело - подросток, увлеченный идеями фашизма, с упорством воспроизводящий нацистскую символику в подъездах или альбоме для рисования. Совсем другая ситуация - создание из таких подростков фашистской организации со своей идеологией, программой действий, боевыми структурами и оружием уничтожения. Очевидно, что любая власть обязана в законодательном порядке бороться с подобной военизированной организацией фашиствующего толка.
Те же аналоги существуют в содержании и характере выставки «Осторожно Религия». Пока издевательские манипуляции с христианскими символами были творческими объектами отдельных людей, никак не связанных между собой, эта форма самовыражения касалась только личной духовной потребности этих отдельных людей. Но как только результаты подобного творчества оказались выставлены в одном зале на всеобщее обозрение, да еще под знаком единой для всех участников издевательской идеи – с этого момента и создались объективные условия, при которых все представленные материалы могут быть истолкованы не иначе, как возбуждающие национальную, расовую и религиозную вражду, унижающие национальное достоинство, пропагандирующие неполноценность граждан по признаку их отношения к религии и национальности.
Действия организаторов выставки наносят оскорбительный удар по психологии русского этноса, по его нравственным устоям, по бытованию культурных традиций. Необходимо признать, что все дискуссии относительно принадлежности экспонатов выставки к неким формам искусства - в данном судебном разбирательстве не имеют никакого юридического значения. Искусство, как предметно-образное выражение идей, может напрямую служить преступным целям. То есть - преступление по своей форме может носить характер искусства, в том числе изобразительного искусства. Приведем пример - если какой-то художник изобразит на картине сцену, как праведные благородные арийцы ведут в Освенциме борьбу с неарийцами, то это будет кощунством и преступлением по отношению к еврейскому народу. Если этот гипотетический художник еще изобразит поруганные религиозные символы иудаизма, то это уже будет преступление не только против евреев, но и против основ общечеловеческой морали и нравственности. Безусловно, подобное поруганье возмутит всю мировую общественность и будет жестко пресечено адекватными юридическими мерами.
Показательна общественная реакция в некоторых странах на попытки художников-творцов вовлечь в свое “искусство” искаженные образы и символы христианства. Так, в Греции и Италии был запрещен к показу антирелигиозный фильм Мартина Скорцезе “Последнее искушение Христа”. В Великобритании жесткому остракизму была подвергнута кинолента Найджеле Уингроу “Видение Экстаза”, издевательски изображающая жизнь святой католической церкви - Терезы Авильской. По информации Православного обозрения “Радонеж” (№ 7, (137) 2003), Британское управление Классификации фильмов не выдало Уингроу сертификата, позволившего ему демонстрировать свой фильм на публике. Более того, - Европейский суд по правам человека, поираясь на 10 статью, пункт 2 Европейской конвенции о защите прав человека, дважды признал правоту Британского Управления.
Следует подчеркнуть, что в своем решении Страсбургский суд указал кинорежиссеру на то, что свобода слова и вдохновения не освобождают от обязанности избегать общественной демонстрации того, что представляется другим людям необоснованно оскорбительным и даже оскверняющим религиозные ценности (Радонеж, № 7, (137) 2003).
И в России, и в других странах Европы и США не существует реестра религиозных символов из тех, что содержатся в представленных материалах, которые были бы законодательно или каким либо иным способом поощряемы, рекомендуемы или запрещены при создании того или иного предмета изобразительного искусства. Регламентировать духовно-созидательный процесс невозможно. Личное дело художника - в эстетической форме предаваться самому изощренному кощунству. Но открытая демонстрация подобного отношения к религии обществу, исповедующему определенные духовно-религиозные ценности безусловно должна быть наказуема.
Полагаем, что юридическая экспертиза материалов выставки должна производиться вне каких-либо эстетических оценок, дающих возможность для бесконечной череды обоснований права художника на свободное самовыражение. Из бесплодных дискуссий о художественной природе постмодернизма, чуждых юридической системе доказательств мы обязаны войти в русло правового анализа фактов религиозного экстремизма, публично продемонстрированных на выставке “Осторожно, религия!”.
Выводы эксперта Цеханской К.В. по поставленным следствием вопросам:
Первый вопрос:
В рассматриваемом материале содержатся унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки, направленные исключительно на культовую и религиозную символику Русской Православной Церкви. Подобный оскорбительный выпад касается не просто каких-то отдельных этнических групп, исповедующих Православие, а касается вероисповедния целых народов, таких, как русские, белорусы, украинцы, чуваши, мордва, грузины и др.
Использованные в данном материале словесные, изобразительные средства скомпонованы так, чтобы совместить святое и низкое.
Данная экспозиция имеет четкую концептуальную направленность и только поэтому претендует на статус предметов искусства. Преступная суть концепции - сопоставление несопоставимого, издевательское погружение сакральных предметов-символов с сферу профанных образов и вещей, совмещение креста и сосисок, иконы \и начертанного на ней слова “водка”, оклада иконы Спасителя и человека, примеряющего на себе этот оклад - и в самой идее подобного сопоставления и в самой форме осуществления данной идеи содержатся намерения унизить и оскорбить религиозные символы православных верующих.
Один из самых кощунственных экспонатов выставки – это предмет под номером 18 - “Иксисос”. За его основу взято традиционное изображение Креста и Голгофы. Автор композиции Е. Елагина так раскрывает свою идейную программу: “…Используя в “Иксисосе” профанные образы идеологического клише, я одновременно обращаюсь к традиционной форме православного сакрального объекта. Само название работы выполнено старославянской вязью, следовательно, призывает зрителей активно воспринимать его значение в рамках православного контекста. Однако, на самом деле “тайный” смысл этого названия обескураживающе вульгарен: это просто… СОСИСКИ.” Автор открыто декларирует концепцию совмещения высокого и низкого, при этом указывается на ироническое восприятие подобного совмещения. Итак, главная идея инсталляции номер18 - сопоставить предметы, несовместимые по своей смысловой значимости. Легко узнаваемый традиционный образ Креста, обвешенный связкой сосисок и “декорированный” плакатами по технике безопасности, подвергается подобным совмещением намеренной кощунственной профанации. Унижение христианского символа закрепляется надписью “ИКСИСОС”, что означает слово “сосиски”, прочитанное справа налево. “Иксисос” по вербальному звучанию прямо ассоциируется с церковным словом “аксисос”, что в переводе с греческого означает “совершенно достоин возлагаемой должности”. “Аксисос” произносится во время рукоположения в различные церковные чины. Таким образом, изощренная манипуляция словами направлена на достижение определенной психологической цели- иронично-глумливо внедрить в сознание человека профанный объект (сосиски) в качестве предметной ценности, достойной находится на Кресте.
Второй и третий вопросы:
Основное средство унижения христианской религии и оскорбления людей, ее исповедующих - это соединение иконописной символики с профанными объектами и текстами. Это и есть специальная технология, средство унижения образов и святынь Православия. Оскорбительную характеристику получает крест, обвитый сосисками, икона, помещенная между ног женщины, 8 икон Иисуса Христа и Божией Матери, на которых вырезаны слова “Lenin”, “Vodka”, “Kalashnikov”; особенно оскорбительна пародия на Причастие в рекламе кока-колы с надписью по-английски “сие есть Кровь Моя”. (Экспонаты 18, 5, 17, 2).
Подобная манипуляция каноническими символами Русской Православной Церкви намеренно направлена на формирование глумливой эмоциональной оценки сакральных религиозных образов.
Тот факт, что так называемые художники-концептуалисты использовали в своих инсталляциях не подлинные иконы и предметы культа, нисколько не меняет сущности содеянного, так как и настоящие освященные иконы и их подобия, репродукции имеют прямое обращение к Образу. Икона с греческого переводится как образ. Икона призвана вызывать в сознании человека молитвенное состояние, это ее основное духовное предназначение. Поэтому сама по себе подмена икон их подобиями и копиями в процессе зрительного восприятие несущественна. Зритель или молящийся человек эмоционально воспринимает иконописный образ, не отдавая себе отчет в том, освящен образ или нет.
Следует отметить, что десятки тысяч икон сегодня находятся в музейных собраниях. Все они требуют повторного освящения, так как многие десятилетия они пребывают вне культовой практики. Однако никто не считает музейные иконы предметами, утратившими в сознании людей священный характер. Поэтому для православных одинаково недопустимо поругание настоящей церковной иконы и глумление над ее неосвященной репродукцией.
Таким образом, противоположные действия организаторов выставки направлены прежде всего на основы религиозно-национального сознания русских людей, сформированного под воздействием христианских идей и образно закрепленного в наивысшей святыне русской культуры - иконописном каноне и иконописном символе. То, что подвергнуто унижению именно Русское Православие (а вместе с ним и русский человек)- ясно подчеркнуто плакатом с аббревиатурой РПЦ, размещенным над экспонатом “Одежда Мессии”.
Четвертый вопрос:
Основа выставки «Осторожно Религия!» - манипуляция образами и символами Православия, произвольно использованными группой “художников-концептуалистов”. Данная экспозиция почти вся, за исключением кампания шамана, построена на целенаправленном переиначивании смысловых установок Православия, воплощенных в образах распятия, креста, текста Евангелия, икон.
Повторим, для религиозного сознания не имеет значения материал, из которого сделаны поруганные святыни - будь то деревянная освещенная икона или неосвещенная репродукция - и то, и другое требует неукоснительного благочестивого отношения, т.к. и литография и церковная икона несут в себе священные символы Бога, Креста, Божией Матери и святых.
При сопоставлении с профанными объектами все изобразительные и вербальные символы Православия, использованные участниками выставки - не деформированы, не изменены, они легко узнаваемы, так как поданы в традиционной канонической форме. Унижение священных для верующих объектов совершалось через сопоставление и уравнение их с объектами низменными, бытовыми, что равносильно открытому унижению издевательству.
Безусловно, вся христианская символика, использованная на выставке - образ Креста, Спасителя, Божией Матери - одни из главных духовных и культурных ценностей русских людей.
Пятый вопрос:
Православные культовые предметы, использованные на выставке, являются родними из главных ценностей русской истории, культуры. В иконописных образах православные видят Первообраз, поэтому икона была и остается самой священной, самой оберегаемой реликвией всего русского народа. Вся национальная история состоит из великих военных побед, напрямую связанных в русском самосознании с заступничеством Божией Матери. Эта помощь шла через соборные молитвы иконам Владимрской, Смоленской, Курской, Казанской Божией Матери. И помещать образ Богородицы между ногами женщины (эксп. 17, фото), значит, унижать и оскорбить духовные подвиги и веру нашего народа.
В заключении еще раз подчеркнем: следует вывести обсуждение выставочного материала из области эстетического анализа. Мы должны рассматривать организацию выставки «Осторожно Религия!» с точки зрения ее воздействия на религиозные чувства людей. Анализируемые экспонаты воздействуют не на эстетические представления о красоте, а на духовно-нравственные убеждения человека. Подобное унижение религиозных символов Православия, чревато взрывом национальной и религиозной неприязни.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Картины И.П. Похитонова на выставке «Чародей-Художник»3 марта – 23 мая 2010 года Лаврушинский, 10, залы № 46–48 Пресс-показ – 2 марта в 14.00 Вернисаж – 2 марта в 16.00 (по пригласительным) Илья... |
Искусство династии Мин: китайская эра великолепия в МеЭкспонаты «Искусство династии Мин» составлены на основе материалов богатейших запасников музея Метрополитен: «китайская эра великолепия» демон... |
Выставка произведений ленинградских художников 1957 год3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совреVII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ... |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – CommeНа несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Украинская неделя искусствМЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ... |
Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на палГалереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат... |
Международная художественная ярмарка современного искусСовсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Победители ИнновацииGiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF |
У нас нет другой премииЗа день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник... |
Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ... |