Реклама*
Выставки - Выставка: Осторожно,религия
Социально-культурная экспертиза (проведена экспертом Марковой Н.Е.)
При проведении исследования использованы следующие научные методики:
1. «Анализ идеологической и культурной принадлежности»;
2. «Комплексный анализ социологических, социально-психологических и художественных средств».
Методики данных аналитических схем являются универсальными и впервые в отечественной науке разработаны в рамках научно-исследовательского проекта ЦКИ ИСЭПН РАН «Нейтрализация коммуникативных влияний моделирующих поведение потребителя наркотиков» в 2002 году. Научный руководитель проекта - Член-корреспондент РАН, директор ИСЭПН РАН Римашевская Н.М.; ответственный исполнитель - руководитель ЦКИ ИСЭПН РАН Маркова Н.Е, участники проекта - д.ф.н. Давыдов Ю.Н. (ИС РАН), д.б.н. Морозов В.П. (ИП РАН)
Ключевым для анализа является классическое в социологии определение П.А. Сорокиным культуры, как единства, «все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность» и определение ценности, как «основы и фундамента всякой культуры» (П. А. Сорокин, «Кризис нашего времени» (11; 429). Содержание произведения искусства рассматривается здесь как акт коммуникации, суть которой, согласно формуле Г.Д. Лассуэлла, раскрывается по мере ответа на вопрос: «КТО - сообщает ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?». Используются методы анализа латентных функций Р Мертона и определение изменения установок под воздействием СМИ П.Ф. Лазарсфельда (10; 153).
1. Анализ идеологической и культурной принадлежности экспонатов выставки «Осторожно, Религия!»
Всякая культура определяется прежде всего своими главными ценностями. Базовая система ценностей - Central value system (5; 28) составляет ядро общественного сознания. Это - наиболее рациональный способ жизнедеятельности данного общества, способствующий его выживанию и процветанию, ключевой элемент социального единства. В российском обществе базовая система ценностей основана в значительной части на христианских заповедях. Православие с его веротерпимостью и глубочайшей духовностью всегда было преобладающей религией в Российском государстве. Благословляя брак, семью, рождение детей, оно способствовало укреплению важнейших государственных институтов и всегда выказывало крайне отрицательное отношение к нелегитимным формам полового поведения - блуду, содомии, гомосексуализму, разрушающим функции воспроизводства населения. Базовую систему ценностей Российского общества определяла геополитическая и экономическая реальность. Обширные территории страны и ее богатейшие ресурсы требовали роста населения (плотность которого и сейчас невелика - 8 человек на км2).
Имеют ли отношение ценности культуры, представленной экспонатами выставки «Осторожно, религия!», к базовой системе ценностей Российского общества и если нет, то что за культуру они представляют? По всем признакам (декларируемые ценности, приемы воздействия), мы имеем дело с контркультурой (10; 140), или враждебной культурой (10; 57), выразившей деструктивные, разрушительные по отношению к современному обществу тенденции, нараставшие в культуре Запада на протяжении 20 века. Истоки их лежат в авангардистски-модернистском искусстве 20-30 гг. (дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм и т.д.), которые и положили начало традиции контркультуры.
Начиная с 50-х годов ХХ века, система базовых ценностей западного общества, прежде основывавшаяся на христианстве, подверглась пересмотру. Сексуальная революция, разразившаяся прежде всего в искусстве и СМИ, поощряла внебрачные отношения, легитимизировала сексуальные отклонения, женский и мужской гомосексуализм. Изменение ценностных ориентиров было вынужденной государственной мерой. Западное общество нуждалось в сокращении населения (плотность населения в Германии - 230 человек; в Англии - 240 человек; в Голландии - 385 человек на км2). Таким образом, резкие ценностные изменения в западном обществе имели экономическую подоплеку - недостаток ресурсов и катастрофу перенаселенности. Возникла идеология без идеологии - постмодернизм (post-modernism), базирующийся на множественности идеологий, где все прежние ценности были подорваны и подвергнуты сомнению.
Политика демографического сдерживания диктовала искусству темы, проводящие нелегитимное удовлетворение половых потребностей: свободная любовь, женский и мужской гомосексуализм, трансвестизм, промискуитет, зоофилия, некрофилия, фетишизм; наркотизация, преступления. Постмодерн в живописи, поэзии, музыке и литературе раскалывал, фрагментировал, расчленял реальность, уничтожал табу, переворачивал с ног на голову, демифологизировал мифы и разрушал сакральное. Бессмысленный и опасный хаос постмодернистского мира предлагалось преодолевать расширением подсознания, уходом в «другую» реальность при помощи наркотиков (2; 59).
Культурную основу идеологической и художественной направленности экспонатов выставки «Осторожно, религия!» определяет постмодернистская, контркультурная система ценностей, выполняющая деструктивные социальные функции.
Анализ идеологической принадлежности экспонатов выставки «Осторожно, религия!» показывает в разной степени выраженную антихристианскую направленность, характерную для западной контркультуры. Социологические функции этих произведений - десакрализация православных, христианских ценностей, дехристианизация общества, внедрение антихристианских религиозных движений, распространение сексуальных девиаций.
Так, социальная функция латентной дехристианизации содержится в работах Батынкова (3.1), Зражевской (3.2), Галстяна (3.3) Дорохова (3.4), Елагиной (3.5), Косолапова (3.6), Магидовой (3.8), Орлова и Митлянской (3.9), Михальчук (3.10), Саркисян (3.11) Пожарицкой (3.12), Кулика (3.14) Каждана (3.15) Тер-Оганьяна (3.16), Щечкина (3.17), Сигутина (3.18), Подосинова (3.19), Вальдрон (3.20), Виноградова (3.21), Зауташвили (3.22), -________________________________________________
* От лат. relativus (относительный) и recreatio (восстановление, отдых).
Зулумяна (3.23), Мамышева (3.24), Кругликова (3.25), Турецкой (3.26), Обуховой (3.28), группы «Синий суп» (3.30), Сажиной (3.31), Золян (3.32), Флоренского (3.33).
Работа Антошиной (3.13) оригинал «пустой оклад иконы» имеет антиправославную направленность в общем контексте выставки; о работе Сигутина «Художнику на заметку» можно сказать то же самое.
Из всех представленных работ нейтральный смысл в контексте выставки имеют работы Кажлаева «Молитва 1», «Молитва 2» (3.27) и работа Куми Сасаки «Лампа и сеть» (3.29). Работа Любаскиной (3.7), несмотря на авторский текст, имеет отдаленное отношение к теме выставки; социальная функция, заложенная в ней - размывание советской символики.
Таким образом, большинство экспонатов выставки «Осторожно, рели-гия!» выполнены в контркультурной системе ценностей и имеют антихристианскую направленность.
2. Комплексный анализ социологических, социально-психологических и художественных средств воздействия, использованных при создании экспонатов выставки «Осторожно, религия!»
Еще в 1987 году появился термин «Гнилые места золотого нимба», означающий «эстетическую критику наиболее сакральных мест любой идеологии» (13; 35). Его возникновение относят к акции группы «Коллективные Действия», принадлежащей к направлению Московского концептуализма. Разрушение сакрального было не случайностью, а одним из краеугольных камней, заложенных при создании группы, частью ее эстетической идеологии. Сама терминология концептуализма является кратким описанием техник идеологического и социально-психологического воздействия, работая с которой художник окончательно запутывается в липкой паутине постмодерна, завладевающего его жизнью.
Более близкое знакомство с терминами из Словаря Московского концептуализма дает ясное представление о функциях и задачах этого разрушительного искусства: «Деструктурирование утопической антиципации»; «Последовательная фрагментация»; «Иллюстрирование ложных идей»; «Детриумфация»; «Минимальность содержания»; «Духовное спаривание»; «Идеологически разрозненное пространство»; «Образ распадающейся материи»; «Порнология»; «Гнилые места золотого нимба»; «Комические и занижающие мифы»; «Размывание»; «Отбрасывание норм легальной речи»; «Ловушки, уводящие зрителя от смысла»; «Психоделическое состояние» «Психоделические манипуляции».
Особенно ярко выявляет контркультурную составляющую Московского концептуализма целый ряд терминов, свидетельствующих о постоянном присутствии в практике концептуализма психоактивных веществ:
«Зибан - существо (человек, животное, насекомое, которое человек, употребивший наркотик, видит в момент «прихода», 1991 (13; 118).
Пуш - связанное с воздействием ДМТ (диметилтрепталина) психоделическое состояние стремительного роста во все стороны, разворачивания и «расцветания» до размеров Вселенной (сопровождающееся ощущением неизбывной свежести и первозданности всего). Состояние, в котором, по-видимому, психосоматика галлюцинирующего инсценирует возникновение Вселенной, «Большой Взрыв», 1992» (13; 119).
Практически все работы, представленные на выставке «Осторожно, религия!», относятся к школе Московского концептуализма.
1. Работа Батынкова К.А. под названием «Семь смертных грехов», оригинал (семь цветных фотографий размерами 50х70 см, которые помещены в деревянные рамы под стекло);
Работа Батынкова «Семь смертных грехов» представляет собой 7 цветных фотографий, на которых изображена семья его знакомых в обыденной жизни. Фотографии делались в течение суток. Грех чревоугодия представляет семейное застолье, грех праздности - смотрение телевизора, грех идолопоклонства - комната, завешанная фотографиями, плакатами кумиров и т.д. «Не убий» представлена мальчиком с игрушечным оружием. Несмотря на то, что работы Батынкова повреждены не были, их кажущаяся нейтральность обманчива.
Грехи на фотографиях Батынкова - мелкие обыденные события жизни, то, что является ее основным содержанием, констатация текущего момента. Понятие греха как морального нарушения, страшного преступления, за которым следует неотвратимое наказание, нивелируется, уничтожается. Характерно, что Батынков представил старую работу 3-х летней давности, т.е. она по-видимому неоднократно выставлялась и достаточно длительное время исполняла изначально заданные социальные функции дехристианизации.
Прием:
НЕКРИТИЧНАЯ КОНСТАТАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ
Латентное содержание работы:
РАЗРУШЕНИЕ ПОНЯТИЯ ГРЕХА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Социальная функция экспоната:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
2. Работа Зражевской А.А. «Фото» или «Не сотвори себе кумира». Оригинал
(лист фанеры размерами 198х122 см., на котором имеется изображение оклада иконы, в которой на месте лика и рук выполнены прорези);
Работа Зражевской «Фото» представляет собой фанерный лист в рост человека с изображенным на нем окладом иконы «Господь Иисус Христос, сидящий на троне», с отверстиями, вырезанными на месте лика и рук. Принадлежностью работы является фотоаппарат на треноге с табличкой «Фото недорого».
Экспонат вызвал наибольшее возмущение, и, по мнению верующих «...являлся не только кощунственным, но и приглашал к осквернению любого человека» (Гарбузов); «каждый желающий приглашался надругаться над иконой, вставив свое лицо вместо лика Христа» (Люкшин).
Святой оклад, исключительная принадлежность отправления христианского православного культа, приравнивается к обычному набору бульварно-курортной фотографии - образам русалки, или горца в папахе. Совершено святотатство, так как этот сакральный символ принадлежит исключительно Православной Церкви и верующим. Происходит публичная десакрализация важнейшего религиозного символа. Вовлеченные в действие посетители, получившие положительное подкрепление (смех, удовольствие), согласно законам оперантного бихевиоризма (16; 345) обрекались на повторение и закрепление такого рода поведения. По законам социальной психологии, «действие подкрепляет установки - установки следуют за действием» (6;176).
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С НИЗКИМ, ВОВЛЕЧЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ
Латентное содержание работы:
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ СИМВОЛА, СОЗДАНИЕ УСТАНОВОК
Социальная функция:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
3. Работа Галстяна В.А. «Ребро Адама», оригинал (металлические таблички,
куски глины, кусок х/б ткани серого цвета, видеокассета);
Работа Галстяна состоит из анимационного фильма, который повторяется в течение
«1 часа 1 минуты 48 секунд» на мониторе, выполняющем роль алтаря, расположенного в нижней части экспозиции на фоне серой ткани. Перед монитором расположена плоскость с углублениями, в которые вложены «металлические бирки с выдавленными на них цифрами и кустки глины». Симметричное расположение углублений, глинянные холмики с поблескивающими металлическими пластинками и мерцающий свет экрана создают ощущение мемориала, кладбища. Ощущение усугубляется содержанием анимационного фильма: на экране крутятся и верещат (ускоренный звук) постоянно подрастающие, пластилиновые столбики, похожие на полых обугленных изнутри мумий. Невидимая рука методичным взмахом отсекает верхнюю их часть. Каждый раз обрубки оживают и удвоенное их количество начинает крутится вновь (2-4-8-16). Скорбно (низкая нота) звучит колокол. Столбики, как один, поворачиваются на колокол и издают звук ( по смыслу - час пришел!). Замерев на мгновенье, они рассыпаются в прах.
Образы суетливо вертящихся, катастрофически размножающихся, верещащих столбиков-окурков отвратительны. Справедливо карающими выглядят разящий меч и роковой звон колокола.
Прием:
ОБЕССМЫСЛИВАНИЕ, РАЗМЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Латентное содержание работы
ДЕПРЕССИВНЫЕ АССОЦИАЦИИ С ХРИСТИАНСТВОМ
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
4. Работа Дорохова А.А. «В начале было слово», оригинал (три полотна размерами 105х105 см);
По словам самого автора, первая часть работы - фигура, распятая на римском орудии казни и пыток в форме буквы «Т» на фоне текста «Нагорной проповеди» - говорит о том, что «Иисус Христос принес слово, завет человечности, любви, света и вечной жизни и за это был распят». Смысл второго полотна, где на фоне текста Манифеста Коммунисти-ческой партии изображена фигура, распятая на звезде: «любая доктрина, доведенная до фанатизма, может привести к трагедии, в частности доктрина коммунистической партии». Содержание третьей работы, где на фоне текста Доктрины фашизма Муссолини фигура распята на фашистской свастике, такое же. Работа Дорохова из тех, что вызвали наибольшее возмущение верующих.
Работа художника Дорохова опорочивает Христианскую религию, приравнивая ее к фашизму. Для следствия автор предоставил концепцию своей работы (на выставке она не присутствовала). Треть текста позаимствована из статьи Мирчи Элиаде без упоминания авторства:
Цитата из Элиаде, позаимствованная Дороховым:
«Чтобы отбросить христианские ценности, нацизм был вынужден попытаться оживить германскую мифологию. С точки зрения психоанализа, это было приглашение к коллективному самоубийству, так как эсхатон был ничем иным, как рагнареком, катастрофическим концом света. На языке политики это равнозначно словам «Оставьте ваши иудейско-христианские сказки и воспламените в глубинах души верования своих германских предков, затем приготовьтесь к последней великой битве между нашими богами и демоническими силами. В этой апокалиптической битве погибнем. Это будет рагнарек, но позже родится новый мир».
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С УЖАСНЫМ
Латентное содержание работы
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИИ ХРИСТИАНСТВА И ЕЕ СИМВОЛА
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
5. Работа Елагиной Е. «Иксисос», оригинал (черно-белая фотография размерами 21,3х27,8 см. с изображением креста);
«Используя в «ИКСИСОСЕ» профанные образы идеологического клише, я одновременно обращаюсь к традиционной форме православного сакрального объекта. Само название работы, выполнено старославянской вязью, следовательно, активно призывает зрителя воспринимать его значение в рамках православного контекста. Однако на самом деле «тайный» смысл этого названия обескураживающее вульгарен: это просто…СОСИСКИ,» - пишет автор работы. Однако сознание, со свойственной ему тягой к ассоциативным связям, может связать три разных объекта и тогда смысл произведения Елагиной окажется чудовищным: техника безопасности (нарушение) - крест (гибель) - сосиски (сделали из человека).
Как видим, художница прекрасно осознает технологию создания и воздействие своей работы. Православный сакральный (священный) объект в соединении с низким (пищевым) - сосисками и образами идеологического клише утрачивает САКРАЛЬНОЕ и становится вульгарной подставкой для сосисок. Разгадка таинственного ИКСИСОСА вызывает смех. Сакральный объект, подвергнутый осмеянию, становится оскверненным, поруганным и утрачивает сакральность. Елагина - автор термина (1983), вошедшего в словарь московского концептуализма - гайстпарум, что означает «духовное спаривание» (13; 34).
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С ВУЛЬГАРНЫМ
Латентное содержание работы:
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ СИМВОЛА КРЕСТА
Социальная функция:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
6. Работа Косолапова А. «Coca-Cola this is my blood», оригинал (цветной плакат-постер с изображением логотипа фирмы Coca Cola, лица мужчины);
Работа Косолапова относится к вызвавшим наибольшее возмущение.
«Сие есть кровь моя». Эти слова, приведенные в Евангелии, произносятся каждый день за литургией - главным богослужением христианской церкви и относятся к самым святым.
При произнесении данных слов священниками все верующие люди встают на колени»
(Лочагина); Это главное центральное Таинство Церкви кощунственно превратили в рекламу с изображением Иисуса Христа (Люкшин).
Работа Косолапова имеет все признаки рекламного плаката. На красном, марочном фоне кампании характерный логотип «Coca-Cola». Рядом - хорошо узнаваемое изображение Иисуса Христа и слова «This is my dlood». Широко известен прием подкрепления рекламного сообщения высказыванием спортивной знаменитости или кинозвезды. Христос рекламирует колу? Ироническое отношение к масс медиа, якобы демонстрируемое художником, достигается благодаря принижению и десакрализации величайшего символа Христианства. Coca-cola от такого соседства выигрывает. Проигрывает Иисус Христос.
Обратившись к приложению (1) мы увидим, что данный прием применяется автором не впервые. В 1982 году, когда художник Косолапов эмигрировал в США, хорошо продавался Ленин. При разрушения СССР десакрализация государственных советских символов осуществлялась так же, как теперь христианских.
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С НИЗКИМ
Латентное содержание
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ СИМВОЛА ХРИСТИАНСТВА ИИСУСА ХРИСТА
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
7. Фотографии работы Любаскиной М.Б. «Письма Ленина»
Работа Любаскиной представляет собой пустую банку из-под кофе, наполненную пушинками чертополоха. На банке и рядом прикреплены «октябристские» звездочки.
«Звездочка означает маленькую иконку, а Ленин - божка, - говорит Любаскина, - Идея данной работы была навеяна воспоминаниями из детства, когда существовала такая игра: если одному из детей, например, на одежду «садилась» пушинка, другие дети говорили, что они получили письмо от Ленина. Т.е. при коммунизме политика неосознанно заполняла всю нашу душу и не оставалось места для религии».
Вопреки показаниям Любаскиной, ее работа не имеет никакого отношения к религии. Ее содержание составляет размывание, обессмысливание, уничтожение советских образов и относится к сравнительно недавнему времени разрушения советской символики.
Прием:
ОБЕССМЫСЛИВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Латентное содержание
УНИЧТОЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИМВОЛИКИ
Социальная функция
РАЗРУШЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ
8. Копия работы Магидовой Н.В. «Свято место пусто не бывает» (лист формата Ф-4 с цветным изображением 12-ти окладов икон);
Для выставки «Осторожно, религия!» была создана серия работ, состоящая из 12 отсканированных изображений окладов (оклад Антошиной) под названием «Свято место пусто не бывает». Внутрь оклада были помещены шрифтовые символы: телевизор, еда, знак евро, женский образ, машина, скорпион, схематическое изображение головы с наушниками, ювелирные украшения, череп с костями.
«Концепция моей работы состоит в том, что осуществить подмену крайне легко.
Веру можно заменить всем чем угодно. Есть некая оболочка - оклад, сущность которой можно при желании заменить», - говорит Магидова. «Свято место пусто не бывает», означает, что на том месте, где должен быть изображен лик Христа, может быть помещено все что угодно. Это является актом надругательства над святой иконой. В том, что на фотографиях была изображена икона Спаса Нерукотворного, не было никаких сомнений», - говорит свидетель Сергеев.
Поразительно, что художница Магидова и свидетель Сергеев понимают содержание работы одинаково. Разница состоит в том, что в восприятии Магидовой напрочь отсутствует понимание сакрального, а свидетель Сергеев оскорблен осквернением сакральных православных ценностей.
Работа Магидовой стоит в ряду экспонатов выставки, разрушающих сакральные ценности православия соединением их с низкими, вульгарными, бытовыми образами.
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С НИЗКИМ
Латентное содержание:
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ИКОН
Социальная функция:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
9. Часть работы Орлова В.М., Митлянской А.Ю. «Последний ужин» («Last supper»), оригинал (лист белой глянцевой бумаги размерами 47,5х33 см. на которой помещены три цветные фотографии размерами 14,5х11 см);
Демонстрируемая на выставке работа Орлова и Митлянской состояла из двух частей.
Видеофильм показывал отрубленную, агонизирующую голову рыбы, а фотографии, изображавшие окровавленные рыбьи головы и плавники, лежащие на блюде, и две одинаковых рыбьих головы, носили название «Last supper». Видеозапись произвела сильное впечатление на художницу Магидову, свидетелей Сергеева, Гарбузова и др.
«На экране…была показана отрубленная агонизирующая голова рыбы. Рыба как бы плыла на вас и постепенно поворачивалась вбок. При этом было видно, что туловище у рыбы отсутствует и она плывет в луже крови»… (свидетель Сергеев)
«… Демонстрировалась, постоянно повторяясь под звуки хрипов и бульканья, отрубленная агонизирующая голова рыбы. Рыба является древним христианским символом…(свидетель Гарбузов)
«Особого впечатления ни одна из работ, кроме пожалуй, агонизирующей головы рыбы, демонстрировавшейся по телевизору, на меня не произвела» (Магидова).
В работе Орлова и Митлянской использован чрезвычайно сильный прием физиологического воздействия, находящийся вне зоны обычного художественного творчества. Демонстрация картин крови, мук, насилия вызывает рефлекторную реакцию организма. Человек может испытать отвращение, тошноту, учащение дыхания и сердцебиения (14; 45). Известны случаи потери сознания. Предметы или знаки, попавшие в зоны рефлекторного воздействия стимула, оказываются обусловленными (9; 340, 16; 367 ). Таким образом, отвращение и ужас, испытанные при виде агонизирующей, захлебывающейся в крови рыбьей головы, могут незаметно для человека, впоследствии ассоциироваться с рыбами и их изображениями вообще, а ощущение физиологического ужаса, связанного с окровавленными плавниками на фотографии - соединиться с названием работы - «Last supper», поразительно схожим с Тайной вечерей.
Художник Митлянская мотивирует выбор темы чувством жалости. Увидев на улице рыбную торговлю и ужаснувшись, она сняла это на случайно захваченную видеокамеру. Однако приложения (2) и (3) показывают, что прием физиологического воздействия и обусловливания характерен для творчества художницы, это своего рода жанр, в котором она работает. Фотографии Митлянской «Подарок» с изображением отрубленной головы и «Пара 4» были показаны на выставке «Искусство пыток и казней - искусство против пыток и казней» Калининградского Центра современного искусства.
Прием:
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ СТИМУЛАМИ
Латентное содержание
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ СИМВОЛОВ СТИМУЛОМ ОТВРАЩЕНИЯ
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
10. Работа Михальчук А.А. «Откуда и кто?» Оргинал (лист фанеры размерами 37,7х42 с прикрепленными к нему пятью фотомедальонами):
Автор демонстрировала на выставке «рекламный щит с образцами ритуальных фотографий из фотоателье.На кусок оргалита размерами 50х40 было приклеено 5 фотомедальонов. Я решила продемонстрировать данный рекламный щит и специально для выставки написала к нему текст «Откуда и кто?» Текст философский и связан с проблемой смерти и спасения».
Работа Михальчук - это фотографии-медальоны усопших, выполненные специально для могил. Их демонстрация сама по себе является нарушением всех табу, принятых в обществе. Этот акт имеет антихристианскую направленность и является надругательством над памятью мертвых, так как в России никогда не было принято рассматривать могильные фотографии, как возможные экспонаты выставки. Воздействие работы вызывает шок и депрессию.
Прием
РАЗРУШЕНИЕ ТАБУ
Латентное содержание
ИЗМЕНЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
11. Работа Саркисян О.Р. «Акция «ХВ!», проведенная в 1999 году», оригинал (шесть цветных фотографий размерами 15х10 см);
На фотографиях Саркисян - акция «Христос Воскресе!» Купол планетария изображал пасхальное яйцо с буквами «ХВ!» На трибуне, «человек ряженный под православного священника с крестом на груди, издевательски улыбаясь, что-то кричал толпе, стоявшей внизу» (свидетель Гарбузов).
Работа (фотографии) Саркисян зафиксировали, практически, антиправославную акцию.Православие и клоунада, православие и день космонавтики - подобраны и запечатлены пары несовместимых понятий. Использованы те же приемы десакрали-зации, что и в предыдущих работах.
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С КОМИЧЕСКИМ И НАУЧНЫМ
Латентное содержание
ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
12. Фотографии работы Пожарицкой М.Г. «В храмике» (две цветные фотографии
размерами 15х10 см.);
«Идея моей работы - это создание храма в эстетике кукольных магазинов и барби-бизнеса. Она состояла из четырех гнутых фигурных голубых стенок, на фоне каждой из которых был золоченый ангелочек на облаке; три стенки с изображением кукол святых, на фигурной фиолетовой подставке каждая; и двух кукол молельщиц и все это на розово-голубом постаменте. Данная работа была мной выполнена в шуточном стиле». Работа художницы Пожарицкой могла бы восприниматься как нейтральный экспонат, если бы не стояла в ряду таких же шуточных храмов, посвященных, например, собакам (США). Происходит обезбоживание храма, размывание понятия Храм, как места связанного с Богом и христианством.
Прием:
РАЗМЫВАНИЕ ПОНЯТИЯ
Латентное содержание
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ХРАМ»
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
13. Работа Антошиной Т.К., оригинал (пустой оклад иконы)
«У меня находился пустой оклад иконы, который достался моей семье по наследству от бабушки моего мужа Алексея Тобашова. Сама икона была уничтожена во время революции, а пустой оклад висел на стене, у меня дома. Получив предложение участвовать на выставке, я подумала, что тема религии является достаточно актуальной для России. И решила представить на выставке в виде экспоната вышеуказанный пустой оклад иконы (редимайд)…это свидетельство истории России и православной культуры, это и является концепция и идея моей работы. И так как концепции моей работы и выставки совпадали, я дала согласие на участие в выставке».
Оказавшись на выставке «Осторожно, религия!», оклад Антошиной был осквернен (десакрализирован) Зулумяном на афише выставки, а затем поруган (десакрализирован) в 12 ксерокопиях Магидовой. Таким образом, на мой взгляд, существует не «работа» Антошиной, а оклад, предоставленный ею для выставки.
14. Работа Кулика О.Б. «Новое слово», оригинал (цветная фотография размерами 23,5х30 см., помещенная в деревянную раму под стеклом.)
По версии художника Кулика, организаторы выставки обратились к нему, зная, что он долгое время занимается вопросом защиты животных. Характерно, что Зулумян не только не обсуждал с ним концепцию выставки, но и не посмотрел при встрече работу «Новое слово», переданную ему автором.
«На указанной фотографии изображен я в виде мученика. При этом я одет в красно-белый плащ и на руках держу поросенка. Передо мной на фотографии стоят юноша и девушка, одетые, соответственно в зеленый и желтый балахоны. На плече юноши сидит попугай, а у ног девушки - кошка. Основная идея моей работы - проявление со стороны людей сострадания к животным», - говорит Кулик. Однако он пропускает в описании собственной фотографии рога, терновый венец и копыта (а не руки), на которых он держит поросенка. Рога и копыта - принадлежность сатаны, а в терновом венце изображают Иисуса Христа. Что же за Новое слово несет защитник животных Кулик? Может быть фотография - неудачная шутка?
Фотография, раскрывающая кухню художника (приложение 4) показывает Кулика на рынке, в мясном ряду, вставшего на возвышение среди разрубленных туш, в мизансцене, предваряющей композицию «Нового слова». Из-под небрежно накинутой красной мантии высунуты отрубленные коровьи копыта, на которых примостился умерщвленный поросенок. Торговки смеются. Другие фотографии тоже запечатлели Кулика с различными животными, в однообразных позах, имитирующего половой акт с лошадьми, собаками, козочками (приложение 5 и 6). Особенно пронзительна фотография чумазого с соломой в волосах рогатого Кулика, выходящего из амбара с кошечкой на руках ( приложение 8). Кулик держит кошечку в той же позиции, что и поросенка. Фотография окончательно проясняет суть «Нового слова». Оказывается, данная работа художника - одна из самых целомудренных. Специализация художника Кулика, его жанр - сатанизм и половые девиации: гомосексуализм, зоофилия и педофилия. Такое «искусство» невероятно опасно и несет угрозу обществу. Сексуальные стимулы, транслируемые зоопорнографией Кулика, могут критически воздействовать, например, на молодого человека. Модели поведения, демонстрируемые на фотографиях, могут распространяться (1; 28). Особенно опасны фотографии, где сквозь картинку спаривания животных просвечивает половой акт человека (приложение 7). Фотографии обнаженных людей, эротические картинки вызывают физиологическую реакцию - условный рефлекс (8; 348). Условный рефлекс, вызванный картинкой, где соединены акты животных и людей, может навсегда превратить человека в зоофила.
Прием:
НАМЕКИ
Латентное содержание:
ПРОПАГАНДА САТАНИЗМА И ЗООФИЛИИ
Социальная функция:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ, ПРОПАГАНДА СЕКСУАЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ
15. Фотография работы Каждана Я. «Одежда для мессии» (цветная фотография размерами 14,6х19,5, помещенная на белый лист формата А-4.)
По описанию свидетеля Люкшина, «стенд представлял из себя имитацию великой христианской святыни - Хитона Господня. Эти священные одежды описаны в Евангелии в самый драматический момент распятия Господа Иисуса Христа на кресте. «Разделили ризы мои и об одежде моей метали жребий». Символ Хитона Господня сакрален. Ироническое название работы художника Каждана десакрализирует его.
Художник присваивает себе божественные прерогативы, - одевать мессию. Это принижает, десакрализирует не только образ Иисуса Христа, но и самого Бога.
Прием
ИРОНИЯ
Латентное содержания
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ СИМВОЛОВ
Социальная функция:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
16. Фотографии работы Тер-Оганьяна А. (шесть цветных фотографий размерами 10х15 см);
«На каждой иконе были вырезаны слова: VODKA, LENIN, KALASHNIKOV и т.п., также вырезаны на иконах {слова}СЕРП И МОЛОТ. Это является прямым осквернением священных изображений Божией матери и Иисуса Христа. Работа Тер-Оганьяна демонстрирует классический пример десакрализации икон при помощи клеймения дискредитированными понятиями и образами.
Прием
КЛЕЙМЕНИЕ
Латентное содержание
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ОБРАЗОВ
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
17. Работа Щечкина В.В. «Непротивление злу насилием», оригинал (три картонных полотна с фоторепродукцией портрета Достоевского Ф.М., металлическая клетка для птиц, бюст писателя Толстого Л.Н.)
Название работы художника Щечкина также позаимствовано, но у Л.Н. Толстого - «Непротивление злу насилием». Но где же сам Щечкин? Вот как выглядит работа художника по описанию свидетеля Гарбузова: «На стене, напротив входа находились три фотокопии с известной картины, изображающей портрет Достоевского, к которому на одном портрете сзади были пририсованы серые перепончатые крылья летучей мыши, на втором к рукам пририсован топор, на третьем Достоевский держал клетку с птицей».
Чем же вызвано такое улучшение картины художника Перова художником Щечкиным? По мысли автора, он желал воплотить следующую концепцию: «Каждый обрекает себя на некие несвободы из своих разных моральных, личностных качеств. Моральными заповедями я обрекаю себя в клетку вне зависимости от каких-либо личностных качеств, из которых каждый из нас состоит: ангельского (на картине крылья ангела), дьявольского, агрессивного, сатанинского (на картине - топор), эгоцентричного, амбициозного, «бонапартовского» (на картине - Наполеон Бонапарт в клетке)».
Разумеется, подлинный смысл работы не в «перепончатых крыльях летучей мыши», украсивших Достоевского. Атаки на великих авторов предпринимаются давно (фильм с элементами каннибализма «Даун-Хаус» по роману «Идиот», гнусная переделка того же романа издательством «Захаровъ», комикс «Анна Каренина»). Посмотрите, как успешно художник скрестил три великих имени, выставив в глупом виде великого писателя, испортив шедевр Перова, и назвав этот беззастенчивый плагиат ключевой фразой Толстовской философии.
Главный смысл работы Щечкина в разрушении, принижении и оглуплении великих образов.
Прием:
ОПРОЩЕНИЕ, АБСУРДИЗАЦИЯ
Латентное содержание
ОГЛУПЛЕНИЕ
Социальная функция
УНИЧТОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ СИМВОЛОВ
18. Работы Сигутина А.В. «Художнику на заметку», оригинал (кусок белой х/б ткани размерами 75х120). «Слова, подобные молоту». Копия (8 листов формата А-4 с текстами религиозного содержания);
Текст работы «Художнику на заметку», по словам автора, взят из книги Павла Флоренского, приводящего цитату Соборного послания 18 века «Подобает быти живописцу смиренну, кротку, благоговейянну, непразднословцу, несмехотворцу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы, наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опсением». В контексте выставки положительный нравственно-ориентированный текст обретает издевательские нотки.
Работа «Слова, подобные молоту» представляет собой листы белой писчей бумаги размерами 13х18 см, на которых содержатся набранные на компьютере тексты фрагментов из нового и Ветхого заветов. Данные ссылки напечатаны на узких полосках бумаги, наподобие объявлений. Так, каждый человек, которого заинтересовала конкретная цитата, может оторвать себе полоску бумаги, содержащую ссылку.
Соединение сакральных текстов с бытовым, обыденным способом распространения десакрализирует, принижает библейские тексты. Бытовое наполнение уничтожает священное, мистическое. Отбор цитат носит иронический, издевательский характер, т.к. лишенный контекста, содержит евангельскую брань:
«Во что вас бить еще продолжающие свое упорство?» ИСАЙЯ 1.5
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня». Малахия 3.8
«Удалитесь от меня, кровожадные! Псалтирь» 138.19
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО И БЫТОВОГО
Латентное содержание:
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТОВ
Социальная функция:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
19. Работы Подосинова А.Н., б/н оригиналы (три поврежденные черно-белые фотографии);
Первая работа Подосинова - черно-белая фотография, представляющая собой фрагмент репродукции старой фотографии начала 20 века. «Фрагмент по своей композиции оказался для меня удивительным: с правой стороны фрагмента оказался мальчик, а вся остальная фотография представляла собой ряд рук сидящих православных священников, - пишет автор. Работа оставляет крайне тяжелое и неприятное впечатление. В черных рясах с крестами в ряд сидят обезглавленные (техникой фотографа), и потому умерщвленные (в сознании зрителя) священники и рядом - обычный живой мальчик. По словам автора: «Данная фотография относится к художественной практике «найденного объекта».
Серия, состоящая из двух фотографий - это изображения манифестирующих, протестующих православных граждан. Важнейшим элементом в этих фотографиях, по мысли автора, является пространство. «Форму этого пространства образует линия очень длинного многометрового плаката (манифестация верующих против демонстрации фильма Скорсезе). Сам смысл фотографий заключен в пространстве, которое образовывал плакат и люди, держащие его, а также в какой-то мере и сам текст. Представленные мною фотографии являются частью проекта под названием «Вербальные пространства». Т.е. это съемка пространств, где образующим началом является какой-либо текст в пространстве. В основном съемки проводятся на различного рода политизированных манифестациях»
Техники, в которых работает автор, порочны. Техника найденного объекта уничтожила лица священников и создала фотографию «Мальчик и обезглавленные», другая техника делает фотографии невыносимо скучными, пустыми. Люди перестают что-либо значить. На передний план выходят нескончаемо длинные полотнища плакатов.
Прием:
ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
Латентное содержание:
ДИСКРЕДИТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
20. Работа Вальдрон И. «Hello Dolli!». Копия (2 цветных фотокопии);
Художница Вальдрон специализируется на разрушении вербальных табу. Ее работу «Fu.king Dantes, посвященную 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, как писал журнал «Досуг», до сих пор вспоминают с содроганием. В галерее одной работы демонстрировалась аппликация Вальдрон «П…ц мегабайтам» ( журнал «Ваш досуг»).
На выставке «Осторожно, религия!» демонстрировалось «большое панно с изображением овечки и надписями по-английски: «Привет, Святыня! Хайль, Долли, агнец Божий». Овца Долли, клонированное животное, приравнивается к символическому изображению самого Христа, агнца Божия (Свидетель Люкшин).
Работа десакрализирует символическое изображение Христа. Возвышающее клонированное существо слово «Хайль» (с целым комплексом известных ассоциативных связей), возносит рождение клонированой овцы до уровня Новой Святыни, иронизируя над самим господом Богом, попавшим впросак.
Прием:
РАЗРУШЕНИЕ ТАБУ, ИРОНИЯ
Латентное содержание
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ СИМВОЛА «АГНЕЦ БОЖИЙ»
Социальные функиции
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
21. Работа Виноградова Г.И. «Anima», копия (1 цветная фотография с выставки «Осторожно религия!», 1 цветная фотокопия на листе формата А-4);
Работа Виноградова представляет собой три холста, на которые путем компьютерной печати нанесено фотографическое изображение девушки. На лицо девушки помещена цветовая проекция креста из двух широких полос. Работа выполнена в темно-коричневой бело-золотистой и красной цветовой гамме. Идеей работы, по словам автора, является демонстрация проекции мира духовного на телесный образ человека.
Фотография оставляет тягостное впечатление, так как лицо девушки печально, а «проекция креста» выглядит как клеймение. Создается ассоциативная связь -
христианство - клеймение - печаль. Негативное впечатление подкрепляет цветовая гамма: красный (кровь), коричневый (нечистоты, грязь) золотистый, желтый (болезнь).
Прием:
КЛЕЙМЕНИЕ
Латентное содержание:
НЕГАТИВНЫЕ АССОЦИАЦИИ С ХРИСТИАНСТВОМ
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
«Вторая работа, представленная мною на выставку, - говорит автор, - называлась «Порфирий Иванов - ДрахуЯЯЯЯ - МахуЯЯЯЯ, [что] является именем святого праведника с острова Новая Гвинея. Данная работа является инсталляцией, перфомансом. Смысл работы заключается в единении человечества перед лицом природы».
Часть работы Виноградова, относящаяся к Порфирию Иванову, являлась пропагандой этой деструктивной, антихристианской по своей сути, секты и малограмотных писаний ее автора. Известно, что Порфирий Иванов не верил в воскресение Христа, но себя считал бессмертным и был уверен в том, что Иисус был послан, чтобы объявить миру о явлении Порфирия Иванова (3; 586). Инсталяция, связанная с деятельностью праведника с острова Новая Гвинея - пародия на религию, десакрализация слова «праведник», выполненная при помощи «порнологии»-приема из арсенала московского концептуализма (сползания речи в матерную брань).
Прием:
ПАРОДИЯ, ПОРНОЛОГИЯ ( из терминов московских концептуалистов)
Латентное содержание
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ, ПРОПАГАНДА ДЕСТРУКТИВНОЙ СЕКТЫ
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
22. Работа Зауташвили И., б/н копия (1 цветная фотография с выставки «Осторожно, религия!», 1 цветная фотокопия на листе формата A-4);
Работа Зауташвили состояла из следующей композиции: нож с выгравированным латинскими буквами словом «RELIGIA» воткнутый в картонную коробку и четыре фотографии, расположенные на стене. На фотографии (1) в левой верхней части композиции зритель видел женщину в непристойной позе, с раздвинутыми ногами и закрытым чем-то лицом. Между ног женщины на месте половых органов была помещена икона (по свидетельствам очевидцев); следующая фотография (2) - профиль мальчика в наушниках, взгляд которого направлен в противоположную сторону; фотография (3), размещенная ниже, демонстрировала абстрактную космическую композицию; и (4) - часть обнаженного женского бедра с надписью «Love» и сердечком, нарисованным помадой.
С морально-нравственной точки зрения работа представляет собой запредельное надругательство над сакральным предметом (иконой). Разрушение табу - непристойная поза - является применением приема физиологического воздействия.
Образ иконы Божьей Матери обусловливается половым стимулом. Все остальные предметы данной инсталяции являются незначительными атрибутами, так как резкое физиологическое воздействие первой фотографии и моральный шок, в который она погружает, перекрывает все другие ассоциации.
Прием:
РАЗРУШЕНИЕ ТАБУ, ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОЛОВОГО СТИМУЛА
Латентное содержание
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА БОГОМАТЕРИ
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
23. Работа Зулумяна А.Г. «Забытые заветы», копия (1 цветная фотография);
Работа художника Зулумяна представляет собой панель и коробку с отделениями,
где разложены буквы, из которых можно выложить любые «заветы». Думается, что автор имел в виду «заповеди», так как известно, что Заветов всего два - Ветхий и Новый. Возможно, автор не подозревает, что предоставление свободы в деле составления «заветов» (заповедей) является действием, разрушительным для религии.
Прием:
СВОБОДНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Латентное содержание
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ЗАПОВЕДЕЙ
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
24. Работа Мамышева В.Ю. «Осторожно религия!», копия (1 черно-белая фотокопия, 1 цветная фотография с выставки «Осторожно религия!».)
Художник Мамышев работает в редком жанре опорочивания образов. Для большинства богемной публики и читателей популярных журналов Мамышев - герой богемной тусовки, человек с определенным имиджем лицидея-трансвестита с гомосексуальным оттенком. Для достаточно большого круга людей, знающих об этом, работа Мамышева приобретает дополнительный оттенок трансвеститского ерничанья.
«Некий человек, похожий на В.В. Путина, возлежал в вальяжной позе на фоне Храма. На нем была одета мантия в виде монашеской рясы с разбросанными на ней звездами «Роза ветров», что является масонской символикой. Указательный палец левой руки человека поднят вверх, на месте пальца нарисован православный крест. Вальяжная поза человека и масонские символы не соответствовали тому фону, на котором он был изображен - Храму. Человек изображался в виде мессии (свидетель Сергеев).
Созданный масс-медиа образ Мамышева-трансвестита опорочивает, дискредитирует, язвит все, с чем он соприкасается, в данном случае вид Храма и идею пришествия Мессии.
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ С ПОРОЧНЫМ ОБРАЗОМ
Латентное содержание
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
25. Работы Кругликова В. б/н, копии (2 цветные фотографии с выставки
«Осторожно религия!». )
Работа Кругликова представляет собой лимонадную этикетку, где рядом с
изображением фруктов помещен образ Богоматери с младенцем. Очевидная дискредитация, принижение, десакрализация образа.
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С НИЗКИМ
Латентное содержание
ДИСКРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗА БОГОМАТЕРИ
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
26. Работы Турецкой А.В. б/названия (1 цветная фотография с выставки
«Осторожно религия!»)
Свидетель Гарбузов: «На стене справа от входа я увидел экспонат…фотоколлаж, на первом листе которого была картина…со сценой распятия Христа на Голгофе. Вместо фигуры Христа на кресте [была] помещена цветная фотография голой женщины, как бы распятой на кресте».Использование приема физиологического воздействия полового стимула. Смешение понятий. Обусловливание Христианского Символа Распятия половым стимулом.
Прием:
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Латентное содержание
СМЕШЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
«Второй фотоколлаж - фотография картины Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря». Вместо фигуры Христа было вклеено зеркальце, так что каждый, подходящий к работе, мог видеть в нем свое лицо, что воспринималось как приглашение к осквернению образа Спасителя».
Прием:
ПОДМЕНА САКРАЛЬНОГО ЭГОИСТИЧЕСКИМ, ЛИЧНЫМ
Латентное содержание
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ИИСУСА ХРИСТА
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
27. Работы Кажлаева М.Д. «Молитва 1», Молитва 2», копия, цветная фотография);
(нейтральный смысл в контексте данной выставки)
28. Работа Обуховой М.В. «Новая религия», копия (4 цветных фотокопии на листе формата А-4»; .
По описанию свидетелей:
«…экспонат, расположенный на потолке, над головами посетителей…состоял из несколь-ких полотнищ в форме креста. На этих полотнищах были изображены в непристойных позах обнаженные женщины, окруженные ангелами и херувимами (свидетель Смахтин).
Экспонат, расположенный под потолком в виде креста, представлял изображение голых женщин с изображением православной символики (свидетель Люкшин)
Принимая во внимание то, что предыдущая серия работ художницы Обуховой была посвящена теме однополой любви («Разговор с Сафо»), можно предположить, что «Новая религия», о которой художественным языком повествует автор - женский гомосексуализм (лесбиянство).
Прием:
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛОВОЙ РЕФЛЕКС, ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Латентное содержание
ПРОПАГАНДА СЕКСУАЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ, ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СДЕРЖИВАНИЕ
29. Работа Куми Сасаки «Лампа и сеть», копия (1 цветная фотография с выставки «Осторожно религия!»); (нейтральный смысл в контексте данной выставки)
30. Работа группы «Синий суп» «В час беды», оригинал (1 видеокассета);
Видеофильм группы «Синий суп» состоит из 18 эпизодов, построенных на приеме
«обессмысливание реальности». Действие, совершаемое в данных эпизодах, имеет видимую многозначительность и полную бессодержательность. Стук молотка, движения рук, нажимающих на кнопку звонка, кружения шариков - все это пародия на жизнь, кукиш в кармане, насмешка над простодушием зрителя, ломающего голову над непонятным «философским» содержанием. Название видеофильма - «Час беды» несет некую депрессивную функцию. Таково и воздействие большинства визуальных и вербальных художественных средств выражения. Неприятно-резкое сочетание цветов в эпизоде с приближающимся самолетом, сам его силуэт - грузный, тяжелый, выражает чувство опасности, подкрепляющейся низким гулом. Стук молотка, звонок - крайне неприятны и резки. Молитва, которую авторы предлагают читать в «Час беды», по-видимому во время крушения самолета, бездушна и механична. То же можно сказать и в целом о фильме, основная функция которого - нагнетание депрессивных ощущений и размывание реальности.
Прием:
РАЗМЫВАНИЕ, ОБЕССМЫСЛИВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Латентное содержание
НАГНЕТАНИЕ ДЕПРЕССИИ
Социальные функции:
ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ ИНФОРМАЦИИ
31. Части работы Сажиной В.Л. б/названия (представляются лично автором);
Об инсталяции художницы Сажиной рассказывают свидетели:
В центре был насыпан земляной ком, в который был воткнут кол. Это вызвало ассоциацию с могилой и воткнутым в нее осиновым колом. Хорошо зная шаманство, я сразу понял, что это шаманский круг, но судя по разбросанным куклам, я решил что это все-таки ведьминский круг... Мне показалось, что вышеуказанная работа является центральным экспонатом и представляет собой сатанинский ритуал. Кроме того, по телевизору, стоявшему рядом с работой, постоянно транслировали шаманские камланья двух обнаженных людей, танцующих в этом круге (свидетель Люкшин)
Второй сюжет изображал отснятую в зале выставки сцену, когда обнаженная женщина, раскрашенная краской, совершает непристойные движения, которые возможно имеют ритуальный смысл. Я полагаю, что этой женщиной является Вера Сажина, экспонат которой был представлен на выставке (свидетель Гарбузов).
В работе Сажиной используется прием обусловливания половым стимулом.
Воздействие половых стимулов имеет необыкновенную притягательность для человека (большинство современной рекламы построено на половом стимулировании). Шаманство Сажиной обусловливалось постоянно действующей демонстрацией обнаженных людей на мониторах. Таким образом, ее работу можно квалифицировать, как продуманную рекламную акцию.
Прием:
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЛОВОГО РЕФЛЕКСА
Латентное содержание
ПРОПАГАНДА ШАМАНСТВА
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
32.Фотография работы Золян М. (одна цветная фотография размерами 10х15
изображением телевизора, стоящего на коробе черного цвета):
Работа художницы Золян состояла (по рассказу свидетелей) из демонстрации
видеозаписи процесса стирки, демонстрировавшегося на мониторе, инсталяции в виде лестницы из разорванных полосок белой ткани, опущенной в таз с темной жидкостью, коврика с надписью: «А теперь - кланяйся и уходи!».
Содержание работы художницы представляет пародию на религию, где в качестве объекта поклонения выступает сама Золян и обожествляемый процесс стирки. Символические знаки: лестница из полосок ткани, тазик с жидкостью - затемняют процесс восприятия, размывают реальность
Прием:
ПАРОДИЯ, РАЗМЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Латентное содержание
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ (В КОНТЕКСТЕ ВЫСТАВКИ)
33. Фотография работы Флоренского В. «РПЦ» (цветная фотография размерами 14,5х11 см. на листе формата A4):
«На уровне выше человеческой головы к стене напротив входа были прикреплены три буквы «РПЦ» размерами около 50-70 см.. сделанные из пенопласта, обвитые елочной гирляндой и воспринимавшиеся как заголовок выставки» (из показаний свидетеля)
Работа художника Флоренского, соединившая ярмарочное, светское украшение (елочная гирлянда) с аббревиатурой Русской Православной Церкви, носит неуместно-комический, пародийный характер и является фактором десакрализации этого института.
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С ЯРМАРОЧНЫМ
Латентное содержание:
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ЗНАКА РПЦ
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
34. Фотография работы Каменецкой Н.Ю. «Святой Себастьян» (цветная фотография размерами 10х15 см)
Работа Каменецкой, по ее описаниям, представляет собой «объект из шелковой материи размерами 50х70 см., в которую особым образом вшита картина. На картине изображены фрагменты картин различных художников. Центром работы является изображение Святого Себастьяна с картины Тициана, на которую наложены работы разных художников различных времен (Тициана, Энди Уорхолла и т.д.) с изображением Святого Себастьяна. Все это заключено в круг, который символизирует циферблат - время…В шелковую ткань, на которую нанесено изображение, снизу и сверху вдеты металлические трубки. Через верхнюю трубку вдевается веревка и работа подвешивается на стену»
Работа автора соединяет художественные образы, несущие различную смысловую и идеологическую нагрузку и таким образом размывает, уничтожает силу их художественного воздействия.
Прием:
ОТЧУЖДЕНИЕ, ФРАГМЕНТАЦИЯ
Латентное содержание:
РАЗМЫВАНИЕ САКРАЛЬНОГО ОБРАЗА
Социальные функции
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
ЭКСПОНАТЫ, ОПИСАННЫЕ СВИДЕТЕЛЯМИ:
Экспонат художника Гуревич в описаниях свидетелей:
«Композиция из водочных бутылок, на которые были надеты пробки в виде куполов. Под ними находились атрибуты распития спиртного: полусъеденная вобла, три кусочка хлеба. Из водочных бутылок был сделан Храм» (свидетель Лочагина).
«Бутылки явно кощунственно пародировали православный храм, который находился в окружении предметов, обычно ассоциируемых с пьянством - стаканы и закуска».
В работе использован прием ассоциации, пародии. Образ водочной бутылки соединялся с образом храма (гастпайрум, духовное спаривание - термин московских концептуалистов, Елагина) и неопрятными пищевыми остатками.
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С ПОРОЧНЫМ
Латентное содержание
ДИСКРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗА ЦЕРКВИ
Социальные функции:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
Экспонат художников Драгоевой, Мавромати «Фонтан»
По описанию свидетелей: «На стенде слева при входе в зал находился экспонат в виде фотографии головы фигурки горностая. Рядом с фотографией лежал листок с пояснениями к работе, из которых следовало, что работа принадлежит Драгоевой и Мавромати В тексте автор утверждал, что «имеет место новый зооморфный символ Бога, «одобренный» православной церковью, - кто хочет, может перекреститься, а кто хочет - плюнуть».
Работа художников Драгоевой и Мавромати содержит не только ложные утверждения, порочащие православную церковь, но и прямой призыв к разрушению. При этом и «перекреститься», и «плюнуть» предлагается на «новый зооморфный символ Бога». Образ Бога подменяется образом животного.
Прием:
ЛОЖНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
Латентное содержание
ПРИЗЫВ К ВРАЖДЕБНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Социальные функции:
РАЗРУШЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ
НЕЙТРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ В КОНТЕКСТЕ ВЫСТАВКИ ИМЕЮТ:
27. Работы Кажлаева М.Д. «Молитва 1», Молитва 2», копия, цветная фотография);
29. Работа Куми Сасаки «Лампа и сеть», копия (1 цветная фотография с выставки «Осторожно религия!»);
3. Культурный шок как эффект социально-психологических деструктивных приемов воздействия.
Выдающийся русский философ А.Ф. Лосев писал: «Когда религиозный фанатизм доходит до самоистязания и даже до самосожжения… нужно быть до последней степени близоруким в науке, даже просто слепым, чтобы не заметить, что миф есть (для мифического сознания конечно) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность» (4; 24).
Для верующих людей предметы отправления культа представляют большую духовную ценность. Они представляют величайшую ценность, как незримо связанные с Богом, имеют небесную сущность и окружены любовью и поклонением. Похищение священных и церковных вещей издавна считалось на Руси тяжким преступлением, святотатством. Святотатец - церковный вор, посягая на святыню, совершал кощунственный, богохульный поступок и по дореволюционным законам наказывался за такое воровство гораздо строже, чем за простую кражу.
Православие отнюдь не является угасшей религией, святыни которой не вызывают у приверженцев ни малейших чувств. Напротив, по данным социологического опроса ВЦИОМ, проведенного в ноябре 1998 года, в настоящее время в России православие исповедуют 85 - 90 % от числа всех верующих или половина населения страны, а к православной культурной традиции относит себя большинство населения.
Из показаний свидетелей Сергеева, Зякина, Люкшина, Гарбузова, Смахтина, Кульберга явствует, что информация о том, что в выставке «Осторожно, религия!» участвует преступник и осквернитель икон Тер-Оганьян, находящийся в розыске и фотографии святотатственных экспонатов, помещенные в Независимой газете от 18.01.03, заставили их попытаться воспрепятствовать совершаемому преступлению. Именно осквернение устроителями и участниками выставки с а к р а л ь н ы х, священных для верующих предметов стало побудительной причиной, заставившей верующих броситься спасать святыни.
Свидетели описывают одни и те же убийственные для сознания верующего человека картины:
«В газете была опубликована фотография двух экспонатов. Изображение иконы «Спас на престоле» с вырезанными отверстиями вместо лика и рук. На месте Иисуса Христа был сфотографирован какой-то человек. Рядом с иконой был размещен рекламный плакат Coca-Сola с изображением лика Христа и надписью «THIS IS MY BLOOD» (Зякин).
«На стене, рядом с иконой висел экспонат художника Косолапова, на котором был изображен лик Спасителя, а рядом надписи на английском языке «Кока-Кола», «Сие есть кровь моя». Данные слова являются частью богослужебного текста» (Сергеев).
«Из статьи мне стало ясно, что на этой выставке в Центре Сахарова происходит надругательство над святынями Православия» (Люкшин).
«Изображенные [в газете] экспонаты я воспринял как глумление и надругательство над святынями православного человека и вначале не поверил в действительность выставки, полагая, что это может быть газетная выдумка (Смахтин).
«Статья и фотографии произвели… впечатление шока» (Гарбузов).
Надеясь в глубине души, что информация является газетной уткой, свидетели отправляются на выставку, однако действительность превосходит газетные описания.
«Осмотрев ряд «экспонатов» я понял, что публикация в газете даже бледнеет с представшим моим глазам откровенным кощунством. Все увиденное вызвало у меня глубокое душевное потрясение. Было полное ощущение того, что я попал в настоящее сатанинское капище, где совершается ритуальное служение сатане (Зякин).
«Общая идеологическая направленность и способы осквернения святынь христианской веры были нестерпимы для психики верующего (Смахтин).
«Ощущение унижения, оскорбления, посетившее меня, было похоже на ощущение после издевательства и надругательства, например, над фотогра-фией близкого мне человека…От представленных работ складывалось впечатление, что, так называемые, «художники» специально, сознательно использовали религиозную символику, узнаваемую, близкую каждому верующему человеку. Все это было ужасно и желание было только одно - поскорей выйти из зала и не допустить внутрь других людей, дабы они не увидели этого кощунства и издевательства над чувствами верующих людей (Бакума).
«От того, что я увидела, на нервной почве у меня начался желудочный спазм. В этой связи мое физическое состояние не позволило мне рассмотреть другие экспонаты, демонстрировавшиеся на выставке» (Лочагина).
«Христианские объекты выступали поруганными и оскверненными. Все работы, представленные на выставке, вызвали у меня чувство возмущения, оскорбление моих религиозных чувств, незащищенность, чуство боли за попираемые святые для меня образы» (Гарбузов).
«Почти все экспонаты были откровенно враждебны православию и вызывали чувство возмущения от поругания церковных святынь (Люкшин).
«Вся выставка меня повергла в шоковое состояние. Я испытал тяжкие душевные переживания, сравнимые с ощущением и чувствами сына, на глазах которого издеваются и осуществляется надругательство над его матерью» (Сергеев).
Часто повторяемое свидетелями слово «шок» отнюдь не является преувеличением или метафорой. В социологии существует термин, абсолютно точное описывающий ситуацию: Культурный шок, - culture shock (5; 200), - ощущение краха, который могут испытывать люди при столкновении с отличной и во многом чуждой им культурой, которой ставятся под сомнение или подрываются представления, составляющие основу их видения мира. Теория фрустрации-агрессии - Frustration-aggression theory (5;495) объясняет последующее агрессивное поведение верующих людей, посетивших выставку, как реакцию на фрустрацию, вызванную деструктивными социально-культурными воздействиями.
Выводы эксперта Марковой Н.Е. по поставленным следствием вопросам:
Первый вопрос:
Использованные в данном материале словесные и изобразительные средства содержат унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки по отношению к христианству вообще и русскому православию в частности.
Второй вопрос:
«Искусство во всех своих формах было и остается распространеннейшим и излюбленнейшим средством воздействия на чувства людей, а через них - на их поведение и социальную жизнь», - писал выдающийся американский социолог П.А. Сорокин («Общедоступный учебник социологии», М., 1994 г., с.162). В данном материале содержится информация, побуждающая к действиям против православной церкви.
Третий вопрос:
В данном материале использованы следующие специальные средства для передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против христианства вообще и русского православия в частности: десакрализация сакральных образов посредством создания ассоциативных связей между сакральным и низким, отвратительным, комическим, ужасным. Обусловливание изображений половыми стимулами; обусловливание изображений стимулами отвращения; создание депрессивных ассоциативных связей при помощи изобразительных и вербальных средств в видеофильмах.
Данные материалы могут быть истолкованы, как оскорбляющие и унижающие религиозные чувства верующих или даже не верующих лиц, имеющих представление о святости (сакральности) основных символов христианской религии
Четвертый вопрос:
В данном материале содержатся следующие предметы и тексты, имеющие культовое назначение и религиозный смысл: оклад иконы Спас Нерукотворный (в работах Антошиной, Магидовой Зулумяна); оклад иконы «Великий Архиерей» (в работе Зражевской) имитация колокольного звона (работа Галстяна); распятие (работы Дорохова, Турецкой); молитва (группа «Синий суп»), аббревиатура РПЦ (работа Флоренского); крест (работы Елагиной, Виноградова, Подосинова Мамышева); слова Иисуса Христа из Евангелия: «Сие есть кровь моя» (работа Косолапова) символ Христианства - рыба (работа Орлова, Митлянской) название Last supper, переводящееся как «Последний ужин» (работа Орлова, Митлянской); терновый венец (работа Кулика); Хитон Господень (работа Каждана); иконы (работа Тер-Оганьяна); евангельские тексты (работа Сигутина); слова из Евангелия «агнец божий» (работа Вальдрон); Евангельские заповеди (работа Зулумяна) образ Божьей Матери (работы Зауташвили, Кругликова); Святой Себастьян (работа Каменецкой); Церковные купола (работа Гуревич); Православный храм (работы Мамышева, Мавромати).
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Выставка ленинградских художников 1977 годаВыставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября, открытая 5 ноября 1977 года под девизом «Искусство принадлежи... |
Выставки в Москве в конце апреля28–29 апреля Zoo. Художники работают в разных стилях и техниках, но рисуют в одинаковой черно-желтой гамме и только животных. Подкупает как оригина... |
Выставка «Камень, ножницы, бумага» в Тбилиси, Баку и КиТбилиси 4 февраля 2010 - 12 февраля 2010 Баку 20 февраля 2010 - 28 февраля 2010 Киев 12 марта 2010 - 24 марта 2010 20 февраля в Академии из... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – CommeНа несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( НационЭта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
Международная художественная ярмарка современного искусСовсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
Украинская неделя искусствМЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Любовь и видеоАрт-достижения прошлого сезона собрали в единую экспозицию Премия Инновация , учрежденная Министерством культуры в прошлом году, претендуе... |
Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают нЛучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ... |
Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в оВ этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област... |