Реклама*
В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая и одна из крупнейших в мире. 173 ведущих галерей мира, «тяжеловесы» арт-рынка привезли работы своих подопечных, чтобы определить тенденции дальнейшего развития современного искусства, сверить ценовой камертон в послекризисный период. И, хотя, сфера культуры Великобритании затаила дыхание в преддверии сокращения государственного финансирования на четверть, в английской столице по-прежнему одна за одной открываются масштабные выставки, а в галерее Тейт ждут своей участи номинанты на премию Тернера.
Ярмарка вызывает неизменный интерес не только у специалистов, коллекционеров, оценить выставленные сокровища приехали делегации полусотни музеев, которые все осмотрели и наметили покупки накануне в день превью. А непосредственно в день открытия перед входом собралась достаточно многочисленная очередь из желающих попасть на выставку: все-таки на Frieze выставляют все самое продвинутое не только в британском, а и мировом искусстве. Ходят семьями, компаниями, организованными экскурсиями…
Первое, что заставляет посетителей споткнуться в прямом смысле этого слова, это то, что идти приходится по археологическим раскопкам, покрытым стеклом. Подобные «окна» в прошлое расположены по всему огромному павильону, а для пущей убедительности в центре и вовсе рабочий раскоп с живым археологом, занятым работой. Это проект победителя на приз Картье 2010 британско-японского художника Симона Фудживары «Замороженный город». По версии автора под павильоном Frieze обнаружили древнеримский мегаполис, жители которого успешно создавали и торговали предметами искусства. В общем – прямая проекция на сегодняшние события. Среди «обнаруженных» объектов есть рынок, бордель, кафе, мастерская живописца и сам художник, то есть его останки. Остается загадкой: отчего умер молодой благополучный портретист? Убийство или самоубийство? Будем надеяться, что авторам представленных в павильоне работ сей выбор не грозит. Но то, что они вовсе не напоминают малоимущих обитателей мансард и полутемных мастерских – это точно. Во-первых, общая стоимость представленных ими работ, по информации страховщика Hiscox Ltd, составляет 375 миллионов долларов. А одним из наиболее дорогих произведений, которое по слухам (не все дилеры озвучивают цифры) ушло за 3,5 миллиона фунтов стерлингов (5,5 миллионов долларов) – стала инсталляция Дэмиена Херста «Настоящий художник помогает миру, открывая мистические истины». Работа, представляет собой ансамбль из трех витрин с законсервированными в формальдегиде рыбами. Его же авторства «идеальная витрина» с разложенными по полочкам таблетками виагры за шесть миллионов долларов красовалась на стенде другого крупного дилера Лари Гагосяна (кстати, по версии журнала ArtReview, он возглавляет список «100 самых влиятельных людей мира искусства»). В общем-то, все топовые дилеры расположились в самом центре павильона, чтоб не надо было далеко ходить: лондонские White Сube, Gagosian Gallery, Sadie Coles, Lisson Gallery, парижская Yvon Lambert, нью-йоркская David Zwirner. Тут же, можно было прикупить и медитативное творение Аниша Капура – пластиковую воронку, и мрачноватую инсталляцию в натуральную величину Элмгрина и Драгсета – маленький мальчик азиатской наружности ежится на вышке для прыжков в воду. Вот только внизу вместо воды – толпа посетителей. Были в Лондоне выставлены и творения наших соотечественников: фотографии Сергея Браткова (уже не первый раз на этом форуме) и рисованный на ткани комикс про академика Павлова с текстовым сопровождением Стаса Волязловского на стенде московской галереи Реджина. Россию также представляла постоянный участник арт-форума XL-галерея.
Несмотря на эпатажную составляющую contemporary art как такового, ярмарка Frieze в целом производит впечатление респектабельной, чтоб не сказать – консервативной. Сверхбогатые собиратели больше не соревнуются, кто быстрее купит произведение самого модного автора, тем не менее, торговля шла весьма неплохо. Цены, кстати, не бешеные: основную массу работ составили творения молодых художников, стоящие менее ста тысяч долларов. На ярмарке были представлены все возможные техники и материалы, с которыми сегодня работают художники: живопись, графика, скульптура, пэтчворк, вышивка, видео, фотография, ковка, пластические материалы, инсталляции всех мастей, канаты из бисера и картины из пуха… ассортимент на любой вкус и размер. Что касается тем, волнующих художников, то в основном это размышления о разрушительных последствиях человеческой деятельности при полной асексуализации сюжетов. Любовная тема, вдохновляющая авторов тысячелетие, явно ушла с аванпоста творческих исканий. Большинство интересует уже не образ человека и его взаимоотношения с себе подобными, а возможность создания иного пространства, иных измерений. И некоторым это удается.
Лондон на сегодняшний день по праву можно назвать столицей искусства: как классического, так и современного. Столь мощная концентрация музеев, галерей, коллекций в одном месте поражает. Не последнюю роль в этом сыграла государственная политика финансирования, направленная на поддержание национальной культуры и особенно подготовки молодых специалистов. Еще в середине прошлого года планировалось создание около 10 тысяч рабочих мест начального уровня для молодежи, желающей трудоустроиться в сфере культуры. Но со сменой премьер-министра безоблачное небо затянулось тучами: правительство Великобритании выступило с предложением снизить на 25-30 процентов государственные расходы на изобразительное искусство. К тому же, опрос двух тысяч жителей Великобритании показал, что две трети из них согласны с сокращением расходов на культуру. Только 16 процентов респондентов считают, что художников нужно финансировать преимущественно из государственного бюджета, т. е. из кармана рядовых налогоплательщиков. 20 процентов полагают, что искусство вообще не должно получать помощи от государства, в то время как 66 процентов ответили, что эту сферу следует в основном спонсировать корпорациям и отдельным меценатам.
И, кстати, именно размах, с которым проводится Frieze Art Fair, где идет активная торговля современным искусством и где государственная галерея Тейт — постоянный покупатель, вполне может натолкнуть рядового англичанина на мысль, что искусство может позаботиться о себе самостоятельно. Люди видят, сколько и какого рода произведениями зарабатывает современная богема. Например, Дэмиен Херст – не просто экстравагантный художник, консервирующий акул и тельцов в формалине, но и бизнесмен, сумевший заработать миллионы даже не в самые лучшие для страны времена. Общество лояльно отнеслось к сокращению бюджета, ведь именно недюжинные доходы современных британских художников, могли вызвать такую реакцию. Хотя последние и митинговали осенью под стенами галереи Тейт, судя по всему, в дальнейшем правительство будет руководствоваться экономической необходимостью.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Выставка картин Евгении Коваленко под названием «20-30-29 апреля – 16 мая 2010 года В названии «20-30-10» заложено намного больше смысла, чем может показаться на первый взгляд. 10 лет назад в возрасте... |
Осенняя выставка произведений ленинградских художников5 декабря 1956 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась Осенняя выставка произведений ленинградских художников... |
Выставки 14-18 июля 200614–18 июля «Жизнь и смерть Винила». 200 редких экземпляров из частных собраний Петербургских коллекционеров и фонда отделения филофонии городского... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на палГалереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. РМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивномV Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Ближний кругПрошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски... |
У нас нет другой премииЗа день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник... |
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письмаОчень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |