• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Отбор художников

Выставки - Манифеста

отбор художников


Публичная жизнь выставки начинается с объявления имени куратора/кураторов. Затем следует долгая пауза, наполненная слухами и ожиданиями перед оглашением списка художников. Я появился в офисе в тот момент, когда этот список с почти месячным опозданием был только что утвержден. Все эти люди – кроме художников из России и частично из Франкфурта – были мне совершенно незнакомы. Принцип их отбора также был совершенно непонятен, так как выяснилось, что у Манифесты IV нет ни концепции, ни темы. Моя работа над предстоящей выставкой началась с восторга, вызванного появлением в офисе первых художников, приехавших во Франкфурт для предварительного знакомства с выставочными пространствами и обсуждения будущих проектов с кураторами и командой Манифесты.

Манифеста с самого начала своего существования в 1996 году воспринимается как экспериментальный интернациональный проект самого высокого уровня. Ее специфика состоит в том, что это один из немногих крупных художественных проектов, ориентированных на молодых и нераскрученных художников, т. е. участие звезд там необязательно и даже нежелательно. Одной из задач Манифесты является очерчивание круга тех, кто fresh and upcoming ( свежие и восходящие ). В этом заключена основная трудность и одновременно интрига проекта – найти стратегии репрезентации еще неизвестного или малоизвестного искусства. Поэтому к Манифесте и, прежде всего, к работе кураторов профессиональный мир относится с повышенным вниманием.

У истоков Манифесты IV – история о героическом путешествии кураторов. Действительно, три женщины-куратора – Яра Бубнова (Болгария), Нурия Энгуито Майо (Испания) и Стефани Моисон-Трембли (Франция) провели девять месяцев в беспрерывных и изматывающих путешествиях: объездили 30 европейских стран и отсмотрели работы около 1400 художников. В конце концов, на основании собранного материала, им надо было сделать свой выбор, ограниченный полусотней имен. Именно здесь и возникает первый повод для критики и сомнения в правильности выбранной ими стратегии. Действительно, важно путешествовать и исследовать различные художественной сцены, но вначале все-таки стоит определиться с тем, а что, собственно, ищется. Тем более, что, по признаниям самих кураторов, никаких существенных открытий во время путешествий не произошло. Невозможность с самого начала создать конструкцию и интригу проекта привела к компромиссной ситуации и в отборе художников, и в реализации проекта в целом.

Работая на Манифесте, я заметил, что профессиональное обсуждение художников обычно ограничивается несколькими фразами: Почему этот? – Потому что это хороший и интересный художник , – Чем интересный? – Тем, что он хорошо работает . Большинству профессионалов сразу же становится понятно, что стоит за такими расплывчатыми определениями. Существует целый ряд интернациональных тенденций, которые определяют современный выставочный мейнстрим, их очередной репрезентацией и стала платформа Манифесты IV.

Действительно, сегодня уже невозможно в рамках большой выставки демонстрировать преобладание какого-то одного стиля. Попытка навязать художникам тему или концепцию воспринимается как репрессивное проявление кураторской воли. На мой взгляд, в этой ситуации кураторы решили сделать проект, представив его как результат нейтрального исследования. Решив таким образом проблему отбора художников, кураторы, к моему удивлению, практически не занимались размещением работ в пространстве. Очарованные абстрактными представлениями о ризомной структуре проекта в целом, они с невниманием отнеслись к пространственной конструкции выставки, думая, что и так все срастется. Проблема оказалась не в том, что на Манифесту были отобраны плохие или неинтересные художники, скорее наоборот, в большинстве случаев в списке участников оказались довольно известные имена. Совпадение трех новых имен в списках двух мегапроектов, расположенных в полутора часах езды друг от друга и открывшихся с интервалом в две недели – Документы XI и Манифесты IV – в этом плане не случайность. Просто необязательность (непродуманность) композиции выставки повлекла за собой общие подозрения и в необязательности отбора художников. Я говорю сейчас даже не об эксперименте в выставочном пространстве, а о простом наборе классических выставочных приемов. Именно эту профессиональную технику, на мой взгляд, отлично продемонстрировала композиция Документы XI, сделанная традиционно, но качественно и продуманно. В этом плане характерно, что куратор Документы XI Окуи Энвезор решился на радикальное сокращение списка художников из чисто выставочных соображений, а кураторы Манифесты после объявления списка художников пошли на его увеличение.

В конце концов история о героическом путешествии оказалась увековечена в пространстве выставки демонстрацией архивных папок всех отсмотренных работ художников. По стечению обстоятельств (так получилось из-за нехватки выставочных площадей), на стенах огромного пространства, напоминающего мне элегантный, исполненный в очень модной эстетике колумбарий (работа французского художника Матью Мерсье), были расположены 494 графических листа, повествующих об истории Перу (сама по себе – отличная работа перуанско-немецкого художника Фернандо Брайса). Хотя на мой взгляд, здесь уместнее было бы увидеть ксерокопии записных книжек кураторов и их частную переписку во время работы над проектом. Этот смелый жест мог бы напомнить зрителям скандальную публикацию хакерами переписки Катрин Давид во время подготовки Документы XI и стать тем концептуальным и визуальным элементом, демонстрирующим живой и личный процесс поиска художников, без которого вся эта архивная ситуация остается стерильной и неинтересной, не говоря уже о том, что вряд ли можно всерьез претендовать на внимательное исследование художественной сцены тридцати стран за столь короткий промежуток времени.

Этот жест мог бы также радикально подтвердить позицию доминирующей на Манифесте IV демократической прозрачности.

Здесь мне хочется коснуться еще одного важного для меня наблюдения.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1961 год

«Выставка произведений ленинградских художников 1961 года», открытая в залах Государственного Русского музея, стала одним из крупнейших событий года...

News image

От Сезанна до Пикассо. Картины из коллекции Давида и П

От Сезанна до Пикассо. Выставка картин из коллекции Давида и Пегги Рокфеллеров, где центральное место занимает группа из девяти картин раннего ...

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

С октября по ноябрь 1958 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников проходила «Осенняя выставка ленинградских художников 19...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Арт-персоны:

Роджер Бюргель, арт-директор Documenta XII: Могу вам с

News image

Роджер Бюргель: Documenta XII – это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции,...

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Арт-Ярмарка:

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Две российские галереи примут участие в ярмарке Frieze

News image

Седьмая по счету, ведущая мировая ярмарка современного искусства Frieze Art Fair открывается в четверг в Лондоне, в ней участвую...

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Арт-Критика:

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...

Любить прекрасное по-русски

News image

Юбилей ПРО АРТЕ в ГЦСИ Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства ПРО АРТЕ , организующий выставки, п...

Человек человеку – структура

News image

С целым отрядом проволочных персонажей в Москву прибыл известный британский скульптор Энтони Гормли, демонстрирующий в цен...