Реклама*
В городе Люксембурге, столице самого маленького государства Евросоюза, Великого Герцогства Люксембург, открылась вторая Манифеста — самая модная Европейская биеннале современного искусства. В 1996 году она прошла в Роттердаме, в 2000 году ее примет Будапешт. Задуманная как принципиально новая биеннале посткоммунистической эры, передвижная и объединительная, Манифеста в этом году стала выставкой господствующего интернационального стиля и оказалась плоской, как Pizza Hut.
На нынешней Манифесте состав участников напоминает политическую карту Европы: члены НАТО и ЕС плюс кандидаты. Россия и СНГ не представлены. На словах устроители за Европу от Исландии до Урала , на деле — не дальше Бреста. Кураторы не усомнились в своих способностях на лету схватывать малознакомый для них художественный контекст столиц бывшего соцлагеря. По их признанию, на посещение каждой ими было потрачено не более двух дней. Были они и в Москве. Приглашенный после такого блиц-наезда московский художник Богдан Мамонов по странному стечению обстоятельств участвовать в Манифесте все-таки не смог.
Та необыкновенная скорость, с какой был осуществлен выбор участников, объясняется новой идеологической установкой. Она гласит, что после краха коммунизма по просторам Европы отныне бродит интернациональный стиль, стерший ранее существовавшую разницу в эстетике Востока и Запада. Считается, что новое поколение художников на Востоке уже ничем не связано с прошлым и стремится в будущее, коим для него является настоящий Запад. Манифеста и должна была послужить доказательством того, что нашего полку прибыло .
В результате глобального прочесывания Востока Европы методом Glocal (поиск глобального в локальном ) и Personnel (глубоко личное и необъяснимое), в Люксембург прибыл словак Борис Андрейка. Его культурно сделанные пространственные ассамбляжи ближе к Personnel. Из стран Балтии прибыли Даймантас Наркевичус (с любительским ландшафтным фильмом о якобы центре Европы, находящемся в литовском захолустье) и эстонка Инесса Йосинг, оформившая в городе несколько витрин. Скороспелый выбор восточноевропейских художников привел к тому, что они в целом выглядели гораздо слабее своих западных собратьев. Возможно, это входило в намерения организаторов.
Из кураторских объятий попытался выскользнуть люксембургский художник Берт Тейс. Он отказался выставляться вместе с другими и предложил свой независимый кураторский проект: организуемый им Workshop (куда он пригласил наводящего ужас на организаторов Александра Бренера) и цикл автобусных экскурсий из Люксембурга в Трир, к дому, где родился автор Манифеста Карл Маркс. Художник играет роль гида, а автобус наполнен бананами и сладкой музыкой.
Идея децентрализации современного искусства в маленьком Люксембурге нашла свое буквальное воплощение. Город просто не имеет в наличии ни одного крупного зала для выставки. Биеннале рассредоточилась по всем музеям, а главным местом проведения стало бывшее казино. Выставка подобного масштаба впервые попыталась потревожить размеренную жизнь бюргерского Люксембурга. Однако приезд самой модной художественной тусовки со всей Европы никак не сказался на их распорядке дня: даже в день вернисажа залы закрывались в 18.00.
Опыт Манифесты показывает, что современное искусство можно выставлять везде, от Люксембурга до Урюпинска. Сегодня оно способно конденсироваться в некое облако и свободно лететь в любую географическую точку. Правда, облако держит на коротком поводке координационный совет в Роттердаме. Он назначает кураторов и от него, а не от попутного ветра зависит, полетит ли оно дальше на Восток после Будапешта. И поводок он держит крепко.
Манифеста-2 , Европейская биеннале современного искусства, представляет 47 участников из подавляющего большинства стран Европы, за исключением Лихтенштейна и стран СНГ. Ее кураторы Роберт Флек (Франция-Австрия), Мария Линд (Швеция), Барбара Вандерлинден (Бельгия). Бюджет — около $1 млн ( из них половину дал сам Люксембург). Каждому участнику предоставлялось около $6 тыс. на проект. Биеннале работает до 11 октября.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() Выставка греческого христианского искусства (Государств14 июля – 5 сентября 2010 года 13 июля состоялось официальное открытие выставки икон поствизантийского периода из коллекции Велимезиса (музей Бен... |
![]() Выставка произведения Аннет Мессаже под названием «ВымыФонд культуры «Екатерина» (Москва) 25 июня - 15 августа 2010 года Аннет Мессаже – это выдающаяся фигура мирового современного искусства. В 2... |
![]() Искусство династии Мин: китайская эра великолепия в МеЭкспонаты «Искусство династии Мин» составлены на основе материалов богатейших запасников музея Метрополитен: «китайская эра великолепия» демон... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –![]() 29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы![]() 28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
Программа V Фестиваля коллекций современного искусства![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme![]() На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Международная художественная ярмарка современного искус![]() Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ![]() Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос... |
ИННОВАЦИЯ![]() В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре... |
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма![]() Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |