• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




В Касселе открылась 12-я Documenta

Выставки - Выставка DOCUMENTA

в касселе открылась 12-я documenta



В немецком Касселе открылась 12-я выставка Documenta – одно из главнейших мировых событий современного искусства, по авторитетности соперничающее с Венецианской биеннале. В отличие от Биеннале Documenta проходит раз в пять лет, что заставляет ждать от нее еще более веского подведения итогов очередного периода. Из Касселя – ИРИНА Ъ-КУЛИК.

Атмосфера кассельской Documenta, раз в пять лет обрушивающейся на провинциальный немецкий городок, не похожа на заведомую блистательность Венецианской биеннале. Обстановка здесь напоминает западный университетский кампус, где толпятся студенты со всех концов мира и происходят и семинары по всевозможным дисциплинам, и занятия какими-нибудь экзотическими практиками типа йоги или восточных единоборств, и конечно же, политические митинги и демонстрации.

На самых обширных выставочных площадях Documenta – в музее Fridericianum и напоминающем гигантскую палатку павильоне, построенном специально к нынешней выставке на лугу перед помпезным местным дворцом, через всю экспозицию расставлены группы антикварных деревянных кресел (проект китайского художника Ай Вэйвэя), которые словно предлагают прервать привычную пробежку по экспозиции, устроиться поудобнее и обсудить увиденное. Но стулья пустовали. Искать ответы на поставленные кураторами Роджером М. Бюргелем и Рут Ноак без обиняков вопросы: Является ли модернизм нашей античностью? , Что такое жизнь как она есть? и Что делать? – занятие неблагодарное, тем более что кураторы полностью переложили эту задачу на зрителей.

На нынешней Documenta почти нет известных имен – кураторы считают своим долгом бороться со звездной системой современного искусства. Зато есть художники из Индии и Нигерии, Мали и Сенегала, Турции и Израиля, Чили и Бразилии, Таиланда и Китая, Румынии, Чехии, Польши, Болгарии и России. В двенадцатой Documenta участвуют целых четыре русских автора (до этого Россия здесь была представлена только дважды – работами Ильи Кабакова и Константина Звездочетова, на прошлую Documenta из нашей страны никого не позвали). Двое из четырех русских участников – Андрей Монастырский и Дмитрий Гутов – в этом году приглашены и в Венецию (см Ъ от вчера), что заставляет подозревать кураторов двух крупнейших арт-мероприятий либо в заговоре, либо в лености: трудно поверить, что в России не нашлось бы еще пары не занятых в Венецианской биеннале достойных Касселя художников.

Андрей Монастырский выставил инсталляцию Фонтан из фотографий в натуральную величину скульптур фонтана Дружба народов с ВДНХ, выстроившихся в круг. Дмитрий Гутов показал ажурные металлические каллиграммы, где ржавые железяки складываются то во фрагмент из Маркса, то в письмо Бетховена, то в иероглифы дзенских монахов и самураев. Отметившийся лет десять назад и на Венецианской биеннале лидер московского акционизма Анатолий Осмоловский представлен как уже хрестоматийной фотографией акции 1993 года, где он сидит на плече московского памятника Маяковскому, так и недавними квазиабстрактными объектами – стайкой маленьких золотых танков. А Кирилл Преображенский сделал аудиоинсталляцию в одном из рейсовых кассельских трамваев: пассажиры могут слушать радио, транслирующее исповеди и разговоры жителей разноязыких местных диаспор.

Конечно, приятно, что на Documenta, с которой связывают утверждение мирового концептуализма, наконец взяли гуру московского концептуализма Монастырского. А леваки Осмоловский и Гутов участвуют в выставке, некогда прославившейся радикальными политическими акциями Йозефа Бойса. Но эти знаковые для русского искусства авторы приглашены, пожалуй, именно в качестве неизвестных широкой западной публике экзотических художников. На выставке собрано немало работ таких неизвестных героев из стран, некогда бывших периферией художественного мира и наконец обретающих свое место во всеобщей истории искусства.

Индийская концептуалистка Насрин Мохамеди, представленная ежедневниками 1970-х годов, в которых наряду с записями есть строчки, просто закрашенные черным маркером. Чехословацкий перформансист Иржи Кованда, в тех же 1970-х делавший на улицах Праги минималистские перформансы, заключавшиеся, например, в том, что все его совершенно обычные шаги и жесты на самом деле были тщательно отрепетированы. Аргентинка Грасиела Карневале, в 1968 году устроившая акцию, в ходе которой она просто заперла публику в пустом и крайне тесном помещении галереи, и освободил их только добрый прохожий, разбивший окно камнем. Впрочем, даже в такую огромную выставку, как Documenta, невозможно включить контекст, необходимый для настоящего понимания того, чем на самом деле являются все эти представители разных, часто несоприкасающихся культур. Так что в результате кураторы не только восстанавливают справедливость, открывая неизвестные имена, но и используют беззащитных вне своей почвы художников в качестве покорного материала для собственных экзерсисов.

Несмотря на то что в предисловии к каталогу выставки Роджер М. Бюргель и Рут Ноак утверждают, что большая выставка типа Documenta по определению не имеет формы (и таким образом отметают напрашивающиеся упреки в хаотичности экспозиции), кураторы следуют, по словам Анатолия Осмоловского, извращенно формалистическому принципу. Перформансы у них, например, зарифмованы с танцем. С документацией 1970-х годов соседствует произведение известного хореографа Триши Браун – что-то вроде гигантской сушилки для одежды, на которой, влезая в развешанные штаны и рубахи, совершают различные пластические этюды несколько танцоров. Произведение малийца Абдулае Конате Талисманы для Израиля и Палестины – пэчворк из израильских флагов и палестинских платков-арафаток зарифмован с такими же тряпичными скульптурами животных Козимы фон Бонин, которые, в свою очередь, рифмуются с чучелом жирафа, погибшего в зоопарке во время палестинско-израильского конфликта (произведение немца Петера Фридля). В самом выгодном положении оказываются не работы забытых героев авангарда, а просто наиболее зрелищные произведения, например роскошная уличная скульптура китайца Ай Вэйвэя, созданная из резных дверей, снятых с традиционных китайских домов-хутунов, полностью снесенных в Пекине, или каноэ из пластиковых канистр бенинца Ромуальда Азумэ.

Тему выставки можно сформулировать теми же словами, которыми Анатолий Осмоловский назвал свою выставку абстракций: Как политические идеи становятся формой . Но по-настоящему законченную художественную форму кураторские идеи так и не обретают. Особенно показательна здесь экспозиция, разместившаяся в музее классического искусства Schloss Wilhelmshohe. Работы современных художников, внедренные в экспозицию, где есть Кранах, Рембрандт и Рубенс, так и остаются пришельцами, неприкаянными или откровенно агрессивными, как, например, видео дуэта Диас - Ридвиг , оглашающее залы с кроткими средневековыми ангелами ухающим фанком трущоб Рио-де-Жанейро. Прижиться здесь смогла только работа тайца Закарин Крюе-он, разбившего посреди парка XIX века с липовыми аллеями и водопадами террасную рисовую плантацию. Правда, неизвестно, удастся ли получить урожай за сто дней, которые будет длиться Documenta.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

ВЫСТАВКИ в апреле 2006

7-8 апреля Александр Андрианов. Необычайно экспрессивный мир живописца Адрианова притягивает, интригует и делает зрителя невольным соучастником п...

News image

Весенняя выставка произведений ленинградских художников

«Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года», открытая в залах Ленинградского организации Союза художников РСФСР, стала замет...

News image

Выставки 14-18 июля 2006

14–18 июля «Жизнь и смерть Винила». 200 редких экземпляров из частных собраний Петербургских коллекционеров и фонда отделения филофонии городского...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Победители Инновации

News image

GiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF

Арт-персоны:

Жан-Юбер Мартен: «Я не согласен, что искусство не может

News image

Жан-Юбер Мартен. Очевидно, что имена художников я пока называть не стану..

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

Арт-Ярмарка:

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Арт-Критика:

Между прошлым и будущим

News image

Фестиваль коллекций современного искусства, стартовавший в ГЦСИ, представляет две первые выставки из своей программы – арх...

Коровы на службе искусству

News image

В окрестностях деревни Никола-Ленивец Калужской области состоялся очередной фестиваль ландшафтных объектов Архстояние , г...

Переходный период

News image

В ЦСИ М'АРС открылась выставка Transfer Выставка Transfer , открывшаяся в московском центре современного искусства М...