• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




В Касселе открылась 12-я Documenta

Выставки - Выставка DOCUMENTA

в касселе открылась 12-я documenta



В немецком Касселе открылась 12-я выставка Documenta – одно из главнейших мировых событий современного искусства, по авторитетности соперничающее с Венецианской биеннале. В отличие от Биеннале Documenta проходит раз в пять лет, что заставляет ждать от нее еще более веского подведения итогов очередного периода. Из Касселя – ИРИНА Ъ-КУЛИК.

Атмосфера кассельской Documenta, раз в пять лет обрушивающейся на провинциальный немецкий городок, не похожа на заведомую блистательность Венецианской биеннале. Обстановка здесь напоминает западный университетский кампус, где толпятся студенты со всех концов мира и происходят и семинары по всевозможным дисциплинам, и занятия какими-нибудь экзотическими практиками типа йоги или восточных единоборств, и конечно же, политические митинги и демонстрации.

На самых обширных выставочных площадях Documenta – в музее Fridericianum и напоминающем гигантскую палатку павильоне, построенном специально к нынешней выставке на лугу перед помпезным местным дворцом, через всю экспозицию расставлены группы антикварных деревянных кресел (проект китайского художника Ай Вэйвэя), которые словно предлагают прервать привычную пробежку по экспозиции, устроиться поудобнее и обсудить увиденное. Но стулья пустовали. Искать ответы на поставленные кураторами Роджером М. Бюргелем и Рут Ноак без обиняков вопросы: Является ли модернизм нашей античностью? , Что такое жизнь как она есть? и Что делать? – занятие неблагодарное, тем более что кураторы полностью переложили эту задачу на зрителей.

На нынешней Documenta почти нет известных имен – кураторы считают своим долгом бороться со звездной системой современного искусства. Зато есть художники из Индии и Нигерии, Мали и Сенегала, Турции и Израиля, Чили и Бразилии, Таиланда и Китая, Румынии, Чехии, Польши, Болгарии и России. В двенадцатой Documenta участвуют целых четыре русских автора (до этого Россия здесь была представлена только дважды – работами Ильи Кабакова и Константина Звездочетова, на прошлую Documenta из нашей страны никого не позвали). Двое из четырех русских участников – Андрей Монастырский и Дмитрий Гутов – в этом году приглашены и в Венецию (см Ъ от вчера), что заставляет подозревать кураторов двух крупнейших арт-мероприятий либо в заговоре, либо в лености: трудно поверить, что в России не нашлось бы еще пары не занятых в Венецианской биеннале достойных Касселя художников.

Андрей Монастырский выставил инсталляцию Фонтан из фотографий в натуральную величину скульптур фонтана Дружба народов с ВДНХ, выстроившихся в круг. Дмитрий Гутов показал ажурные металлические каллиграммы, где ржавые железяки складываются то во фрагмент из Маркса, то в письмо Бетховена, то в иероглифы дзенских монахов и самураев. Отметившийся лет десять назад и на Венецианской биеннале лидер московского акционизма Анатолий Осмоловский представлен как уже хрестоматийной фотографией акции 1993 года, где он сидит на плече московского памятника Маяковскому, так и недавними квазиабстрактными объектами – стайкой маленьких золотых танков. А Кирилл Преображенский сделал аудиоинсталляцию в одном из рейсовых кассельских трамваев: пассажиры могут слушать радио, транслирующее исповеди и разговоры жителей разноязыких местных диаспор.

Конечно, приятно, что на Documenta, с которой связывают утверждение мирового концептуализма, наконец взяли гуру московского концептуализма Монастырского. А леваки Осмоловский и Гутов участвуют в выставке, некогда прославившейся радикальными политическими акциями Йозефа Бойса. Но эти знаковые для русского искусства авторы приглашены, пожалуй, именно в качестве неизвестных широкой западной публике экзотических художников. На выставке собрано немало работ таких неизвестных героев из стран, некогда бывших периферией художественного мира и наконец обретающих свое место во всеобщей истории искусства.

Индийская концептуалистка Насрин Мохамеди, представленная ежедневниками 1970-х годов, в которых наряду с записями есть строчки, просто закрашенные черным маркером. Чехословацкий перформансист Иржи Кованда, в тех же 1970-х делавший на улицах Праги минималистские перформансы, заключавшиеся, например, в том, что все его совершенно обычные шаги и жесты на самом деле были тщательно отрепетированы. Аргентинка Грасиела Карневале, в 1968 году устроившая акцию, в ходе которой она просто заперла публику в пустом и крайне тесном помещении галереи, и освободил их только добрый прохожий, разбивший окно камнем. Впрочем, даже в такую огромную выставку, как Documenta, невозможно включить контекст, необходимый для настоящего понимания того, чем на самом деле являются все эти представители разных, часто несоприкасающихся культур. Так что в результате кураторы не только восстанавливают справедливость, открывая неизвестные имена, но и используют беззащитных вне своей почвы художников в качестве покорного материала для собственных экзерсисов.

Несмотря на то что в предисловии к каталогу выставки Роджер М. Бюргель и Рут Ноак утверждают, что большая выставка типа Documenta по определению не имеет формы (и таким образом отметают напрашивающиеся упреки в хаотичности экспозиции), кураторы следуют, по словам Анатолия Осмоловского, извращенно формалистическому принципу. Перформансы у них, например, зарифмованы с танцем. С документацией 1970-х годов соседствует произведение известного хореографа Триши Браун – что-то вроде гигантской сушилки для одежды, на которой, влезая в развешанные штаны и рубахи, совершают различные пластические этюды несколько танцоров. Произведение малийца Абдулае Конате Талисманы для Израиля и Палестины – пэчворк из израильских флагов и палестинских платков-арафаток зарифмован с такими же тряпичными скульптурами животных Козимы фон Бонин, которые, в свою очередь, рифмуются с чучелом жирафа, погибшего в зоопарке во время палестинско-израильского конфликта (произведение немца Петера Фридля). В самом выгодном положении оказываются не работы забытых героев авангарда, а просто наиболее зрелищные произведения, например роскошная уличная скульптура китайца Ай Вэйвэя, созданная из резных дверей, снятых с традиционных китайских домов-хутунов, полностью снесенных в Пекине, или каноэ из пластиковых канистр бенинца Ромуальда Азумэ.

Тему выставки можно сформулировать теми же словами, которыми Анатолий Осмоловский назвал свою выставку абстракций: Как политические идеи становятся формой . Но по-настоящему законченную художественную форму кураторские идеи так и не обретают. Особенно показательна здесь экспозиция, разместившаяся в музее классического искусства Schloss Wilhelmshohe. Работы современных художников, внедренные в экспозицию, где есть Кранах, Рембрандт и Рубенс, так и остаются пришельцами, неприкаянными или откровенно агрессивными, как, например, видео дуэта Диас - Ридвиг , оглашающее залы с кроткими средневековыми ангелами ухающим фанком трущоб Рио-де-Жанейро. Прижиться здесь смогла только работа тайца Закарин Крюе-он, разбившего посреди парка XIX века с липовыми аллеями и водопадами террасную рисовую плантацию. Правда, неизвестно, удастся ли получить урожай за сто дней, которые будет длиться Documenta.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Международная выставка каллиграфии

Междунаро дная вы ставка каллигра фии — проект, организованный Современным музеем каллиграфии, при поддержке Национального Союза Каллиграфов и Музей...

News image

Выставки в Москве, август

11-13 августа Николай Мастеропуло. Живопись, графика, эмаль. Музей-усадьба «Архангельское», «Тушинская», 10.00–18

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года , открытая в залах Ленинградской организации Союза художников РСФСР, стала одним и...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Арт-персоны:

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Роберт Уилсон: Тайна всегда на поверхности

News image

Монологи молчания В октябре фонд Екатерина примет русскую версию Портретов Voom Роберта Уилсона – это будет первый показ ...

Арт-Ярмарка:

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Арт-Критика:

Культурно-политический комплекс

News image

В ЦДХ присмотрелись к 20-летней дате падения Берлинской стены Европейская мастерская: творчество в общем культурном простр...

Пробились бубны

News image

Фильм Алексея Мизгирева получил две награды фестиваля в Локарно Кинофестиваль в Локарно завершился победой фильма Она,...

Коллекция и архив Вадима Захарова

News image

Известно – что у бедного завалялось, того у богатого сроду не было. Художник, архивист, коллекционер и издатель Вадим З...