Реклама*
Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ
В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – первой российской государственной премии в области современного искусства. Премия Инновация , учрежденная ГЦСИ совместно с Федеральным агентством по культуре и кинематографии, в этом году будет присуждаться во второй раз. О выставке главных достижений отечественного актуального искусства по версии ГЦСИ рассказывает ИРИНА Ъ-КУЛИК.
В самом начале экспозиции в ГЦСИ зрителей встречает гигантское гнездо, вполне натурально сплетенное из сучьев. Таким образом в ГЦСИ репрезентированы лауреаты почетной премии За творческий вклад в развитие современного искусства группа Гнездо . Участники действовавшего с 1975 по 1980 год Гнезда художники Геннадий Донской, Виктор Скерсис и скончавшийся в начале этого года Михаил Рошаль и вправду заслуживают признания самых актуальных классиков, хотя бы в силу того, что, в отличие от своих старших коллег по нонконформистскому искусству, никогда не претендовали на заведомо вечные ценности , но, как и подобало современным художникам их поколения, занимались радикальной абсурдизацией всех возможных клише – как советских, так и диссидентских.
Среди произведений группы числятся, в том числе, пресловутые Железный занавес и Коммуникационная труба , ставшие едва ли не самыми известными широкой публике объектами современного искусства благодаря фильму Асса . Представленное в ГЦСИ Гнездо – авторский повтор реквизита первой акции группы, бывшей едва ли не первым полноценным хеппенингом в истории отечественного искусства. Приблизительно в таком сооружении участники группы высиживали яйцо на первой публичной выставке неофициальных художников, состоявшейся в 1980 году на ВДНХ. Правда, на выставке номинантов Инновации в гнезде покоятся видеомониторы, показывающие документацию деятельности группы.
Видео вообще доминирует в экспозиции, еще раз подтверждая свой статус неизбежно главного формата современного искусства вне зависимости от того, идет ли речь о жанре номинированных проектов или о способе их репрезентации. В представленной в номинации Лучший кураторский проект выставке Да будет видео! (куратор Антонио Джеуза) история российского видеоарта была предметом музейного исследования. В фигурирующей в той же номинации экспозиции Искусство Центральной Азии. Актуальный архив (куратор Виктор Мизиано) видео и фото выступали единственными возможными носителями архивной информации. А в конкурирующих с ними петербургском фестивале Современное искусство в традиционном музее (кураторы Елена Коловская и Татьяна Быковская), Урбанистическом формализме (куратор Евгения Кикодзе) и Арт-местечке Шаргород (кураторы Николай Палажченко и Александр Погорельский) видеодокументация оказалась самым доступным способом репрезентации в ГЦСИ.
В номинации Произведение визуального искусства наиболее выигрышно смотрелся видеоопус – и вправду роскошная инсталляция группы Синий суп Эшелон с дигитальной анимацией почти голливудского качества. В представленных в той же категории выставках Вадима Захарова, прошедших в прошлом году в Третьяковке и галерее Stella Art, опять-таки нашли элементы подходящего формата – а именно показанный в Стелле проект Уроки в будуаре : видеозаписи лекций, прочитанных ведущими отечественными интеллектуалами (Иосифом Бакштейном, Виктором Мизиано, Екатериной Деготь и другими) в интимной обстановке слушателям-моделям. Еще один номинант – Владислав Мамышев-Монро – выдвинут за фильм Волга-Волга : ремикс картины Александрова, где лицо Любови Орловой заклеено физиономией господина Монро. А вот еще одному номинанту, Виктору Пивоварову, попасть в формат не удалось. На его выставке Едоки лимонов не было никаких новых медиа – только живопись и графика. Так что в ГЦСИ презентация его проекта выглядит очень скромно: маленький монитор со слайд-шоу и одна-единственная живая работа, хоть и написанная от руки, но снабженная хотя бы лампочкой: внутри картины открывается дверь, за которой горит настоящий свет.
В появившихся в этом году номинациях Лучший региональный проект и Новая генерация доминирует все тот же носитель. В регионах отметили целых два видеофестиваля – волгоградскую Видеологию и екатеринбургский OutVideo, а также новгородскую телепрограмму Арсенал современного искусства , калининградский Трансроссийский проект 9000 км и петербургский интерактивный художественно-образовательный проект Прогулки за искусством , представленный в виде исключения фотографиями – своего рода городскими найденными объектами , приписанными различным классикам современного искусства: китчевый амурчик – Джеффу Кунсу, ржавая рухлядь на колесиках – Жану Тенгли. В Новой генерации особо эффектно смотрятся произведения все того же жанра: громадная, на два экрана видеоинсталляция самарского автора Вадима Логутова Ожидание – замершая в ожидании неизвестно чего толпа, состоящая, если присмотреться, из повторяющихся групп, и видеофильм Фуга новгородской группы Провмыза – гламурная публика классического концерта, на которую вместо музыки обрушивается настоящий ураган.
В открывшемся два года назад новом здании ГЦСИ – первом, как говорят в Центре современного искусства, в Москве выставочном помещении, построенном специально под современное искусство, - выигрышнее всего смотрятся и вправду видеовыставки. Инновация в этом смысле выглядит образцово-показательным примером экспозиции актуального искусства. Молодежь не проигрывает классикам, а столичные проекты – региональным. Только вот столь безоговорочное предпочтение видеоарта вызывает смутное подозрение: а вдруг ценят это искусство и за то, что его так легко просто выключить?
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() Выставка картин Олега Прокофьева «Возвращение»Государственная Третьяковская галерея 11 июня - 8 августа 2010 года Олег Прокофьев (1928-1998) - уникальный художник. В 1950-60-х годах он о... |
![]() ВЫСТАВКИ 16 – 22 июня16 – 17 июня LeShow-2006. Великолепный спектакль кожи и меха, фейерверк роскоши и блеска позволит, не дожидаясь сезона холодов, увидеть новые... |
![]() Манеж (Санкт-Петербург)Здание построено годы правления Александра Первого, в 1804—1807 годах. Манеж относится к ряду последних творений архитектора Джакомо Кваренги. Здани... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал![]() Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат... |
Украинская неделя искусств![]() МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ... |
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –![]() Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme![]() На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ![]() Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
ИННОВАЦИЯ![]() В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре... |
Премию Инновация присудили арт-группе Война![]() Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ... |
Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о![]() В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област... |