• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Биеннале на фоне кризиса

Биеналле - Московская биеннале

биеннале на фоне кризиса

Легендарный куратор Жан-Юбер Мартен, в прошлом директор парижского Помпиду, привез для своего московского проекта около 80 художников со всего мира. Причем действительно со всего: Мартен известен тем, что в отличие от других западных кураторов он признает немодернистское искусство развивающихся стран и племен современным. И располагает работы азиатов, африканцев, аборигенов в одних залах с работами европейцев (его самая известная выставка в таком стиле — Les Magiciens de la terre — «Маги Земли», 1989 г.). Однако большинство азиатских художников уже вовлечено в западную арт-систему музеев и галерей. Более того, многих современных художников из Индии и Китая куратор относит к категории модернистов — в отличие от по большей части религиозного искусства народов Африки, Австралии и Океании.

Мартен представляет в Москве более десятка художников из Азии, причем, по его словам, совсем не обязательно самых супердорогих и раскрученных, хотя и такие имеют право на существование. В «Гараже» среди прочих выставляется прославленная художественная пара из Китая Сан Юан и Пенг Ю, чья подвижная инсталляция с инвалидами-диктаторами, целый год катавшимися в инвалидных колясках по нижнему уровню новой галереи Саачи, прогремела в Лондоне в минувшем сезоне. Безусловно, этих авторов не назовешь малоизвестными, равно как и их работу не отнесешь к категории недорогих. В прочем, ее стоимость Мартена совершенно не заботит: «Эта инсталляция, во-первых, технически сложная, а во-вторых — это явно не коммерческое искусство. Я не знаю, что сколько стоит, вернее, меня это не беспокоит. Я не занимаюсь продажами. Я просто ищу интересные работы. Избегая коммерчески ориентированных художников вроде Дамиана Хёрста и Джеффа Кунса. Многие из сегодняшних коммерческих художников были талантливыми, когда начинали, но перегнули палку в игре с рынком».

Но вернемся к китайско-индийскому феномену в современном искусстве. Предкризисный пузырь цен отметили все и теперь с интересом наблюдают за динамикой его поведения. Цены уже скакнули вниз, но тем не менее Мартен не считает, что приснопамятный пузырь лопнул: «Пока я не вижу заметного действия очистительной силы кризиса. Искусство до сих пор продается за огромные деньги — практически как и раньше». К коммерческой составляющей искусства этот куратор вообще относится с недоверием. Еще 20 лет назад, занимаясь подготовкой своей нашумевшей выставки «Маги земли», он опасался, что художники из глубинки, которых он привозил в Париж, выберут коммерческий путь и начнут продавать много и большими тиражами. И погибнут как художники. Этого не случилось: для того чтобы работать с западными галереями, нужно непрерывно и регулярно поставлять новые работы. После завершения выставки «маги» большей частью разъехались по домам, а галеристы быстро устали ловить их по далеким деревням и островам. Такие художники далеки от идеи рисовать на продажу. Хотя кто-то из них, конечно, стал коммерчески успешным.
Произведения художников, которые Мартен выискивает в экзотических странах и привозит в Европу, зачастую не соответствуют европейским модернистским критериям; другие кураторы на такое даже не смотрят. Вообще, глядя на то, как работает Мартен, понимаешь, что искусство слабо поддается описанию при помощи теоретических моделей — Мартен отступает от всех теорий. При выборе он использует обычную для куратора комбинацию критериев (визуальный и концептуальный), отличие его подхода заключается в том, что он применяет эти критерии к работам из любой страны в мире, включая религиозные произведения и художества аборигенов Австралии. Тогда как многие кураторы вообще не считают современным сегодняшнее искусство народов с племенным строем. Мартен смотри шире: «Многие считают, что искусство племен, живущих в отдаленных уголках мира, не меняется свое временем, что в кроре не верно. Когда европейцы открыли для себя примитивизм, они относились к создателям такой живописи свысока. Европейцы вообще ставили себя выше других, полагая, что они очень высокоразвитая цивилизация с историей. Да, у племен нет написанной истории, но что не значит, что ее нет вообще. Просто европейцы почему-то ее на замечали. И считают, что, раз нет истории в письменном виде, то и творчество веками не менялось. Искусство, которое бы не эволюционировало, — это что-то из области фантастики. И у папуасских, и у африканских народов творческий процесс не останавливается, это не застывшая традиция». Путешествуя по глубинкам, Мартен выискивает достойные образцы местного современного искусства – пусть оно и не прошло модернистского периода, как западное. Да, они выпали из западной истории искусства XX века. Тем не менее далеко не все в этих странах занимаются копированием туристических поделок на продажу.

Часто искусство аборигенов претерпевает изменения в результате контактов с Западом. И не обязательно именно с Западом, а просто благодаря столкновению традиционного и нового. Это характерно и для искусства из вполне развитых стран Азии. Так, например, на выставке «Алтари: искусство опускаться на колени», которую Мартен провел в 2001 году в дюссельдорфском Кунстпаласе, одним из самых выдающихся произведений признали инсталляцию — традиционный алтарь, сооруженный из современного автомобиля.

Другой прмер симбиоза Востока и Запада — представленные Мартеном на Московской биеннале афганские «военные» ковры. Во время войны в Афганистане у женщин-ткачих произошел творческий всплеск, и, вместо того чтобы ткать традиционные орнаменты. Они принялись изображать танки, калашниковы и прочее оружие. Правда, эти неканоничные ковры сохранили традиционную цветовую гамму — она складывалась из доступных красителей.
«Однажды в интервью я заявил, что я — антиглобалист. Я хотел привлечь внимание к искусству стран за пределами НАТО. Конечно, я не совсем антиглобалист. Я против западной гегемонии в области культуры. Мне нравится, когда традиции малых народов сохраняются, когда люди дорожат своей уникальной культурой. Конечно, это не должно превращаться в оборону на государственном уровне — в таком случае получится изоляция». Мартен — за свободу передвижения культурных ценностей и, можно сказать на самом деле он за глобализацию: «Но только если в мире периода глобализации у каждой культуры равные права, и каждый имеет право высказываться. Такая глобализация в искусстве – это не унифицированное искусство, одинаковое везде. Это разное искусство с разными независимыми точками зрения, собранными в одном зале».

В любом случае искусство из любой другой страны — продукт чужой культуры, и многие считают: для того чтобы его понять, в этой культуре нужно разбираться. У Мартена другой подход: «Я не пытаюсь глубоко вникнуть в культуру каждой страны, где я ищу работы для выставок. Мне тогда пришлось бы сильно углубиться в несколько сотен культур — что невозможно. Я изучаю искусство из других стран с точки зрения своей культуры — европейской, французской. Сужу с позиции европейца. Хотя по сравнению с другими европейскими кураторами мои глаза широко открыты».

Как понять искусство из далеких стран, не зная ситуации в этих местах? «Во-первых, для того чтобы интерпретировать работы, не обязательно знать что-то особенное. А во-вторых, я считаю, что люди знают о других странах куда больше, чем принять думать. Благодаря телевидению у современного человека есть некоторое представление обо всем на свете. А как-то особенно глубоко историю стран, искусство из которых вы смотрите, знать и не надо. Я сам особенно ничего не знаю, например, о тех племенах в Африке и Океании, откуда я беру картины. Я не могу сказать, что разбираюсь в из ритуалах, а это основа их творчества. Достаточно применять свой аналитический аппарат, чтобы анализировать и сравнивать их работы. Не нужно бояться собственного мнения. Мы всегда интерпретируем картины, которые видим; порой — не так, как задумывал автор (из-за разного культурного бэкграунда). Но это совсем не плохо, это часть игры! Поэтому я оставляю право интерпретировать зрителю. Правильной или неправильной интерпретации не существует, просто некоторые интерпретации более аккуратны в вопросе обращения с культурой, из которой произошла работа». Название основного проекта Московской биеннале. Который курируется Мартеном, — «Против исключения», что в данном случае означает «все можно, ничто не исключено». Поэтому в основной программе биеннале есть и религиозные, и культовые работы; и азиатские, и европейские, и дюжина художников из России. Мартен предпочитает не мучить художников концепциями, а разрешать им все, кроме расизма. Получившаяся смесь, как надеется куратор, окажется интересной российскому зрителю в том числе и потому, что многих художников в Москву еще никогда не привозили.

Сильные кураторские концепции не биеннале тоже будут — им отведено более 40 спецпроектов и около 603 пунктов параллельной программы, начиная от интерактивной уличной инсталляции авторских кроватей «Спальный район» и выставки вышивки по мотивам русских народных частушек «Шито-крыто» в Московском литературном музее и заканчивая такими ожидаемыми выставками, как «Верю-2» Олега Кулика в ЦУМе и «Русское Бедное» Гельмана «Красном Октябре».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Сай Твомбли – Ощущения момента. Музей Современного иску

Впервые в Австрии музей Современного искусства представит ретроспективу работ Сайя Твомбли. 4 июня - 11октября 2009 года Твомбли – один из на...

News image

БАШЕННЫЙ ХРАМ 12–18 мая

Среди серии майских выставок в Музее архитектуры особого внимания заслуживает «Вавилонская башня коммунизма» – наглядная история сталинских высото...

News image

Зональная выставка произведений ленинградских художнико

«Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года», открытая в Центральном выставочном зале «Манеж» с 10 сентября по 9 ноября 1980...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н

News image

Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ...

Премия современное искусство

News image

В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусств...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Арт-персоны:

Александр Шабуров: Мы – не гастарбайтеры

News image

Популярная арт-антропология Зачем художники стремятся в столицы? В юные годы мне довелось не единожды переосмыслять, что т...

Роберт Уилсон: Тайна всегда на поверхности

News image

Монологи молчания В октябре фонд Екатерина примет русскую версию Портретов Voom Роберта Уилсона – это будет первый показ ...

Чаевые для художника

News image

Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как...

Арт-Ярмарка:

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Арт-Критика:

Диктат открытого пространства

News image

Финалисты конкурса Европейская мастерская выставились в ЦДХ В Центральном доме художника проходит выставка Европейская м...

Звездная карта

News image

Самые интересные события параллельной программы Венецианской биеннале Венецианская биеннале современного искусства, раз в д...

Коллекция с концепцией

News image

В ГЦСИ стартовал ежегодный III Международный фестиваль коллекций современного искусства Тема нового смотра – коллекция...