• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Биеннале на фоне кризиса

Биеналле - Московская биеннале

биеннале на фоне кризиса

Легендарный куратор Жан-Юбер Мартен, в прошлом директор парижского Помпиду, привез для своего московского проекта около 80 художников со всего мира. Причем действительно со всего: Мартен известен тем, что в отличие от других западных кураторов он признает немодернистское искусство развивающихся стран и племен современным. И располагает работы азиатов, африканцев, аборигенов в одних залах с работами европейцев (его самая известная выставка в таком стиле — Les Magiciens de la terre — «Маги Земли», 1989 г.). Однако большинство азиатских художников уже вовлечено в западную арт-систему музеев и галерей. Более того, многих современных художников из Индии и Китая куратор относит к категории модернистов — в отличие от по большей части религиозного искусства народов Африки, Австралии и Океании.

Мартен представляет в Москве более десятка художников из Азии, причем, по его словам, совсем не обязательно самых супердорогих и раскрученных, хотя и такие имеют право на существование. В «Гараже» среди прочих выставляется прославленная художественная пара из Китая Сан Юан и Пенг Ю, чья подвижная инсталляция с инвалидами-диктаторами, целый год катавшимися в инвалидных колясках по нижнему уровню новой галереи Саачи, прогремела в Лондоне в минувшем сезоне. Безусловно, этих авторов не назовешь малоизвестными, равно как и их работу не отнесешь к категории недорогих. В прочем, ее стоимость Мартена совершенно не заботит: «Эта инсталляция, во-первых, технически сложная, а во-вторых — это явно не коммерческое искусство. Я не знаю, что сколько стоит, вернее, меня это не беспокоит. Я не занимаюсь продажами. Я просто ищу интересные работы. Избегая коммерчески ориентированных художников вроде Дамиана Хёрста и Джеффа Кунса. Многие из сегодняшних коммерческих художников были талантливыми, когда начинали, но перегнули палку в игре с рынком».

Но вернемся к китайско-индийскому феномену в современном искусстве. Предкризисный пузырь цен отметили все и теперь с интересом наблюдают за динамикой его поведения. Цены уже скакнули вниз, но тем не менее Мартен не считает, что приснопамятный пузырь лопнул: «Пока я не вижу заметного действия очистительной силы кризиса. Искусство до сих пор продается за огромные деньги — практически как и раньше». К коммерческой составляющей искусства этот куратор вообще относится с недоверием. Еще 20 лет назад, занимаясь подготовкой своей нашумевшей выставки «Маги земли», он опасался, что художники из глубинки, которых он привозил в Париж, выберут коммерческий путь и начнут продавать много и большими тиражами. И погибнут как художники. Этого не случилось: для того чтобы работать с западными галереями, нужно непрерывно и регулярно поставлять новые работы. После завершения выставки «маги» большей частью разъехались по домам, а галеристы быстро устали ловить их по далеким деревням и островам. Такие художники далеки от идеи рисовать на продажу. Хотя кто-то из них, конечно, стал коммерчески успешным.
Произведения художников, которые Мартен выискивает в экзотических странах и привозит в Европу, зачастую не соответствуют европейским модернистским критериям; другие кураторы на такое даже не смотрят. Вообще, глядя на то, как работает Мартен, понимаешь, что искусство слабо поддается описанию при помощи теоретических моделей — Мартен отступает от всех теорий. При выборе он использует обычную для куратора комбинацию критериев (визуальный и концептуальный), отличие его подхода заключается в том, что он применяет эти критерии к работам из любой страны в мире, включая религиозные произведения и художества аборигенов Австралии. Тогда как многие кураторы вообще не считают современным сегодняшнее искусство народов с племенным строем. Мартен смотри шире: «Многие считают, что искусство племен, живущих в отдаленных уголках мира, не меняется свое временем, что в кроре не верно. Когда европейцы открыли для себя примитивизм, они относились к создателям такой живописи свысока. Европейцы вообще ставили себя выше других, полагая, что они очень высокоразвитая цивилизация с историей. Да, у племен нет написанной истории, но что не значит, что ее нет вообще. Просто европейцы почему-то ее на замечали. И считают, что, раз нет истории в письменном виде, то и творчество веками не менялось. Искусство, которое бы не эволюционировало, — это что-то из области фантастики. И у папуасских, и у африканских народов творческий процесс не останавливается, это не застывшая традиция». Путешествуя по глубинкам, Мартен выискивает достойные образцы местного современного искусства – пусть оно и не прошло модернистского периода, как западное. Да, они выпали из западной истории искусства XX века. Тем не менее далеко не все в этих странах занимаются копированием туристических поделок на продажу.

Часто искусство аборигенов претерпевает изменения в результате контактов с Западом. И не обязательно именно с Западом, а просто благодаря столкновению традиционного и нового. Это характерно и для искусства из вполне развитых стран Азии. Так, например, на выставке «Алтари: искусство опускаться на колени», которую Мартен провел в 2001 году в дюссельдорфском Кунстпаласе, одним из самых выдающихся произведений признали инсталляцию — традиционный алтарь, сооруженный из современного автомобиля.

Другой прмер симбиоза Востока и Запада — представленные Мартеном на Московской биеннале афганские «военные» ковры. Во время войны в Афганистане у женщин-ткачих произошел творческий всплеск, и, вместо того чтобы ткать традиционные орнаменты. Они принялись изображать танки, калашниковы и прочее оружие. Правда, эти неканоничные ковры сохранили традиционную цветовую гамму — она складывалась из доступных красителей.
«Однажды в интервью я заявил, что я — антиглобалист. Я хотел привлечь внимание к искусству стран за пределами НАТО. Конечно, я не совсем антиглобалист. Я против западной гегемонии в области культуры. Мне нравится, когда традиции малых народов сохраняются, когда люди дорожат своей уникальной культурой. Конечно, это не должно превращаться в оборону на государственном уровне — в таком случае получится изоляция». Мартен — за свободу передвижения культурных ценностей и, можно сказать на самом деле он за глобализацию: «Но только если в мире периода глобализации у каждой культуры равные права, и каждый имеет право высказываться. Такая глобализация в искусстве – это не унифицированное искусство, одинаковое везде. Это разное искусство с разными независимыми точками зрения, собранными в одном зале».

В любом случае искусство из любой другой страны — продукт чужой культуры, и многие считают: для того чтобы его понять, в этой культуре нужно разбираться. У Мартена другой подход: «Я не пытаюсь глубоко вникнуть в культуру каждой страны, где я ищу работы для выставок. Мне тогда пришлось бы сильно углубиться в несколько сотен культур — что невозможно. Я изучаю искусство из других стран с точки зрения своей культуры — европейской, французской. Сужу с позиции европейца. Хотя по сравнению с другими европейскими кураторами мои глаза широко открыты».

Как понять искусство из далеких стран, не зная ситуации в этих местах? «Во-первых, для того чтобы интерпретировать работы, не обязательно знать что-то особенное. А во-вторых, я считаю, что люди знают о других странах куда больше, чем принять думать. Благодаря телевидению у современного человека есть некоторое представление обо всем на свете. А как-то особенно глубоко историю стран, искусство из которых вы смотрите, знать и не надо. Я сам особенно ничего не знаю, например, о тех племенах в Африке и Океании, откуда я беру картины. Я не могу сказать, что разбираюсь в из ритуалах, а это основа их творчества. Достаточно применять свой аналитический аппарат, чтобы анализировать и сравнивать их работы. Не нужно бояться собственного мнения. Мы всегда интерпретируем картины, которые видим; порой — не так, как задумывал автор (из-за разного культурного бэкграунда). Но это совсем не плохо, это часть игры! Поэтому я оставляю право интерпретировать зрителю. Правильной или неправильной интерпретации не существует, просто некоторые интерпретации более аккуратны в вопросе обращения с культурой, из которой произошла работа». Название основного проекта Московской биеннале. Который курируется Мартеном, — «Против исключения», что в данном случае означает «все можно, ничто не исключено». Поэтому в основной программе биеннале есть и религиозные, и культовые работы; и азиатские, и европейские, и дюжина художников из России. Мартен предпочитает не мучить художников концепциями, а разрешать им все, кроме расизма. Получившаяся смесь, как надеется куратор, окажется интересной российскому зрителю в том числе и потому, что многих художников в Москву еще никогда не привозили.

Сильные кураторские концепции не биеннале тоже будут — им отведено более 40 спецпроектов и около 603 пунктов параллельной программы, начиная от интерактивной уличной инсталляции авторских кроватей «Спальный район» и выставки вышивки по мотивам русских народных частушек «Шито-крыто» в Московском литературном музее и заканчивая такими ожидаемыми выставками, как «Верю-2» Олега Кулика в ЦУМе и «Русское Бедное» Гельмана «Красном Октябре».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова в спецпроекте «Снежн

16 декабря 2009 - 1 августа 2010 С 16 декабря 2009 года и до 1 августа 2010 года в Третьяковской галерее будет представлен проект, который раскры...

News image

Выставка греческого христианского искусства (Государств

14 июля – 5 сентября 2010 года 13 июля состоялось официальное открытие выставки икон поствизантийского периода из коллекции Велимезиса (музей Бен...

News image

Наш современник. Вторая выставка ленинградских художник

Вторая выставка произведений ленинградских художников «Наш современник», открытая осенью 1972 года в Ленинграде в залах Государственного Русского му...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Победители Инновации

News image

GiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF

Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе

News image

29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу...

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Арт-персоны:

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Роджер Бюргель, арт-директор Documenta XII: Могу вам с

News image

Роджер Бюргель: Documenta XII – это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции,...

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний

News image

Один из лидеров молодого искусства Киева, группы Р.Э.П. ( Революционное экспериментальное пространство ), Никита КАДАН рассказ...

Арт-Ярмарка:

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Арт-Критика:

Захватить Галактику

News image

Завершился  Московский фестиваль вольных издателей Успех фестиваля boo. буквы, звуки, цацки удивил и организаторов, и...

Беспочвенный лэнд-арт

News image

В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся фестиваль ландшафтных объектов Архстояние - 2009. Лето . Единственны...

Культурно-политический комплекс

News image

В ЦДХ присмотрелись к 20-летней дате падения Берлинской стены Европейская мастерская: творчество в общем культурном простр...