Реклама*
Кинофестиваль в Выборге прошел под девизом Российское кино – прогноз на завтра
Представленные в выборгском конкурсе картины должны выйти в прокат осенью и в начале зимы. Или надеются на это. У российского кино вообще туго с прокатом – если это не проект, раскрученный Первым телеканалом, кинотеатры берут его неохотно и часто в нагрузку: не получите очередной Ледниковый период , если не возьмете Каникулы строгого режима . Впрочем, это ни в коей мере не распространяется на главного призера Выборгского фестиваля – фильм Андрея Хржановского Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину , сделанный об Иосифе Бродском.
Председатель нынешнего жюри Алексей Герман-младший восприимчив к культурным ценностям и мифам советской эпохи как никто из молодых режиссеров. Трудно представить, что фильм о Бродском мог бы пройти мимо него.
Фильм сделан с применением всех видов кино – игрового, документального и анимационного – и отчасти повторяет первое посвящение режиссера поэту – полнометражную анимационную ленту Полтора кота . Андрей Хржановский известен как режиссер анимационного кино (производство ленты осуществлено в школе-студии анимационного кино Шар ), поэтому неудивительно, что рисованные эпизоды – самая сильная часть фильма. Они сделаны в фирменной манере Хржановского: ожившие рисунки великих людей, иллюстрирующие их дневниковые записи, факты биографии и фантазии аниматора на тему их возможного развития. В этой манере сделаны более ранние фильмы Хржановского о художнике Соостере и Александре Сергеевиче Пушкине. Игровые и документальные эпизоды менее удачны и скорее идут вразрез с поэтическим настроением анимации и ощущением подлинности происходящего.
Вообще, фильм Хржановского обнаруживает две тенденции, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, помощь хорошего литературного текста, звучащего за кадром. К использованию литературной классики наше кино, отчаявшееся сделать полноценный аудиовизуальный продукт и соединить полноценную картинку с полноценным сценарием и диалогом, по-видимому, будет обращаться все более активно, создавая такого рода гибриды. Сейчас в этой манере сделаны Дама с собачкой с великолепным закадровым чтением Сергея Дрейдена и Палата N6 Карена Шахназарова, которую тоже вполне можно слушать. Во-вторых, беспомощность культурных клише, когда с их помощью пытаются бороться против бездуховности. Соединение в одном кадре музыки Баха и вида Сикстинской капеллы, может, и работало в фильмах Тарковского, но сейчас выглядит как еще большая пошлость по сравнению с той, которую пытается устыдить.
Один из возможных выходов показывает фильм Григория Константинопольского Кошечка (приз Гильдии киноведов и критиков, приз имени Саввы Кулиша и приз за лучшую мужскую роль), собравший многие клише, которые сегодня используются в кино, и показавший их со всей возможной иронией. По форме фильм – это спектакль одного актера (пять новелл – пять актеров) с финальным выходом на сцену. Длинные статичные планы (в исполнении пяти лучших российских операторов), непрерывный монолог в кадр, отсутствие связанной драматургии, откровенно бульварные сюжеты и формально объединяющая их фигура автора, лобающего свою бульварщину в башне из слоновой кости – символе чистого искусства . Если взять большинство фильмов нынешнего кинофестиваля, который, как и каждый российский кинофестиваль, отражает происходящее в нашем кино, добрая половина из них будет похожа на новеллы Кошечки . Закрытие фестиваля не обошлось без символической передачи награды. Приз за лучшую мужскую роль достался Михаилу Ефремову, сыгравшему в Кошечке , увы, женскую роль. Григорий Константинопольский передал приз другому фильму, в котором тоже сыграл Ефремов, – дебюту Ильи Демичева Какраки о чиновнике-взяточнике с добрым сердцем.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Ольга Муравина «Малый московский парадиз»26 марта – 4 апреля 2010 26 марта в Центре современного искусства М’АРС открылась выставка «Малый московский парадиз», на которой представлены ск... |
Осенняя выставка произведений ленинградских художниковС октября по ноябрь 1958 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников проходила «Осенняя выставка ленинградских художников 19... |
Изобразительное искусство Ленинграда (выставка, 1976)Выставка «Изобразительное искусство Ленинграда», показанная в 1976 году в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», стала одним из крупнейших с... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – CommeНа несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( НационЭта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивномV Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Крупная творческая раздачаНа Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем... |
ИННОВАЦИЯВ 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре... |
Государственная премия Инновация . СправкаВ Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент... |