Реклама*
Роджер Бюргель: Documenta XII – это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции, а индивидуальный субъективный взгляд на предложенную тему
16 июня в городе Касселе (Германия) открывается проходящая раз в пять лет выставка современного искусства Documenta XII. На этот раз в качестве темы кураторами предложено три лейтмотива в форме вопросов, основной из которых звучит так: Современность – это наша античность? . В начале марта Роджер Бюргель посетил Москву с неофициальным визитом и ответил на вопросы Дмитрия Пиликина.
Немного истории
Еще не зная, что я буду арт-директором Documenta, я изучал историю ее создания и даже написал об этом книгу. Такой значимый и известный во всем мире форум современного искусства начинался весьма прозаически, как сопроводительное мероприятие к Федеральной садоводческой выставке. Представьте себе Германию в начале 1950-х годов. Страна выбирается из разрухи и залечивает моральные травмы. В 1955 году местом проведения ежегодной садоводческой выставки выбирается Кассель – небольшой старинный городок в центре Германии. И тут появляется профессор искусствоведения – Арнольд Боде (Arnold Bode), человек очень много сделавший для формирования послевоенного изобразительного искусства Германии и музеев Берлина, и предлагает сопроводить этот ботанический форум выставкой современного изобразительного искусства. Так и появилась Documenta, которая с тех пор проходит каждые 5 лет, и каждый раз под руководством нового избранного куратора, который и определяет ее тему. Для Documenta 12 мы предложили три лейтмотива в форме вопросов, основной из которых звучит провокационно: Современность – это наша античность? .
Опыт
Я родился в Берлине, но большую часть жизни прожил в Вене, где учился. Мне нравится этот город с его аурой исторического наследия, но мне так же повезло совпасть по времени с волной современного австрийского искусства – знаменитым Венским акционизмом . Я думаю, вы помните эти ритуализированные перформансы, похожие на кровавые жертвоприношения. После окончания университета я даже поработал два года секретарем у лидера Венского акционизма Германа Нитча (Hermann Nitsch). Конечно, с тех пор прошло двадцать лет, я изменился, объездил много стран, стал старше и мудрее, но главные вопросы все равно остались теми же. Сегодня я занимаюсь совсем другими проектами, но, как и прежде, меня интересует взаимосвязь между ежедневной жизнью и искусством, которое большинство из людей, к сожалению, считает чем-то музейным и отделенным от жизни.
Диалоги
В процессе работы над каждым арт-проектом мне очень важно, чтобы кто-то меня резко критиковал и предлагал другую точку зрения. В результате такого подхода ты становишься более гибким и многосторонним и получаешь возможность освободить себя от жесткой субъективности. Уже более десяти лет я сотрудничаю с Руфь Ноак (Ruth Noak) и она очень нравится мне как бескомпромиссный оппонент. Мы каждый раз жестоко спорим, но в этом споре и рождается истина.
Мода
Современное искусство оказалось частично вписано в индустрию развлечений и, как следствие, переживает те же волны модных течений и звездных имен . В мире формально утверждаемых демократических идеалов слишком большой акцент делается на геополитических моментах. Подобно тактике fashion design в арт-мире каждый год выбирается мода на регион: сначала Африка, потом Китай, затем Россия. Для Documenta XII мы выбрали совсем другой подход. Это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции, а индивидуальный субъективный взгляд на предложенную тему. Если хотите, сегодня мода – это сам человек. Плюс, надо учитывать, что все эти художественные высказывания будут перенесены в Германию – страну со своими сложившимися традициями. И если бы я делал проект с теми же художниками, скажем, в южноамериканском Сан-Паулу, он бы выглядел совсем по другому.
Россия
Мне было очень интересно посмотреть, что происходит в Москве сегодня, поскольку у меня есть собственный русский опыт. Еще шесть лет назад я получил приглашение от Константина Бохорова выступить куратором проекта Предмет и Энергия – лирический голос , который был показан в 2001 году в ЦДХ. Тогда мне хотелось понять насколько искусство с его тихим голосом способно влиять на политические процессы, происходящие в такой огромной и стремительно меняющейся стране, как Россия. В этот приезд я посетил новую арт-площадку Винзавод и смотрел выставку Верю , которую сделал Олег Кулик. Обычно до открытия Documenta, мы не анонсируем кто из художников будет на нее приглашен, но могу вам сказать, что русские художники на Documenta XII точно будут.
* * *
Роджер Бюргель (Roger M. Buergel) – арт-директор Documenta XII. Родился в 1962 году в Берлине. Окончил Венскую Академию Изящных Искусств (1987), затем Венский университет (экономика и философия). Преподавал историю кино в Венском Университете (1990-92). Защитил диссертацию по теме Послевоенное искусство в Университете Беркли, США (1999). С 2001 года читает лекции по теории искусства в Lüneburg University (Германия).Куратор выставок Things we don't understand , 2000 (Generali Foundation, Вена); Предмет и Энергия – лирический голос , 2001, ЦДХ, Москва; The Government (2003-05) Kunstraum der Universitat Luneburg, Museu d'Art Contemporani de Barcelona, Miami Art Central, Secession Vienna, Witte de With Rotterdam.
Выставки прошлого:
«Русские утопии» и «Футурология» в Центре современного5 марта – 24 мая 2010 5 марта в Центре современного искусства «Гараж» было открыто две выставки, которые проходят в рамках проекта «Россия-Франци... |
Выставка произведений ленинградских художников 1960 годВыставка произведений ленинградских художников 1960 года , открытая в залах Государственного Русского музея, стала одним из крупнейших событий года... |
Бульдозерная выставка«Бульдозерная выставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организов... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Программа V Фестиваля коллекций современного искусстваМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письмаОчень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |
Любовь и видеоАрт-достижения прошлого сезона собрали в единую экспозицию Премия Инновация , учрежденная Министерством культуры в прошлом году, претендуе... |
Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают нЛучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ... |