Реклама*
На Винзаводе вручили Инновацию
В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области современного визуального искусства Инновация . На цирковом представлении, в которое превратилось чествование современных художников, кураторов и критиков, побывала АННА Ъ-ТОЛСТОВА.
В отличие от кино, театра, музыки, литературы, архитектуры в области современного искусства (не путать с академиями Зураба Церетели, Ильи Глазунова и прочими) национальных премий всего две – Черный квадрат для художников и Инновация для художников и остальных участников процесса. Причем Инновация – единственная государственная премия в этой области. Видимо, сознавая высокую ответственность, учредители – Федеральное агентство по культуре и кинематографии (ФАКК) и Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) решили провести церемонию с каким-то кинематографическим размахом.
Забитый разряженной публикой зал, очаровательная Ингеборга Дапкунайте в роли ведущей, перед объявлением каждой номинации – видеоролики с презентациями на плазменных экранах, нервное вскрытие конвертов с именами победителей на сцене, цирковые интермедии и невероятно торжественное начало: над головами собравшихся парили воздушные гимнасты под авангардную музыку в исполнении ансамбля Opus Posth. Чистый Оскар , только алой дорожки не хватало!
Как бы наперекор этому пафосу первый из вручающих – молодая звезда театра и кино Евгений Цыганов, выйдя на сцену награждать победителя в номинации Новая генерация , честно признался, что все это актуальное искусство ему совершенно недоступно. Действительно, понять, почему премия в номинации для художников моложе 35 лет (100 тыс. руб.) досталась уже отпраздновавшей 35-летие радикальной перформансистке Елене Ковылиной, было трудно. Есть все же что-то советско-чиновничье в манере держать человека лет до сорока в молодежных секциях. Разумеется, заслуги Елены Ковылиной, уже около десяти лет активно выступающей на московской и международной арт-сцене с перформансами и видео, налицо, это признали и в Stella Art Foundation, наградив ее творческой поездкой на остров Сирос. Вот только на фоне остальных номинантов из поколения 20-летних, среди которых преобладали провинциалы, в том числе и прекрасный самарский видеоартист Владимир Логутов, победа столичной штучки казалась загадкой. Тем более что в начале церемонии директор ГЦСИ Михаил Миндлин с гордостью говорил о всероссийском охвате конкурса и 116 заявках из 27 регионов.
Впрочем, для них предназначалась следующая номинация – Региональный проект современного искусства . Здесь победителем (премия в размере 100 тыс. руб.) оказалась серия телепередач Светланы Демьяновой Арсенал современного искусства для нижегородского канала НТР, созданная при участии и посвященная проектам Нижегородского филиала ГЦСИ. В том, что образовательные передачи Нижегородского ГЦСИ, самого успешного пропагандиста современного искусства за пределами обеих столиц, обошли два очень важных для провинции фестиваля видеоарта – в Екатеринбурге и Волгограде – не было бы ничего странного, если бы в членах жюри не значилась директор означенного филиала (в составе экспертного совета и жюри сотрудники ГЦСИ вообще преобладают).
Такие же странности повторились и в двух основных номинациях. Лучшим кураторским проектом (приз 200 тыс. руб.) признали выставку Виктора Мизиано Искусство Центральной Азии. Актуальный архив (Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан) , сделанную для прошлой Венецианской биеннале. Это, конечно, очень правильное с точки зрения политкорректности решение, если не брать в расчет тот факт, что Виктор Мизиано входит в жюри конкурса. При таком раскладе у главных конкурентов знаменитого куратора – петербургского фестиваля Современное искусство в традиционном музее института Pro Arte и выставки Да будет видео! Антонио Джеузы, по-видимому, не было никаких шансов.
Когда же дело дошло до номинации Произведение визуального искусства , в зале послышались крики: Пивоваров! Имелся в виду проект Едоки лимонов классика московского концептуализма Виктора Пивоварова для Московского музея современного искусства. Однако победил московский концептуалист следующего поколения Вадим Захаров (за ретроспективу в Третьяковке и выставку в Stella Art Gallery), являющийся по совместительству членом экспертного совета конкурса Инновация . Получавший премию (250 тыс. руб.) художник пытался сгладить неловкость речью о том, что все номинанты (среди них были также Владислав Мамышев-Монро, группы Provmyza и Синий суп , чью видеоинсталляцию Эшелон в качестве утешительного приза приобрел Московский музей современного искусства) не менее достойны. А в зале все скандировали: Пивоваров!
Зато в номинации Теория, критика, искусствознание жюри почему-то изменило принципу поощрять своих . Прокатив вместе с тремя арт-критиками центральных газет Ирину Алпатову, составителя нового издания летописи отечественного андерграунда Другое искусство. Москва 1956-1988 , выпущенного при поддержке ГЦСИ, премию (150 тыс. руб.) присудили автору Поваренной книги медиаактивиста Олегу Кирееву. И хотя это первое в России исследование художественного активизма , да еще и вышедшее в опальном екатеринбургском издательстве Ультра. Культура , за Другое искусство было все же обидно. Утешительный приз Музея и общественного центра имени Сахарова, выданный Ирине Алпатовой, выглядел наградой нонконформизму как таковому.
Разве что вручение внеконкурсных – и вполне заслуженных – наград вопросов не вызвало. За творческий вклад в развитие современного искусства наградили пионеров отечественного акционизма группу Гнездо , а за поддержку современного искусства России – создателей фонда культуры Екатерина Владимира и Екатерину Семенихиных и директора по корпоративному развитию Фонда Соломона Гуггенхайма Николаса Ильина. Последний в своей речи намекнул, что одна крупная корпорация (по сведениям Ъ, имеются в виду Дойче банк и Фонд Гуггенхайма) вот-вот объявит о новой премии для русских современных художников. Остается надеяться, что хотя бы в ней члены жюри не будут совпадать с лауреатами.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Выставка произведений Михаила Ткаченко в музее «Духовны30 апреля - 30 мая 2010 года 30 апреля в музее «Духовные сокровища Украины» открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения знаменитого... |
Выставки в Москве, август11-13 августа Николай Мастеропуло. Живопись, графика, эмаль. Музей-усадьба «Архангельское», «Тушинская», 10.00–18 |
Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 годов31 марта 1994 года в Санкт-Петербурге в залах Санкт-Петербургского Союза художников открылась выставка «Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 ... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
Международная художественная ярмарка современного искусСовсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет... |
Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к... |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Куда бегут собаки и художникиВ ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ... |
Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ... |
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письмаОчень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |