Реклама*
На Винзаводе вручили Инновацию
В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области современного визуального искусства Инновация . На цирковом представлении, в которое превратилось чествование современных художников, кураторов и критиков, побывала АННА Ъ-ТОЛСТОВА.
В отличие от кино, театра, музыки, литературы, архитектуры в области современного искусства (не путать с академиями Зураба Церетели, Ильи Глазунова и прочими) национальных премий всего две – Черный квадрат для художников и Инновация для художников и остальных участников процесса. Причем Инновация – единственная государственная премия в этой области. Видимо, сознавая высокую ответственность, учредители – Федеральное агентство по культуре и кинематографии (ФАКК) и Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) решили провести церемонию с каким-то кинематографическим размахом.
Забитый разряженной публикой зал, очаровательная Ингеборга Дапкунайте в роли ведущей, перед объявлением каждой номинации – видеоролики с презентациями на плазменных экранах, нервное вскрытие конвертов с именами победителей на сцене, цирковые интермедии и невероятно торжественное начало: над головами собравшихся парили воздушные гимнасты под авангардную музыку в исполнении ансамбля Opus Posth. Чистый Оскар , только алой дорожки не хватало!
Как бы наперекор этому пафосу первый из вручающих – молодая звезда театра и кино Евгений Цыганов, выйдя на сцену награждать победителя в номинации Новая генерация , честно признался, что все это актуальное искусство ему совершенно недоступно. Действительно, понять, почему премия в номинации для художников моложе 35 лет (100 тыс. руб.) досталась уже отпраздновавшей 35-летие радикальной перформансистке Елене Ковылиной, было трудно. Есть все же что-то советско-чиновничье в манере держать человека лет до сорока в молодежных секциях. Разумеется, заслуги Елены Ковылиной, уже около десяти лет активно выступающей на московской и международной арт-сцене с перформансами и видео, налицо, это признали и в Stella Art Foundation, наградив ее творческой поездкой на остров Сирос. Вот только на фоне остальных номинантов из поколения 20-летних, среди которых преобладали провинциалы, в том числе и прекрасный самарский видеоартист Владимир Логутов, победа столичной штучки казалась загадкой. Тем более что в начале церемонии директор ГЦСИ Михаил Миндлин с гордостью говорил о всероссийском охвате конкурса и 116 заявках из 27 регионов.
Впрочем, для них предназначалась следующая номинация – Региональный проект современного искусства . Здесь победителем (премия в размере 100 тыс. руб.) оказалась серия телепередач Светланы Демьяновой Арсенал современного искусства для нижегородского канала НТР, созданная при участии и посвященная проектам Нижегородского филиала ГЦСИ. В том, что образовательные передачи Нижегородского ГЦСИ, самого успешного пропагандиста современного искусства за пределами обеих столиц, обошли два очень важных для провинции фестиваля видеоарта – в Екатеринбурге и Волгограде – не было бы ничего странного, если бы в членах жюри не значилась директор означенного филиала (в составе экспертного совета и жюри сотрудники ГЦСИ вообще преобладают).
Такие же странности повторились и в двух основных номинациях. Лучшим кураторским проектом (приз 200 тыс. руб.) признали выставку Виктора Мизиано Искусство Центральной Азии. Актуальный архив (Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан) , сделанную для прошлой Венецианской биеннале. Это, конечно, очень правильное с точки зрения политкорректности решение, если не брать в расчет тот факт, что Виктор Мизиано входит в жюри конкурса. При таком раскладе у главных конкурентов знаменитого куратора – петербургского фестиваля Современное искусство в традиционном музее института Pro Arte и выставки Да будет видео! Антонио Джеузы, по-видимому, не было никаких шансов.
Когда же дело дошло до номинации Произведение визуального искусства , в зале послышались крики: Пивоваров! Имелся в виду проект Едоки лимонов классика московского концептуализма Виктора Пивоварова для Московского музея современного искусства. Однако победил московский концептуалист следующего поколения Вадим Захаров (за ретроспективу в Третьяковке и выставку в Stella Art Gallery), являющийся по совместительству членом экспертного совета конкурса Инновация . Получавший премию (250 тыс. руб.) художник пытался сгладить неловкость речью о том, что все номинанты (среди них были также Владислав Мамышев-Монро, группы Provmyza и Синий суп , чью видеоинсталляцию Эшелон в качестве утешительного приза приобрел Московский музей современного искусства) не менее достойны. А в зале все скандировали: Пивоваров!
Зато в номинации Теория, критика, искусствознание жюри почему-то изменило принципу поощрять своих . Прокатив вместе с тремя арт-критиками центральных газет Ирину Алпатову, составителя нового издания летописи отечественного андерграунда Другое искусство. Москва 1956-1988 , выпущенного при поддержке ГЦСИ, премию (150 тыс. руб.) присудили автору Поваренной книги медиаактивиста Олегу Кирееву. И хотя это первое в России исследование художественного активизма , да еще и вышедшее в опальном екатеринбургском издательстве Ультра. Культура , за Другое искусство было все же обидно. Утешительный приз Музея и общественного центра имени Сахарова, выданный Ирине Алпатовой, выглядел наградой нонконформизму как таковому.
Разве что вручение внеконкурсных – и вполне заслуженных – наград вопросов не вызвало. За творческий вклад в развитие современного искусства наградили пионеров отечественного акционизма группу Гнездо , а за поддержку современного искусства России – создателей фонда культуры Екатерина Владимира и Екатерину Семенихиных и директора по корпоративному развитию Фонда Соломона Гуггенхайма Николаса Ильина. Последний в своей речи намекнул, что одна крупная корпорация (по сведениям Ъ, имеются в виду Дойче банк и Фонд Гуггенхайма) вот-вот объявит о новой премии для русских современных художников. Остается надеяться, что хотя бы в ней члены жюри не будут совпадать с лауреатами.
| Читайте: |
|---|
Выставки прошлого:
![]() Выйти из сумрака, чтобы вернуться30 июня – 6 июля Вольно или невольно искусство всегда трансформируется в повседневность. Великие симфонии становятся рингтонами мобильных телеф... |
![]() Туллио Ломбардо и венецианская скульптура ренессанса вСамые яркие акценты выставки – это барельеф, изображающий мужчину и женщину (ок. 1490/1495) и двойной портрет, вырезанный из мрамора «Бахус и Ариадн... |
![]() Осенняя выставка произведений ленинградских художниковОсенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года , открытая в залах Ленинградской организации Союза художников РСФСР, стала одним и... |
|
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном![]() V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –![]() 29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
Украинская неделя искусств![]() МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ... |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ![]() Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос... |
Куда бегут собаки и художники![]() В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ... |
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма![]() Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |






























































