• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Гараж на 80 персон

Арт-проекты - Арт-Критика

 гараж  на 80 персон




Объявлена программа 3-й Московской биеннале

На пресс-конференции в центре современной культуры Гараж объявили программу 3-й Московской биеннале современного искусства, которая пройдет с 24 сентября по 25 октября. Министерство культуры РФ выделило на нее 65 млн руб., остальное – средства спонсоров. На что они будут потрачены, выясняла АННА Ъ-ТОЛСТОВА.

Главной площадкой биеннале станет Гараж – там откроется основанная выставка Против исключения , автором которой является один из самых знаменитых кураторов мира Жан-Юбер Мартен. В разные годы он возглавлял Центр Помпиду, Кунстхалле Берна, парижский Музей искусства Африки и Океании, дюссельдорфский Kunst Palast, курировал ряд биеннале в Сан-Паулу, Лионе, Сиднее и Йоханнесбурге.

Против исключения – это своего рода кураторские кредо Жана-Юбера Мартена, всегда стремившегося расширить сформированные на Западе представления о том, что является искусством. Сделанные им на рубеже 1980-х и 1990-х выставки, в том числе легендарная Маги земли , открыли миру современное искусство Африки, Азии, Австралии. Вот и среди 80 художников, приглашенных участвовать в главной выставке Московской биеннале, будут не только западные звезды (Марина Абрамович, Вольфганг Тильманс, Аннет Мессаже, Эрвин Вурм, Тони Крэгг, Вим Дельвуа, Вик Мюнис, Уильям Кентридж), но и мастера из Индии, Китая, Африки, Австралии. Причем как хорошо известные (и уже живущие) на Западе вроде Аниша Капура, Кимсуджи или Йинки Шонибаре, так и те, кто, по словам куратора, работает вне музейно-галерейного контекста – внутри своих сообществ и традиций . Как сказал Жан-Юбер Мартен, произведения коренных австралийцев или африканцев, которые у западного зрителя проходят по разряду этнографии, зачастую несут в себе те же социально-политические смыслы, что и работы европейских и американских художников.

Исключением не стали и российские мастера. Их в каталоге основной выставки 12. Жан-Юбер Мартен, бывший в конце 1970-х одним из авторов без преувеличения эпохальной выставки Москва-Париж , еще в застойные времена успел познакомиться со многими неофициальными художниками СССР – результатом этого общения стала первая европейская ретроспектива Ильи Кабакова. Среди отечественных избранников Жана-Юбера Мартена преобладают концептуалисты и их наследники: Иван Чуйков, Юрий Альберт, Павел Пепперштейн, Александр Бродский, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Хаим Сокол, Дмитрий Цветков, АЕС+Ф . Будут и Синие носы – позор России , по определению бывшего министра культуры. Самым неожиданным в этом выборе стал покойный Александр Лобанов, глухонемой и душевнобольной ярославский художник, всю жизнь рисовавший парадные портреты вооруженных до зубов сограждан. Впрочем, искусство аутсайдеров прекрасно вписывается в концепцию Против исключений .

Помимо основной выставки на биеннале будет показано более 40 специальных проектов – выставки ведущих отечественных кураторов пройдут на Винзаводе , FАБRИКе , Красном Октябре , в ГЦСИ, Третьяковке, церетелиевских музеях современного искусства и других залах и галереях Москвы. За параллельную программу отвечает комиссар биеннале Иосиф Бакштейн. Он же составлял список специальных гостей биеннале: это Люк Тойманс, Энтони Гормли, Бертран Лавье, Мастерская ван Лисхаут , Михаил Гробман, Владимир Сычев, Владимир Тарасов и Ольга Чернышева. Кроме того, скандально известный художник Спенсер Туник, снимающий абстрактные композиции из тысяч обнаженных людей в публичных пространствах по всему свету, представит в Гараже свой проект Moscow Individuals : он уже успел сфотографировать десять голых добровольцев на улицах Москвы и познакомиться с московской милицией.

Куратор 3-й Московской биеннале современного искусства ЖАН-ЮБЕР МАРТЕН рассказал АННЕ Ъ-ТОЛСТОВОЙ, как он отбирал русских художников для основного проекта.

- Большинство русских художников я уже знал раньше – лично или по их работам. Это художники 40-50 лет, не молодежь, то, что называется в расцвете карьеры , хотя я ненавижу это определение. Я выбрал их, потому что, на мой взгляд, они действительно талантливы, но не признаны на Западе. Полагаю, что иностранцы, которые приедут на биеннале, дальше основной выставки не пойдут – поэтому мне было важно выставить этих художников здесь. Кое-какие русские имена совершенно неожиданны – например, Александр Лобанов, которого выставляли в Париже, но почти не знают в Москве. На то и тема выставки – Против исключений .

- Из так называемых молодых художников вы выбрали только Хаима Сокола. Почему?

- Готовя выставку, я посетил множество мастерских, и то, что я увидел у Хаима Сокола, меня поразило. Его творчество очень глубоко – он работает с прошлым, с исчезнувшими культурами и текстами, которые больше не прочесть.

- Почему в вашем мультикультурном проекте нет художников с Ближнего Востока? Ближний Восток представлен только афганскими коврами...

- Не люблю это слово представлять . Знаете, когда я делал первую выставку Ильи Кабакова в середине 1980-х, я встречался с чиновниками из вашего Министерства культуры. Вначале они говорили мне, что Кабаков вообще не художник, а потом – что он не может представлять все советское искусство. Так что я с подозрением отношусь к репрезентативным фигурам . Я ищу индивидуальности – на Ближнем Востоке я пока не нашел того, что меня бы заинтересовало. Моя выставка вовсе не о том, чтобы представить весь мир по географическому принципу.

- Русские художники, которых вы выбрали для выставки, в представлении большинства жителей России художниками вообще не являются. У этого консервативного большинства свои современные художники – Илья Глазунов, например. Должны ли мы учитывать вкусы большинства, коль скоро наша тема – Против исключения ?

- Ну, это вопрос стратегии. Знаете, у нас в Париже, когда только открывался Центр Помпиду, были такие же проблемы. Помню, была большая общественная дискуссия: надо ли включать в экспозицию картины Бернара Бюффе. Потому что для большинства французов он тогда был самым популярным современным художником – после Пабло Пикассо, конечно. И директор Центра Помпиду в конце концов решил, что не надо. Это вопрос институции. Если Третьяковская галерея решит, что надо выставлять картины Глазунова или скульптуру Церетели, чтобы привлечь публику, то я их пойму. Но у меня не было такой задачи. С точки зрения мирового современного искусства, эти художники не интересны – в их искусстве нет ничего нового.

- В России сейчас наблюдается стремительный рост националистических и расистских настроений. Как вы думаете, может ли ваш проект противостоять им?

- Я не верю, что одна выставка может оказать какое-то непосредственное воздействие на ситуацию. Однако я надеюсь, что ее состав и само ее название Против исключений поможет породить общественную дискуссию.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка «Натюрморт в живописи 1950—1990 годов. Ленингр

26 апреля 1997 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленингр...

News image

Выставка «Камень, ножницы, бумага» в Тбилиси, Баку и Ки

Тбилиси 4 февраля 2010 - 12 февраля 2010 Баку 20 февраля 2010 - 28 февраля 2010 Киев 12 марта 2010 - 24 марта 2010 20 февраля в Академии из...

News image

Выставка картин Александра Шевченко в Государственной Т

24 марта – 16 мая 2010 года 24 марта в Государственной Третьяковской галерее откроется выставка произведений Александра Шевченко, художника, кото...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе

News image

29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу...

Арт-персоны:

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Арт-Ярмарка:

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Арт-Критика:

Гараж на 80 персон

News image

Объявлена программа 3-й Московской биеннале На пресс-конференции в центре современной культуры Гараж объявили програм...

Исключив кураторский диктат

News image

Представлена программа Третьей Московской биеннале современного искусства В минувший понедельник в центре современной к...

Переходный период

News image

В ЦСИ М'АРС открылась выставка Transfer Выставка Transfer , открывшаяся в московском центре современного искусства М...