• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Гараж на 80 персон

Арт-проекты - Арт-Критика

 гараж  на 80 персон




Объявлена программа 3-й Московской биеннале

На пресс-конференции в центре современной культуры Гараж объявили программу 3-й Московской биеннале современного искусства, которая пройдет с 24 сентября по 25 октября. Министерство культуры РФ выделило на нее 65 млн руб., остальное – средства спонсоров. На что они будут потрачены, выясняла АННА Ъ-ТОЛСТОВА.

Главной площадкой биеннале станет Гараж – там откроется основанная выставка Против исключения , автором которой является один из самых знаменитых кураторов мира Жан-Юбер Мартен. В разные годы он возглавлял Центр Помпиду, Кунстхалле Берна, парижский Музей искусства Африки и Океании, дюссельдорфский Kunst Palast, курировал ряд биеннале в Сан-Паулу, Лионе, Сиднее и Йоханнесбурге.

Против исключения – это своего рода кураторские кредо Жана-Юбера Мартена, всегда стремившегося расширить сформированные на Западе представления о том, что является искусством. Сделанные им на рубеже 1980-х и 1990-х выставки, в том числе легендарная Маги земли , открыли миру современное искусство Африки, Азии, Австралии. Вот и среди 80 художников, приглашенных участвовать в главной выставке Московской биеннале, будут не только западные звезды (Марина Абрамович, Вольфганг Тильманс, Аннет Мессаже, Эрвин Вурм, Тони Крэгг, Вим Дельвуа, Вик Мюнис, Уильям Кентридж), но и мастера из Индии, Китая, Африки, Австралии. Причем как хорошо известные (и уже живущие) на Западе вроде Аниша Капура, Кимсуджи или Йинки Шонибаре, так и те, кто, по словам куратора, работает вне музейно-галерейного контекста – внутри своих сообществ и традиций . Как сказал Жан-Юбер Мартен, произведения коренных австралийцев или африканцев, которые у западного зрителя проходят по разряду этнографии, зачастую несут в себе те же социально-политические смыслы, что и работы европейских и американских художников.

Исключением не стали и российские мастера. Их в каталоге основной выставки 12. Жан-Юбер Мартен, бывший в конце 1970-х одним из авторов без преувеличения эпохальной выставки Москва-Париж , еще в застойные времена успел познакомиться со многими неофициальными художниками СССР – результатом этого общения стала первая европейская ретроспектива Ильи Кабакова. Среди отечественных избранников Жана-Юбера Мартена преобладают концептуалисты и их наследники: Иван Чуйков, Юрий Альберт, Павел Пепперштейн, Александр Бродский, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Хаим Сокол, Дмитрий Цветков, АЕС+Ф . Будут и Синие носы – позор России , по определению бывшего министра культуры. Самым неожиданным в этом выборе стал покойный Александр Лобанов, глухонемой и душевнобольной ярославский художник, всю жизнь рисовавший парадные портреты вооруженных до зубов сограждан. Впрочем, искусство аутсайдеров прекрасно вписывается в концепцию Против исключений .

Помимо основной выставки на биеннале будет показано более 40 специальных проектов – выставки ведущих отечественных кураторов пройдут на Винзаводе , FАБRИКе , Красном Октябре , в ГЦСИ, Третьяковке, церетелиевских музеях современного искусства и других залах и галереях Москвы. За параллельную программу отвечает комиссар биеннале Иосиф Бакштейн. Он же составлял список специальных гостей биеннале: это Люк Тойманс, Энтони Гормли, Бертран Лавье, Мастерская ван Лисхаут , Михаил Гробман, Владимир Сычев, Владимир Тарасов и Ольга Чернышева. Кроме того, скандально известный художник Спенсер Туник, снимающий абстрактные композиции из тысяч обнаженных людей в публичных пространствах по всему свету, представит в Гараже свой проект Moscow Individuals : он уже успел сфотографировать десять голых добровольцев на улицах Москвы и познакомиться с московской милицией.

Куратор 3-й Московской биеннале современного искусства ЖАН-ЮБЕР МАРТЕН рассказал АННЕ Ъ-ТОЛСТОВОЙ, как он отбирал русских художников для основного проекта.

- Большинство русских художников я уже знал раньше – лично или по их работам. Это художники 40-50 лет, не молодежь, то, что называется в расцвете карьеры , хотя я ненавижу это определение. Я выбрал их, потому что, на мой взгляд, они действительно талантливы, но не признаны на Западе. Полагаю, что иностранцы, которые приедут на биеннале, дальше основной выставки не пойдут – поэтому мне было важно выставить этих художников здесь. Кое-какие русские имена совершенно неожиданны – например, Александр Лобанов, которого выставляли в Париже, но почти не знают в Москве. На то и тема выставки – Против исключений .

- Из так называемых молодых художников вы выбрали только Хаима Сокола. Почему?

- Готовя выставку, я посетил множество мастерских, и то, что я увидел у Хаима Сокола, меня поразило. Его творчество очень глубоко – он работает с прошлым, с исчезнувшими культурами и текстами, которые больше не прочесть.

- Почему в вашем мультикультурном проекте нет художников с Ближнего Востока? Ближний Восток представлен только афганскими коврами...

- Не люблю это слово представлять . Знаете, когда я делал первую выставку Ильи Кабакова в середине 1980-х, я встречался с чиновниками из вашего Министерства культуры. Вначале они говорили мне, что Кабаков вообще не художник, а потом – что он не может представлять все советское искусство. Так что я с подозрением отношусь к репрезентативным фигурам . Я ищу индивидуальности – на Ближнем Востоке я пока не нашел того, что меня бы заинтересовало. Моя выставка вовсе не о том, чтобы представить весь мир по географическому принципу.

- Русские художники, которых вы выбрали для выставки, в представлении большинства жителей России художниками вообще не являются. У этого консервативного большинства свои современные художники – Илья Глазунов, например. Должны ли мы учитывать вкусы большинства, коль скоро наша тема – Против исключения ?

- Ну, это вопрос стратегии. Знаете, у нас в Париже, когда только открывался Центр Помпиду, были такие же проблемы. Помню, была большая общественная дискуссия: надо ли включать в экспозицию картины Бернара Бюффе. Потому что для большинства французов он тогда был самым популярным современным художником – после Пабло Пикассо, конечно. И директор Центра Помпиду в конце концов решил, что не надо. Это вопрос институции. Если Третьяковская галерея решит, что надо выставлять картины Глазунова или скульптуру Церетели, чтобы привлечь публику, то я их пойму. Но у меня не было такой задачи. С точки зрения мирового современного искусства, эти художники не интересны – в их искусстве нет ничего нового.

- В России сейчас наблюдается стремительный рост националистических и расистских настроений. Как вы думаете, может ли ваш проект противостоять им?

- Я не верю, что одна выставка может оказать какое-то непосредственное воздействие на ситуацию. Однако я надеюсь, что ее состав и само ее название Против исключений поможет породить общественную дискуссию.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

«Русские утопии» и «Футурология» в Центре современного

5 марта – 24 мая 2010 5 марта в Центре современного искусства «Гараж» было открыто две выставки, которые проходят в рамках проекта «Россия-Франци...

News image

Весенняя выставка произведений ленинградских художников

Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года, открытая в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, стала одним из ...

News image

25 февраля 2007

Выставка «1917 год: Керенский и Ленин. На перекрестке исторических судеб» призвана заполнить огромные бреши в массовом осознании истории России....

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Арт-персоны:

Чаевые для художника

News image

Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Роберт Уилсон: Тайна всегда на поверхности

News image

Монологи молчания В октябре фонд Екатерина примет русскую версию Портретов Voom Роберта Уилсона – это будет первый показ ...

Арт-Ярмарка:

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Арт-Критика:

Поверх барьеров

News image

ТРАНСФЕР в Центре М'АРС Выставка Трансфер , прошедшая в Центре современного искуства М'АРС , – второй из семи ку...

Коллекция с концепцией

News image

В ГЦСИ стартовал ежегодный III Международный фестиваль коллекций современного искусства Тема нового смотра – коллекция...

Тайны третьей планеты

News image

Репортаж с фестиваля АрхСтояние-2009. Лето из Никола-Ленивца: оторвались по полной, максимально воплотив заявленную тему...