• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Гараж на 80 персон

Арт-проекты - Арт-Критика

 гараж  на 80 персон




Объявлена программа 3-й Московской биеннале

На пресс-конференции в центре современной культуры Гараж объявили программу 3-й Московской биеннале современного искусства, которая пройдет с 24 сентября по 25 октября. Министерство культуры РФ выделило на нее 65 млн руб., остальное – средства спонсоров. На что они будут потрачены, выясняла АННА Ъ-ТОЛСТОВА.

Главной площадкой биеннале станет Гараж – там откроется основанная выставка Против исключения , автором которой является один из самых знаменитых кураторов мира Жан-Юбер Мартен. В разные годы он возглавлял Центр Помпиду, Кунстхалле Берна, парижский Музей искусства Африки и Океании, дюссельдорфский Kunst Palast, курировал ряд биеннале в Сан-Паулу, Лионе, Сиднее и Йоханнесбурге.

Против исключения – это своего рода кураторские кредо Жана-Юбера Мартена, всегда стремившегося расширить сформированные на Западе представления о том, что является искусством. Сделанные им на рубеже 1980-х и 1990-х выставки, в том числе легендарная Маги земли , открыли миру современное искусство Африки, Азии, Австралии. Вот и среди 80 художников, приглашенных участвовать в главной выставке Московской биеннале, будут не только западные звезды (Марина Абрамович, Вольфганг Тильманс, Аннет Мессаже, Эрвин Вурм, Тони Крэгг, Вим Дельвуа, Вик Мюнис, Уильям Кентридж), но и мастера из Индии, Китая, Африки, Австралии. Причем как хорошо известные (и уже живущие) на Западе вроде Аниша Капура, Кимсуджи или Йинки Шонибаре, так и те, кто, по словам куратора, работает вне музейно-галерейного контекста – внутри своих сообществ и традиций . Как сказал Жан-Юбер Мартен, произведения коренных австралийцев или африканцев, которые у западного зрителя проходят по разряду этнографии, зачастую несут в себе те же социально-политические смыслы, что и работы европейских и американских художников.

Исключением не стали и российские мастера. Их в каталоге основной выставки 12. Жан-Юбер Мартен, бывший в конце 1970-х одним из авторов без преувеличения эпохальной выставки Москва-Париж , еще в застойные времена успел познакомиться со многими неофициальными художниками СССР – результатом этого общения стала первая европейская ретроспектива Ильи Кабакова. Среди отечественных избранников Жана-Юбера Мартена преобладают концептуалисты и их наследники: Иван Чуйков, Юрий Альберт, Павел Пепперштейн, Александр Бродский, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Хаим Сокол, Дмитрий Цветков, АЕС+Ф . Будут и Синие носы – позор России , по определению бывшего министра культуры. Самым неожиданным в этом выборе стал покойный Александр Лобанов, глухонемой и душевнобольной ярославский художник, всю жизнь рисовавший парадные портреты вооруженных до зубов сограждан. Впрочем, искусство аутсайдеров прекрасно вписывается в концепцию Против исключений .

Помимо основной выставки на биеннале будет показано более 40 специальных проектов – выставки ведущих отечественных кураторов пройдут на Винзаводе , FАБRИКе , Красном Октябре , в ГЦСИ, Третьяковке, церетелиевских музеях современного искусства и других залах и галереях Москвы. За параллельную программу отвечает комиссар биеннале Иосиф Бакштейн. Он же составлял список специальных гостей биеннале: это Люк Тойманс, Энтони Гормли, Бертран Лавье, Мастерская ван Лисхаут , Михаил Гробман, Владимир Сычев, Владимир Тарасов и Ольга Чернышева. Кроме того, скандально известный художник Спенсер Туник, снимающий абстрактные композиции из тысяч обнаженных людей в публичных пространствах по всему свету, представит в Гараже свой проект Moscow Individuals : он уже успел сфотографировать десять голых добровольцев на улицах Москвы и познакомиться с московской милицией.

Куратор 3-й Московской биеннале современного искусства ЖАН-ЮБЕР МАРТЕН рассказал АННЕ Ъ-ТОЛСТОВОЙ, как он отбирал русских художников для основного проекта.

- Большинство русских художников я уже знал раньше – лично или по их работам. Это художники 40-50 лет, не молодежь, то, что называется в расцвете карьеры , хотя я ненавижу это определение. Я выбрал их, потому что, на мой взгляд, они действительно талантливы, но не признаны на Западе. Полагаю, что иностранцы, которые приедут на биеннале, дальше основной выставки не пойдут – поэтому мне было важно выставить этих художников здесь. Кое-какие русские имена совершенно неожиданны – например, Александр Лобанов, которого выставляли в Париже, но почти не знают в Москве. На то и тема выставки – Против исключений .

- Из так называемых молодых художников вы выбрали только Хаима Сокола. Почему?

- Готовя выставку, я посетил множество мастерских, и то, что я увидел у Хаима Сокола, меня поразило. Его творчество очень глубоко – он работает с прошлым, с исчезнувшими культурами и текстами, которые больше не прочесть.

- Почему в вашем мультикультурном проекте нет художников с Ближнего Востока? Ближний Восток представлен только афганскими коврами...

- Не люблю это слово представлять . Знаете, когда я делал первую выставку Ильи Кабакова в середине 1980-х, я встречался с чиновниками из вашего Министерства культуры. Вначале они говорили мне, что Кабаков вообще не художник, а потом – что он не может представлять все советское искусство. Так что я с подозрением отношусь к репрезентативным фигурам . Я ищу индивидуальности – на Ближнем Востоке я пока не нашел того, что меня бы заинтересовало. Моя выставка вовсе не о том, чтобы представить весь мир по географическому принципу.

- Русские художники, которых вы выбрали для выставки, в представлении большинства жителей России художниками вообще не являются. У этого консервативного большинства свои современные художники – Илья Глазунов, например. Должны ли мы учитывать вкусы большинства, коль скоро наша тема – Против исключения ?

- Ну, это вопрос стратегии. Знаете, у нас в Париже, когда только открывался Центр Помпиду, были такие же проблемы. Помню, была большая общественная дискуссия: надо ли включать в экспозицию картины Бернара Бюффе. Потому что для большинства французов он тогда был самым популярным современным художником – после Пабло Пикассо, конечно. И директор Центра Помпиду в конце концов решил, что не надо. Это вопрос институции. Если Третьяковская галерея решит, что надо выставлять картины Глазунова или скульптуру Церетели, чтобы привлечь публику, то я их пойму. Но у меня не было такой задачи. С точки зрения мирового современного искусства, эти художники не интересны – в их искусстве нет ничего нового.

- В России сейчас наблюдается стремительный рост националистических и расистских настроений. Как вы думаете, может ли ваш проект противостоять им?

- Я не верю, что одна выставка может оказать какое-то непосредственное воздействие на ситуацию. Однако я надеюсь, что ее состав и само ее название Против исключений поможет породить общественную дискуссию.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка «Камень, ножницы, бумага» в Тбилиси, Баку и Ки

Тбилиси 4 февраля 2010 - 12 февраля 2010 Баку 20 февраля 2010 - 28 февраля 2010 Киев 12 марта 2010 - 24 марта 2010 20 февраля в Академии из...

News image

Выставка картин Александра Шевченко в Государственной Т

24 марта – 16 мая 2010 года 24 марта в Государственной Третьяковской галерее откроется выставка произведений Александра Шевченко, художника, кото...

News image

Северный кружок любителей изящных искусств

Се верный кружо к люби телей изя щных иску сств (СКЛИИ) — культурно-просветительское общество, образованное в Вологде в 1906 году местными художника...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Арт-персоны:

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Чаевые для художника

News image

Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как...

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Арт-Ярмарка:

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Арт-Критика:

Человек человеку – структура

News image

С целым отрядом проволочных персонажей в Москву прибыл известный британский скульптор Энтони Гормли, демонстрирующий в цен...

Тропой кочевников

News image

Идет современное искусство на биеннале в Ширяеве Отметивший в нынешнем году десятилетний юбилей фестиваль современного ...

Огород не хуже версальского

News image

Состоялся фестиваль Архстояние-2009 Фестиваль Архстояние проходит уже несколько лет. В нынешнем году форум состоялс...