• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Социально-психологическая экспертиза экспонатов выставки Осторожно, религия! Абраменковой В.В. (часть вторая)

Выставки - Выставка: Осторожно,религия

социально-психологическая экспертиза экспонатов выставки  осторожно, религия!  абраменковой в.в. (часть вторая)

Выводы эксперта Абраменковой В.В. по поставленным следствием вопросам:

Первый вопрос:

Да, выражают. Использованные в целом ряде экспонатов выставки «Осторожно, религия!» визуальные (статические изобразительные, видео и пр.материалы), словесные и иные средства содержат унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении русской нации, формируют и подкрепляют отрицательный этнический стереотип, унижающий национальное достоинство.

Использованные в большинстве экспонатов выставки «Осторожно, религия!» визуальные, словесные и иные публично использованные средства содержат унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении христианской религии, в целом, и, прежде всего – православного христианства, равно как и в отношении Русской Православной Церкви, ее служителей. Унизительные, оскорбительные характеристики изобилуют в сопроводительных листках, где Церковь, например, обвиняется в «благословении насилия» и пр. Отрицательные эмоциональные оценки христианства содержатся в экспонатах за №№ 3.4, 3.14, 3.15.3.16. Негативные установки по отношению к православным священникам - №№ 3.11, 3.19.

Вопрос второй:

Да, содержатся. Содержание как всей выставки, в целом, так и целого ряда ее экспонатов в отдельности и в концептуальном взаимодействии между собой, направлено на побуждение к действиям против русской нации. Вместе с тем, экспонаты, имея неуважительные, оскорбительные или циничные характеристики, обращенные против русского языка, обычаев, культуры России, направлены на психологическую реакцию со стороны представителей русского народа, побуждая их к активным действиям в свою защиту, в защиту своей культуры, своих духовно-нравственных и национально-культурных ценностей. При этом символически используются изображения орудий возможного насилия (ножа, топора, меча/сабли) в экспонатах №3.22, 3.17, в видеофильмах, являющиеся психологическими стимулами, провоцирующими агрессию.

Содержание как всей выставки в целом, так и ряда ее экспонатов в отдельности и в концептуальном взаимодействии между собой, направлено на побуждение к действиям против Русской Православной Церкви, ее служителей и верующих христиан. Некоторые экспонаты выставки могут быть достаточно определенно расценены как провоцирующие на активные действия против православного христианского мировоззрения, против Русской Православной Церкви и священнослужителей (№№ 3.2, 3.3, 3.4, 3.5. 3.6, 3.8, 3.9, 3.11, 3 13, 3.14, 3.15, 3.16, 3.18, 3.19, 3.20, 3.21, 3.22, 3.24, 3.25, 3.28, видео-фильмы).

Третий вопрос:

Да, использованы в явном и скрытом (психотехническом) смысле специальные средства:

Языковые (вербальные) – приемы психосемантики и элементы манипулятивных техник, с целью создания субъективных семантических пространств и социальных установок для переписывания культурных текстов сознания, изменения убеждений;

Визуальные – методы психологической манипуляции, цветовой и графической символики, искажение информации;

Звуковые средства из видефильмов: неприятные, раздражающие, резкие звуки (удары молотка/топора-?), свист разрушающей сабли/меча, низкий звук мотора самолета-бомбардировщика и пр.

И другие методы явного и скрытого психологического манипулирования сознанием реципиентов (см. текст экспертизы) для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против русской нации и других национальностей России, православной христианской религии или отдельных лиц как ее представителей.

Четвертый вопрос:

Да, содержатся. Безусловно, культовое назначение и религиозный смысл имеют: иконы и визуальные образы - архетипы Бога, Креста, Богоматери, Младенца, а также зафиксированные в русской культуре и общественном сознании верующих россиян образы: ангелов и херувимов, Агнца, Рыбы, храма, алтаря, Голгофы, молитв, литургического действия и таинств (причастия, исповеди), облачения священников, пасхального приветствия «Христос Воскресе!» (ХВ), и пр.

А также Священные тексты Библии (Нагорная проповедь, цитаты из Псалтири, молитвы и пр.), традиционные культурные, этнические ценности и национальные святыни – язык, архитектура храмов и монастырей; яркие представители этноса, герои нации – писатели (Достоевский, Толстой), поэты (Пушкин), ученые (Циолковский), а также русский детский фольклор (сказки, детская считалка), традиции захоронения умерших и пр. представляют собой традиционные культурные и этнические национальные ценности, подвергшиеся поруганию, унижению, осквернению и повреждению на выставке.

Пятый вопрос:

Да, являются. Большинство экспонатов содержат в своем составе предметы, фрагменты предметов или изображения, а также вербальные фрагменты (надписи к экспонатам, тексты и пр.), которые в той или иной степени являются значимыми для исторической памяти России: ее обычаев, ментальности, верований – православного, мусульманского, буддийского, католического исповеданий. К сожалению, все, что напрямую связано с русской культурой и православным христианством, намеренно представлено на выставке в отрицательном или прямо издевательски уничижительном и оскорбительном ключе.

Дополнительное исследование и вывод эксперта Абраменковой В.В. (в порядке ч.2 ст.204 УПК РФ):

Выставку, как предполагается, посетили не большое количество людей, однако, по отзывам свидетелей, среди посетителей были родители с детьми. Это обстоятельство, а так же использование в экспонатах детских образов (см.выше) и атрибутики (кукол, игрушек, детского фольклора), побуждает меня как специалиста в области детского восприятия и творчества высказать свое особое мнение о влиянии экспозиции на психологию ребенка.

Ребенок – существо визуальное, зрительные образы детства сохраняются очень долго, порой всю жизнь, определяя пристрастия, формируя социальные установки не только восприятия, но и личностного развития. Детские психиатры и психологи убеждены в следующем:

- дети часто в игре или жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на картинке, на ТВ и киноэкране,

- дети склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации,

- дети могут в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем [Эмоциональное здоровье вашего ребенка. М., 1996].

Посещение данной выставки ребенком с родителями или без них не могло пройти бесследно ни для его психики, ни для личностного развития; поэтому не могли не быть обнаружены существенные сдвиги в его психо-эмоциональном статусе в сторону негативных показателей: тревоги, агрессивности/виктимности, общей деморализации.

Естественная религиозность каждого ребенка как его стремление к высшему, как потребность жизни по совести, в гармонии с миром, является условием его полноценного личностного развития. Она существует относительно независимо от религиозности родителей и семьи в целом. Отсюда для ЛЮБОГО ребенка экспонаты и образы выставки несут угрозу его физическому, психическому и нравственно-духовному развитию и здоровью. Посещение выставки есть отвращение ребенка от национальных святынь, исторической памяти социума, ощутимый удар по его личностному и нравственно духовному развитию и здоровью.

Экспонаты выставки осуществляют активную вестернизацию детского сознания: опора на западные ценности, навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных образов и «развлечений», использование латинского алфавита в сочетании с двусмысленными, профанными (глумливыми, святотатскими) надписями на русском языке (использование шрифта ижицы в экспонате Иксисос - сосиски) способны в следствие мощного культурного шока запечатлеться по схеме психологической ассоциации или , например, вследствие особых оптических эффектов (таких, например, как эффект Кулешова), навсегда или на очень долгое время зафиксироваться в сознании ребенка. И всегда, когда ребенок будет видеть икону Христа или Богоматери, у него будут возникать образы сосисок, кока-колы или раздвинутых голых женских ног. Это не может пройти бесследно для его психологического здоровья, личностного и нравственно-духовного развития.

Экспонаты №№: 3.25 (обнаженная как бы распятая), 3.28 (сцена мастурбации - ?), 3.1 (фото, отражающее грех блуда и другие «семь смертных грехов») 3.19 (двусмысленное фото священников без голов, но с крестами, и сидящего тут же мальчика-подростка) и особенно фото женщины, как бы в монашеском одеянии, но с раздвинутыми голыми ногами, между которыми икона Богоматери, соседствует с фотографией ребенка в наушниках (по возрасту, видимо, дошкольника или младшего школьника), все они содержат в себе элементы порнографии и извращений и могут быть квалифицированы как активная деморализация и сексуализация детского сознания (интеллектуальное растление).

Сексуальная травма в детстве в последующем может вытесняться, компенсироваться, но стать причиной психических расстройств во взрослом состоянии. Как свидетельствуют научные данные, ознакомление детей с эротическим или порнографическим содержанием может привести к нарушениям психосексуальных ориентаций, к таким половым извращениям, как скопофилия, визионизм , приводящим к преждевременному психосексуальному развитию ребенка, искажению его психики, при задержке общего и интеллектуального развития (Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста.- СПб., 1999; Справочник . Сексопатология /Под ред проф. Г.С. Васильчинко. М.. 1990) .

Для ребенка, особенно для мальчиков предпубертатного и пубертатного возраста «безобидное», с точки зрения взрослого, эротическое содержание зрительных и иных образов может трансформироваться в жестко порнографическое, что способно вызывать сильнейшее сексуальное возбуждение, нанести серьезную психическую травму и привести к невротическому состоянию. Это значит - что для взрослого есть эротика, то для ребенка (особенно для мальчика) - порнография, если различать эти два вида визуальных образов.

Для ребенка любого возраста характерна спонтанная способность к запечатлению и длительному сохранению визуальных и др. образов - так наз. «последействие», т.е. если на чистое детское сознание, как на фотопленку попадает образ, вызвавший у ребенка эмоциональный отклик (радость, испуг, потрясение и пр.), то он имеет силу в течение длительного времени, а иногда сохраняется всю жизнь.

Взрослый (родитель) как носитель нравственной системы ценностей, вместе с ребенком рассматривающий порнографичекие/эротические объекты, оказывается в роли интеллектуального растлителя и не только невольно дозволяет сыну или дочери недопустимые формы поведения, но и производит (только одним своим молчаливым согласием) суггестивный, внушающий эффект. Социально-психологические последствия сексуализации детского сознания имеют негативный, в частности, криминальный эффект, поскольку, по свидетельству специалистов, сексуализация прямым образом связана с ростом девиантного поведения, особенно в преступлениях против личности. Легко переступив грань целомудрия, подростки оказываются психологически готовы к переступанию (пре-ступлению) других граней (Пирожков В.Ф. Криминальная психология.В 2 кн., кн. 1 Психология подростковой преступности. М., 1998; Стурова М.П. Система образования и молодежная преступность // Педагогика 1998,№ 6, с.3-10).

Разрушительными последствиями этого процесса оказываются:

общая деморализация сознания современного ребенка. Здесь происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о Добре и зле, Красоте и безобразии, Истине и лжи. Снимаются естественные для человеческой и, особенно ранимой детской психики, табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека или живого существа, надругательство над святыней, что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям поведения ребенка. Некоторыми экспонатами выставки осуществляется демонизация и активная танатизация детского сознания (от греч.танатос – олицетворение смерти). Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности и сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, «голоса», одержимость бесами - вот ее последствия. Осуществляется особый прием – фасцинация как специально организованное внушение посредством введение в объекты информации и художественные образы особых зомбирующих приемов (рефрены в музыке, использование визуальной суггестии посредством видеоряда второго плана и пр.). Цель - лишить субъекта смысла жизнь, толкнуть его к разрушению и гибели . Такими приемами изобилуют некоторые экспонаты выставки, особенно фильмы, видео-клипы, демонстрировавшиеся на 4 мониторах в течение всей экспозиции. Наиболее сильный стимул - агония рыбьей головы в луже крови (№ 3.9), вызывающая даже для взрослых и видавшего виды людей, какими являются представители актуального искусства, сильнейшее впечатление (см. протоколы допросов свидетелей). Свойственная детям и любой нормальной психике реакция уподобления воспринимаемому объекту (стремление повторить) чревата самыми непредсказуемыми последствиями: при демонстрации насилия, издевательств, смерти, аморальных действий и пр. возникают либо состояние готовности к насилию в собственный адрес (виктимное поведение), либо агрессия по отношению к другим, либо и то и другое сразу. Вследствие импульсивности, подражательности и слабости тормозных функций сознания у ребенка (или инфантильного взрослого) стремление повторить может обуславливать принесение вреда самому ребенку или окружающим – вплоть до смертельных случаев (самоубийства, убийства, нанесение тяжких телесных повреждений).

Танатизация как патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая по сути некоторыми экспонатами выставки: №№ 3.14 (мертвый поросенок в руках Кулика), 3.10 (фото-медальоны умерших людей с кладбищенских надгробий) и др., видео-фильмы, - все это и подобное этому несет в себе еще одну серьезную опасность. Психо-семантический анализ изобразительных средств показал , что сходная семантика смерти и агрессии как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия, влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения. Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале ХХ в. была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница – возраст 5-6 лет!

Презентированные образы, запечатлеваясь в сознании, из источника информации превратились в источник т р а н с ф о р м а ц и и картины мира современного ребенка, знаменуя собой переоценку традиционной системы ценностей и образа жизни, легко осуществляя подмену понятий, о которой говорят сами участники выставки. Например, Магидова: «легко осуществить подмену понятий – святого- антигуманным, истинного – ложным, веру можно заменить всем, чем угодно» (подчеркнуто мной – В.А.). Это и происходит на выставке «Осторожно, религия!», где осуществляются следующие духовные подмены:

В экспонатах выставки «Осторожно, религия!» получило свое яркое, и может быть, предельное воплощение циничная деморализация детского сознания и дегуманизация детства в современной России, когда культура и искусство взрослых для современного ребенка является не столько источником построения гармоничной картины мира, сколько конструктором, агрессивно программирующим безрадостный образ жизни, безнравственную “новую мораль” и чудовищную систему ценностей (А.М. Нечаева Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000)

Все эти факты свидетельствующие о дегуманизации детского сознания и поведения. Основными факторами подобных трансформаций является разрушительное влияние средств массовой информации, к которым я отношу и выставки, подобные подэкспертной. Ее устроители ответственны в определенной мере за те негативные проявления, о которых я говорила.

Таким образом, со всей ответственностью специалиста могу свидетельствовать, что влияние такого мероприятия, как выставка «Осторожно, религия!» на детское сознание (пусть даже одного единственного ребенка) , способно оказать самое патогенное воздействие на актуальную и будущую его жизнедеятельность, что является грубейшим нарушением Конвенции о правах ребенка и других актов о защите детства.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Картины И.П. Похитонова на выставке «Чародей-Художник»

3 марта – 23 мая 2010 года Лаврушинский, 10, залы № 46–48 Пресс-показ – 2 марта в 14.00 Вернисаж – 2 марта в 16.00 (по пригласительным) Илья...

News image

Выставки 1–7 февраля

Следы. Бывший участник легендарного коллектива «Среднерусская возвышенность» (Артемий Троицкий называл ее лучшей русской рок–группой) Сергей Воронцо...

News image

Фестиваль, посвященный современному искусству

Галерея «Винзавод» (Москва) 2-25(29) августа 2010 года 2 августа в галерее «Винзавод» будет открыт фестиваль, посвященный современному искусст...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Любовь и видео

News image

Арт-достижения прошлого сезона собрали в единую экспозицию Премия Инновация , учрежденная Министерством культуры в прошлом году, претендуе...

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Арт-персоны:

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

С блеском голодным в глазах

News image

Я думаю, что современное искусство от кризиса выигрывает больше всего. Именно теперь глаза знающих людей снова заблестели. Вперв...

Жан-Юбер Мартен: «Я не согласен, что искусство не может

News image

Жан-Юбер Мартен. Очевидно, что имена художников я пока называть не стану..

Арт-Ярмарка:

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Арт-Критика:

Уместное искусство: разговор с Энтони Гормли

News image

Британский скульптор Энтони Гормли открыл выставку в Гараже , а ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ выпила с ним кофе и отчего-то задумалась о с...

Неважно, назовете вы это искусством или нет

News image

В центре современной культуры Гараж выставлена инсталляция одного из крупнейших скульпторов Великобритании Энтони Гормли...

В деревню за искусством

News image

Архитектурно-художественный open air в деревне Никола-Ленивец Калужской области: фестиваль ландшафтных объектов Архстояние о...