• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Социально-психологическая экспертиза экспонатов выставки Осторожно, религия! Абраменковой В.В. (часть вторая)

Выставки - Выставка: Осторожно,религия

социально-психологическая экспертиза экспонатов выставки  осторожно, религия!  абраменковой в.в. (часть вторая)

Выводы эксперта Абраменковой В.В. по поставленным следствием вопросам:

Первый вопрос:

Да, выражают. Использованные в целом ряде экспонатов выставки «Осторожно, религия!» визуальные (статические изобразительные, видео и пр.материалы), словесные и иные средства содержат унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении русской нации, формируют и подкрепляют отрицательный этнический стереотип, унижающий национальное достоинство.

Использованные в большинстве экспонатов выставки «Осторожно, религия!» визуальные, словесные и иные публично использованные средства содержат унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении христианской религии, в целом, и, прежде всего – православного христианства, равно как и в отношении Русской Православной Церкви, ее служителей. Унизительные, оскорбительные характеристики изобилуют в сопроводительных листках, где Церковь, например, обвиняется в «благословении насилия» и пр. Отрицательные эмоциональные оценки христианства содержатся в экспонатах за №№ 3.4, 3.14, 3.15.3.16. Негативные установки по отношению к православным священникам - №№ 3.11, 3.19.

Вопрос второй:

Да, содержатся. Содержание как всей выставки, в целом, так и целого ряда ее экспонатов в отдельности и в концептуальном взаимодействии между собой, направлено на побуждение к действиям против русской нации. Вместе с тем, экспонаты, имея неуважительные, оскорбительные или циничные характеристики, обращенные против русского языка, обычаев, культуры России, направлены на психологическую реакцию со стороны представителей русского народа, побуждая их к активным действиям в свою защиту, в защиту своей культуры, своих духовно-нравственных и национально-культурных ценностей. При этом символически используются изображения орудий возможного насилия (ножа, топора, меча/сабли) в экспонатах №3.22, 3.17, в видеофильмах, являющиеся психологическими стимулами, провоцирующими агрессию.

Содержание как всей выставки в целом, так и ряда ее экспонатов в отдельности и в концептуальном взаимодействии между собой, направлено на побуждение к действиям против Русской Православной Церкви, ее служителей и верующих христиан. Некоторые экспонаты выставки могут быть достаточно определенно расценены как провоцирующие на активные действия против православного христианского мировоззрения, против Русской Православной Церкви и священнослужителей (№№ 3.2, 3.3, 3.4, 3.5. 3.6, 3.8, 3.9, 3.11, 3 13, 3.14, 3.15, 3.16, 3.18, 3.19, 3.20, 3.21, 3.22, 3.24, 3.25, 3.28, видео-фильмы).

Третий вопрос:

Да, использованы в явном и скрытом (психотехническом) смысле специальные средства:

Языковые (вербальные) – приемы психосемантики и элементы манипулятивных техник, с целью создания субъективных семантических пространств и социальных установок для переписывания культурных текстов сознания, изменения убеждений;

Визуальные – методы психологической манипуляции, цветовой и графической символики, искажение информации;

Звуковые средства из видефильмов: неприятные, раздражающие, резкие звуки (удары молотка/топора-?), свист разрушающей сабли/меча, низкий звук мотора самолета-бомбардировщика и пр.

И другие методы явного и скрытого психологического манипулирования сознанием реципиентов (см. текст экспертизы) для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против русской нации и других национальностей России, православной христианской религии или отдельных лиц как ее представителей.

Четвертый вопрос:

Да, содержатся. Безусловно, культовое назначение и религиозный смысл имеют: иконы и визуальные образы - архетипы Бога, Креста, Богоматери, Младенца, а также зафиксированные в русской культуре и общественном сознании верующих россиян образы: ангелов и херувимов, Агнца, Рыбы, храма, алтаря, Голгофы, молитв, литургического действия и таинств (причастия, исповеди), облачения священников, пасхального приветствия «Христос Воскресе!» (ХВ), и пр.

А также Священные тексты Библии (Нагорная проповедь, цитаты из Псалтири, молитвы и пр.), традиционные культурные, этнические ценности и национальные святыни – язык, архитектура храмов и монастырей; яркие представители этноса, герои нации – писатели (Достоевский, Толстой), поэты (Пушкин), ученые (Циолковский), а также русский детский фольклор (сказки, детская считалка), традиции захоронения умерших и пр. представляют собой традиционные культурные и этнические национальные ценности, подвергшиеся поруганию, унижению, осквернению и повреждению на выставке.

Пятый вопрос:

Да, являются. Большинство экспонатов содержат в своем составе предметы, фрагменты предметов или изображения, а также вербальные фрагменты (надписи к экспонатам, тексты и пр.), которые в той или иной степени являются значимыми для исторической памяти России: ее обычаев, ментальности, верований – православного, мусульманского, буддийского, католического исповеданий. К сожалению, все, что напрямую связано с русской культурой и православным христианством, намеренно представлено на выставке в отрицательном или прямо издевательски уничижительном и оскорбительном ключе.

Дополнительное исследование и вывод эксперта Абраменковой В.В. (в порядке ч.2 ст.204 УПК РФ):

Выставку, как предполагается, посетили не большое количество людей, однако, по отзывам свидетелей, среди посетителей были родители с детьми. Это обстоятельство, а так же использование в экспонатах детских образов (см.выше) и атрибутики (кукол, игрушек, детского фольклора), побуждает меня как специалиста в области детского восприятия и творчества высказать свое особое мнение о влиянии экспозиции на психологию ребенка.

Ребенок – существо визуальное, зрительные образы детства сохраняются очень долго, порой всю жизнь, определяя пристрастия, формируя социальные установки не только восприятия, но и личностного развития. Детские психиатры и психологи убеждены в следующем:

- дети часто в игре или жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на картинке, на ТВ и киноэкране,

- дети склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации,

- дети могут в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем [Эмоциональное здоровье вашего ребенка. М., 1996].

Посещение данной выставки ребенком с родителями или без них не могло пройти бесследно ни для его психики, ни для личностного развития; поэтому не могли не быть обнаружены существенные сдвиги в его психо-эмоциональном статусе в сторону негативных показателей: тревоги, агрессивности/виктимности, общей деморализации.

Естественная религиозность каждого ребенка как его стремление к высшему, как потребность жизни по совести, в гармонии с миром, является условием его полноценного личностного развития. Она существует относительно независимо от религиозности родителей и семьи в целом. Отсюда для ЛЮБОГО ребенка экспонаты и образы выставки несут угрозу его физическому, психическому и нравственно-духовному развитию и здоровью. Посещение выставки есть отвращение ребенка от национальных святынь, исторической памяти социума, ощутимый удар по его личностному и нравственно духовному развитию и здоровью.

Экспонаты выставки осуществляют активную вестернизацию детского сознания: опора на западные ценности, навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных образов и «развлечений», использование латинского алфавита в сочетании с двусмысленными, профанными (глумливыми, святотатскими) надписями на русском языке (использование шрифта ижицы в экспонате Иксисос - сосиски) способны в следствие мощного культурного шока запечатлеться по схеме психологической ассоциации или , например, вследствие особых оптических эффектов (таких, например, как эффект Кулешова), навсегда или на очень долгое время зафиксироваться в сознании ребенка. И всегда, когда ребенок будет видеть икону Христа или Богоматери, у него будут возникать образы сосисок, кока-колы или раздвинутых голых женских ног. Это не может пройти бесследно для его психологического здоровья, личностного и нравственно-духовного развития.

Экспонаты №№: 3.25 (обнаженная как бы распятая), 3.28 (сцена мастурбации - ?), 3.1 (фото, отражающее грех блуда и другие «семь смертных грехов») 3.19 (двусмысленное фото священников без голов, но с крестами, и сидящего тут же мальчика-подростка) и особенно фото женщины, как бы в монашеском одеянии, но с раздвинутыми голыми ногами, между которыми икона Богоматери, соседствует с фотографией ребенка в наушниках (по возрасту, видимо, дошкольника или младшего школьника), все они содержат в себе элементы порнографии и извращений и могут быть квалифицированы как активная деморализация и сексуализация детского сознания (интеллектуальное растление).

Сексуальная травма в детстве в последующем может вытесняться, компенсироваться, но стать причиной психических расстройств во взрослом состоянии. Как свидетельствуют научные данные, ознакомление детей с эротическим или порнографическим содержанием может привести к нарушениям психосексуальных ориентаций, к таким половым извращениям, как скопофилия, визионизм , приводящим к преждевременному психосексуальному развитию ребенка, искажению его психики, при задержке общего и интеллектуального развития (Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста.- СПб., 1999; Справочник . Сексопатология /Под ред проф. Г.С. Васильчинко. М.. 1990) .

Для ребенка, особенно для мальчиков предпубертатного и пубертатного возраста «безобидное», с точки зрения взрослого, эротическое содержание зрительных и иных образов может трансформироваться в жестко порнографическое, что способно вызывать сильнейшее сексуальное возбуждение, нанести серьезную психическую травму и привести к невротическому состоянию. Это значит - что для взрослого есть эротика, то для ребенка (особенно для мальчика) - порнография, если различать эти два вида визуальных образов.

Для ребенка любого возраста характерна спонтанная способность к запечатлению и длительному сохранению визуальных и др. образов - так наз. «последействие», т.е. если на чистое детское сознание, как на фотопленку попадает образ, вызвавший у ребенка эмоциональный отклик (радость, испуг, потрясение и пр.), то он имеет силу в течение длительного времени, а иногда сохраняется всю жизнь.

Взрослый (родитель) как носитель нравственной системы ценностей, вместе с ребенком рассматривающий порнографичекие/эротические объекты, оказывается в роли интеллектуального растлителя и не только невольно дозволяет сыну или дочери недопустимые формы поведения, но и производит (только одним своим молчаливым согласием) суггестивный, внушающий эффект. Социально-психологические последствия сексуализации детского сознания имеют негативный, в частности, криминальный эффект, поскольку, по свидетельству специалистов, сексуализация прямым образом связана с ростом девиантного поведения, особенно в преступлениях против личности. Легко переступив грань целомудрия, подростки оказываются психологически готовы к переступанию (пре-ступлению) других граней (Пирожков В.Ф. Криминальная психология.В 2 кн., кн. 1 Психология подростковой преступности. М., 1998; Стурова М.П. Система образования и молодежная преступность // Педагогика 1998,№ 6, с.3-10).

Разрушительными последствиями этого процесса оказываются:

общая деморализация сознания современного ребенка. Здесь происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о Добре и зле, Красоте и безобразии, Истине и лжи. Снимаются естественные для человеческой и, особенно ранимой детской психики, табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека или живого существа, надругательство над святыней, что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям поведения ребенка. Некоторыми экспонатами выставки осуществляется демонизация и активная танатизация детского сознания (от греч.танатос – олицетворение смерти). Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности и сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, «голоса», одержимость бесами - вот ее последствия. Осуществляется особый прием – фасцинация как специально организованное внушение посредством введение в объекты информации и художественные образы особых зомбирующих приемов (рефрены в музыке, использование визуальной суггестии посредством видеоряда второго плана и пр.). Цель - лишить субъекта смысла жизнь, толкнуть его к разрушению и гибели . Такими приемами изобилуют некоторые экспонаты выставки, особенно фильмы, видео-клипы, демонстрировавшиеся на 4 мониторах в течение всей экспозиции. Наиболее сильный стимул - агония рыбьей головы в луже крови (№ 3.9), вызывающая даже для взрослых и видавшего виды людей, какими являются представители актуального искусства, сильнейшее впечатление (см. протоколы допросов свидетелей). Свойственная детям и любой нормальной психике реакция уподобления воспринимаемому объекту (стремление повторить) чревата самыми непредсказуемыми последствиями: при демонстрации насилия, издевательств, смерти, аморальных действий и пр. возникают либо состояние готовности к насилию в собственный адрес (виктимное поведение), либо агрессия по отношению к другим, либо и то и другое сразу. Вследствие импульсивности, подражательности и слабости тормозных функций сознания у ребенка (или инфантильного взрослого) стремление повторить может обуславливать принесение вреда самому ребенку или окружающим – вплоть до смертельных случаев (самоубийства, убийства, нанесение тяжких телесных повреждений).

Танатизация как патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая по сути некоторыми экспонатами выставки: №№ 3.14 (мертвый поросенок в руках Кулика), 3.10 (фото-медальоны умерших людей с кладбищенских надгробий) и др., видео-фильмы, - все это и подобное этому несет в себе еще одну серьезную опасность. Психо-семантический анализ изобразительных средств показал , что сходная семантика смерти и агрессии как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия, влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения. Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале ХХ в. была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница – возраст 5-6 лет!

Презентированные образы, запечатлеваясь в сознании, из источника информации превратились в источник т р а н с ф о р м а ц и и картины мира современного ребенка, знаменуя собой переоценку традиционной системы ценностей и образа жизни, легко осуществляя подмену понятий, о которой говорят сами участники выставки. Например, Магидова: «легко осуществить подмену понятий – святого- антигуманным, истинного – ложным, веру можно заменить всем, чем угодно» (подчеркнуто мной – В.А.). Это и происходит на выставке «Осторожно, религия!», где осуществляются следующие духовные подмены:

В экспонатах выставки «Осторожно, религия!» получило свое яркое, и может быть, предельное воплощение циничная деморализация детского сознания и дегуманизация детства в современной России, когда культура и искусство взрослых для современного ребенка является не столько источником построения гармоничной картины мира, сколько конструктором, агрессивно программирующим безрадостный образ жизни, безнравственную “новую мораль” и чудовищную систему ценностей (А.М. Нечаева Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000)

Все эти факты свидетельствующие о дегуманизации детского сознания и поведения. Основными факторами подобных трансформаций является разрушительное влияние средств массовой информации, к которым я отношу и выставки, подобные подэкспертной. Ее устроители ответственны в определенной мере за те негативные проявления, о которых я говорила.

Таким образом, со всей ответственностью специалиста могу свидетельствовать, что влияние такого мероприятия, как выставка «Осторожно, религия!» на детское сознание (пусть даже одного единственного ребенка) , способно оказать самое патогенное воздействие на актуальную и будущую его жизнедеятельность, что является грубейшим нарушением Конвенции о правах ребенка и других актов о защите детства.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Ликование художника ( выставки 18–22 апреля 2007)

Перед тем как приступить к работе, московский художник Александр Закальский досконально изучил храмовый комплекс Ангкор, расположенный в Камбодже. Д...

News image

Второе полугодие 2006 года

14-16 июля 2006 Scope Hamptons Здесь будут представлены 60 наиболее выдающихся международных галерей. США, Нью-Йорк http://www.scope-art....

News image

Весенняя выставка произведений ленинградских художников

Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года, открытая в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, стала одним из ...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Арт-персоны:

С блеском голодным в глазах

News image

Я думаю, что современное искусство от кризиса выигрывает больше всего. Именно теперь глаза знающих людей снова заблестели. Вперв...

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

Арт-Ярмарка:

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Арт-Критика:

Тропой кочевников

News image

Идет современное искусство на биеннале в Ширяеве Отметивший в нынешнем году десятилетний юбилей фестиваль современного ...

Энтони Гормли Поле притяжения

News image

Для одного из самых известных современных скульпторов Энтони Гормли скульптура так же важна, как окружающее ее пространство, а...

Картина должна восприниматься не умом, а животом

News image

Фильм режиссера Алексея Мизгирева Бубен, барабан получил две награды на кинофестивале в Локарно – приз за лучшую режиссуру и...