Реклама*
Выставки - Выставка: Осторожно,религия
Искусствоведческая экспертиза
(проведена специалистами в области древнерусского искусства экспертами Козловой Ю.А. и Бекеневой Н.Г.)
При проведении исследования использовались методы формального и иконологического искусствоведческого анализа (их суть и содержание раскрыты выше).
Искусствоведческое исследование и выводы:
Отвечая на вопросы, поставленные следователем, мы подвергаем искусствоведческому анализу те экспонаты, в подборе которых наиболее последовательно выразились намерения организаторов выставки:
Экспонат № 4. А.А. Зражевская “Не сотвори себе кумира”.
Экспонат - лист фанеры, размером 198 x 122 см., на котором помещено изображение оклада иконы “Спас на престоле”, лик кисти рук и изображение раскрытого Евангелия отсутствуют: вместо них прорези, куда можно было поместить лицо любого из зрителей и какую-либо книгу, по вкусу зрителей. Данная работа носит ярко выраженный оскорбительный кощунственный характер, задевающий чувства православных храстиан, поскольку как указывают древние письменные источники во все эпохи оклад - украшение иконы - является неотъемлемой частью смысла священного образа, символическое истолкование драгоценного убранства иконы входит в богословие иконы и как правило оклад составляет единый художественный ансамбль с живописным произведением, иными словами, иконы и ее оклад образуют нерасторжимое духовное единство, духовную целостность. Священный образ и его почитание неотделимы от сущности христианства, и в особенности, православия. Иконы с изображением Спаса на престоле, как правило, являются средником деисуса - центрального, главного ряда иконостаса русского православного храма. В левой руке Спаса раскрытое Евангелие; на котором бывает начертан отрывок из текстов священного писания. На многих иконах помещен текст “Я есть свет миру…” (Ин. 8, 12), подчеркивающий мысль о Христе-космократоре, властителе Вселенной, как носителя мира и света миру. По мнению А. Грабара и А.И. Анисимова, прототипом изображений Христа, восседающего на престоле, служат античные статуи сидящего на троне Зевса и, прежде всего, знаменитая статуя из храма в Олимпии, созданная Фидием и входившая в число семи чудес свет. Название работы “Не сотвори себе кумира” - цитата из книга Исход Ветхого Завета, входящая в число 10 заповедей (Исх. 20,4). Автор данной работы выражает издевательское отношение не только к ценностям православия, но и к основополагающим ценностям европейской цивилизации, современного мира.
Экспонат № 3. А. Косолапов “Кока Кола” (This is my blood) представляет собою цветной рекламный плакат, в котором применены основные агрессивные приемы современной рекламы. А. Косолапов создал “произведение” откровенно издевательского, кощунственного характера, т.к. в его композицию включен лик Спасителя, легко узнаваемый и показательный и для католической и для восточно-христианской традиции; значимой частью композиции также является надпись на английском языке “This is my blood” т.е. “Сие есть моя кровь”. Эти слова - часть фразы “Пийте от нея все, сие есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многоие изливаемая во оставление грехов”, произносимой во время литургии - основного христианского богослужения: священник повторяет слова Спасителя, сказанные им апостолам во время причащения. В данном случае очевидно глумление и над обрядами христианской, прежде всего православной церкви, над тестами Евангелия, покольку эти слова Христа включены в тексты евангельского повествования (Мф. 26, 28; Мк. 14, 23; Лк. 22, 20). Экспонат носит заведомо шокирующий, провокационный характер, т.к. в нем сознательно и осмысленно сопоставлены и отождествлены сакральное, священное и обыденное, вульгарное. Тем самым, автор сознательно провоцирует зрителя на ответную враждебную реакцию, на агрессивное действие на религиозной почве, разжигает религиозную вражду.
Экспонат № 6 В.М. Орлов, А.Ю. Митлянская “Last supper” (тайная вечеря) представляет собой лист белой бумаги размером 47,5 x 33 с тремя цветными фотографиями. Данный экспонат состоял из двух частей: 1-ая часть - фотографический триптих с изображением фрагментов частей рыбы; 2-ая часть - видеоклип, представляющий конвульсии отрубленной рыбьей головы.
Само название экспоната взято из евангельского повествования (Мф. 26, 17-35; Мк. 14, 12-31; Лк. 22, 7-38; Ин. 13, 1-17). В этих текстах рассказывается о последней трапезе Спасителя и Его учениками, апостолами, во время которой Спаситель, благословив хлеб, преломил и подал его ученикам со словами “сие есть тело Мое, которое за вас предается (т.е. приносится в жертву) сие творите в Мое воспоминание”. Последняя часть этого обращения Спасителя к его ученикам напоминает о том, что во время Тайной вечери Христос установил таинство Евхаристии, одно из семи таинств православной церкви - причащение верующих, присутствующих на литургии, Святыми Дарами (хлебом и вином). Таинство причащения, установленное самим Христом, прообразует крестную искупительную жертву Спасителя и олицетворяет эту жертву. Необходимо также вспомнить о том, что в раннехристианском искусстве изображение рыбы было одним из символов Христа. Использование фотографических образов разделенной на куски рыбы в этом контексте может рассматриваться как кощунственное обозначение, как глумливый символ слов Христа о Его искупительной жертве и о таинстве Евхаристии. Закономерен вывод - описанный экспонат формирует у зрителя отрицательное, издевательское отношение к христианской церкви в целом, особенно к ее таинствам.
Экспонат № 8. И. Вальдрон “Hello, Dolly”. Это панно из ткани, на котором посредством аппликации из кожи выполено изображение отвцы. Вокруг этого изображения размещены надписи: “Hello Holy, Hail Dolly, Jamb of god”/Привет святыня, Хайль Долли, Агнец Божий.”, “Hello, Dei, Agnus Dolly’/ Привет, Бог, Агнец Долли/”, “Silence of the Jambs”/Молчание ягнят/. “No to the cloning of Jesus Christ”/Нет клонированию Иисуса Христа/”.
Содержание работы И.Вальдрона имеет определенную явственно выраженную антихристианскую и антиправославную направленность. В процитированных надписях на этом панно дважды повторяется - по английски и по латыни “Агнец”. Это глумливое и кощунственное повторение евангельского выражения “Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира”. /Иоанн, I:29/. Христос на тайной вечери, последней трапезе с апостолами уподобляет Себя Агнцу, приносимому в жертву за человеческий род. Поэтому Агнец один из основных и наиболее древних христианских символов. Называя овечку Долли - живое существо, полученное путем клонирования - Агнцем Божиим, Святыней и Богом, Вальдрон нарочито и демонстративно символ Христа заменяет образом клонированного существа и приветствует клон. Одновременно Автор ставит знак равенства или тождества между клонированием овечки Долли и непорочным зачатием Спасителя. Раьота содержит издевательство по отношению к основным символам христианства и это издевательство выражено дерзко и агрессивно, что несомненно способствует разжиганию религиозной вражды и розни.
Экспонат № 9. А.А. Дорохов “В начале было слова”. Экспонат - триптих, включающий в себя три одинаковых по формату и размеру панно с начертанными на них текстами. Поверх текстов в центре каждого из трех панно помещено условное изображение распятой человеческой фигуры. На первом - распятие на кресте, во втором - на пятиконечной звезде, в третьем случае - на свастике. Само название работы А. Дорохова носит кощунственный характер, поскольку является цитатой из евангельского текста, Iой главы Евангелия от Иоанна “В начале было Слово, и слово было у Бога, и слово было Бог”. Иоанн I: I/ и как явствует из приведенного текста Слово одно из имен Бога. Помещенный на первом панно текст является цитатой и довольно пространной из Евангелия от Иоанна и на фоне евангельского текста, как сказано выше - распятие на кресте. На втором панно - текст из коммунистического манифеста, служащий фоном для распятия на звезде и соответственно на третьем - большая цитата из “Майн кампф” А. Гитлера, являющаяся фоном для изображения распятого на свастике. А. Дорохов, используя сравнение и сопоставление указанных текстов пытается внушить зрителю мысль о равенстве и тождестве христианства, фашизма и коммунизма, христианства и тоталитарных идеологий, утвердить эту идею. Подобное утверждение является клеветой на христианство, в особенности, если вспомнить о жестоких гонениях на православную церковь во время коммунистического режима. Экспонат несет в себе негативную оценку и клевету на христианство, возбуждает враждебное отношение к христианской религии и тем самым призывает к разжиганию религиозной розни.
Экспонат № 11. В.В. Щечкин “Непротивление злу насилием”. Экспонат представляет собой трехчастную композицию, составленную из трех репродукций широко известного портрета великого русского писателя Ф.М. Достоевского, написанного В.Г. Перовым в 1872 году. На всех репродукциях портрета сделаны дополнения: на одной за спиной писателя дорисованы перепончатые крылья, напоминающие крылья летучих мышей; на другой - в руке писателя словно вложен топор; на третьей - на колени писателя как бы поставлена клетка с фигурой императора Наполеона. Дополнением этого экспоната является настоящая птичья клетка, в которой на жердочке был помещен скульптурный бюст писателя Л.Н. Тослтого.
В произведении В. Щечкина отчетливо выражено отрицательное отношение и негативная оценка личности Ф. Достоевского и его портрета. Портрет был создан В. Перовым по заказу основателя галереи П. Третьякова и оценивался современниками чрезвычайно высоко - известно высказывание И.Н. Крамского: “один из лучших портретов русской школы вообще. В нем сильные стороны художника налицо”. В работе В. Шечкина наличествует уничижительная характеристика личности и философских взглядов крупнейшего русского писателя Ф. Достоевского, попытки развенчания Достоевского как властителя дум нескольких поколений русской интеллигенции, ставится под сомнение его вклад в русскую и мировую духовную культуру. В это же самое время в работе В. Шечкина выражено пренебрежительное отношение к данному портрету как выдающемуся образцу русского реализма XIX столетия, русскому реалистическому искусству в целом и к деятельности основателя Третьяковской галереи, по заказу которого был написан этот портрет. Совершенно очевидно оскорбительное истолкование традиционных для русских эстетических, художественных и духовных ценностей.
Даже краткий и беглый анализ лишь нескольких экспонатов выставки “Осторожно, религия!” позволяет сделать вывод, что ее организаторы самим подбором экспонатов сознательно провоцировали возможных зрителей на агрессивное неприятие важнейших категорий, понятий, образов русской культуры, стремились оскорбить национальные и религиозные чувства, тем самым способствовать разжиганию конфликтов на конфессиональной и национальной почве.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Европа-Россия-Европа22.05.2007—29.06 |
Осенняя выставка произведений ленинградских художниковОсенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года , открытая в залах Ленинградской организации Союза художников РСФСР, стала одним и... |
Выставки 21–25 февраля21–24 февраля «Девяносто ступеней вверх». Более 60 живописных работ разных периодов жизни Ирины Витман – пейзажи, натюрморты, портреты. Лири... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совреVII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( НационЭта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Премию Инновация присудили арт-группе ВойнаГосударственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ... |
Любовь и видеоАрт-достижения прошлого сезона собрали в единую экспозицию Премия Инновация , учрежденная Министерством культуры в прошлом году, претендуе... |
Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в оВ этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област... |