• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



О выставке Осторожно, религия! и событиях вокруг нее

Выставки - Выставка: Осторожно,религия

о выставке  осторожно, религия!  и событиях вокруг нее

Развернутая в некоторых церковных приходах и патриотических изданиях кампания против Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова и участников выставки Осторожно, религия! (за три недели в газетах было напечатано не менее 20 возмущенных статей, а в прокуратуру поступило несколько тысяч таких же писем) вышла на новый уровень: 12 февраля Государственная Дума приняла Обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации, в котором попросила Генпрокурора обязать соответствующих должностных лиц незамедлительно повести проверку по факту разжигания религиозной вражды организаторами выставки Осторожно, религия! , а 28 февраля Таганская межрайонная прокуратура г.Москвы возбудила уголовное дело против организаторов выставки по признакам ст. 282 ч.2 УК РФ (в статье говорится о деяниях, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, совершенных, во-первых, каким-либо лицом с использованием своего служебного положения и, во-вторых, организованной группой лиц).

Выставка Осторожно, религия! была открыта в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова 14 января с. г. и после трех дней работы разгромлена православными погромщиками. В этой выставке участвовало 39 художников и две художественные группы. Вероятно, такого звонкого и удивительного по своей направленности резонанса не было ни у одной из выставок ни в СССР, ни в постсоветской России. Даже посещение и закрытие в декабре 1962 г. Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже и разгром в Москве властями знаменитой бульдозерной выставки в сентябре 1974 г. закончились не возбуждением уголовных дел, а тремя встречами Хрущева с художниками и творческой интеллигенцией, разрешением властей организовать в Измайловском парке первую выставку неофициального искусства и организацией при Московском городском объединенном комитете художников-графиков секции живописи, в которую предлагалось войти всем художникам-нонконформистам (правда, тем художникам, кто в эту секцию, работавшую, естественно, под присмотром КГБ, не захотел войти, власти угрожали обвинениями в тунеядстве).

Реакция на выставку Осторожно, религия! тем более удивительна и требует обсуждения и анализа, что ее успело посмотреть около двух десятков человек (не считая приглашенных на открытие) и, кажется, ее не видел не только ни один из депутатов, но и ни один из авторов возмущенных обращений в прокуратуру, не считая шестерых погромщиков.

Крестовый поход против музея и участников выставки актуального искусства Осторожно, религия! ведется настолько активно и массированно, что невольно возникает мысль о том, что организаторы кампании используют разгром и скандал, возникший вокруг выставки Осторожно, религия! , как удобный предлог для усиления и установления клерикального диктата в нашей стране и как акт политического давления на правоохранительные органы. Хотя все шестеро погромщиков были задержаны милицией при выходе из выставочного зала, их дело до сих пор не передано в суд.

Огорчает и удивляет не то, что активная кампания в поддержку погромщиков ведется в патриотических изданиях и в некоторых электронных СМИ, включая радиостанцию Радонеж и телевизионную программу Русский Дом , а то, что многие другие СМИ и демократические политики либо не осудили действия погромщиков и никак не выразили своего отношения к ситуации вокруг выставки Осторожно, религия! , либо сделали это весьма осторожно, не попытавшись разобраться ни в сути самой выставки, ни в подоплеке дела (хотя все имеющиеся у музея материалы по выставке, в том числе предварявшие выставку тексты нескольких художников и куратора, помещены на сайте www.sakharov-center.ru, а директор и члены Совета музея доступны для контактов).

Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова стал объектом для отработки механизма создания образа современного врага российского народа и методов мобилизации на борьбу с таким врагом не только националистических и православно-националистических общественных организаций, их активистов, некоторых представителей церковной иерархии, но и представителей прокуратуры, правоохранительных органов, а в самое последнее время и широких кругов населения. На примере Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова формируется и действует механизм создания образа врага, который на деньги Березовского или еще на какие-либо западные или сионистские или исламские деньги не только сознательно и намеренно оскорбляет религиозные чувства народа, но и, что совсем уже отвратительно, вместо того, чтобы разделить с народом чувства боли и жалости к жертвам террористических актов в Москве и чувства негодования и возмущения террористами, их поддерживает. Я могу утверждать с полной ответственностью, что происходит именно это, потому, что даже в такой общенациональной и с демократической репутацией газете, как Известия , была опубликована статья, в которую собственный корреспондент газеты вмонтировал якобы сказанные им директору музея во время интервью и притом в таком тоне, как будто речь идет об общеизвестном факте, следующие слова: Ваш центр ведь поддержал захват Норд-Оста . (Ответственность за публикацию этого дикого и лживого утверждения целиком лежит на редакции Известий ). Как ни странно, именно публикацией в Известиях завершился, с точки зрения логики, процесс создания исчерпывающего и полного образа современного врага народа . Ведь врагами народа во все времена, по определению, являются те лица или организации, которые посягают на самые главные, искренние и бескорыстные чувства народа (к числу таких чувств безусловно относится религиозное чувство), и те лица или организации, которые поддерживают наиболее страшные угрозы или совершают наиболее жестокие действия, грозящие жизни ни в чем не повинных людей (к числу таких действий и угроз относится терроризм). Ирония событий при этом состоит в том, что на должность современного врага народа в России назначен (при равнодушии одних и злорадстве других) Музей и общественный центр Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова, на здании которого уже несколько лет висит плакат (единственный в Москве): С 1994 года в Чечне идет война. Хватит! , а в экспозиции, библиотеке и программах которого (тоже единственный случай среди музеев Москвы) главное место занимает сохранение памяти о жертвах и преступлениях советского режима, в том числе репрессий против верующих и священников.

В связи со сказанным мы обращаем внимание общества на то, что действия погромщиков и поддерживающих их лиц наносят ущерб не только правовому порядку в государстве, но и несут прямую угрозу конституционным правам и свободам граждан России.

II

К сожалению, никто из журналистов написавших о выставке Осторожно, религия! , даже не упомянул о том, в чем заключается суть проблемы с точки зрения собственно искусства. Авторы, не нападавшие на выставку, написали лишь о том, что по художественному уровню выставка оказалась средней и имеет право на существование, что на выставке есть интересные, удачные и есть неудачные работы, с чем я согласен, но считаю такой анализ совершенно недостаточным.

Поэтому, хотя я и не являюсь искусствоведом, но вынужден начать именно с вопроса о том, в чем заключается суть дела с точки зрения искусства и насколько обоснованны претензии погромщиков и поддерживающих их граждан, включая председателя Отдела внешних церковных сношений РПЦ митрополита Кирилла и заместителя председателя отдела протоиерея Всеволода Чаплина, публично высказывавших сожаление о том, что выставка Осторожно, религия! не была запрещена, и фактически отнесшихся к действиям погромщиков с пониманием.

Насколько можно понять из оставленных погромщиками на стенах выставочного зала надписей: Кощунство , Вы ненавидите православие. Будьте вы прокляты и из православно-патриотических статей объектом возмущения являются именно те работы, в которых художники использовали значимые для православных верующих религиозные символы для создания различных художественных образов (все другие представленные на выставке работы, например отражающие языческие верования, или работы, в которых вообще не использовались символы православной религии, возмущения, кажется, не вызвали).

Прежде чем продолжить объяснение происшедшего, хочу пояснить, что по жанру выставка Осторожно, религия! являлась выставкой актуального искусства.

Актуальное искусство - профессиональный термин, подразумевающий определенный характер и определенные принципы конструирования и воплощения в материале смыслов создаваемых в этом жанре инсталляций, объектов и других произведений. Так же, как произведения любого жанра (не могу подобрать более правильного слова), например древняя эллинистическая скульптура или живопись художников-импрессионистов, работы в жанре актуального искусства требуют для их адекватного понимания определенного навыка и уровня образования.

Поскольку в данной статье невозможно написать о всех представленных на выставке работах, скажу о тех, которые упоминаются в Обращении Госдумы к Генеральному прокурору Российской Федерации (в Обращении, кстати, очень много неправильных сведений о выставке).

Одна из работ, на которой погромщики намалевали Гады и о которой в патриотической прессе писали, как о кощунственной, представляла собой написанный автором на полотне оклад иконы размером в человеческий рост с отверстиями для лика, руки и книги. В состав работы входила также стопка книг различного содержания, размещенная на столике рядом с окладом, и установленный напротив оклада на треноге фотоаппарат с надписью, приглашавшей всех желающих сфотографироваться (в отверстие оклада, как на пляже, можно было просунуть голову).

Смысл этой, на мой взгляд, глубокой, интересной и абсолютно православной по духу работы (почему, станет ясно чуть позже) можно передать словами из Библии (автор работы подтвердил это при разговоре со мной): Не сотвори себе кумира , иначе говоря, не совершай подмены , не возводи, не ставь на степень религиозной веры никакие собственные пристрастия и свою убежденность в правоте каких-либо теорий и учений, о которых ты можешь узнать из разных книг , не убеждай никого как в религиозной истине в правоте тех взглядов и теорий, в которые ты веришь и считаешь истиной, потому что религиозные истины находятся только в Библии и т.п.

При взгляде на названную работу и размышлении о ней этот смысл возникает в уме зрителей именно за счет того, что зрителям предоставляется совершенно неожиданная и ошеломляющая физическая возможность, просунув голову в отверстие оклада и взяв в руки какую-либо из лежащих рядом в стопке книг (одна из книг в стопке была религиозного характера), мысленно представить себя на месте Бога с любой книгой вместо Библии .

Несколько участников вернисажа не выдержали искушения и сфотографировались в окладе на память , затем эти фотографии были помещены в двух солидных газетах и, вероятно, вызвали раздражение у многих читателей, но ведь эти обстоятельства не отменяют подлинно глубокого смысла работы (я не исключаю, что ее автор - верующий человек), а говорят лишь об уровне сфотографировавшихся таким образом зрителей, об уровне корреспондентов и редакций, выбравших и напечатавших именно эти фотографии, и об уровне тех православных христиан , которые использовали эти фотографии как один из поводов для разворачивания травли организаторов и участников выставки.

Другая вызвавшая негодование работа, представляла собой среднего размера постер с несколько стилизованным ликом Христа, логотипом Соса-Соlа и надписью по-английски: This is my blood ( Сие есть кровь моя ). Смысл ее, по-моему, хорошо передается словами не торгуй тем, чем нельзя торговать (нельзя торговать убеждениями, нельзя спекулировать на доверии или на вере других людей кому-либо или во что-либо и т.д.). Этот смысл восходит к духу христианской заповеди: не обращай имя Бога ни на что, кроме него самого. Автор выразил этот смысл простым, точным приемом (взятым из современной рекламы и намеренно доведенным до логического и абсурдного предела), а именно - безграничное желание любой ценой навязать людям что бы то ни было (даже доказать ту истину, в которой ты уверен) находит свое адекватное образное выражение в том, что об обычной банке кока-колы сам Христос сообщает зрителям, что в этой банке якобы заключена частица Бога - This is my blood . Ирония обращена не на Христа, а на существенные и очень неприятные черты современной ситуации, в частности, на то, что имя Бога используется для санкционирования или освящения того, что Богом не является (государство, бизнес или внутренний мир и убеждения людей). Те, кто искренне или лукаво возмущаются этим произведением, либо просто не поняли его, либо преследуют совершенно иные цели, чем защита религии и чувств верующих людей.

В числе работ, с негодованием упомянутых в Обращении Думы, на выставке Осторожно, религия! экспонировалась композиция из трех водочных бутылок с тремя головками лука вместо пробок, такие бутылки с головками лука отчетливо походили на церковные колокольни. Смысл работы понятен всем и отнюдь не заключается в пропаганде ленинской и советской идеи: Религия есть опиум для народа . Во-первых, лаконичной и неожиданной для зрителей моделью церковных колоколенок из водочных бутылок и луковичных головок автор совершенно прозрачно и внятно выразил достаточно широко распространенное сегодня в российском обществе критическое отношение (которое я разделяю) к тому, что церковь часть своих доходов получает не из вполне достойных ее источников (например, СМИ много писали о том, что РПЦ имеет льготы в табачном бизнесе), во-вторых, автор, создал остроумный и очень лаконичный образ того, что, к сожалению, многие серьезные и глубокие проблемы жизни и даже мировоззрения по традиции решаются у нас в стране за бутылкой.

В Обращении Госдумы среди представленных на выставке кощунственных работ был упомянут также выполненный в технике офорта или компьютерной графики лист примерно 40 на 30 см. размером (работа была разорвана, и я не знаю, в какой точно технике она сделана). На первом плане композиции была изображена ослепительной красоты, прямо-таки светящаяся и мерцающая на темном фоне листа, обнаженная и целомудренная в своей красоте фигура распятой на кресте женщины, а на заднем плане темным тоном была изображена с усилием угадываемая в полумраке фигура распятого на кресте мужчины (возможно, Христа, а возможно, нет). У меня не было потребности поговорить с художником о том, каков смысл этой работы, потому что глядя на этот лист я почувствовал, что люди всегда будут идти на муки и страдания за красоту женщины и что не только муки людские, но и красота спасает мир.

Последнюю упоминаемую в Обращении Госдумы работу стенд с изображением иконографии Спаса Нерукотворного, вместо лика которого вставлены фотографии Животворящего Креста Господня с развешенной на нем гирляндой из колбасных изделий я сам, а также те художники и куратор, которых я об этом спрашивал, на выставке не видели. На имеющихся в музее фотографиях выставки снятых до и после ее разгрома ничего похожего нет. Вероятно, у тех, кто готовил текст Обращения, произошла накладка .

На выставке Осторожно, религия! было представлено и много других произведений, в которых религиозная, в том числе православная, символика вообще не использовалась. Например, замечательно веселой и остроумной была работа Hello, Dolli (большое панно-аппликация из ткани с изображением овечки Долли), представляющая шуточный отклик художника на то, как прямо на наших глазах возникает, может быть, новая религия, объектом поклонения в которой станет Святая Долли . Как известно, овечка эта появилась на свет благодаря клонированию и, таким образом, стала как бы первым воплощением (пусть ущербным) мечты людей о физическом бессмертии. Глубокой и интересной по замыслу была, по-моему, серия цветных, возможно постановочных, фотографий, на которых были запечатлены сцены обыденной жизни, так как она течет за дверью почти любой квартиры. Автор фотографий как бы зафиксировал и разбил на семь сцен поток обычной жизни и акцентировал и привлек наше внимание к происходящему одним только коротким общим названием этих сцен: Семь смертных грехов . Эта работа напоминает, что мы перестали замечать и ощущать и в своей жизни, и в жизни окружающих ее греховность, перестали обращать внимание на то, что является грехом. Кроме того, была веселая работа, шутливо выражающая существование в мире язычества, была трагическая работа, в которой в лоб была выражена идея, что в советском, равно как и в нацистском государствах люди с противоречащими власти убеждениями были вынуждены идти на крест, как первохристиане (почему-то и эти работы вызвали негодование, в первом случае - у уважаемой газеты, во втором - у погромщиков).

Были также одинаково негативно отмеченные поверхностной прессой и погромщиками трагические и острые по смыслу работы грузинского художника, представившего объект - вертикально стоящий на подставке нож с красиво вытравленной на обоих сторонах лезвия надписью RELIGIYA и композицию из четырех фотографий (размер фотографий 30 на 40 см.). Что касается ножа с надписью, смысл объекта прозрачен и воспринимается мгновенно: религия - вещь обоюдоострая. Композицию из фотографий расшифровать труднее, первая реакция (моя в том числе), - шок; когда начинаешь думать, понимаешь трагизм и глубину работы. На постановочной фотографии, помещенной в левом верхнем углу композиции, сфотографирована женщина, голова которой скрыта капюшоном, в одеянии, похожем на монашеское (вопрос, монашка это или нет, автор намеренно оставляет без ответа), женщина сидит на ступенях лестницы с раздвинутыми коленями, передний подол ее одеяния находится выше колен, при избранном автором ракурсе и перспективе - чуть снизу - вверх, вид у этой женской фигуры - сексуальный и провоцирующий. Справа от этой фотографии, на фотографии такого же размера, представлен портрет в профиль мальчика 13-14 лет, он в наушниках и внимательно слушает музыку плейера. Лицо мальчика сосредоточено и спокойно, его взгляд направлен в другую сторону от женской фигуры. Ниже - еще две фотографии; на одной - абстрактная композиция из нескольких пересекающихся лучей, наподобие траекторий космических частиц или следов от реактивного самолета, на другой - часть обнаженной женской ноги, выше резинки чулка, на бедре сделана татуировка , вероятно, помадой - сердечко и надпись Love . Я пишу длинно потому, что надо ведь словами рассказать то, что взглядом воспринимаешь в одну секунду, но что потом требует долгих размышлений. А смысл работы трагичный и глубокий - мальчик, лицо которого повернуто в сторону от всех - стоит и внимательно вслушивается в музыку, в себя самого и в свое одиночество на пороге жизненного пути, который неизбежно проляжет в мире соблазнов (эротические фотографии) и в мире вселенной (абстрактная композиция из лучей).

О некоторых других работах, о которых бы мне хотелось рассказать, сделанных как с использованием религиозной православной символики, так и без нее, я просто не могу здесь писать из-за отсутствия места. Но с полной ответственностью за свои слова я могу сказать, что ни одна из представленных на выставке работ ни по замыслу их авторов, ни по намерениям музея не была направлена на то, чтобы оскорбить чувства верующих, - православных, католиков, буддистов, мусульман, приверженцев других конфессий, равно как и неверующих людей.

III

По-моему, суть проблемы - допустим или нет в обществе, где многие люди являются верующими, показ на художественной выставке работ, подобных названным, заключается в том, что использование в современном искусстве религиозных символов и помещение их в нерелигиозный художественный контекст для создания новых смыслов и образов, выражающих нерелигиозное, в том числе критическое отношение различных групп общества и авторов произведений к духовному миру человека и к различным явлениям окружающего мира (включая определенные аспекты религиозности людей и деятельности религиозных институтов), является естественной и неотменимой частью современной культуры, давно и прочно вошло в арсенал приемов литературы и изобразительного искусства и стало неотъемлемым элементом художественного творчества.

Забавно, что это невольно подтвердила редакция одной крупной газеты, напечатавшая большую зубодробительную статью о выставке Осторожно, религия! и сопроводившая ее для усиления тезиса о том, что художники и организаторы выставки издеваются над православными русскими святынями, крупной иллюстрацией. Иллюстрация представляет фрагмент разорванной на части знаменитой картины Нестерова: Видение святого духа отроку Варфоломею (будущему святому Сергию Радонежскому). При этом редакция забыла предупредить читателей, что этой работы не было на выставке Осторожно, религия! и что иллюстрацию создал, пользуясь принципами актуального искусства, художник редакции. Редакция другой, можно сказать, главной неправительственной газеты России напечатала о выставке громадную статью собственного корреспондента, броское название которой Убить постмодерниста своей двусмысленностью на порядок переплюнуло название выставки Осторожно, религия! . Кроме того, в этом же выпуске газеты на той же полосе помещено интервью со священником Иваном Охлобыстиным, который, отвечая на вопрос того же корреспондента: Как можно бороться с людьми, которые используют эпатаж? Ведь любой шум они оборачивают в свою пользу , сообщил читателям, что эти люди (речь об организаторах и участниках выставки Осторожно, религия! ), как и любые другие, не любят сидеть в тюрьме. …Я бы на месте властей посадил бы их, причем максимально быстро. Потому что, если они останутся безнаказанными, их здесь убьют . И редакция и корреспондент газеты оставили это сообщение без комментариев, если не считать комментарием редакции названного выше редакционного заголовка.

Нигде в мире в секуляризованных обществах и государствах в эпоху, в которую мы живем, не существуют и не могут существовать конвенциональные и правовые запреты и ограничения на использование в литературе и искусстве значимых религиозных символов в иных контекстах и иных смыслах, чем те значения, в которых они возникли и существуют в церкви. Попытки установления конвенционального и правового запрета на использование религиозных символов в нерелигиозном контексте и значении в немусульманских обществах и государствах не только не выполнимы, хотя убить пересмешника , конечно, всегда возможно, но по существу архаичны и направлены против логики и свободы художественного творчества, против прав граждан на свободу слова и свободу совести и против принятого в современных западных обществах и государствах конституционного принципа отделения церкви от государства. Что касается попыток осуществления таких запретов в мусульманском мире, то и там они сегодня приводят к эффекту Салмана Рушди , и надо учитывать, что весь западный мир встал на защиту этого писателя.

Сколько-нибудь последовательная попытка ввести конвенциональные и правовые ограничения на использование в научных исследованиях, журналистике, кино, театре, литературе и художественном творчестве значимых для верующих людей и других групп общества образов и символов в иной интерпретации и иных контекстах и значениях, чем те, с которыми эти образы и символы возникли и имеют существенное значение для своих приверженцев) означала бы не больше и не меньше, как запрет на полноценную деятельность всех институтов культуры и общественных институтов: музеев, художественных выставок, издательств, газет, университетов, политических партий и т.д.

В самом деле, если представить что такое конвенциональное и правовое ограничение желательно и возможно, разрешено ли будет российским музеям создавать экспозиции, посвященные ГУЛАГу и показу преступлений советского режима? Разрешено ли будет российским издательствам выпускать научные книги, посвященные, доказательству гипотезы, что Слово о Полку Игореве написано не в ХII веке, а является гениальной подделкой, созданной в ХVIII веке? Разрешено ли будет в Москве или Казани издавать книги и проводить конференции, посвященные разбору и критике норм шариата с точки зрения современного западного права? Можно ли будет в России создавать и показывать на выставках художественные работы, с критической точки зрения затрагивающие деятельность православной церкви и православного духовенства? Можно ли будет в России изучать в школах Демон Лермонтова и Фауст Гете? Может ли тогда появиться в России фильм подобный Андрею Рублеву ? Ведь подобные музейные экспозиции, книги, конференции, выставки, фильмы могут быть признаны оскорбляющими добросовестные убеждения и задевающими искренние и глубокие чувства миллионов людей - приверженцев советской власти, российских патриотов, мусульман, священников, православных христиан и т.д.

У современного секуляризованного правового общества и государства на эти и подобные вопросы существует ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ: Да, можно, если у тех, кто делает такие экспозиции и выставки, пишет такие книги, проводит такие конференции, снимает такие фильмы и т.д. нет намерения унизить и оскорбить чье-либо человеческое достоинство и фальсифицировать исторические факты .

В логике же конвенциональных и правовых запретов, навязываемых российскому обществу определенными политическими и клерикальными кругами, ответ на поставленный выше вопрос будет, наверное, таким: Не допускается публичное использование и распространение значимых для любых российских граждан (или групп граждан определенной численности) царских, советских, российских государственных, религиозных, исторических и культурных символов, художественных образов, документов, исторических сведений, фактов, мнений таким образом и таким способом, которые граждане (или группы граждан определенной численности) считают оскорбительными для себя, даже если лица, повинные в использовании вышеперечисленного, заявляют о том, что не имеют намерений кого-либо оскорбить .

Приходится сказать, что, хотя я и не считаю себя верующим, я вырос с очень верующими бабушками и потому у меня тоже есть религиозное чувство и мое религиозное чувство коробит , когда я вижу по телевизору батюшек, вероятно на вполне церковном и законном основаниях лихо благословляющих бары, рестораны, танки и т.д. Мне также непонятно - в каком качестве присутствуют в храмах на главных церковных праздниках многие руководители нашего государства и в качестве кого их показывают по телевизору - в качестве верующих людей или нет? Непонятно мне это, потому что мои бабушки приучили меня думать, что в храме уместно находится в церковные праздники только верующим.

В общем, мне непонятно и воспринимается как оскорбляющее мое религиозное чувство многое из того, что вижу, но при этом я все-таки никогда не пойду громить какой-нибудь храм, а наоборот обязательно пойду его защищать от погромщиков, если что-то подобное случится у меня на глазах. Точно так же я не пойду громить, а скорее буду защищать от погрома редакции тех газет, о которых думаю, что было бы очень хорошо, если бы эти газеты закрылись.

Я надеюсь, что среди депутатов Государственной Думы, потребовавших провести прокурорскую проверку в связи с выставкой Осторожно, религия! , есть те, кто просто не разобрались в сути и подоплеке дела с разгромом выставки. Надеюсь, что этим депутатам ближе образ России в виде светского, многоконфессионального, полиэтнического, правового, демократического и свободного государства, чем некоего мифического православного государства с соответствующими преимуществами и льготами для титульной православной нации , преимуществам и льготами для деятельности РПЦ и определяемыми РПЦ идеологическими рамками. Я надеюсь также, что и у работников прокуратуры достанет желания разобраться в сути дела. И я знаю, что никто из посетителей Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова (а за семь лет нашей работы у нас побывало около семидесяти тысяч человек) не упрекнет Музей в том, что его деятельность содействует возбуждению в России национальной, расовой или религиозной вражды, равно как и в том, что Музей когда-либо поддерживал или приветствовал террористические акты в городах России или где-либо в мире, равно как и продолжение жестокой и несправедливой войны в Чечне.

В заключение хочу сказать, что, несмотря на оказываемое на нас давление, Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова не перестанет быть открытой площадкой для свободного обсуждения любых значимых и острых проблем, в том числе свободного обсуждения проблем существования и деятельности религиозных институтов в нашем обществе и местом проведения акций, конференций, выставок, посвященных этим проблемам. Музей считает себя не вправе отказаться от этой миссии, даже несмотря на определенные издержки, с которыми при этом встречается.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Америка сегодня Выставка современного американского и

Честь открывать этот проект выпала великому и ужасному Чарльзу Саатчи. Но можно сказать и так: Эрмитажу выпал счастливый билет заманить к себе галер...

News image

Выставка «Натюрморт в живописи 1950—1990 годов. Ленингр

26 апреля 1997 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленингр...

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

5 декабря 1956 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась Осенняя выставка произведений ленинградских художников...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н

News image

Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Арт-персоны:

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний

News image

Один из лидеров молодого искусства Киева, группы Р.Э.П. ( Революционное экспериментальное пространство ), Никита КАДАН рассказ...

Арт-Ярмарка:

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Арт-Критика:

Коллекция с концепцией

News image

В ГЦСИ стартовал ежегодный III Международный фестиваль коллекций современного искусства Тема нового смотра – коллекция...

Железные люди

News image

Скульптуры Энтони Гормли в Гараже До открытия Третьей Московской биеннале еще два месяца, а ее специальные гости уже...

Сценная коллекция

News image

Собрание Валентина Соляникова в ГМИИ им. А. С. Пушкина В отделе личных коллекций ГМИИ им