• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




О выставке Осторожно, религия! и событиях вокруг нее

Выставки - Выставка: Осторожно,религия

о выставке  осторожно, религия!  и событиях вокруг нее

Развернутая в некоторых церковных приходах и патриотических изданиях кампания против Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова и участников выставки Осторожно, религия! (за три недели в газетах было напечатано не менее 20 возмущенных статей, а в прокуратуру поступило несколько тысяч таких же писем) вышла на новый уровень: 12 февраля Государственная Дума приняла Обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации, в котором попросила Генпрокурора обязать соответствующих должностных лиц незамедлительно повести проверку по факту разжигания религиозной вражды организаторами выставки Осторожно, религия! , а 28 февраля Таганская межрайонная прокуратура г.Москвы возбудила уголовное дело против организаторов выставки по признакам ст. 282 ч.2 УК РФ (в статье говорится о деяниях, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, совершенных, во-первых, каким-либо лицом с использованием своего служебного положения и, во-вторых, организованной группой лиц).

Выставка Осторожно, религия! была открыта в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова 14 января с. г. и после трех дней работы разгромлена православными погромщиками. В этой выставке участвовало 39 художников и две художественные группы. Вероятно, такого звонкого и удивительного по своей направленности резонанса не было ни у одной из выставок ни в СССР, ни в постсоветской России. Даже посещение и закрытие в декабре 1962 г. Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже и разгром в Москве властями знаменитой бульдозерной выставки в сентябре 1974 г. закончились не возбуждением уголовных дел, а тремя встречами Хрущева с художниками и творческой интеллигенцией, разрешением властей организовать в Измайловском парке первую выставку неофициального искусства и организацией при Московском городском объединенном комитете художников-графиков секции живописи, в которую предлагалось войти всем художникам-нонконформистам (правда, тем художникам, кто в эту секцию, работавшую, естественно, под присмотром КГБ, не захотел войти, власти угрожали обвинениями в тунеядстве).

Реакция на выставку Осторожно, религия! тем более удивительна и требует обсуждения и анализа, что ее успело посмотреть около двух десятков человек (не считая приглашенных на открытие) и, кажется, ее не видел не только ни один из депутатов, но и ни один из авторов возмущенных обращений в прокуратуру, не считая шестерых погромщиков.

Крестовый поход против музея и участников выставки актуального искусства Осторожно, религия! ведется настолько активно и массированно, что невольно возникает мысль о том, что организаторы кампании используют разгром и скандал, возникший вокруг выставки Осторожно, религия! , как удобный предлог для усиления и установления клерикального диктата в нашей стране и как акт политического давления на правоохранительные органы. Хотя все шестеро погромщиков были задержаны милицией при выходе из выставочного зала, их дело до сих пор не передано в суд.

Огорчает и удивляет не то, что активная кампания в поддержку погромщиков ведется в патриотических изданиях и в некоторых электронных СМИ, включая радиостанцию Радонеж и телевизионную программу Русский Дом , а то, что многие другие СМИ и демократические политики либо не осудили действия погромщиков и никак не выразили своего отношения к ситуации вокруг выставки Осторожно, религия! , либо сделали это весьма осторожно, не попытавшись разобраться ни в сути самой выставки, ни в подоплеке дела (хотя все имеющиеся у музея материалы по выставке, в том числе предварявшие выставку тексты нескольких художников и куратора, помещены на сайте www.sakharov-center.ru, а директор и члены Совета музея доступны для контактов).

Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова стал объектом для отработки механизма создания образа современного врага российского народа и методов мобилизации на борьбу с таким врагом не только националистических и православно-националистических общественных организаций, их активистов, некоторых представителей церковной иерархии, но и представителей прокуратуры, правоохранительных органов, а в самое последнее время и широких кругов населения. На примере Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова формируется и действует механизм создания образа врага, который на деньги Березовского или еще на какие-либо западные или сионистские или исламские деньги не только сознательно и намеренно оскорбляет религиозные чувства народа, но и, что совсем уже отвратительно, вместо того, чтобы разделить с народом чувства боли и жалости к жертвам террористических актов в Москве и чувства негодования и возмущения террористами, их поддерживает. Я могу утверждать с полной ответственностью, что происходит именно это, потому, что даже в такой общенациональной и с демократической репутацией газете, как Известия , была опубликована статья, в которую собственный корреспондент газеты вмонтировал якобы сказанные им директору музея во время интервью и притом в таком тоне, как будто речь идет об общеизвестном факте, следующие слова: Ваш центр ведь поддержал захват Норд-Оста . (Ответственность за публикацию этого дикого и лживого утверждения целиком лежит на редакции Известий ). Как ни странно, именно публикацией в Известиях завершился, с точки зрения логики, процесс создания исчерпывающего и полного образа современного врага народа . Ведь врагами народа во все времена, по определению, являются те лица или организации, которые посягают на самые главные, искренние и бескорыстные чувства народа (к числу таких чувств безусловно относится религиозное чувство), и те лица или организации, которые поддерживают наиболее страшные угрозы или совершают наиболее жестокие действия, грозящие жизни ни в чем не повинных людей (к числу таких действий и угроз относится терроризм). Ирония событий при этом состоит в том, что на должность современного врага народа в России назначен (при равнодушии одних и злорадстве других) Музей и общественный центр Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова, на здании которого уже несколько лет висит плакат (единственный в Москве): С 1994 года в Чечне идет война. Хватит! , а в экспозиции, библиотеке и программах которого (тоже единственный случай среди музеев Москвы) главное место занимает сохранение памяти о жертвах и преступлениях советского режима, в том числе репрессий против верующих и священников.

В связи со сказанным мы обращаем внимание общества на то, что действия погромщиков и поддерживающих их лиц наносят ущерб не только правовому порядку в государстве, но и несут прямую угрозу конституционным правам и свободам граждан России.

II

К сожалению, никто из журналистов написавших о выставке Осторожно, религия! , даже не упомянул о том, в чем заключается суть проблемы с точки зрения собственно искусства. Авторы, не нападавшие на выставку, написали лишь о том, что по художественному уровню выставка оказалась средней и имеет право на существование, что на выставке есть интересные, удачные и есть неудачные работы, с чем я согласен, но считаю такой анализ совершенно недостаточным.

Поэтому, хотя я и не являюсь искусствоведом, но вынужден начать именно с вопроса о том, в чем заключается суть дела с точки зрения искусства и насколько обоснованны претензии погромщиков и поддерживающих их граждан, включая председателя Отдела внешних церковных сношений РПЦ митрополита Кирилла и заместителя председателя отдела протоиерея Всеволода Чаплина, публично высказывавших сожаление о том, что выставка Осторожно, религия! не была запрещена, и фактически отнесшихся к действиям погромщиков с пониманием.

Насколько можно понять из оставленных погромщиками на стенах выставочного зала надписей: Кощунство , Вы ненавидите православие. Будьте вы прокляты и из православно-патриотических статей объектом возмущения являются именно те работы, в которых художники использовали значимые для православных верующих религиозные символы для создания различных художественных образов (все другие представленные на выставке работы, например отражающие языческие верования, или работы, в которых вообще не использовались символы православной религии, возмущения, кажется, не вызвали).

Прежде чем продолжить объяснение происшедшего, хочу пояснить, что по жанру выставка Осторожно, религия! являлась выставкой актуального искусства.

Актуальное искусство - профессиональный термин, подразумевающий определенный характер и определенные принципы конструирования и воплощения в материале смыслов создаваемых в этом жанре инсталляций, объектов и других произведений. Так же, как произведения любого жанра (не могу подобрать более правильного слова), например древняя эллинистическая скульптура или живопись художников-импрессионистов, работы в жанре актуального искусства требуют для их адекватного понимания определенного навыка и уровня образования.

Поскольку в данной статье невозможно написать о всех представленных на выставке работах, скажу о тех, которые упоминаются в Обращении Госдумы к Генеральному прокурору Российской Федерации (в Обращении, кстати, очень много неправильных сведений о выставке).

Одна из работ, на которой погромщики намалевали Гады и о которой в патриотической прессе писали, как о кощунственной, представляла собой написанный автором на полотне оклад иконы размером в человеческий рост с отверстиями для лика, руки и книги. В состав работы входила также стопка книг различного содержания, размещенная на столике рядом с окладом, и установленный напротив оклада на треноге фотоаппарат с надписью, приглашавшей всех желающих сфотографироваться (в отверстие оклада, как на пляже, можно было просунуть голову).

Смысл этой, на мой взгляд, глубокой, интересной и абсолютно православной по духу работы (почему, станет ясно чуть позже) можно передать словами из Библии (автор работы подтвердил это при разговоре со мной): Не сотвори себе кумира , иначе говоря, не совершай подмены , не возводи, не ставь на степень религиозной веры никакие собственные пристрастия и свою убежденность в правоте каких-либо теорий и учений, о которых ты можешь узнать из разных книг , не убеждай никого как в религиозной истине в правоте тех взглядов и теорий, в которые ты веришь и считаешь истиной, потому что религиозные истины находятся только в Библии и т.п.

При взгляде на названную работу и размышлении о ней этот смысл возникает в уме зрителей именно за счет того, что зрителям предоставляется совершенно неожиданная и ошеломляющая физическая возможность, просунув голову в отверстие оклада и взяв в руки какую-либо из лежащих рядом в стопке книг (одна из книг в стопке была религиозного характера), мысленно представить себя на месте Бога с любой книгой вместо Библии .

Несколько участников вернисажа не выдержали искушения и сфотографировались в окладе на память , затем эти фотографии были помещены в двух солидных газетах и, вероятно, вызвали раздражение у многих читателей, но ведь эти обстоятельства не отменяют подлинно глубокого смысла работы (я не исключаю, что ее автор - верующий человек), а говорят лишь об уровне сфотографировавшихся таким образом зрителей, об уровне корреспондентов и редакций, выбравших и напечатавших именно эти фотографии, и об уровне тех православных христиан , которые использовали эти фотографии как один из поводов для разворачивания травли организаторов и участников выставки.

Другая вызвавшая негодование работа, представляла собой среднего размера постер с несколько стилизованным ликом Христа, логотипом Соса-Соlа и надписью по-английски: This is my blood ( Сие есть кровь моя ). Смысл ее, по-моему, хорошо передается словами не торгуй тем, чем нельзя торговать (нельзя торговать убеждениями, нельзя спекулировать на доверии или на вере других людей кому-либо или во что-либо и т.д.). Этот смысл восходит к духу христианской заповеди: не обращай имя Бога ни на что, кроме него самого. Автор выразил этот смысл простым, точным приемом (взятым из современной рекламы и намеренно доведенным до логического и абсурдного предела), а именно - безграничное желание любой ценой навязать людям что бы то ни было (даже доказать ту истину, в которой ты уверен) находит свое адекватное образное выражение в том, что об обычной банке кока-колы сам Христос сообщает зрителям, что в этой банке якобы заключена частица Бога - This is my blood . Ирония обращена не на Христа, а на существенные и очень неприятные черты современной ситуации, в частности, на то, что имя Бога используется для санкционирования или освящения того, что Богом не является (государство, бизнес или внутренний мир и убеждения людей). Те, кто искренне или лукаво возмущаются этим произведением, либо просто не поняли его, либо преследуют совершенно иные цели, чем защита религии и чувств верующих людей.

В числе работ, с негодованием упомянутых в Обращении Думы, на выставке Осторожно, религия! экспонировалась композиция из трех водочных бутылок с тремя головками лука вместо пробок, такие бутылки с головками лука отчетливо походили на церковные колокольни. Смысл работы понятен всем и отнюдь не заключается в пропаганде ленинской и советской идеи: Религия есть опиум для народа . Во-первых, лаконичной и неожиданной для зрителей моделью церковных колоколенок из водочных бутылок и луковичных головок автор совершенно прозрачно и внятно выразил достаточно широко распространенное сегодня в российском обществе критическое отношение (которое я разделяю) к тому, что церковь часть своих доходов получает не из вполне достойных ее источников (например, СМИ много писали о том, что РПЦ имеет льготы в табачном бизнесе), во-вторых, автор, создал остроумный и очень лаконичный образ того, что, к сожалению, многие серьезные и глубокие проблемы жизни и даже мировоззрения по традиции решаются у нас в стране за бутылкой.

В Обращении Госдумы среди представленных на выставке кощунственных работ был упомянут также выполненный в технике офорта или компьютерной графики лист примерно 40 на 30 см. размером (работа была разорвана, и я не знаю, в какой точно технике она сделана). На первом плане композиции была изображена ослепительной красоты, прямо-таки светящаяся и мерцающая на темном фоне листа, обнаженная и целомудренная в своей красоте фигура распятой на кресте женщины, а на заднем плане темным тоном была изображена с усилием угадываемая в полумраке фигура распятого на кресте мужчины (возможно, Христа, а возможно, нет). У меня не было потребности поговорить с художником о том, каков смысл этой работы, потому что глядя на этот лист я почувствовал, что люди всегда будут идти на муки и страдания за красоту женщины и что не только муки людские, но и красота спасает мир.

Последнюю упоминаемую в Обращении Госдумы работу стенд с изображением иконографии Спаса Нерукотворного, вместо лика которого вставлены фотографии Животворящего Креста Господня с развешенной на нем гирляндой из колбасных изделий я сам, а также те художники и куратор, которых я об этом спрашивал, на выставке не видели. На имеющихся в музее фотографиях выставки снятых до и после ее разгрома ничего похожего нет. Вероятно, у тех, кто готовил текст Обращения, произошла накладка .

На выставке Осторожно, религия! было представлено и много других произведений, в которых религиозная, в том числе православная, символика вообще не использовалась. Например, замечательно веселой и остроумной была работа Hello, Dolli (большое панно-аппликация из ткани с изображением овечки Долли), представляющая шуточный отклик художника на то, как прямо на наших глазах возникает, может быть, новая религия, объектом поклонения в которой станет Святая Долли . Как известно, овечка эта появилась на свет благодаря клонированию и, таким образом, стала как бы первым воплощением (пусть ущербным) мечты людей о физическом бессмертии. Глубокой и интересной по замыслу была, по-моему, серия цветных, возможно постановочных, фотографий, на которых были запечатлены сцены обыденной жизни, так как она течет за дверью почти любой квартиры. Автор фотографий как бы зафиксировал и разбил на семь сцен поток обычной жизни и акцентировал и привлек наше внимание к происходящему одним только коротким общим названием этих сцен: Семь смертных грехов . Эта работа напоминает, что мы перестали замечать и ощущать и в своей жизни, и в жизни окружающих ее греховность, перестали обращать внимание на то, что является грехом. Кроме того, была веселая работа, шутливо выражающая существование в мире язычества, была трагическая работа, в которой в лоб была выражена идея, что в советском, равно как и в нацистском государствах люди с противоречащими власти убеждениями были вынуждены идти на крест, как первохристиане (почему-то и эти работы вызвали негодование, в первом случае - у уважаемой газеты, во втором - у погромщиков).

Были также одинаково негативно отмеченные поверхностной прессой и погромщиками трагические и острые по смыслу работы грузинского художника, представившего объект - вертикально стоящий на подставке нож с красиво вытравленной на обоих сторонах лезвия надписью RELIGIYA и композицию из четырех фотографий (размер фотографий 30 на 40 см.). Что касается ножа с надписью, смысл объекта прозрачен и воспринимается мгновенно: религия - вещь обоюдоострая. Композицию из фотографий расшифровать труднее, первая реакция (моя в том числе), - шок; когда начинаешь думать, понимаешь трагизм и глубину работы. На постановочной фотографии, помещенной в левом верхнем углу композиции, сфотографирована женщина, голова которой скрыта капюшоном, в одеянии, похожем на монашеское (вопрос, монашка это или нет, автор намеренно оставляет без ответа), женщина сидит на ступенях лестницы с раздвинутыми коленями, передний подол ее одеяния находится выше колен, при избранном автором ракурсе и перспективе - чуть снизу - вверх, вид у этой женской фигуры - сексуальный и провоцирующий. Справа от этой фотографии, на фотографии такого же размера, представлен портрет в профиль мальчика 13-14 лет, он в наушниках и внимательно слушает музыку плейера. Лицо мальчика сосредоточено и спокойно, его взгляд направлен в другую сторону от женской фигуры. Ниже - еще две фотографии; на одной - абстрактная композиция из нескольких пересекающихся лучей, наподобие траекторий космических частиц или следов от реактивного самолета, на другой - часть обнаженной женской ноги, выше резинки чулка, на бедре сделана татуировка , вероятно, помадой - сердечко и надпись Love . Я пишу длинно потому, что надо ведь словами рассказать то, что взглядом воспринимаешь в одну секунду, но что потом требует долгих размышлений. А смысл работы трагичный и глубокий - мальчик, лицо которого повернуто в сторону от всех - стоит и внимательно вслушивается в музыку, в себя самого и в свое одиночество на пороге жизненного пути, который неизбежно проляжет в мире соблазнов (эротические фотографии) и в мире вселенной (абстрактная композиция из лучей).

О некоторых других работах, о которых бы мне хотелось рассказать, сделанных как с использованием религиозной православной символики, так и без нее, я просто не могу здесь писать из-за отсутствия места. Но с полной ответственностью за свои слова я могу сказать, что ни одна из представленных на выставке работ ни по замыслу их авторов, ни по намерениям музея не была направлена на то, чтобы оскорбить чувства верующих, - православных, католиков, буддистов, мусульман, приверженцев других конфессий, равно как и неверующих людей.

III

По-моему, суть проблемы - допустим или нет в обществе, где многие люди являются верующими, показ на художественной выставке работ, подобных названным, заключается в том, что использование в современном искусстве религиозных символов и помещение их в нерелигиозный художественный контекст для создания новых смыслов и образов, выражающих нерелигиозное, в том числе критическое отношение различных групп общества и авторов произведений к духовному миру человека и к различным явлениям окружающего мира (включая определенные аспекты религиозности людей и деятельности религиозных институтов), является естественной и неотменимой частью современной культуры, давно и прочно вошло в арсенал приемов литературы и изобразительного искусства и стало неотъемлемым элементом художественного творчества.

Забавно, что это невольно подтвердила редакция одной крупной газеты, напечатавшая большую зубодробительную статью о выставке Осторожно, религия! и сопроводившая ее для усиления тезиса о том, что художники и организаторы выставки издеваются над православными русскими святынями, крупной иллюстрацией. Иллюстрация представляет фрагмент разорванной на части знаменитой картины Нестерова: Видение святого духа отроку Варфоломею (будущему святому Сергию Радонежскому). При этом редакция забыла предупредить читателей, что этой работы не было на выставке Осторожно, религия! и что иллюстрацию создал, пользуясь принципами актуального искусства, художник редакции. Редакция другой, можно сказать, главной неправительственной газеты России напечатала о выставке громадную статью собственного корреспондента, броское название которой Убить постмодерниста своей двусмысленностью на порядок переплюнуло название выставки Осторожно, религия! . Кроме того, в этом же выпуске газеты на той же полосе помещено интервью со священником Иваном Охлобыстиным, который, отвечая на вопрос того же корреспондента: Как можно бороться с людьми, которые используют эпатаж? Ведь любой шум они оборачивают в свою пользу , сообщил читателям, что эти люди (речь об организаторах и участниках выставки Осторожно, религия! ), как и любые другие, не любят сидеть в тюрьме. …Я бы на месте властей посадил бы их, причем максимально быстро. Потому что, если они останутся безнаказанными, их здесь убьют . И редакция и корреспондент газеты оставили это сообщение без комментариев, если не считать комментарием редакции названного выше редакционного заголовка.

Нигде в мире в секуляризованных обществах и государствах в эпоху, в которую мы живем, не существуют и не могут существовать конвенциональные и правовые запреты и ограничения на использование в литературе и искусстве значимых религиозных символов в иных контекстах и иных смыслах, чем те значения, в которых они возникли и существуют в церкви. Попытки установления конвенционального и правового запрета на использование религиозных символов в нерелигиозном контексте и значении в немусульманских обществах и государствах не только не выполнимы, хотя убить пересмешника , конечно, всегда возможно, но по существу архаичны и направлены против логики и свободы художественного творчества, против прав граждан на свободу слова и свободу совести и против принятого в современных западных обществах и государствах конституционного принципа отделения церкви от государства. Что касается попыток осуществления таких запретов в мусульманском мире, то и там они сегодня приводят к эффекту Салмана Рушди , и надо учитывать, что весь западный мир встал на защиту этого писателя.

Сколько-нибудь последовательная попытка ввести конвенциональные и правовые ограничения на использование в научных исследованиях, журналистике, кино, театре, литературе и художественном творчестве значимых для верующих людей и других групп общества образов и символов в иной интерпретации и иных контекстах и значениях, чем те, с которыми эти образы и символы возникли и имеют существенное значение для своих приверженцев) означала бы не больше и не меньше, как запрет на полноценную деятельность всех институтов культуры и общественных институтов: музеев, художественных выставок, издательств, газет, университетов, политических партий и т.д.

В самом деле, если представить что такое конвенциональное и правовое ограничение желательно и возможно, разрешено ли будет российским музеям создавать экспозиции, посвященные ГУЛАГу и показу преступлений советского режима? Разрешено ли будет российским издательствам выпускать научные книги, посвященные, доказательству гипотезы, что Слово о Полку Игореве написано не в ХII веке, а является гениальной подделкой, созданной в ХVIII веке? Разрешено ли будет в Москве или Казани издавать книги и проводить конференции, посвященные разбору и критике норм шариата с точки зрения современного западного права? Можно ли будет в России создавать и показывать на выставках художественные работы, с критической точки зрения затрагивающие деятельность православной церкви и православного духовенства? Можно ли будет в России изучать в школах Демон Лермонтова и Фауст Гете? Может ли тогда появиться в России фильм подобный Андрею Рублеву ? Ведь подобные музейные экспозиции, книги, конференции, выставки, фильмы могут быть признаны оскорбляющими добросовестные убеждения и задевающими искренние и глубокие чувства миллионов людей - приверженцев советской власти, российских патриотов, мусульман, священников, православных христиан и т.д.

У современного секуляризованного правового общества и государства на эти и подобные вопросы существует ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ: Да, можно, если у тех, кто делает такие экспозиции и выставки, пишет такие книги, проводит такие конференции, снимает такие фильмы и т.д. нет намерения унизить и оскорбить чье-либо человеческое достоинство и фальсифицировать исторические факты .

В логике же конвенциональных и правовых запретов, навязываемых российскому обществу определенными политическими и клерикальными кругами, ответ на поставленный выше вопрос будет, наверное, таким: Не допускается публичное использование и распространение значимых для любых российских граждан (или групп граждан определенной численности) царских, советских, российских государственных, религиозных, исторических и культурных символов, художественных образов, документов, исторических сведений, фактов, мнений таким образом и таким способом, которые граждане (или группы граждан определенной численности) считают оскорбительными для себя, даже если лица, повинные в использовании вышеперечисленного, заявляют о том, что не имеют намерений кого-либо оскорбить .

Приходится сказать, что, хотя я и не считаю себя верующим, я вырос с очень верующими бабушками и потому у меня тоже есть религиозное чувство и мое религиозное чувство коробит , когда я вижу по телевизору батюшек, вероятно на вполне церковном и законном основаниях лихо благословляющих бары, рестораны, танки и т.д. Мне также непонятно - в каком качестве присутствуют в храмах на главных церковных праздниках многие руководители нашего государства и в качестве кого их показывают по телевизору - в качестве верующих людей или нет? Непонятно мне это, потому что мои бабушки приучили меня думать, что в храме уместно находится в церковные праздники только верующим.

В общем, мне непонятно и воспринимается как оскорбляющее мое религиозное чувство многое из того, что вижу, но при этом я все-таки никогда не пойду громить какой-нибудь храм, а наоборот обязательно пойду его защищать от погромщиков, если что-то подобное случится у меня на глазах. Точно так же я не пойду громить, а скорее буду защищать от погрома редакции тех газет, о которых думаю, что было бы очень хорошо, если бы эти газеты закрылись.

Я надеюсь, что среди депутатов Государственной Думы, потребовавших провести прокурорскую проверку в связи с выставкой Осторожно, религия! , есть те, кто просто не разобрались в сути и подоплеке дела с разгромом выставки. Надеюсь, что этим депутатам ближе образ России в виде светского, многоконфессионального, полиэтнического, правового, демократического и свободного государства, чем некоего мифического православного государства с соответствующими преимуществами и льготами для титульной православной нации , преимуществам и льготами для деятельности РПЦ и определяемыми РПЦ идеологическими рамками. Я надеюсь также, что и у работников прокуратуры достанет желания разобраться в сути дела. И я знаю, что никто из посетителей Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова (а за семь лет нашей работы у нас побывало около семидесяти тысяч человек) не упрекнет Музей в том, что его деятельность содействует возбуждению в России национальной, расовой или религиозной вражды, равно как и в том, что Музей когда-либо поддерживал или приветствовал террористические акты в городах России или где-либо в мире, равно как и продолжение жестокой и несправедливой войны в Чечне.

В заключение хочу сказать, что, несмотря на оказываемое на нас давление, Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова не перестанет быть открытой площадкой для свободного обсуждения любых значимых и острых проблем, в том числе свободного обсуждения проблем существования и деятельности религиозных институтов в нашем обществе и местом проведения акций, конференций, выставок, посвященных этим проблемам. Музей считает себя не вправе отказаться от этой миссии, даже несмотря на определенные издержки, с которыми при этом встречается.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Северный кружок любителей изящных искусств

Се верный кружо к люби телей изя щных иску сств (СКЛИИ) — культурно-просветительское общество, образованное в Вологде в 1906 году местными художника...

News image

Картины И.П. Похитонова на выставке «Чародей-Художник»

3 марта – 23 мая 2010 года Лаврушинский, 10, залы № 46–48 Пресс-показ – 2 марта в 14.00 Вернисаж – 2 марта в 16.00 (по пригласительным) Илья...

News image

Искусство династии Мин: китайская эра великолепия в Ме

Экспонаты «Искусство династии Мин» составлены на основе материалов богатейших запасников музея Метрополитен: «китайская эра великолепия» демон...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Арт-персоны:

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Арт-Критика:

Свои среди своих

News image

Первые выставки Фестиваля коллекций современного искусства В Москве стартовал ежегодный Международный фестиваль коллек...

Дверь от дома, которого нет

News image

Фестиваль Архстояние открылся под Калугой Громкий стук бьющегося сердца (правда, рвущегося из динамиков) встречал приехав...

Железные люди

News image

Скульптуры Энтони Гормли в Гараже До открытия Третьей Московской биеннале еще два месяца, а ее специальные гости уже...